Тема: Сезонные изменения в природе.

Тип урока: обобщение

Цели: Провести наблюдения за зимними изменениями в природе.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:

Углубить знания детей о зимних изменениях в живой и неживой природе на примерах из художественной литературы для детей; познакомить детей с особенностями жизни животных и растений.

  • Коррекционно-развивающие:

Развить самостоятельность на уроке, умение работать в группах, навык исследовательской деятельности. Развивать речь, память, логическое мышление.

  • Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Создать эмоционально положительный фон на уроке. Воспитывать интерес к предмету. Воспитывать взаимопомощь и уважительное отношение друг к другу. Создание на уроке ситуации успеха для каждого ученика.

Оборудование:

оформленная доска, картинки животных и растений, корточки в конвертах, листы с заданиями, рисунок елочки, 3 домика, снежинки, снежинки с настроением, карточки со словами, учебник, карандаш, магниты.

Ход урока

1.Организационный момент. (2 мин)

    1. Рабочий и психологический настрой.

Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!

— На вас надеюсь я, друзья,

Вы хороший дружный класс,

Все получится у нас!

— Тихонечко садитесь, и начинаем работать.

-Скажите, к какому уроку мы приготовились?

(Развитие речи) Молодцы!

-С каким настроением вы сегодня пришли на урок?

-Только вы мне не говорите, а покажите с помощью снежинок с настроением. У вас они лежат на столах.

-Попробуйте определить какое у вас настроение?

— Я рада ребята, что у большинства из вас настроение хорошее.

-Я тоже хочу показать вам свое настроение. ( показываю снежинку)

-Я предлагаю ребята наше хорошее настроение пронести через весь урок и поднять настроение нашим гостям с помощью ваших знаний и умений.

-Ребята кто мне скажет, какой праздник приближается? (Новый год)

-Без какой красавицы не может пройти новый год? (без елочки)

Посмотрите на нашу красавицу.

Чем можно украсить нашу красавицу? (ответы детей).

-А я предлагаю украсить елочку нашими снежинками с настроением. Но сделаем это в конце нашего урока.

Сегодня нашим помощником будет план: (открываю доску)

План урока

1.Тема урока

2.Работа в группах

3.Неживая природа (игра)

4.Живая природа:

  • растения

  • животные

  • игра

5. Самостоятельная работа

6. Итог урока

7.Домашнее задание

2. Сообщение темы и целей урока: (5мин)

-Ребята, что же у нас идет первым по плану. (Тема урока).

— Давайте попробуем определить тему нашего урока.

2.1 Актуализация опорных знаний:

-Ребята у вас на столах лежит, листок с заданиями переверните его и прочитайте отрывок из текста под № 1 глазками. А потом ответьте на вопрос, о каком времени года идет речь. (ответы детей)

Отрывок:

Солнце теперь поднимается в небе совсем не высоко. Дни стоят короткие. Снег укрыл землю, ветви деревьев, крыши домов. Реки, пруды скованы льдом.

-О каком же времени года идет речь?

— Какие слова вам помогли определить? (дни короткие, снег, скованы льдом, солнце поднимается не высоко)

-Вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить?

-Правильно мы будем говорить о зиме и о том, какие изменения происходят в это время года в природе.

2.2 Работа по теме урока: (20мин)

-Ребята кто знает, сколько зимних месяцев в году?

-Давайте их назовем.

-А вы знаете ребята, что в старину зимние месяцы называли по-другому. Хотите узнать как?

-Для этого вам нужно поработать в группах. Каждой группе я раздам конвертик с заданием. (работа в группах, конверты)

Январь год начинает, он самый холодный и ветреный месяц в году. А в народе январь называют «студень».

Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца. А народе февраль называют «лютый, снежень».

Декабрь- это начало зимы, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. А в народе декабрь называют «ветрозим».

2.2.Работа в группах: (исследовательская работа)

— Ребята смогли вы узнать, как называли зимние месяцы в народе?

Давайте послушаем ваши ответы. Первая группа — какой у вас был месяц.

— Как его называли в народе?

-А теперь подумайте, почему его так называли.

