Тема: Сезонные изменения в природе.
Тип урока: обобщение
Цели: Провести наблюдения за зимними изменениями в природе.
Задачи:
-
Коррекционно-образовательные:
Углубить знания детей о зимних изменениях в живой и неживой природе на примерах из художественной литературы для детей; познакомить детей с особенностями жизни животных и растений.
-
Коррекционно-развивающие:
Развить самостоятельность на уроке, умение работать в группах, навык исследовательской деятельности. Развивать речь, память, логическое мышление.
-
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе. Создать эмоционально положительный фон на уроке. Воспитывать интерес к предмету. Воспитывать взаимопомощь и уважительное отношение друг к другу. Создание на уроке ситуации успеха для каждого ученика.
Оборудование:
• оформленная доска, картинки животных и растений, корточки в конвертах, листы с заданиями, рисунок елочки, 3 домика, снежинки, снежинки с настроением, карточки со словами, учебник, карандаш, магниты.
Ход урока
1.Организационный момент. (2 мин)
-
Рабочий и психологический настрой.
Встали, приготовились ребята. Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, все заметили, что мы с вами не одни в классе, на нашем уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Повернитесь и поздоровайтесь. Здравствуйте!
— На вас надеюсь я, друзья,
Вы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
— Тихонечко садитесь, и начинаем работать.
-Скажите, к какому уроку мы приготовились?
(Развитие речи) Молодцы!
-С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
-Только вы мне не говорите, а покажите с помощью снежинок с настроением. У вас они лежат на столах.
-Попробуйте определить какое у вас настроение?
— Я рада ребята, что у большинства из вас настроение хорошее.
-Я тоже хочу показать вам свое настроение. ( показываю снежинку)
-Я предлагаю ребята наше хорошее настроение пронести через весь урок и поднять настроение нашим гостям с помощью ваших знаний и умений.
-Ребята кто мне скажет, какой праздник приближается? (Новый год)
-Без какой красавицы не может пройти новый год? (без елочки)
Посмотрите на нашу красавицу.
Чем можно украсить нашу красавицу? (ответы детей).
-А я предлагаю украсить елочку нашими снежинками с настроением. Но сделаем это в конце нашего урока.
Сегодня нашим помощником будет план: (открываю доску)
План урока
1.Тема урока
2.Работа в группах
3.Неживая природа (игра)
4.Живая природа:
-
растения
-
животные
-
игра
5. Самостоятельная работа
6. Итог урока
7.Домашнее задание
2. Сообщение темы и целей урока: (5мин)
-Ребята, что же у нас идет первым по плану. (Тема урока).
— Давайте попробуем определить тему нашего урока.
2.1 Актуализация опорных знаний:
-Ребята у вас на столах лежит, листок с заданиями переверните его и прочитайте отрывок из текста под № 1 глазками. А потом ответьте на вопрос, о каком времени года идет речь. (ответы детей)
Отрывок:
Солнце теперь поднимается в небе совсем не высоко. Дни стоят короткие. Снег укрыл землю, ветви деревьев, крыши домов. Реки, пруды скованы льдом.
-О каком же времени года идет речь?
— Какие слова вам помогли определить? (дни короткие, снег, скованы льдом, солнце поднимается не высоко)
-Вы, наверное, догадались, о чем мы будем говорить?
-Правильно мы будем говорить о зиме и о том, какие изменения происходят в это время года в природе.
2.2 Работа по теме урока: (20мин)
-Ребята кто знает, сколько зимних месяцев в году?
-Давайте их назовем.
-А вы знаете ребята, что в старину зимние месяцы называли по-другому. Хотите узнать как?
-Для этого вам нужно поработать в группах. Каждой группе я раздам конвертик с заданием. (работа в группах, конверты)
Январь год начинает, он самый холодный и ветреный месяц в году. А в народе январь называют «студень».
Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг и первого теплого солнца. А народе февраль называют «лютый, снежень».
Декабрь- это начало зимы, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. А в народе декабрь называют «ветрозим».
2.2.Работа в группах: (исследовательская работа)
— Ребята смогли вы узнать, как называли зимние месяцы в народе?
—Давайте послушаем ваши ответы. Первая группа — какой у вас был месяц.
— Как его называли в народе?
-А теперь подумайте, почему его так называли.
