Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №21 г. Мурманска
Конспект урока по литературному чтению
во 2 классе
«Знакомство с бытовой сказкой.
Русская народная сказка «Каша из топора»
подготовила
учитель начальных классов
Дадашева Оксана Асефовна
г. Мурманск
2014
Цели:
Образовательные:
— познакомить детей с новым видом сказок — бытовой сказкой — на примере сказки «Каша из топора»;
— совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
— закреплять умение самостоятельно работать с текстом.
Развивающие:
— развивать антиципацию;
— создать условия для формирования выразительного чтения;
— развивать эмоциональное восприятие и выражение героев через театрализацию сказки;
— расширять и обогащать словарный запас;
— развивать творческие способности и воображение обучающихся;
— способствовать развитию мыслительных процессов.
Воспитывающие:
— воспитывать правильное отношение к отрицательным поступкам, чувство гордости за богатое духовное наследие русского народа;
— формировать коммуникативные компетенции в процессе работы в паре.
Оборудование: магнитная доска, мультимедийный проектор, экран, листы с отпечатанным текстом на каждого ученика, цветные карточки по одной на парту, таблички с устаревшими словами, элементы костюмов солдата и старухи, продукты для импровизации, словарь Ожегова.
Ход урока
1. Организационный момент
— Здр. ребята! Я рада, что пришла к вам в гости. Зовут меня Оксана Асефовна. Сегодня я приглашаю вас в интересное путешествие.
— Итак, уважаемые путешественники, сели поудобнее. Наш ковёр-самолёт поднимает нас в облака (мультик, как ковёр поднимается), проигрыш мелодии.
-Полет проходит ни высоко, ни низко. Дальность полета ни далеко, ни близко.
– Ребята, а кто из вас догадался куда мы сегодня будем путешествовать? (К сказкам.)
— Верно, мы побываем в гостях у сказки. (слайд- развёрнутая изба)
-Внимание! Закрыли глазки. Приготовились к снижению.
— Итак, открываем глазки.
— Где мы с вами очутились? (в избе)
— Верно, мы очутились в деревне, в русской избе.
-Что вы видите в этой избе, (есть печка, лапти, ковшик, ухват- предмет, с помощью которого ставят в печь и достают горшочки, метла, стены бревенчатые, самовар).
Дети перечисляют предметы, а я спрашиваю для чего они предназначены.
— Предположите, чем могут заниматься хозяева этого дома? (готовить, стирать, убирать..) А вне дома? (ухаживать за огородом, охота, рыболовство..). Всё это жизнь деревенских жителей. Их уклад и быт.
— Как вы думаете, кто живёт в этой избе? (старик, старуха, крестьяне, бедные люди, так как богатые жили в теремах,во дворцах).
— Героиня нашей сказки старуха. (поместить на слайд старуху).
— Чтобы узнать второго героя нужно расшифровать слово, для этого расположите буквы по их высоте (ЛОТДСА)- солдат
— Кто второй герой этой сказки? ( солдат)
— Сегодня мы с вами познакомимся с одной их таких сказок.
— Поставьте перед собой учебные задачи, используя опорные слова (познакомиться, учиться)
Подготовка к изучению нового материала
— Сядьте поудобнее, послушаем историю, которая могла произойти с этими героями. (аудиозапись)
— Как называется сказка, которую вы услышали? («Каша из топора»)
— Обратите внимание на слово топор. Это слово, в котором безударную гласную о проверить невозможно, её необходимо запомнить.
— Название сказки пишется с большой буквы.
— Запишите название сказки на листочке.
-Поднимите руку, кому из вас она понравилась? Чем понравилась?
— Эта сказка была написана более 100 лет назад. Потому в ней много старинных слов, которые мы сейчас не употребляем в речи. И для вас они могут быть непонятными.
1. Словарная работа
1) Объяснение учителем
ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.
СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса
— Сейчас продолжите работу самостоятельно. Найдите задание под цифрой 1.
2) Синонимический ряд
ПОСКУПИЛАСЬ заметил
ПРИМЕТИЛ пожадничал
ПРИТОМИЛСЯ устал
— Есть ещё одно очень интересное слово «варево», которое тоже сейчас не употребляется в речи. Объясните его значение.
— Посмотрим толкование этого слова в словаре Ожегова.
3) Работа со словарём
ВАРЕВО — вареное жидкое кушанье
Физмин.
Жила на свете девочка,
Кашицы любила.
Насыпав горсть овсянки
Кашицу варилу.
Пришёл к ней раз служивый,
Всплеснул руками, дивится:
— «Какое объедение!
Кашица сварилася!»
Позавтракал тут вдоволь он
И распростившись с ней,
Тотчас же отправился
На службу поскорей.
