ЭТАП УРОКА

Орг. момент

Психологи

ческий настрой

Формулиро

вание темы и целей урока.

Проверка домашнего задания.

Тема урока.

Первичное восприятие текста стихотворения.

Повторение изобразительно-выразительных средств.

Словарная работа.

Работа с текстом во время чтения.

Анализ 1 срофы.

Подготовка к выраз.чт.

Физминутка.

Дыхательная гимнастика.

Анализ 2 строфы.

Подготовка к выраз. чт.

Анализ 3 строфы.

Подготовка в выраз.чт.

Анализ 4 строфы.

Подготовка к выраз. чт.

Обобщение самостоятельной работы.

Выразительное чтение стихотворения.

Подведение итогов.

Социальная значимость.

Рефлексия.

Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Прозвенел звонок для нас!
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.

-Сегодня утром вы шли в школу. А вспомните, какое оно, сегодняшнее утро? Постарайтесь найти самое яркое, точное определение для его описания.

— Вспомните, благодаря чему наше лицо может отражать самые разные чувства и настроения (мимика).

— Попробуйте с помощью мимики показать сегодняшнее настроение.

— Я тоже радуюсь! Мне радостно от встречи с вами. А ещё мне радостно и волнительно потому, что сегодня нам предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, где вы откроете для себя новую и интересную страничку.

-А сейчас давайте представим, что наш класс превратился в литературную гостиную, уют, которой придаёт замечательная музыка русского композитора Петра Ильича Чайковского.

— Что такое гостиная?

Учащиеся. Это комната, где принимают гостей.

— Правильно. А почему она называется «литературной»?

Учащиеся. Предположения учеников.

Встречать гостей в литературных гостиных было очень популярно в жизни Петербурга 19 начала 20 столетий. На такие вечера приглашали в гости поэтов, писателей, музыкантов, где они исполняли для присутствующих свои произведения. Но и другие гости с удовольствием читали стихи, делились своими мыслями, настроениями, впечатлениями и музицировали.

-Вот и мы с вами попадем в такую гостинную. Представьте, здесь тепло и уютно, потому что кругом столько замечательных друзей. Тихо звучит музыка и замечательные стихи.

-Давайте определим, о чем мы сегодня будем делиться своими мыслями, на какую тему начнем читать стихи.

-Ребята прочитайте слова. Они помогут определить тематику этого и нескольких последующих уроков.

вьюжная

морозная снежная

суровая нарядная

студеная

На фоне музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года», «Зима. Декабрь. Ученики определяют тему раздела и последующих уроков по опорным словам.

-Да, сегодня мы начинаем читать стихи о зиме, потому что она становится полноправной хозяйкой в природе.

-Люди пытаются изображать зимнюю природу по-разному. Композиторы «рисуют» её с помощью звуков. Художники это делают с помощью красок, а писатели и поэты — с помощью слов, используя разнообразные литературные приемы. Зимняя природа побуждает людей творить. Она привлекает и манит.

— Но только ли положительные эмоции вызывает в людях зима?

-Любите ли вы сами зиму?

-Мы сегодня постараемся с вами представить зимнюю красоту природы, услышать её звуки.

-Как вы думаете, а всякий ли человек может писать о природе? (нет)

— А каким должен быть этот человек? (наблюдательным, который любит природу, умеет видеть прекрасное, умеет её понимать).

— Несколько дней назад вы получили задание: побыть сочинителями и художниками. Одна группа должна была показать словом, какой она представляет себе зиму, другая в виде рисунка. Давайте посмотрим, что получилось.

Чтение детьми мини-сочинений, рассматривание иилюстраций.

-В какой форме ваши произведения? Проза и стихотворение.

-Легко давать описания природы?

— Рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека могут представители разных направлений искусства, но прежде всего поэзия. Поэт – волшебник, художник слова.

— Как узнать, любят ли поэты и писатели, произведения которых мы будем читать на уроках зиму?

