Урок разработала
Медведева Галина Ивановна
МОУ СОШ №1 с. Екатеринославка
Амурской области Октябрьского района
Учитель начальных классов
Урок чтения
Валентина Александровна
Осеева
«Волшебное слово»
2 «Б» класс
Учитель: Медведева Г.И.
2009г
Тема: В.А.Осеева
«Волшебное слово»
Цель:
-
познакомить детей с новым произведением В.А.Осеевой «Волшебное слово»;
-
развивать внимание, умение работать с текстом, совершенствовать навык беглости и осознанности чтения;
-
воспитывать в себе лучшие нравственные качества, вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.Орг. момент. | Приветствие. -Проверьте готовность к уроку. Садитесь тихонько. |
|
2.Проверка домашнего задания.
Слайд 1. | Ю.Ермолаева «Два пирожных» -Я буду зачитывать вопрос, если вы согласны ставите «+», не согласны — «-»
1.Девочек звали Наташа и Лена? 2.Наташа читала книгу о путешествиях по Африке? 3.Мама попросила помыть полы? 4.Оля рисовала булочки и крендельки? 5.Обе девочки пошли помочь маме? 6.Старшая сестра мыла посуду? 7.Оля вымазала губы кремом? 8.Она съела два пирожных? 9.Мама поступила справедливо? 10.Вы хотели ли быть похожими на Наташу?
-Поднимите руку, кто на последний вопрос ответил «нет»?
-А почему вы не хотите быть похожими на Наташу?
| Дети на листочках пишут свои ответы.
-Наташа была ленивой и не хотела помогать маме. |
3.Стих
Слайд 2. | -А сейчас послушаем Катю. Она прочитает стихотворение.
Был вежлив этот мальчик И, право, очень мил: Отняв у младших мячик Он их благодарил- Спасибо! — говорил.
-Что говорит автор о мальчике?
-Можно назвать его вежливым?
-Почему?
| Катя читает стихотворение наизусть.
-Автор говорит, что мальчик был вежлив и мил. -Этого мальчика нельзя назвать вежливым.
-Он не просил мячик, а отбирал |
4.Сообщение темы и целей урока.
Слайд 3. | -Сегодня на уроке мы почитаем рассказ об одном мальчике, и вы узнаете, какая с ним приключилась история. — Посмотрите на доску и прочитайте название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.
|
-«Волшебное слово», Валентина Осеева. |
5. Работа над новым материалом.
а) Сведения об авторе.
Слайд 4.
б) Словарная работа.
Слайд 5.
в) Первичное восприятие текста.
г) Беседа по первичному восприятию.
Слайд 6.
Слайд 7.
|
Валентина Александровна Осеева родилась в городе Киеве. Там же окончила институт искусств. Юная Осеева работала педагогом в колониях для беспризорных детей и малолетних правонарушителей. Педагогом она проработала 16 лет, помогла вернуть детям радость и стать достойными гражданами страны. В свободное время придумывала игры, в которые играла вместе с детьми. Писала пьесы, сочиняла рассказы и сказки для детей.
-Откройте учебники на странице 88.
-Как вы думаете, о чем пойдет речь в данном произведении? -Какие вежливые слова вы знаете?
Чуть не поддал хорошенько. -Как понимаете эту фразу? Стряпать. -Назовите синонимы. Как можно сказать по- другому?
-Внимательно послушаем чтение Глеба и Даниила.
-Кому понравился рассказ?
-Что случилось с Павликом?
-Найдите в тексте отрывки доказывающие, что Павлик ссорился со своими родными ( Стр.87). -Первый ряд – ссора с сестрой. Второй ряд – с братом. Третий ряд – с бабушкой.
-Как старик узнал, что мальчик со всеми поссорился?
-Почему Павлик так выглядел?
-Посмотрите на следующий слайд. Как вы думаете, что шепнул старик ему на ухо?
-Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? |
Открывают учебники. -О вежливости.
-Чуть не побил.
-Варить, готовить пищу.
Рассказ читают заранее подготовленные дети.
Дети поднимают руки.
-Павлик поссорился с сестрой, бабушкой, братом.
Зачитывают отрывки из текста.
-Старик взглянул на красное сердитое лицо мальчика.
-Павлик ссорился, кричал, плакал. -Старик сказал мальчику волшебное слово. -Тихим голосом, глядя прямо в глаза. |
6.Физминутка. | Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота? Ну-ка делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз потянись, Окончательно проснись. Руки вытянуть пошире. Раз, два, три, четыре. Наклониться – три, четыре- И на месте поскакать. На носок, потом на пятку. Все мы делаем зарядку.
|
|
7.Закрепление нового материала.
Слайд 8. а) Выборочное чтение.
Слайд 9.
б) Работа с пословицами.
Слайд 10. |
-Прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда Павлик сказал ей волшебное слово?
-Как отреагировала на волшебное слово бабушка?
-Брат согласился взять Павлика кататься на лодке?
-Почему? Подтвердите словами из текста
-Давайте сделаем вывод. -Каким становилось настроение родных, когда они слышали волшебное слово?
-Изменилась ли жизнь Павлика после того, как он узнал волшебное слово?
-Прочитайте пословицы. Как вы думаете, какая из пословиц подошла бы больше к прочитанному рассказу? -Объясните свой выбор.
|
Стр. 89 Дети находят отрывки и зачитываю
-Окружающие становились добрее, улыбались.
Зачитывают пословицы вслух. Обосновывают свой выбор. |
8.Итог.
9.Домошнее задание. Слайд 11. | -Как вы думаете, зачем Павлик побежал на улицу?
-Почему он сразу этого не сделал?
-Что в этом рассказе можно назвать волшебным?
-На примере рассказа В.Осеевой мы увидели, какую волшебную силу имеет слово. -Как вы считаете, что же надо делать, чтобы людям рядом с нами жилось лучше, уютнее? -Приведите свои примеры, когда грубость мешала, а вежливость помогала. -С какой целью нужно употреблять волшебные слова?
-Подготовиться к выразительному чтению.
| -Павлик хотел поблагодарить старика за волшебное слово. -Не верил, что слово поможет.
Высказывания детей.
|
Литература:
1.Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.
2.Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. – М.: знание, 1986.- 64с.
Фролова В.Д. Развитие интереса к чтению. // Начальная школа. 1989. №12. с. 27-31.
3.Оморокова М.И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. 1979. №7. с. 20-24.