Учитель: Дрепелева Светлана Владимировна, учитель начальных классов,
БОУ ВО «Грязовецкая школа — интернат II вида»
Предмет: развития речи, 3 класс, УМК «Школа2100» и учебное пособие для коррекционных школ 2 вида.
Тема урока: « Животные — наши друзья и помощники».
Цель урока: расширять и обобщать знания по теме «Животные — наши друзья и помощники».
Задачи урока (деятельность учителя):
1. Актуализировать знания детей о домашних животных,
2. Формировать умение слушать и отвечать на поставленные вопросы;
3.Расширять знания детей о роли домашних животных в жизни человека;
4. Развивать связную речь, учить давать полные ответы на вопрос;
5. Развивать слуховое восприятие детей путём опознания, различения
на слух слов, фраз по содержанию урока.
6. Организовать контроль и самооценку обучающихся на уроке.
7. Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
8. Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, листы с заданиями для учащихся, карточки с заданиями, иллюстративный материал.
Формы реализации учебных ситуаций:
1. Фронтальная.
2. Парная.
3. Групповая.
4. Индивидуальная.
Планируемый результат:
Метапредметные | Личностные | |
Уточнение и дополнение знаний о домашних животных и о роли домашних животных в жизни человека. | Регулятивные: Постановка учебных задач под руководством учителя. Удержание цели и задач в течение урока. Организация контрольно — оценочной деятельности. Познавательные: Представление дополнительной информации о роли домашних животных. Коммуникативные: Монологические высказывания детей. приёмы взаимодействия детей в парах и группах. |
Мотивация к изучению темы, способность к самооценке. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
|
Содержание и технология урока:
Деятельность учителя | Деятельность детей | УУД | |
1. Актуализация знаний обучающихся Вспомнить изученный материал на прошлом уроке. Уметь отвечать и задавать вопросы по изученной теме.
2. Целеполагание Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи
3. Работа по теме урока
4. Рефлексия.
5. Вечернее задание.
|
Урок развития речи. Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке?
[Назовите домашних животных] (…) Вы уже знаете, что домашние животные приносят пользу. [Какую пользу приносят домашние животные?]
Чтобы назвать тему урока, вам нужно ответить на вопрос. + Кем являются домашние животные для человека? Вы правильно ответили на вопрос, подобрав нужные слова. Сформулируйте тему урока. — (…)
Обозначим цель урока, т.е.что должны выяснить, доказать, исходя из темы урока.
На уроке будем работать по плану: — будем составлять предложения; — будем составлять и записывать рассказ; — слушать сообщения детей; — работать в парах и группах; — оценивать свою деятельность.
Ребята, а чтобы достигнуть цели, надо выделить две задачи урока. Сейчас постараемся выяснить, почему животные наши друзья?
Кто такой друг? 1 задание Выберите имена прилагательные к слову друг. Подчеркните слова. (задание в парах на карточках) Зачитайте прилагательные. Кого из своих домашних животных, вы могли бы назвать другом и почему? 2 задание (составление письменного рассказа) Всем выданы листочки, где вы будете составлять предложения и записывать рассказ. (обращение к плану) Название и начало рассказа есть у каждого. Ваша задача – вставить пропущенные слова в предложения. Слова для справок: друзьями, питомцы, внимательными, помощниками, животные, добрыми, хозяев) (чтение и запись рассказа) У кого были затруднения? Что мы делали? (обращение к плану)
Самым верным, преданным и надёжным другом, является собака. Это очень умное животное. Собака помогает людям. Ведь не зря говорят: Собака – друг человека! (возвращение к рассказу)
3 задание (работа в парах) У вас на партах лежат карточки со словами, вам надо из этих слов составить предложение.
Зачитайте свои предложения и запишите. Прочитайте начало рассказа, которое у вас получилось. О чём говориться в этом тексте? Прочитайте 1 задачу. Мы доказали, что животные — наши друзья? Назовите 2 задачу
А теперь продолжим разговор о животных – помощниках. О том, как собака помогала человеку, послушаем сообщения детей.
О каких собаках рассказал(а) …? Что делали собаки? ( (запись предложений) 4 задание (работа в группе по 4 человека) Работа с текстом: «Пожарные собаки»
+ О каких собаках вы прочитали? Что они делали? Давайте ещё раз вспомним, о каких собаках – помощниках, вы узнали?
Не только собаки служат человеку. А какими верными были и остаются лошади. Они играли большую роль для человека. Очень давно без лошадей нельзя было обойтись. Лошади помогали человеку в хозяйстве, на них пахали землю, лошади перевозили людей и грузы, во время войны спасали людей. Да и сейчас лошади помогают людям, они участвуют в спортивных соревнованиях. А где вы, встречали лошадей?
Чем можно закончить наш рассказ?