— Какие чувства, эмоции испытывают они к зиме?

Учащиеся. (Нам нужно прочитать и проанализировать произведения, спросить у них самих, может даже придётся прочитать ещё произведения, которые не включены в раздел учебника)

— Сегодня на уроке нас ждёт встреча с таким мастером слова — великим русским поэтом — Сергей Александрович Есенин.

Рассказ учащегося.

Родился Сергей Есенин 3 октября 1895 г. в селе Константинове (ныне село называется Есенино) Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье.

Будущий поэт окончил четырёхклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу. Учился он хорошо, особенно ему удавалось чтение стихов наизусть. Старшие хотели, чтобы Сергей стал учителем, однако сам Есенин мечтал о литературе, ведь стихи он начал сочинять рано.

«Стихи писать начал лет с девяти, — вспоминал он позже.

Решив связать свою жизнь с литературой, в 1912 году Есенин приехал в Москву. Здесь он работает в типографии, вступает в литературно-музыкальный кружок. В 1915 году поэт едет в Петроград (нынешний Санкт – Петербург), где быстро приобретает громкую славу среди поэтов своего времени. Есенин становится любим и известен не только в России, но и за рубежом. Любят стихи Есенина за теплоту, лиричность, удивительную образность. Поэзия Есенина мелодична и музыкальна.

Поэт Николай Браун посвятил Есенину своё стихотворение.

В этом имени – слово «есень».

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нём от русских песен –

Поднебесье, тихие веси,

Синь берёзы

И синь – рассвет.

Что-то есть в нём и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

-Давайте посмотрим, какими чувствами, мыслями с нами хочет поделиться Есенин. Стихотворение » Поет зима ауакает….» поэт написал в 15 лет.

— Послушайте стихотворение с закрытыми глазами и постарайтесь увидеть картины, которые рисует нам автор.

— Что вы увидели «внутренним взором»?

— Какое настроение у вас вызвало стихотворение?

— Как вы думаете, для чего поэт его написал, чтобы мы грустили? Или он хотел показать что-то другое? (Хотел показать природу зимой).

— В процессе чтения, мы будем разбираться, с помощью каких изобразительных средств, поэт создает образы, а также определим,

какое настроение передает нам автор,

-Вспомним средства выразительности, которые мы с вами изучали. Я буду давать определение, а вы показывать нужное средство выразительности на карточке.

– Сопоставление одного явление или предмета с другим. (Сравнение).

Образное определение, выражающее сущность предмета или явления, дающее ему дополнительную характеристику в виде скрытого сравнения. (Эпитет).

— Специальный подбор звуков для создания определённой картины, более точного изображения художественного образа. (Звукопись, аллитерация).

– Воплощение чего-нибудь в образе живого существа. (Олицетворение).


— Перенесение свойств одного предмета на другой. (
Метафора).

— Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу.

-А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.

  • Поет – сильно дует

  • Аукает – перекликается

  • Стозвоном – звон 100 сосен (автор.)

  • Сосняк – собирательное, сосновый лес.

  • Ковром шелковым – мягким ковром

  • Сиротливые – без родителей

  • Озябли – сильно замерзли

  • Ставни – дощатые створки для прикрытия стекол

  • Вихри – порывистые круговые движения ветра

— Переверните листы на своих столах. Это текст стиховорения. Сколько в нем строф, т.е. частей? (4)

— В стихотворении 4 строфы – это 4 картины. И в каждой свои герои, чувства, ключевые слова, средства выразительности.

— Давайте попробуем разобраться в этом, чтобы понять основную идею стихотворения и научиться выразительно его читать.

— Прочитайте 1-ю строфу. Кто главный герой? (Зима).

-Как выглядит зима?
— Какой прием использует Есенин, создавая образ зимы? (поёт, аукает, баюкает — Олицетворение )


-Как изображены облака?

— Какие слова можно считать главными, ключевыми в первой строфе, потому что именно они выражают чувства поэта? (С тоской глубокою).

