Открытый урок по чтению в 1-А классе по теме:

«Сказка В.Г. Сутеева «Под грибом».

Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №840 г. Москвы

Зыкова Галина Ильинична

Цели и задачи урока:

1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.

3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, согласованности при работе в паре.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказками В. Г. Сутеева из его сборника «Сказки и картинки».

— Какие сказки Сутеева вы уже читали?Слайд 2

Слайд 3

Владимир Григорьевич Сутеевродился в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.

С 14 летСутеев рисовал дипломы для победителей спортивных соревнований, работал инструктором физкультуры в младших классах школы.

Профессиональную деятельность он начинал как художник-мультипликатор. На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино («Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка» и др.).

Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией.

Сутеев сам иллюстрировал и свои произведения, и произведения других авторов. Художник и писатель, режиссёр и постановщик мультфильмов – это всё совместил в одном лице Владимир Григорьевич Сутеев. Сутеев обладал одной уникальной способностью: он одинаково владел правой и левой рукой, причём, одновременно одной рукой мог писать, а другой – рисовать.

3. Подготовительная работа

— Ребята, а вы любите фантазировать? А ходить на прогулку в лес? А сейчас хотите совершить такую прогулку, только не выходя из класса, по представлению? Мне тоже нравится гулять по лесу, особенно в начале осени, когда появляются грибы.

Но прежде, чем мы отправимся в такое путешествие, сначала мы вспомним некоторыми правилами поведения в природе.

Итак, путешествовать мы будем пешком.

Как вы думаете, почему? (Потому что в лесу нельзя шуметь). Это первое правило лесной вежливости.

— Иногда люди в лесу кричат, поют, аукаются. От этого шума лес стоит испуганный. И никто из крикунов не узнает, что происходит в лесу, не услышит, как дятел в своей кузнице работает, как белка цокает, когда сердится. А уж как кто-то невидимый в траве прошуршал – и подавно не заметит. С чем пришли, с тем и уйдут крикливые гости. Будто хозяев дома не застали.

— Запомнили эти правила? Тогда, в путь!

На лесной опушке выросли волнушки.

Оглянулись и сказали:

— Здравствуйте! Вы нас искали?

— Что обозначает слово волнушки? Почему их так назвали?

-А мы их будем собирать? (Да). Почему? (Они съедобные).

— Какие съедобные грибы вы ещё знаете?

— А какие грибы вы не будете собирать?

4. Физминутка.

-Мы шли, шли, шли,

Белые грибы нашли.

Раз грибок, два грибок

Положили в кузовок.

5. Работа над новым материалом.

-Идём мы, идём, и вдруг набежала тучка, и стал накрапывать дождик. Что делать? Правильно, мы поставим палатку и переждём его. Но что это? Да это же маленький грибок еле виднеется из травы!

А чтобы вы не скучали, мы послушаем сказку про такой же грибок, которую написал Владимир Григорьевич Сутеев и называется она “Под грибом”.

Слайд 4- 16

1). Слушание сказки В.Г.Сутеева “Под грибом”

2). Беседа по содержанию сказки.

— Понравилась ли сказка? Чем?

-Докажите, что это сказка.

— Какую известную сказку напоминает сказка “Под грибом”? (Теремок”, “Рукавичка”. (Показать эти книги).Слайд 17

-Какая из них авторская, а какая народная?

— Кто первым появляется в сказке “Теремок”? А в сказке “Под грибом”?

— Каких героев этой сказки нет в сказке “Теремок”? (Муравья, Бабочки, Воробья).

— В чём сходство сказок? (Звери продолжают приходить).

— В чём их различие? (Лиса не просится под гриб, она только ищет зайца).

— Чему можно порадоваться в этих сказках? (Дружелюбию, взаимовыручке, желанию помочь).

-Чему учит нас автор сказки В. Сутеев? (Быть добрыми, помогать, выручать друг друга).

-Но вот дождик и закончился. Посмотрите, а грибок-то наш тоже вырос! Но мы оставим его ещё подрасти, а сами вернёмся в класс и будем учиться читать эту сказку.

3). Речевая разминка.

Слайд 18

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

6. Чтение и анализ произведения.

Слайд 19

1).- Прочитайте слова сначала по слогам, а затем целыми словами:

спря-тать-ся спрятаться

пе-ре-жи-да-ет пережидает

по-тес-ни-лись потеснились

про-мок-ла промокла

ма-лень-кий маленький

нем-нож-ко немножко

Слайд 20

2). — Объясните значение этих выражений

Дождь пережидает…(ждёт, когда кончится дождик)

Кое-как уместился …(еле, чуть…)

Вода ручьём течёт… (льётся струйкой)

Потеснитесь немножко… (подвиньтесь ближе друг к другу).

3). Чтение сказки “цепочкой” вслух. (Обратить внимание на выразительность).

4). Восстановление последовательности сказки и выборочное чтение.

— Кто первый нашёл грибок? (Муравей).

— Кто у Муравья попросил убежища? (Бабочка).