Прочитайте полученный рассказ. Вам понравился он? + Что мы делали? (обращение к плану) (…) Сегодня мы много говорили о животных – помощниках, ребята нам рассказывали о служебных собаках, которые помогают людям. Некоторым собакам за заслуги, человек поставил памятники. Какая была цель урока? Урок достиг своей цели?
Вывод. Мы доказали, что животные – наши друзья и помощники. 5 задание (работа в группах) В заключении нашего урока, давайте составим памятку – обращение с животными. Перед вами на столе лежит конверт, в котором на полосках бумаги напечатаны предложения. Достаньте полоски и прочитайте предложения.
Прочитайте предложения, которые вы отобрали для листовки. С какого предложения начнём памятку? Почему мы обращаемся не только к взрослым, но и к детям? Любите животных. Не играйте с ними дома. Больное животное не лечите: оно поправиться само. Изучайте их жизнь и повадки. Если животное надоело, выгоните его на улицу. Не выгоняйте животных из дома на улицу. Не обращайте на животных никакого внимания. Уважаемые дети и взрослые! Заботьтесь о них. Кормить животных не нужно: захотят есть, еду найдут сами. Животные – наши друзья. Берегите их!)
(зачитайте памятку)
Где мы можем повесить наше обращение (памятку) к людям?
О ком мы говорили на уроке? Вам понравился урок? Что нового вы узнали на уроке?
Вывод: Каждый из вас должен любить домашних животных, быть добрыми и заботливыми. Помните о том, они – наши друзья и помощники! Обратимся к поставленным задачам в начале урока. Все ли задачи мы решили?
Оценивание детей: (сначала ребёнок сам оценивает свою работу на уроке, потом учитель)
Записать памятку в тетрадь и выучить правила обращения с животными.
|
о домашних животных
ответы детей
— (любимцами, друзьями, питомцами, помощниками)
« Животные — наши друзья и помощники».
Цель Мы должны доказать, что животные – наши друзья, что животные наши – помощники.
Дети читают план с доски.
1.Узнать, почему животные наши друзья. 2. Какие животные являются помощниками человека.
Ответы детей
(Верный, преданный, злой, хороший, добрый, отзывчивый, весёлый, забавный, жестокий)
Ответы детей
(Рядом с человеком живут домашние … , которые являются … и … . Они помогают нам быть более … и … ко всему живому. Домашние … очень преданные, любят своих … всем сердцем.)
Составляли предложения
(друг, помощник, собака, с давних времён, и, человека, верный)
(Собака – верный друг и помощник человека с давних времён.)
Говорится о том, что животные являются нашими друзьями.
Ответы детей
(чтение, ответы на вопросы и запись предложений) Собака – спасатель, собака – санитар, пожарные собаки, собака – поводырь
Ответы детей
Любите и берегите животных!
Дети проговаривают цель
Уважаемые дети и взрослые! Любите животных. Изучайте их жизнь и повадки. Заботьтесь о них. Не выгоняйте животных из дома на улицу. Животные – наши друзья. Берегите их!
(На дверях школы, магазинов, аптек, на остановках, подъездах домов и других людных местах.)
Ответы детей
Самооценка обучающихся с помощью «волшебных линеечек» |
Познавательные (обобщение)
Коммуникативные (монологические высказывания)
Познавательные. (актуализация изученных способов действий, осознанное построение речевого высказывания)
Познавательные (информационные: применение и представление информации) Коммуникативные (монологические высказывания)
Регулятивные (самоконтроль)
Регулятивные (удержание цели урока)
Регулятивные (самоконтроль)
Регулятивные (удержание цели)
Регулятивные (внесение коррективов) Личностные (компетентности в поступках и деятельности)
Личностные (познавательная деятельность)
Коммуникативные -достижение договорённостей
Познавательные (информационные: поиск, фиксация, извлечение информации)
Регулятивные -выявление затруднений
Регулятивные (формулирование темы урока, цели, задач урока)
Коммуникативные -выражение своих мыслей с полнотой и точностью
Коммуникативные -достижение договорённостей
Познавательные (вывод)
Коммуникативные -выражение своих мыслей с полнотой и точностью
Познавательные (информационные: применение и представление информации) Коммуникативные (монологические высказывания)
Регулятивные (самоконтроль)
Регулятивные (удержание цели урока)
Регулятивные (самоконтроль)
Коммуникативные (контроль за действиями партнера, планирование учебного сотрудничества)
Коммуникативные (контроль за действиями партнера, планирование учебного сотрудничества)
Познавательные (информационные: применение и представление информации) Коммуникативные (монологические высказывания)
Регулятивные (самоконтроль)
Регулятивные (удержание цели урока)
Коммуникативные (контроль за действиями партнера, планирование учебного сотрудничества)
Регулятивные -выявление затруднений
Регулятивные (формулирование темы урока, цели, задач урока)
Личностные (способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
|