-Слова из текста вам могут помочь. (ответы детей, другие группы тоже самое)
-А теперь ребята скажите, с какого месяца начинается зима? (ответы детей)
-Давайте еще раз прочитаем, как они называются в народе?
Декабрь- ветрозим, январь- студень, февраль- снежень, лютый. (вывещиваю на доску и читаем хором )
Физкультминутка (2мин)
— Ребята давайте немножко отдохнем. Встаньте за свои стулья. Сегодня мы с вами разучим еще одну физкультминутку. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы повторяйте движения со мной.
В декабре и январе (повороты головой вправо-влево)
Будет холод на дворе.(руки скрещены и поглаживание)
И тогда мы все, ребятки, (прыжки на месте)
Будем надевать перчатки.(пальцы растопырены, повертеть кистями)
Будем так их надевать. (имитируем надевание и снимание перчаток)
А потом вот так снимать.
2.3. игра — «Признаки зимы». (по очереди)
— Ребята посмотрите, что же у нас идет дальше по плану.( игра).
— Хотите ли вы поиграть?
-Наша игра называется «Признаки зимы», каждая группа по очереди называет один признак зимы.
-За правильный ответ я буду давать такую снежинку.(показываю, ответы детей)
-Верно, ребята вы назвали много слов, которые связаны с зимой.
Зима – это самое холодное время года. И солнце греет слабо, и дни короткие и ночи длинные, приходят морозы, земля покрывается снегом. Иногда мы можем наблюдать в это время года: снегопад, лёд, иней, туман, гололёд, изморозь, вьюгу. (на доску вывешиваю картинки на доску)
-Ребята признаки, какой природы мы назвали? (ответы детей)
— Верно это признаки неживой природы, которые происходят зимой.
— Как вы думайте, кому в это время живется тяжело? (варианты ответов) Конечно, зима это трудное время для живой природы.
— Именно у зимующих животных происходят разные изменения, но изменения происходят и с растениями.
2.4.Беседа об изменениях в живой природе:
1.Первая картинка (любые хвойные, лиственные деревья и кустарники)
— Ребята давайте вспомним, какие изменения происходят с растениями: деревьями и кустарниками? (показываю картинку и прикрепляю на доску, опадают листья, замедляется сока движение)
-Все ли деревья и кустарники сбрасывают свою листву? (ответы детей)
— Какие деревья и кустарники не сбрасывают листву? Верно, хвойные остаются зеленые.
2.Травянистные растения
-Ребята, а что происходит с травой? (желтеет)
— Замерзает она или нет? (Не замерзает)
-А почему не замерзает? (укрыты снегом и её там тепло)
2.5 Беседа о сезонных изменениях в жизни животных.
— Ребята, мы с вами о растениях уже поговорили и узнали, какие изменения происходят с ними зимой. А теперь поговорим о животных.
— А все ли животные готовятся одинаково к зиме?
Отгадайте ребята, какие животные пришли к нам в гости?
-
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка, картинку на доску)
-
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушки снеговой. (Медведь, картинку на доску)
-
Кто зимой холодной
Бродит в лесу
Злой, голодный (волк).
-
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую… (лису).
Давайте посмотрим, что же у нас по плану дальше. (указкой показать)
Физкультминутка (1мин)
—Перед игрой я предлагаю немножко отдохнуть, и изобразить нашего зайчика.
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
(руками над головой показываем ушки)
Зайке холодно сидеть,
(руки скрещены и поглаживание)
Нужно лапочки погреть. (разогреть кисти рук)
Лапки вверх, лапки вниз, на носочки поднимись. (руки вверх, вниз)
Лапки ставит на бочок, на носочках скок-скок-скок, (прыжки).
2.6 Игра «Засели домик» (3мин)
— Ребята я предлагаю этих животных заселить в домики. Но, их нужно заселить правильно.
В 1- домике живут животные, которые делают запасы.
Во 2 –те животные, которые зимой спят.
В 3- животные, которые ищут корм зимой.
(по очереди выходят к доске и заселяют домики)
-Ребята кого же мы поселим в первый домик?
-Верно, посели ее в нужный домик. Молодец!
— Есть ли еще животные, которых можно поселить в первый домик?
— Тогда давайте заселять во второй домик.
— Кто же живет там?