-Слова из текста вам могут помочь. (ответы детей, другие группы тоже самое)

-А теперь ребята скажите, с какого месяца начинается зима? (ответы детей)

-Давайте еще раз прочитаем, как они называются в народе?

Декабрь- ветрозим, январь- студень, февраль- снежень, лютый. (вывещиваю на доску и читаем хором )

Физкультминутка (2мин)

Ребята давайте немножко отдохнем. Встаньте за свои стулья. Сегодня мы с вами разучим еще одну физкультминутку. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы повторяйте движения со мной.

В декабре и январе (повороты головой вправо-влево)
Будет холод на дворе.(руки скрещены и поглаживание)
И тогда мы все, ребятки, (прыжки на месте)
Будем надевать перчатки.(пальцы растопырены, повертеть кистями)
Будем так их надевать. (имитируем надевание и снимание перчаток)
А потом вот так снимать.

2.3. игра — «Признаки зимы». (по очереди)

— Ребята посмотрите, что же у нас идет дальше по плану.( игра).

— Хотите ли вы поиграть?

-Наша игра называется «Признаки зимы», каждая группа по очереди называет один признак зимы.

-За правильный ответ я буду давать такую снежинку.(показываю, ответы детей)

-Верно, ребята вы назвали много слов, которые связаны с зимой.

Зима – это самое холодное время года. И солнце греет слабо, и дни короткие и ночи длинные, приходят морозы, земля покрывается снегом. Иногда мы можем наблюдать в это время года: снегопад, лёд, иней, туман, гололёд, изморозь, вьюгу. (на доску вывешиваю картинки на доску)

-Ребята признаки, какой природы мы назвали? (ответы детей)

— Верно это признаки неживой природы, которые происходят зимой.

Как вы думайте, кому в это время живется тяжело? (варианты ответов) Конечно, зима это трудное время для живой природы.

Именно у зимующих животных происходят разные изменения, но изменения происходят и с растениями.

2.4.Беседа об изменениях в живой природе:

1.Первая картинка (любые хвойные, лиственные деревья и кустарники)

— Ребята давайте вспомним, какие изменения происходят с растениями: деревьями и кустарниками? (показываю картинку и прикрепляю на доску, опадают листья, замедляется сока движение)

-Все ли деревья и кустарники сбрасывают свою листву? (ответы детей)

— Какие деревья и кустарники не сбрасывают листву? Верно, хвойные остаются зеленые.

2.Травянистные растения

-Ребята, а что происходит с травой? (желтеет)

— Замерзает она или нет? (Не замерзает)

-А почему не замерзает? (укрыты снегом и её там тепло)

2.5 Беседа о сезонных изменениях в жизни животных.

— Ребята, мы с вами о растениях уже поговорили и узнали, какие изменения происходят с ними зимой. А теперь поговорим о животных.

— А все ли животные готовятся одинаково к зиме?

Отгадайте ребята, какие животные пришли к нам в гости?

  • Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка, картинку на доску)

  • Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушки снеговой. (Медведь, картинку на доску)

  • Кто зимой холодной

Бродит в лесу

Злой, голодный (волк).

  • Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую… (лису).

Давайте посмотрим, что же у нас по плану дальше. (указкой показать)

Физкультминутка (1мин)

Перед игрой я предлагаю немножко отдохнуть, и изобразить нашего зайчика.

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.

(руками над головой показываем ушки)
Зайке холодно сидеть,

(руки скрещены и поглаживание)

Нужно лапочки погреть. (разогреть кисти рук)

Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись. (руки вверх, вниз)

Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок, (прыжки).

2.6 Игра «Засели домик» (3мин)

— Ребята я предлагаю этих животных заселить в домики. Но, их нужно заселить правильно.

В 1- домике живут животные, которые делают запасы.

Во 2 –те животные, которые зимой спят.

В 3- животные, которые ищут корм зимой.

(по очереди выходят к доске и заселяют домики)

-Ребята кого же мы поселим в первый домик?

-Верно, посели ее в нужный домик. Молодец!

— Есть ли еще животные, которых можно поселить в первый домик?

— Тогда давайте заселять во второй домик.

— Кто же живет там?

Молодец, посели его в нужный домик.