2. Трудные слова
Прежде чем читать сказку, подготовимся к чтению трудных слов. Читаем по цепочке по одной строчке
всплес-ну-ла → всплеснула
горс-точ-ку → горсточку по 1 экз на парту
объ-е-день-е → объеденье
за-су-е-ти-лась → засуетилась
нечего → ничего
3. Чтение сказки (начинает учитель, продолжают хорошо читающие ученики)
— Переходим к чтению сказки. (учитель читает первое предложение и объясняет значение слова старый солдат- раньше в русской армии служили долго, 25 лет. Солдат уходил молодым, а возвращался когда был стариком)
4. Работа по сказке
— Кто из героев сказки вам больше понравился и почему?
— Ребята, найдите в тексте и прочитайте, как солдат оказался в избе у старухи? Ответьте словами текста.
— Как встретила старуха служивого? (неприветливо, прикинулась сиротой)
— Почему солдат решил сварить кашу из топора? (Он был голодный. решил проучить её. У старухи ничего не было, жадничала и солдат решил пойти на хитрость)
— Найдите предложение со звёздочкой и подчеркните слова, которые показывают его действия. (приметил, опустил, налил, поставил).
Предлагаю вам поиграть. Я приготовила продукты. Выберите только те, которые солдат добавлял в кашу (соль, крупа, картофель, масло, макароны, сахар)
— Чему удивилась старуха? Докажите словами текста ( Вот уж не думала, что из топора можно такую добрую кашу сварить). Добрую — это значит вкусную.
— Ребята, а действительно ли из топора получилась такая вкусная каша?
Работа по характеристике героя
— Какие черты характера проявил солдат в этой ситуации? — Возьмите цветной листочек, выберите те слова, которые характеризуют нашего героя.
— В чём проявилась его находчивость? (увидел топор и сообразил, как можно сварить кашу)
— Какой была старуха? Найдите слова, характеризующие её?
— В чём проявилась неприветливость? (плохо встретила солдата)
(одна пара работает у доски)
— Как вы думаете, изменилось ли отношение старухи к солдату в конце сказки? (да) Докажите. (сначала встретила неприветливо, злобно, а потом присматривалась, удивлялась, заинтересовалась)
— Как вы считаете, какова главная мысль сказки? (скупость, жадность, решил проучить. Вот так солдат и каши поел и топор унёс.)
— Чему учит эта сказка? (нельзя быть скупым и жадным)
Работа с пословицами
— Прочитайте пословицы. Обсудите их в парах и выберите ту, которая больше подходит к сказке. Почему?
Физминутка для глаз
Выразительное чтение
— Сейчас поработаем над выразительностью чтения. Отрывок сказки подготовим по ролям.
— Мальчики отмечают слова солдата, а девочки слова старухи до звёздочки.
Вызываю двоих из класса. Даю задание, атрибуты. Дети готовятся к инсценировке.
— Как вы будете читать слова солдата? (бодро, весело)
— А слова старухи? (злобно, неприветливо, где-то жалостливо)
-Я предлагаю вам минуту времени, потренируйтесь.
— Итак, кто хотел бы прочитать? (за автора читает учитель)
-Чьё чтение вам понравилось? Почему?
— Продолжение сказки мы посмотрим в исполнении артистов.
— Поблагодарим артистов за представление и похлопаем им. Как замечательно у вас всё получилось!
Итог урока
— Ребята, что необычного было в сказке? (варили кашу из топора)
— Могла ли такая история случиться в жизни? (да, могла)
— Предположите, в какой из этих книжек может быть эта сказка?
Как мы с вами и говорили, всё что происходит с нами в жизни каждый день, наши вещи, привычки, поведение- это наш быт. Здесь нет чудес и волшебства, действуют реальные герои. Вот такие сказки и называются бытовыми. (на доске появляется название «Бытовая сказка»)
Домашнее задание
— Я предлагаю вам дома, по выбору:
1) Пересказать сказку родителям.
2) Нарисовать иллюстрацию к сказке.
2) Найти и прочитать другие бытовые сказки.
-Наше путешествие на ковре самолёте заканчивается, пора возвращаться. (слайд,музыка)
Рефлексия
Это ваше не последнее путешествие. В мире много сказок. И я надеюсь, что у вас появилось желание познакомиться со многими из них. Если у вас сейчас хорошее настроение, вы довольны своей работой на уроке, выберете ковёр, соответствующий этому настроению
(под видеоролик «В мире много сказок»)
Список использованной литературы
1. Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение», 2009 год.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. Толковый словарь русского языка С. Ожегова, 1992 г.
2. http://deti-online.com/audioskazki/russkie-narodnye-skazki-mp3/kasha-iz-topora/
3. Аудиозапись для физ.минутки.
4. http://www.youtube.com/watch?v=B6FtfkQh6-s