Открытый урок по чтению в 1-А классе по теме:
«Сказка В.Г. Сутеева «Под грибом».
Автор: учитель начальных классов ГБОУ СОШ №840 г. Москвы
Зыкова Галина Ильинична
Цели и задачи урока:
1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку); продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью; активизировать “вдумчивое чтение”.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат, умение анализировать и обобщать, интерес к чтению, любознательность.
3. Воспитательные: воспитание нравственности через анализ содержания художественного произведения; воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, согласованности при работе в паре.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка цели урока
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказками В. Г. Сутеева из его сборника «Сказки и картинки».
— Какие сказки Сутеева вы уже читали?Слайд 2
Слайд 3
Владимир Григорьевич Сутеевродился в Москве, в семье врача. Отец был одарённым человеком, его увлечение искусством передалось и сыну.
С 14 летСутеев рисовал дипломы для победителей спортивных соревнований, работал инструктором физкультуры в младших классах школы.
Профессиональную деятельность он начинал как художник-мультипликатор. На студии «Союзмультфильм» Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино («Муха-цокотуха», «Волшебный магазин», «Кораблик», «Кто сказал мяу?», «Петя и Красная Шапочка» и др.).
Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией.
Сутеев сам иллюстрировал и свои произведения, и произведения других авторов. Художник и писатель, режиссёр и постановщик мультфильмов – это всё совместил в одном лице Владимир Григорьевич Сутеев. Сутеев обладал одной уникальной способностью: он одинаково владел правой и левой рукой, причём, одновременно одной рукой мог писать, а другой – рисовать.
3. Подготовительная работа
— Ребята, а вы любите фантазировать? А ходить на прогулку в лес? А сейчас хотите совершить такую прогулку, только не выходя из класса, по представлению? Мне тоже нравится гулять по лесу, особенно в начале осени, когда появляются грибы.
Но прежде, чем мы отправимся в такое путешествие, сначала мы вспомним некоторыми правилами поведения в природе.
Итак, путешествовать мы будем пешком.
Как вы думаете, почему? (Потому что в лесу нельзя шуметь). Это первое правило лесной вежливости.
— Иногда люди в лесу кричат, поют, аукаются. От этого шума лес стоит испуганный. И никто из крикунов не узнает, что происходит в лесу, не услышит, как дятел в своей кузнице работает, как белка цокает, когда сердится. А уж как кто-то невидимый в траве прошуршал – и подавно не заметит. С чем пришли, с тем и уйдут крикливые гости. Будто хозяев дома не застали.
— Запомнили эти правила? Тогда, в путь!
На лесной опушке выросли волнушки.
Оглянулись и сказали:
— Здравствуйте! Вы нас искали?
— Что обозначает слово волнушки? Почему их так назвали?
-А мы их будем собирать? (Да). Почему? (Они съедобные).
— Какие съедобные грибы вы ещё знаете?
— А какие грибы вы не будете собирать?
4. Физминутка.
-Мы шли, шли, шли,
Белые грибы нашли.
Раз грибок, два грибок
Положили в кузовок.
5. Работа над новым материалом.
-Идём мы, идём, и вдруг набежала тучка, и стал накрапывать дождик. Что делать? Правильно, мы поставим палатку и переждём его. Но что это? Да это же маленький грибок еле виднеется из травы!
А чтобы вы не скучали, мы послушаем сказку про такой же грибок, которую написал Владимир Григорьевич Сутеев и называется она “Под грибом”.
Слайд 4- 16
1). Слушание сказки В.Г.Сутеева “Под грибом”
2). Беседа по содержанию сказки.
— Понравилась ли сказка? Чем?
-Докажите, что это сказка.
— Какую известную сказку напоминает сказка “Под грибом”? (Теремок”, “Рукавичка”. (Показать эти книги).Слайд 17
-Какая из них авторская, а какая народная?
— Кто первым появляется в сказке “Теремок”? А в сказке “Под грибом”?
— Каких героев этой сказки нет в сказке “Теремок”? (Муравья, Бабочки, Воробья).
— В чём сходство сказок? (Звери продолжают приходить).
— В чём их различие? (Лиса не просится под гриб, она только ищет зайца).
— Чему можно порадоваться в этих сказках? (Дружелюбию, взаимовыручке, желанию помочь).
-Чему учит нас автор сказки В. Сутеев? (Быть добрыми, помогать, выручать друг друга).
-Но вот дождик и закончился. Посмотрите, а грибок-то наш тоже вырос! Но мы оставим его ещё подрасти, а сами вернёмся в класс и будем учиться читать эту сказку.
3). Речевая разминка.
Слайд 18
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
6. Чтение и анализ произведения.
Слайд 19
1).- Прочитайте слова сначала по слогам, а затем целыми словами:
спря-тать-ся спрятаться
пе-ре-жи-да-ет пережидает
по-тес-ни-лись потеснились
про-мок-ла промокла
ма-лень-кий маленький
нем-нож-ко немножко
Слайд 20
2). — Объясните значение этих выражений
Дождь пережидает…(ждёт, когда кончится дождик)
Кое-как уместился …(еле, чуть…)
Вода ручьём течёт… (льётся струйкой)
Потеснитесь немножко… (подвиньтесь ближе друг к другу).
