«Недаром помнит вся Россия…»

( литературная игра по произведениям М.Ю. Лермонтова об Отечественной войне 1812 года для учащихся 3-5 классов, посвященная 200-летию со дня рождения поэта).

Цели: помочь учащимся проникнуться высоким чувством патриотизма, прочувствовать точность и емкость каждого слова стихотворения, представить картины и людей, в нем изображенных; учить выразительному чтению стихотворения; развивать чувство гордости за героическое прошлое своей Родины; развивать воображение учащихся, их фантазию.

Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова; репродукции картин: “Бородинская битва”Ф.А.Рубо; “Главнокомандующий М.И.Кутузов”Р.М.Волкова.

1. Вступительное слово учителя.

— На прошлом уроке мы с Вами познакомились со стихотворением Лермонтова “Бородино”.

Кто сможет сказать, какому историческому событию посвящено это произведение? (Бородинскому сражению — важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 г.)

— Да, ребята, это история нашей страны, нашего народа, мы должны знать ее. А лучше узнать об этом, и не просто узнать, а почувствовать, проникнуться этими событиями поможет нам игра.

2. Ход игры: В игре участвуют 2 команды: «Драгуны» и «Уланы».

1 конкурс. Викторина (команды по очереди отвечают на 5 вопросов):

1. Когда состоялось Бородинское сражение? (1812 г., 7 сентября).

2. Как называлось первое стихотворение Лермонтова, посвященное ему? («Поле Бородина»).

3. От чьего имени ведется рассказ в стихотворении «Бородино»? ( от имени старого солдата).

4. Как называется бой руками или холодным оружием? (рукопашный бой).

5. Кто такие «драгуны»? (от французского слова «драгон» — дракон, который был изображен на их знаменах. Это вид кавалерии, предназначенный для действий в конном и пешем строю).

1. Какой город защищала русская армия на Бородинском поле? (Москву).

2. Как называет Лермонтов Кутузова и Наполеона? (великанами, «старый русский великан» и «трехнедельный удалец»).

3. К какому роду войск принадлежит солдат, рассказывающий о сражении? (к артиллерии).

4. Что такое картечь? (это мелкие пули, от 3 до 20, заменяющие одну калиберную).

5. Кто такие «уланы»? (это конные воины, в пешем бою не участвовали, были вооружены пиками и саблями; пики увенчаны флюгерами – цветными флажками. Каждый полк улан имел свой цвет такого флажка).

2 конкурс. Продолжи строчки.

«Драгуны»: 1. Недаром помнит вся Россия про…………. (день Бородина)

2. Уж постоим мы головою………… (За родину свою)

3. И молвил он, сверкнув очами:…………. ( Ребята! Не Москва ль за нами?)

4. Изведал враг в тот день немало,………. (Что значит русский бой удалый)

5. Уланы с …………… (пестрыми значками)

«Уланы»: 1. Когда б на то не Божья воля,………… (Не отдали б Москвы)

2. Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -…………. (Французы тут как тут)

3. Кто кивер чистил весь избитый,………. (Кто штык точил, ворча сердито)

4. Ну ж, был денек! Сквозь дым летучий…….. (Французы двинулись, как тучи)

5. Драгуны с…… (конскими хвостами).

3 конкурс. Поединок силачей – армреслинг (участники, упираясь локтем в стол, стремятся прижать предплечье и кисть соперника к поверхности стола).

4 конкурс. Реши кроссворд.

«Два великана» (для команды «Драгуны»):

  1. Что построили на поле солдаты? (Редут)

  2. Расположение войск под открытым небом? (Бивак)

  3. Музыкальный инструмент в виде цилиндра, верх и низ обтянут кожей. (Барабан)

  4. Город, который защищали солдаты? (Москва)

  5. Бой или сражение холодным оружием. (Сеча)

  6. Конный воин с пикой и саблей. (Улан)

  7. Страна, где императором был Наполеон. (Франция)

  8. Военный головной убор. (Кивер)

  9. Воин легкой кавалерии, носил куртку с нашитыми поперечными шнурами. (Гусар)

  10. Форменная одежда военных. (Мундир)

  11. Одновременный выстрел из нескольких орудий. (Залп).

«Поле Бородина» (для команды «Уланы»):

  1. Артиллерийское орудие, стреляющее ядрами (Пушка)

  2. Короткое ручное огнестрельное оружие (Пистолет)

  3. Холодное оружие с длинным изогнутым стальным клинком (Сабля)

  4. Военный головной убор (Кивер)

  5. Музыкальный инструмент в виде цилиндра, верх и низ обтянут кожей. (Барабан)

  6. Город, который защищали солдаты? (Москва)

  7. Воин кавалерии, на знамени которой изображен дракон (Драгун)

  8. Главнокомандующий русскими войсками (Кутузов)

  9. Что построили на поле солдаты? (Редут)

  10. Колющее оружие, вроде копья (Пика).

7 8

4

ф

2

5

к

3

м

р

9

п

3

4

б

у

11

1

2

б

о

а

г

10

и

с

к

а

т

9

ф

р

б

а

с

5

6

н

у

м

11

с

а

и

р

6

7

у

р

10

р

12

е

и

р

к

с

у

ц

8

с

у

з

1

т

б

в

а

м

д

з

е

п

а

п

д

в

а

в

е

л

и

к

а

н

а

п

о

л

е

б

о

р

о

д

и

н

а

у

а

б

а

ч

а

я

и

р

д

л

у

л

я

р

а

с

а

в

у

к

ц

л

т

к

а

а

н

в

и

п

ш

е

н

к

г

т

а

и

а

н

е

р

к

т

в

у

я

ш

р

а

а

н

3. Физминутка.

И вот оно Бородинское сражение! Посмотрите на картину. Мы бредем по боевому полю. Что мы здесь видим? (Полчища русских и французов. Трудно понять, кто где. Все слились в общей массе, в жестокой кровавой битве, не на жизнь, а на смерть. Вдали тела убитых, дым от взрывных снарядов).

5 конкурс. Выбери правильный ответ.

Для команды «Драгуны»:

Штык – это (палка, шапка, колющее оружие)

Лафет – это (буфет, основание пушки, удача)

Булат – это (имя, твердая сталь, масть лошадей).

Для команды «Уланы»:

Гренадер – это (солдат, вооруженный гранатами, фрукт, барабан)

Ментик – это (маленький человечек, гусарская накидка с меховой опушкой, танец)

Кирасир – это (всадник, одетый в латы, меткий стрелок, сосуд для керосина).

6 конкурс. Конкурс чтецов (представители команд читают стихотворения М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года).

4. Подведение итогов:

— Какие чувства помог вам испытывать на поле боя М.Ю. Лермонтов? (Вместе с солдатом — рассказчиком мы были отважны, смелы, любили товарищей, свою Родину; понимали, что отступать нельзя, лучше умереть; скорбили об убитых товарищах, восхищались их мужеством и отвагой).

— В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли. Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!

Команда – победительница награждается грамотой или медалью с изображением воина русской армии 1812 года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here