— Какие животные еще остались? Делают ли они запасы зимой? (нет). Впадают ли в спячку? Тогда в какой домик мы должны их заселить?

-Правильно!

— Эти животные не делают запасы, не впадают в спячку, а ищут корм зимой.

-Ребята, какие запасы делает белка? Как же белка спасается от морозов?

(утепляет свое гнездо-мох, веточки, листья)

-Как называется домик у медведя?

-Как вы думайте, какая она? (сухая, теплая, уютная)

— Чем медведь ее утепляет?

-Как готовится медведь к зиме?

-Верно, ребята он осенью очень, много ест ягод, грибов, коренья и накапливает жир. Когда приходит время впадает в спячку и живёт за счет накопленного жира.

— А если лиса и волк не делают запасы, не впадают спячку зимой, чем же они питаются, какой корм ищут? (они охотятся за птиц, зайцами, мышами).

3. Закрепление:

3.1.Самостоятельная работа.

Давайте обратимся к нашему плану и воспользуемся подсказкой.

-Что же он нам предлагает? (показываю указкой) верно самостоятельная работа

— Для самостоятельной работы нам понадобятся листок с заданиями и учебник по Развитию речи.

Возьмите лист с заданием и самостоятельно выполните второе задание.

— Ребята давайте прочитайте, какое задание здесь нужно выполнить. Задание понятно?

  • Выбери и подчеркни животных, которые могут встречаться зимой:

Муравей, лягушка, медведь, волк, лиса, заяц, голубь, змея, лось, бабочка.

-Давайте проверим ребята.

-Каких животных можно встретить зимой?

— Молодцы, верно!

— Все ли вы сделали правильно, оцените себя.

-Если все правильно поставите 5, если есть ошибки 4.

3.2 Работа по учебнику стр.56, №1

-Сейчас перейдем ко второму заданию по учебнику

-Откройте учебник на стр.56 и найдите задание №1.

-Давайте задание прочитаем вместе, а выполните вы его самостоятельно. (выполняют).

Ребята, какие явления природы бывают зимой?

-Прочитайте мне по одному.

Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали и отлично справились с этими заданиями.

4. Итог урока. Рефлексия. (3мин)

Давайте еще раз обратимся к нашему плану и посмотрим, все ли мы выполнили. (читаем план с самого начала 1-5).

— Что у нас еще осталось?

-Давайте поведём итог нашего урока.

О чем же мы говорили на уроке? (верно, мы говорили об изменениях в живой и неживой природе зимой)

-Какие же зимние месяцы мы называли?

-Давайте вспомним вместе, как же в народе назывались эти месяцы?

— Напомните, как же зимуют растения?

-Как же животные зимуют? (показываю указкой на животных)

-О каких животных мы сегодня не говорили? (Ребята как одним словом назвать птицы, насекомые)

-Хотите узнать, какие изменения происходят с ними и как они зимуют?

-Об это мы узнаем и поговорим на следующем уроке.

-Вот и заканчивается наш урок. И я предлагаю вернуться к нашей елочке, ведь нам нужно ее украсить. Давайте вспомним, с каким настроением мы пришли на урок. (ответы детей)

А теперь покажите, какое настроение у вас сейчас? Я вижу, что и в конце урока у вас хорошее настроение. И у меня тоже. А сейчас я предлагаю украсить нашу ёлочку снежинками с вашим настроением. (я прикрепляю, а затем ребята)

-Ребята, а теперь вы украсьте свою ёлочку.

— (спросить с хитринкой)А вы не забыли про снежинки, заработанные в игре?

-Они нам тоже нужны. Чтобы наша ёлочка легко перезимовала, мы сделаем ей перину из наших снежинок.

5. Домашнее задание: (1 мин)

-Для домашней работы у вас будет, несколько заданий вы можете выбрать любое.

-Первое найти информацию о том, как зимует заяц, или ёж. И нарисовать картинку.

-А второе задание будет по учебнику на стр. 57, №2. Вам нужно будет по картинкам составить рассказ о зиме.

Ребята понравился сегодняшний урок? Что нового вы узнали? Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо за урок, а теперь давайте передадим наше хорошее настроение гостям. Повернитесь и улыбнитесь им.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here