— Прочитайте, с какими словами Бабочка обратилась к Муравью?

— Кто прибежал за Бабочкой? (Мышка).

— Прочитайте её просьбу.

— Кто из героев употребил в своей речи “волшебное” слово? (Воробей, пожалуйста).

— Какие “волшебные” слова вы ещё знаете? (Спасибо, до свидания, …)

— Перечислите по порядку остальных героев сказки. (Заяц, Лиса, Лягушка).

5). Работа с иллюстрациями к сказке.

На доске иллюстрации к сказке. Расположите их в том порядке, как развиваются действия в сказке.

6) — А теперь рассмотрите иллюстрации в учебнике. Правильно ли художник передал последовательность событий сказки? Восстановите последовательность.

— Кто самый первый догадался, почему всем хватило места под грибом? (Лягушка).

— А что говорится о ней в сказке, прочитайте.

— А вы догадались? (Гриб вырос).

7) Работа в парах.

-Сейчас поработаем в парах. На партах лежат листочки со словами. Вам предстоит собрать из этих слов пословицы и решить, какая из этих пословиц отражает главную мысль сказки Сутеева В. Г.

В тесноте, да не в обиде.

Не в свои сани не садись.

Слайд 21

Слайд 22

-Почему в сказке В. Г. Сутеева всё закончилось благополучно?

8) А сейчас мы с вами выполним тест

Выберите только один, на ваш взгляд правильный ответ и обведите в кружок.

Тест

1. Муравья застал:

а) Снег

б) Дождь

в) Град

2. Муравей:

а) пустил бабочку под грибок

б) не пустил бабочку под грибок

в) предложил поменяться местами

3. Из птиц под грибом прятался:

а) цыпленок

б) попугай

в) воробей

4. Эта сказка учит:

а) трудолюбию

б) дружбе

в) как спастись от дождя

9) — Проверьте ваши работы. Внимание на экран!

Слайд 23

10) Ребята для вас приготовили сюрприз (Инсценировку к сказке)

А теперь давайте посмотрим наших артистов.

Муравей: Дождь застал меня в пути,

Надо крышу мне найти.

Лапки мокрые уж стали

Буду думать о привале.

Муравей подходит к грибу.

Муравей: Я под грибом здесь укроюсь

Отогреюсь и отмоюсь.

Летит бабочка мимо гриба.

Бабочка: Милый, милый муравей.

Ты меня уж пожалей.

Крылья вымокли мои

Не взлетаю, погляди.

Муравей: Да куда ж тебе здесь встать.

Мне здесь негде уж стоять.

Бабочка: Места много не займу

Муравей: Ладно. Заходи. Приму.

Пробегает мимо грибка мышка.

Мышка: Можно с вами здесь укрыться?

Негде мне от ливня скрыться.

Муравей: Места нет здесь. Ты ведь видишь.

Мышка: В тесноте, да не в обиде.

Бабочка: Ладно, прячься поскорее.

Ну, не бойся, будь смелее.

Пролетает воробей, садится на веточку.

Воробей: Весь замерз я и устал.

Бабочка: Как бы с ветки не упал.

Мышка:Может пустим, муравей?

Бабочка:Воробьишку пожалей.

Мышка: Мы подвинемся немножко.

Пусть обсохнет этот крошка.

Муравей: Воробей иди скорей

Здесь тебе будет теплей.

Бежит мимо гриба заяц. Испуганно прячется за дерево.

Заяц: Помогите! Там лисица!

Нужно где-то мне укрыться!

Муравей: Жалко зайца мне совсем.

Бабочка: Места здесь нам хватит всем.

Мышка: Прячься к нам скорей, косой

Разберемся мы с лисой.

Подходит лисица.

Лиса: Зайца здесь вы не видали?

Муравей: Нет. Ведь вы за ним бежали.

Лиса(обходит гриб): Может спрятали его?

Мышка: Места мало без него.

Лиса: Тьфу. Удрал косой опять

Снова голодом мне спать.

Уходит лиса. Бабочка выходит из под гриба.

Бабочка: Посмотрите, нет дождя

Выходите все, друзья!

Танец друзей

Муравей: Как же места нам хватило?

Одному ведь тесно было.

Появляется лягушка (кукла)

Лягушка:Ква, на гриб то поглядите.

Вырос он, а вы боитесь.

Лягушка прячется.

Муравей: Гриб и вправду больше стал.

Бабочка: Вместе всех он нас собрал.

Мышка: Будем мы теперь дружить.

Заяц: В мире дружбы станем жить.

Муравей: Когда дружба наступает

Все герои: Тесно вместе не бывает!

Песенка друзей.

Итог урока

— С какой сказкой мы познакомились на уроке?

— Кто автор этой сказки?

Какова главная мысль сказки? (В тесноте, да не в обиде!)

— Каким качеством обладают друзья – герои сказки?

— На уроке рисования мы раскрасим рисунки к сказке В. Сутеева «Под грибом» и на следующем уроке составим цветной диафильм.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here