МБОУ СОШ №1 город Покров
Конспект урока
по внеклассному чтению во 2- Б классе
на тему «Твори добро другим на благо»
по произведениям Б.А.Костина
2012 – 2013 учебный год
Учитель высшей категории
Печёнкина Нина Владимировна
Тема урока: «Твори добро другим на благо»
по произведениям Б.А.Костина
Невыдуманная история «Родничок и Тропинка»
Место урока в теме: обобщение знаний по творчеству Б.А.Костина, 3 урок по теме.
Цель урока: учить детей правильно оценивать жизненные ситуации в произведениях и выражать своё отношение к поступкам героев;
формировать нравственные качества: доброту, взаимопомощь, любовь к своей малой родине.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
-
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
-
воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения;
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
-
формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-
формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-
развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
-
развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: 1.Знакомить детей с творчеством Б.Костина (на материале произведения «Родничок и тропинка»). 2.Способствовать формированию таких основ читательской самостоятельности, как умение правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), самостоятельно определять жанр и тему прочитанного, выявлять авторскую точку зрения и выражать свою.
3.Развивать осмысленность и выразительность чтения.
Включать учеников в эмоционально – творческую деятельность, связанную с читаемыми произведениями. 4.Продолжать работу над развитием связной речи учащихся. 3. Воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением.
Прогнозируемый результат
В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть необходимыми нравственными ценностями в современном обществе.
Тип урока: урок – исследование.
Оборудование:
Выставочный стенд с книгами Б.Костина.
Портрет писателя
Выставка детских иллюстраций к произведениям Б.Костина.
Компьютерная презентация урока. Видеофильм о писателе.
Карточки и конверты с заданиями для работы в группах.
Карточки и рисунки учеников для рефлексии.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Организационный момент | Сегодня на уроке у нас гости. Я хочу пожелать всем удачи. Будьте активными . Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми, светлыми чувствами.
|
|
Мотивация | Песня « Провинция» Слайды о Покрове ( 1,5 минуты)
— О каком небольшом провинциальном городке поёт выпускник нашей школы Сергей Мисник?
-По каким знакомым местам родного города мы совершили путешествие? Ученица: Святым покрывалом он венчанный Этот край, где родился и вырос ты. Ведь она с Покрова начинается Золотая земля Владимирская. -Только ли памятными местами знаменит наш город? — Кто славит своим трудом своим наш родной край? Ученик: Покров, Покров! Родимая сторонка! С тобою я всем сердцем, всей душой. Пою тебе и славлю песней звонкой Красу твою, народ твой трудовой!
| Ученики слушают песню и просматривают слайды. Ответы : песня о Покрове, узнали свой родной город по памятным его местам. Покров знаменит:шоколадная фабрика, музей шоколада, памятник шоколаду и т.д.
Город знаменит людьми |
Актуализация
Актуализация знаний
Динамическая пауза
Проверка домашнего задания
Открытие новых знаний
Обобщение новых знаний
Рефлексия
Рефлексия
| Слайд «Портрет Б.Костина»
Что вы знаете об этом человеке?
— Видео о Б. Костине (3 минуты)
— Почему его называют оптимистом?
Учитель: Борис Алексеевич – один из первых выпускников нашей школы, которую он закончил с золотой медалью. Вся его жизнь прошла в родном ему городе Покрове. Педагогическую деятельность и творчество Борис Алексеевич посвятил людям. За высокие заслуги покровчане присвоили ему звание « Почётный гражданин города».
— Почему он считал себя «счастливым сказочником»? Марина С. читает рассказ собственного сочинения о Б. Костине. (Слайд – Б. Костин с детьми-читателями)
Я назову начало заголовков его рассказов и сказок, а вы продолжите: (на экране — викторина)
«Куда текут ручьи», «Сок волшебного дерева», «Самое главное», Правдивые рассказы». «Матрёнина куделя». «Кто ловит мышей» «Потрогать звезёздочку рукой» «Изобретатель стрижатника»
Ученики зачитывают отзывы по прочитанным сказкам Б.Костина (2 отзыва) по 5-6 предложений. О чём эта книга? Ученики после пересказа выбирают таблички со словами добро, счастье, любовь, благо, радость, милосердие, Родина, родные.
— Какие черты характера ценит писатель в людях? Учитель: Борис Алексеевич говорил в одном интервью : «Моя задача, как писателя, воспитывать в ребятах чувство добра, чувство товарищества, чувство взаимопонимания. Чтобы добро и зло ребята сами взвесили и отсортировали».