3). Чтение сказки “цепочкой” вслух. (Обратить внимание на выразительность).
4). Восстановление последовательности сказки и выборочное чтение.
— Кто первый нашёл грибок? (Муравей).
— Кто у Муравья попросил убежища? (Бабочка).
— Прочитайте, с какими словами Бабочка обратилась к Муравью?
— Кто прибежал за Бабочкой? (Мышка).
— Прочитайте её просьбу.
— Кто из героев употребил в своей речи “волшебное” слово? (Воробей, пожалуйста).
— Какие “волшебные” слова вы ещё знаете? (Спасибо, до свидания, …)
— Перечислите по порядку остальных героев сказки. (Заяц, Лиса, Лягушка).
5). Работа с иллюстрациями к сказке.
На доске иллюстрации к сказке. Расположите их в том порядке, как развиваются действия в сказке.
6) — А теперь рассмотрите иллюстрации в учебнике. Правильно ли художник передал последовательность событий сказки? Восстановите последовательность.
— Кто самый первый догадался, почему всем хватило места под грибом? (Лягушка).
— А что говорится о ней в сказке, прочитайте.
— А вы догадались? (Гриб вырос).
7) Работа в парах.
-Сейчас поработаем в парах. На партах лежат листочки со словами. Вам предстоит собрать из этих слов пословицы и решить, какая из этих пословиц отражает главную мысль сказки Сутеева В. Г.
В тесноте, да не в обиде.
Не в свои сани не садись.
Слайд 21
Слайд 22
-Почему в сказке В. Г. Сутеева всё закончилось благополучно?
8) А сейчас мы с вами выполним тест
Выберите только один, на ваш взгляд правильный ответ и обведите в кружок.
Тест
1. Муравья застал:
а) Снег
б) Дождь
в) Град
2. Муравей:
а) пустил бабочку под грибок
б) не пустил бабочку под грибок
в) предложил поменяться местами
3. Из птиц под грибом прятался:
а) цыпленок
б) попугай
в) воробей
4. Эта сказка учит:
а) трудолюбию
б) дружбе
в) как спастись от дождя
9) — Проверьте ваши работы. Внимание на экран!
Слайд 23
10) Ребята для вас приготовили сюрприз (Инсценировку к сказке)
А теперь давайте посмотрим наших артистов.
Муравей: Дождь застал меня в пути,
Надо крышу мне найти.
Лапки мокрые уж стали
Буду думать о привале.
Муравей подходит к грибу.
Муравей: Я под грибом здесь укроюсь
Отогреюсь и отмоюсь.
Летит бабочка мимо гриба.
Бабочка: Милый, милый муравей.
Ты меня уж пожалей.
Крылья вымокли мои
Не взлетаю, погляди.
Муравей: Да куда ж тебе здесь встать.
Мне здесь негде уж стоять.
Бабочка: Места много не займу
Муравей: Ладно. Заходи. Приму.
Пробегает мимо грибка мышка.
Мышка: Можно с вами здесь укрыться?
Негде мне от ливня скрыться.
Муравей: Места нет здесь. Ты ведь видишь.
Мышка: В тесноте, да не в обиде.
Бабочка: Ладно, прячься поскорее.
Ну, не бойся, будь смелее.
Пролетает воробей, садится на веточку.
Воробей: Весь замерз я и устал.
Бабочка: Как бы с ветки не упал.
Мышка:Может пустим, муравей?
Бабочка:Воробьишку пожалей.
Мышка: Мы подвинемся немножко.
Пусть обсохнет этот крошка.
Муравей: Воробей иди скорей
Здесь тебе будет теплей.
Бежит мимо гриба заяц. Испуганно прячется за дерево.
Заяц: Помогите! Там лисица!
Нужно где-то мне укрыться!
Муравей: Жалко зайца мне совсем.
Бабочка: Места здесь нам хватит всем.
Мышка: Прячься к нам скорей, косой
Разберемся мы с лисой.
Подходит лисица.
Лиса: Зайца здесь вы не видали?
Муравей: Нет. Ведь вы за ним бежали.
Лиса(обходит гриб): Может спрятали его?
Мышка: Места мало без него.
Лиса: Тьфу. Удрал косой опять
Снова голодом мне спать.
Уходит лиса. Бабочка выходит из под гриба.
Бабочка: Посмотрите, нет дождя
Выходите все, друзья!
Танец друзей
Муравей: Как же места нам хватило?
Одному ведь тесно было.
Появляется лягушка (кукла)
Лягушка:Ква, на гриб то поглядите.
Вырос он, а вы боитесь.
Лягушка прячется.
Муравей: Гриб и вправду больше стал.
Бабочка: Вместе всех он нас собрал.
Мышка: Будем мы теперь дружить.
Заяц: В мире дружбы станем жить.
Муравей: Когда дружба наступает
Все герои: Тесно вместе не бывает!
Песенка друзей.
Итог урока
— С какой сказкой мы познакомились на уроке?
— Кто автор этой сказки?
Какова главная мысль сказки? (В тесноте, да не в обиде!)
— Каким качеством обладают друзья – герои сказки?
— На уроке рисования мы раскрасим рисунки к сказке В. Сутеева «Под грибом» и на следующем уроке составим цветной диафильм.