— Значит, глубокая тоска – это настроение первой строфы. («1.Глубокая тоска».)

— Сочетания каких звуков позволяет представить, как плавно плывут облака по небу? (ПЛЫвут в страну даЛЁкую седые обЛАка).

-Как вы думаете, почему облака седые?
— Можно ли сказать, что облака очеловечены?

— Что передает автор, используя прием звукописи в словах:
АУКАЕТ – баЮКАЕТ – глубОКОЮ – далЕКУЮ ?
— В каком лесу оказался поэт? Какой это лес?

-Какое слово использует поэт, показывая лес? (мохнатый)

— Что значит это слово? (засыпан пушистым снегом, снега в лесу очень много).

-Какое изобразительное средство использует автор? (эпитет)

— Что передает поэт, используя прием ЗВУКОПИСИ в строчке «СтоЗвоном СоСняка»? (^ Звон стволов промёрзших сосен).


-Давайте, запишем в таблицу, какой в этом строфе нам автор показывает зиму, и какое настороение создает.

-Попробуйте выразительно прочитать друг другу 1 строфу так, чтобы передать ауканье зимы, звон промёрзших сосен, глубокую тоску облаков.

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете-
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

-Представьте. Выпал снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его. Теперь можем работать дальше.

-Прочитайте первое предложение 2 строфы.

-Кто главнй герой? (метелица)

— Чем необычен образ метелицы у поэта? (ковром шелковым стелется).

— Почему автор использует слово «шелковый». Разве ковры бывают шёлковыми… (показать лёгкость снежной метели, но и ее холод, т.к. шелк прохладная ткань.).

— Какие литературные приемы здесь использует автор? ( олицетроврение, метафора).

— Какова роль союза но в образе метелицы? (зима легкая, воздушная, но холодная)

— О ком ещё пишет автор в этой строфе? (О воробышках).

— Найдите сравнение, которое применил автор к воробьям. (Как детки — сиротки)

— Назовите эпитеты. (Игривые, сиротливые).

— Почему С.Есенин применил именно такое сравнение и эпитеты? (Он хотел, чтобы мы пожалели воробышков, потому что тревожится за них).
— Какое главное чувство здесь испытывает автор? (Тревога).

Запишем в таблицу образ зимы, настороение и чувства.

— Прочитайте вторую строфу, передавая любование природой и тревогу за воробьев.


— Какие нежные слова находит поэт для пташек?
-Какой литературный прием использует? (эпитеты).

— Почему же пташки бедные и голодные? (зима сердитая и злая).

-Почему они жмутся поплотней? (от холода и им немного страшно).

-Найдите прием звукописи, чтобы передать, как воробышкам холодно.

— Почему им может быть страшно? (вьюга злится, бешенно стучит).
-Как вы относитесь к воробышкам? А поэт? (с жалостью и сочувствием).

— Как автор описывает здесь зиму? Какие литературные приемы использует?

( Стучит, злится – олицетворение; с рёвом – метафора; с рёвом бешеным – эпитет).


-Какие звуки передают злость вьюги в последних двух строках? (С-З).

— Какой приём применил автор? (Звукопись).
— В 3 строфе появляется более мощный образ зимы: была метелица, теперь уже вьюга. Как вы думаете, для чего это автор делает? (Для усиления холода зимы, для усиления чувства жалости к воробышкам)

-Можно сказать, что и отношение автора к зиме меняется? (да, он зимой уже не так любуется).

— Подумайте, каким образом нам автор показывает изменение своего отношения к зиме? (с помощью союза а. Автор жалеет воробышков, а зима нет).

— Для чего Есенин рассказывает в своём стихотворении о холодной метелице, седых облаках, снежных вихрях? (показать власть зимы, её силу и могущество)

-Запишем в таблицу образ зимы, а также настроение и чувства этой строфы.


— Подготовьтесь к выразительному чтению третьей строфы, передавая дрожь и страх воробышков и бешенство вьюги.

