Урок литературного чтения во 2-м классе. А.Н. Толстой «Приключения Буратино»
ЦЕЛИ УРОКА
1.Учить детей читать художественную литературу;
-вызвать интерес к чтению , создать атмосферу заинтересованности каждого ученика;
-совершенствовать работу над техникой чтения;
-создать условия для развития воображения, внимания, мышления;
— развивать антиципацию;
— создать условия для естественного самовыражения ученика.
ОБОРУДОВАНИЕ:
книга А.Н. Толстого «Приключения Буратино»,
сигнальные «светофоры»,
учебник «Маленькая дверь в большой мир»,
рабочая тетрадь для учебника,
тетрадь для зрительных диктантов,
таблица Шульте » Веселый счет»,
картинки героев произведения,
мультимедийная установка,экран, компьютер.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
— Вам хочется. чтобы урок получился интересным?
-Вы поможете мне?
— А я , в свою очередь помогу вам.
— На экране размещен план урока
-Ознакомьтесь с ним. ( знакомство с планированием учебной деятельности)
( на слайде планирование изображено в виде солнышка с лучами)
1. Разминка.
2.Творческая пятиминутка.( Лена Болгова» Деревянный мальчишка»)
3.Прослушивание песенки» Буратино»
4.Чтение авторского текста
5.Работа с иллюстрацией и заголовком текста.
6. Физминутка
7. Чтение
8.Работа в тетрадях
9 Зажигаем звездочки
10.Домашнее задание)
РАЗМИНКА
1 Подготовка дыхания
— Надуваем шарик.
-Цветочный магазин
3. Подготовка речевого аппарата
-Улыбочка
-Трубочка
.-Покажите нижние зубы, верхние.
-Лошадка
4. Артикуляционная гимнастика (на слайде)
-(произнесите медленно)БИ-БИ-БИП
-(произнесите быстро) БА-БА-БАП
-(читайте очень внимательно) БИМ-БЕМ-БАМ-БОМ-БУМ-БАМ
5.Упражнение, увеличивающее поле зрения
-Веселый счет
6. Подготовка к чтению
-Чтение за диктором
-Жужжащее чтение
-Чтение шепотом
-Чтение глазами
-Жужжащее чтение
-Молния
-Догонялки
ТВОРЧЕСКАЯ МИНУТКА
— Лена Болгова написала стихотворение » Деревянный мальчишка».Послушайте.
-Почему мы прослушали это стихотворение? Как оно связано с сегодняшним уроком?
-Я вам предлагаю послушать песенку » Буратино»
-Кто такой Буратино?(слайд с изображением Буратино)
— Кто знает, как называется книга, героем которой является Буратино?
— Кто автор этой сказочной повести?
ЧТЕНИЕ АВТОРСКОГО ТЕКСТА
-Неужели мы отправимся в новую сказку без Саши и Афанасия?(слайд с изображениями Саши и Афонасия)
-Где же наши герои и чем они занимаются, вы узнаете, прочитав текст.(Чтение в парах)
— Почему Саше было грустно?
— Где же после расставания Саша снова увидел Афанасия?
— Как Афанасий смог все перепутать в сказке?
-Что это за отрывок из сказки?
-Чем все закончилось?
— Когда вы читали авторский текст, то встретились там с фамилией этого автора и с названием книги. Напомните содержание текста.
— Какую сказку пересказал Толстой?
-Можно ли сказать, что ее просто перевели на русский язык?
— Из каких слов текста это стало понятным?
РАБОТА С ЗАГОЛОВКОМ И ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ К ТЕКСТУ
-Прочитайте название сказки.( слайд с названием сказки)
-Почему два заголовка?
-Кто автор сказки?(слайд с портретом А.Н. Толстого)
-Что можете сказать об авторе?
-Какой заголовок у этой главы сказки?( слайд «Девочка с голубыми волосами»)
_-Кто это такая?( слайд с изображением Мальвины)
-Что означает слово «воспитывать»?
— Рассмотрите иллюстрацию
-Согласны ли вы с Мальвиной, что Буратино надо воспитывать?
-Получится ли из Мальвины воспитатель?
-Хорошим ли учеником будет Буратино?
-Давайте проверим ваши предположения. прочитав эту главу сказки
ФИЗМИНУТКА
1. «Птицы» -наши руки, это не руки, а крылья птицы.
Вот летит гордый орел. Он резко машет крыльями вверх-вниз
А вот показалась чайка.Она мягко парит в воздухе.
Смотрите, это ведь колибри!Она так часто машет своими маленькими крылышками, что они практически незаметны.
2. Зарядка для глаз (на экране)
3. «Оживлялочка» ( потрите ладонями уши, «похлопайте» ушами, «расческа»)
Подуйте на правое плечо, на левое плечо, на живот, на облака и остановимся пока.
ЧТЕНИЕ СКАЗКИ ВСЛУХ
(словарная работа ведется по ходу чтения)
-Что значит «с досадой»?
-Что такое чернильница?(слайд с изображением чернильницы)
-Чему хотела научить Мальвина Буратино?( Чтение до слов «…вот так влип…»)
-Нарисуйте словесную картинку, которая появилась перед вами во время чтения.(ответы детей)
-Почему на столе кукольная посуда?
-Почему Мальвина поморщилась? Покажите как это могло выглядеть.( слайд с мимическими выражениями)
-Покажите как сидел Буратино? У кого из вас это получилось лучше всех?
-Прочитайте, что на это сказала Мальвина?
— Найдите и прочитайте, как Буратино ел и пил. А было ли такое с кем-нибудь из вас?
-Что подумала Мальвина о воспитании Буратино?
-Как к этому отнесся Буратино?
САМОЗАМЕР
Дальше продолжите читать жужжащим чтением ( 1 мин).
Сосчитайте, сколько слов вы прочитали.
Запишите в дневник.
РАБОТА ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА.(Работа в тетрадях)
-Откройте ваши тетради на с. 19, №5.
-Работа в группах
(проверка)
«ЗАЖИГАЕМ ЗВЁЗДОЧКИ»
— Закройте глаза и подумайте, что вы полезного взяли с сегодняшнего урока?
-Как полученные сегодня знания вам могут пригодиться в жизни?
-Посмотрите вокруг и опишите свое состояние на данный момент.
-Что изменилось в вашей душе после прочтения этой сказочной повести?
-Просигнальте «светофорами» о своем настроении.
— Кто на уроке был «ЗВЕЗДОЧКОЙ»? Кого можно поблагодарить за работу на уроке? (оценивание, обсуждение)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на слайде подготовиться к инсценированию. Девочки учат слова Мальвины, мальчики — слова Буратино)
БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