Молодец, посели его в нужный домик.
— Какие животные еще остались? Делают ли они запасы зимой? (нет). Впадают ли в спячку? Тогда в какой домик мы должны их заселить?
-Правильно!
— Эти животные не делают запасы, не впадают в спячку, а ищут корм зимой.
-Ребята, какие запасы делает белка? Как же белка спасается от морозов?
(утепляет свое гнездо-мох, веточки, листья)
-Как называется домик у медведя?
-Как вы думайте, какая она? (сухая, теплая, уютная)
— Чем медведь ее утепляет?
-Как готовится медведь к зиме?
-Верно, ребята он осенью очень, много ест ягод, грибов, коренья и накапливает жир. Когда приходит время впадает в спячку и живёт за счет накопленного жира.
— А если лиса и волк не делают запасы, не впадают спячку зимой, чем же они питаются, какой корм ищут? (они охотятся за птиц, зайцами, мышами).
3. Закрепление:
3.1.Самостоятельная работа.
—Давайте обратимся к нашему плану и воспользуемся подсказкой.
-Что же он нам предлагает? (показываю указкой) верно самостоятельная работа
— Для самостоятельной работы нам понадобятся листок с заданиями и учебник по Развитию речи.
Возьмите лист с заданием и самостоятельно выполните второе задание.
— Ребята давайте прочитайте, какое задание здесь нужно выполнить. Задание понятно?
-
Выбери и подчеркни животных, которые могут встречаться зимой:
Муравей, лягушка, медведь, волк, лиса, заяц, голубь, змея, лось, бабочка.
-Давайте проверим ребята.
-Каких животных можно встретить зимой?
— Молодцы, верно!
— Все ли вы сделали правильно, оцените себя.
-Если все правильно поставите 5, если есть ошибки 4.
3.2 Работа по учебнику стр.56, №1
-Сейчас перейдем ко второму заданию по учебнику
-Откройте учебник на стр.56 и найдите задание №1.
-Давайте задание прочитаем вместе, а выполните вы его самостоятельно. (выполняют).
Ребята, какие явления природы бывают зимой?
-Прочитайте мне по одному.
Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали и отлично справились с этими заданиями.
4. Итог урока. Рефлексия. (3мин)
Давайте еще раз обратимся к нашему плану и посмотрим, все ли мы выполнили. (читаем план с самого начала 1-5).
— Что у нас еще осталось?
-Давайте поведём итог нашего урока.
— О чем же мы говорили на уроке? (верно, мы говорили об изменениях в живой и неживой природе зимой)
-Какие же зимние месяцы мы называли?
-Давайте вспомним вместе, как же в народе назывались эти месяцы?
— Напомните, как же зимуют растения?
-Как же животные зимуют? (показываю указкой на животных)
-О каких животных мы сегодня не говорили? (Ребята как одним словом назвать птицы, насекомые)
-Хотите узнать, какие изменения происходят с ними и как они зимуют?
-Об это мы узнаем и поговорим на следующем уроке.
-Вот и заканчивается наш урок. И я предлагаю вернуться к нашей елочке, ведь нам нужно ее украсить. Давайте вспомним, с каким настроением мы пришли на урок. (ответы детей)
А теперь покажите, какое настроение у вас сейчас? Я вижу, что и в конце урока у вас хорошее настроение. И у меня тоже. А сейчас я предлагаю украсить нашу ёлочку снежинками с вашим настроением. (я прикрепляю, а затем ребята)
-Ребята, а теперь вы украсьте свою ёлочку.
— (спросить с хитринкой)А вы не забыли про снежинки, заработанные в игре?
-Они нам тоже нужны. Чтобы наша ёлочка легко перезимовала, мы сделаем ей перину из наших снежинок.
5. Домашнее задание: (1 мин)
-Для домашней работы у вас будет, несколько заданий вы можете выбрать любое.
-Первое найти информацию о том, как зимует заяц, или ёж. И нарисовать картинку.
-А второе задание будет по учебнику на стр. 57, №2. Вам нужно будет по картинкам составить рассказ о зиме.
Ребята понравился сегодняшний урок? Что нового вы узнали? Мне тоже понравилось с вами работать. Спасибо за урок, а теперь давайте передадим наше хорошее настроение гостям. Повернитесь и улыбнитесь им.