Рассказ главного классного редактора Макаровой М.: « Мы решили создать классную книгу в память о Борисе Алексеевиче Костине. В неё мы помещаем отзывы и рисунки по его произведениям. А ещё в эту книгу вошли наши рассказы, сказки и стихи. Нам очень понравилось стихотворение, которое сочинила Анфиса со своей мамой».
Чтение стихотворения собственного сочинения Б.Костине ( Анфиса Б.).
Почитали? Отдохнем!
На доске появляются рисунки РОДНИЧКА и ТРОПИНКИ. — А из какой сказки пришли к нам эти герои? — Давайте вспомним начало этой истории. Пересказ отрывков из 1 части сказки (3 чел.) со сменой декораций на доске (см. в Приложение)
—Так и закончилась печально эта история? А раз есть у неё продолжение, так и для вас работа найдется.
Звучит песня «О добре» (тихо) Работа в группах: 1 группа – Какие изменения в жизни Родничка произошли неожиданно через много лет? Подготовить и прочитать диалог деда и внука о встрече с родником через много лет. 2 группа — Как люди возрождали к жизни Родник? Подготовить и прочитать диалог деда и внука облагораживании родника и тропинки. 3 группа – О чём вспомнили дед и Родничок? Подготовить и прочитать диалог деда и внука о спасении во время войны. 4 группа – А что же Тропинка? Подготовить диалог Тропинки и Родничка.
-Чем закончилась сказка? Ученик читает : «По многим тропинкам пройдёт Ваня….
— Что же давал без возврата Родничок людям? — Чем наполнял он сердца людей? — Как люди ответили Роднику пусть через много лет?
Испокон веков народ ценит доброту и милосердие.
Работа в группах с пословицами: Соберите из половинок пословицы
1 группа – «Живи для людей, поживут люди для тебя». Дело мастера боится. 2 группа – «На добрый привет – добрый и ответ» Дерево смотри в плодах, а человека в делах.
3 группа – «Жизнь дана на добрые дела». Доброму Бог помогает.
4 группа – «Доброе дело без награды не остаётся». Нужно поклониться, чтобы из ручья напиться.
Собранные пословицы предлагаю детям вклеить в дневники внеклассного чтения.
Песня « Живи родник, живи» ( С. Беликов)
Проект «Возродившиеся Родник и Тропинка»
Давайте представим изменившуюся жизнь родничка и тропинки. Дети прикрепляют рядом с родником тропинки, берёзку, птичек, цветы, лавочку, фигурки людей с вёдрами.
Что приносят люди в своих душах после встречи с родничком и тропинкой? Ученики прикрепляют таблички рядом с родником со словами: добро, счастье, любовь, благо, радость, милосердие, Родина, родные.
Учитель: (на экране родник в п. Нагорном) Родники журчат и дарят людям счастье не только в сказках, но и в реальной жизни. Покровчане облагородили родник в посёлке Нагорном. В самые святые минуты люди приходят к нему испить студёной воды и подумать в тишине о своей родине, семье, о людях хороших, которые нас окружают. Вот и Борис Алексеевич, стоя у такого же родника, думал о чистоте души человеческой, о стремлении человека к добру.
Учитель читает наказ детям от писателя и дарит его детям (на экране портрет и наказ) Правильно живет тот человек, кто каждый день делает свой шаг вперед. Пусть маленький, незаметный для других, но вперед. Узнал ли ты что-то новое, интересное из журнала, сделал ли что-то своими руками, преодолел пусть самую маленькую трудность — это твой шаг вперед. И пусть так будет каждый день. Помоги другу, даже если он обидел тебя. Выучи на «пять» урок по нелюбимому предмету, защити малыша от старших ребят — это твои плюсы. Ты растешь как личность, если такие плюсы будут для тебя нормой жизни.
| Ученики рассказывают о писателе Б.Костине. При тяжёлой болезни не сдавался,работал на благо людей Слушателями и благодарными читателями были его сыновья, дети с лавочки, ребятишки из детского сада, ученики школы, студенты.
Трудолюбие, уважение к старшимчестность и т.д.
Дети читают задания в конвертах, распределяют роли ,ведут обсуждения в группах по заданиям на карточках и выдают результат.
Кратко поясняют значение каждой применительно к сказке |
| ||
|