— Прочитайте последнюю строфу и подумайте, о чём мечтают воробышки?
(О весне).

— Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги? (у мёрзлого окна)

— «Мёрзлое окно» — объясните значение этого выражения (окно, покрытое морозными узорами)

— Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку.

-Какой показал поэт зиму в этом отрывке? (невсесильная, весна сильнее)

-Какой прием использует автор, изображая весну? (олицетворение).

-В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны.

— Для чего автор вводит в своё произведение образ весны?

— Какой приём он использует, противопоставляя зиму и весну? (приём противопоставления, контраста в живописи) (противопоставление)

— Для чего автор использует этот литературный приём? (чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек)

-Запишем в таблицу образ зимы, а также настроение и чувства этой строфы.

— Подготовьтесь выразительно читать последнюю строфу так, чтобы мы поверили, что весна придёт, что надо надеяться и ждать.

-Давайте, посмотрим на таблицу, какой образ зимы представил нам автор?

-Приготовьтесь читать стихотворение целиком.

Но прежде, чем вы начнёте читать стихи, давайте вспомним основные правила выразительного чтения:

Парус – интонация, она передает настроения и чувств; соблюдение тнеобходимых пауз.

штурвал – ключевые слова, которые мы выделяем , голосом при чтении, т.е. делаем логическое ударение.

винт – скорость чтения.

-Обозначим паузы, поставим логическое ударение.

-Какую скорость чтения мы будем соблюдать?

-Помните, в лирических стихотворениях присутствует некая задушевность, задумчивость.

-Подготовьтесь читать стихотворение выразительно.

-Что обязательно нужно понять, когда читаешь стихи? (Настроение, чувства автора, основную мысль произведения).

-Какова же основная мысль этого произведения?

(Красота природы, разнообразие характар зимы)

-Вы, на протяжении всего урока вели большую исследовательскую работу, как самые настоящие литературоведы. Я хочу предложить вам ещё одно интересное задание.

— Вы обратили внимание, что в стихах Есенина о зиме почти нет зимних красок, но зато много звуков. Стихи Есенина музыкальны. Поэтому многие из его стихов положены на музыку.

-Подчеркните слова в тексте, которые позволят нам услышать зиму.

-Прочитайте их.

— А что бы вы сказали о Есенине – поэте, после сегодняшнего урока?

— Что вы открыли для себя в его стихах?

-Выразите свое понимание прочитанного стихотворения при помощи баланка блиц-опроса.

-Есенину удалось в одном стихотворении показать такую разную зиму. Передать разнообразие настроений и чувств. А какую гамму чувств можно наблюдать, читая стихи разных поэтов. Что мы и продолжим на следующих уроках в нашей литературной гостинной.

— Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.

— Наступила зима, многим птицам может быть также плохо.
Помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их.


-Мы начали сегодняшний урок с определения своего настроения. Показывали его с помощью мимики.

Покажите, с помощью мимики, как вы оцениваете свою работу на уроке.

— Хочется ли вам еще прочитать другое стихотворение о зиме С.Есенина?

Я предлагаю вам дома самостоятельно познакомиться со стихотворением Есенина «Пороша» и проанализировать его по плану, который есть у вас в тетради.

План — анализ лирического произведения.

  1. Какое настроением проникнуто стихотворение?

  2. Какие чувства владели поэтом, когда он писал?

  3. Изменяется ли поэтическое настроение?

  4. Понравилось ли вам стихотворение? Чем?

  5. О ком (или о чём) оно?

  6. Какие картины рисует поэт? Из каких образов, предметов они складываются?

  7. Какие средства художественной выразительности использует автор в своём произведении? (олицетворение, сравнение, противопоставление, метафоры, повтор, эпитеты) Оправдано ли оно?

  8. Какие строчки напоминают вам сказку?

  9. Какие вы услышали звуки, увидели цвета, почувствовали запахи?

  10. Что хотел показать поэт нам этим стихотворением?

  11. Найдите основную мысль (прямо ли она отражена в тексте или спрятана за текстом).

Дополнительное задание (на выбор)

— выучить одно из стихотворений.

написать сочинение-миниатюру о зимних звуках. Например: скрип снега, стук дятла, свист синиц и щебетанье воробьёв, звон ёлочных игрушек, смех детей, вой ветра, шелест снежинок, звон льдинок, перезвон сосулек.

Желательно в стихотворении использовать известные вам литературные приёмы.


ПРИМЕЧАНИЯ

Музыкаль

ное сопровождение.

Слайд 1.

Музык. Сопровождение.

Слайд 2.

Тема урока вывешивается на доске.

Слайд 3.

Слайд 4.

Образцы работ вывешаны на доске.

Слайд 5.

Ответ учащегося.

Выставка книг поэта.

Слайды 6,7.

Ответ учащегося.

Чтение стихотворения учителем под музыку.

Слайд 8.

Карточки.

Конверты с заданием.

Работа в группах.

Слайд 9, 10,11.

Карточка с текстом стихотворения.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 14.

Самостоятельная работа на карточках.

Работа в парах.

Музыка. Слайд 15.

Слайд 16.

Слайд 17.

Работа в парах.

Слайд 18.

Слайд 19.

Работа в парах.

Слайд 20.

Слайд 21.

Работа в парах.

Слайд 22.

Работа с текстом.

Слайд 23.

Работа с текстом.

Слайд 24.

Слайд 25.

Работа с текстом.

Самостоятельная работа.

Слайд 26.

На партах лежат карточки.

Слайд 27.

Урок литературного чтения в 3 классе.

Программа: «Школа 2100». Автор учебника: Бунеев Р.Н.

Тема: Образ зимы в поэзии. С. Есенин «Поет зима, аукает…»

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Место урока в системе уроков по теме: 1 урок.

Цели: развивать умение анализировать стихотворение, определять настроение, чувства, основную идею;

Находить в стихотворении, используемые автором изобразительно-выразительные средства;

Делать обобщение после совместного анализа;

Создавать собственные высказывания на заданную тему;

Выразительно читать стихотворение, пользуясь правилами выразительного чтения;

Развитие умения выражать и доказывать свою точку зрения;

Развивать умение работать в паре, группе;

Развивать умение прислушиваться к мнению другого человека, уметь договариваться, находить общее решение вопроса;

Воспитывать чувство прекрасного на основе произведений искусства различных жанров;

Воспитывать чувство сопереживания к птицам зимой.

Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

Развитие умения выразить в устной речи впечатление от прочитанного;

Развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения.

Оборудование: мультимедийная презентация, аудио – диск, карточки с заданием по парам и группам, карточки для самостоятельной работы, текст стихотворения, рисунки и сочинения – миниатюры учащихся, демонстрационный материал, карточки для рефлексии.

Ход урока:

  1. Орг. Момент. Психологический настрой.

  2. Формулирование темы и целей урока по опорным словам и наводящим вопросам.

  3. Проверка домашнего задания: рассматривание иллюстраций по теме, чтение сочинений – миниатюр.

  4. Тема урока:

  • биография поэта

  • первичное восприятие стихотворения (чтение учителем)

  • повторение выразительно — изобразительных средств

  • словарная работа

  1. Работа с текстом:

  • Анализ 1 строфы.

  • Подготовка к выразительному чтению

  1. Физминутка.

  2. Продолжение работы с текстом.

  • Анализ 2 строфы

  • Подготовка к выразительному чтению

  • Анализ 3 строфы

  • Подготовка к выразительному чтению

  • Анализ 4 строфы

  • Подготовка к выразительному чтению

  1. Обобщение анализа произведения по таблице. Расстановка пауз и логического ударения.

  2. Выразительное чтение стихотворения.

  3. Подведение итогов. Блиц-опрос.

  4. Рефлексия.

  5. Домашнее задание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here