Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Октябрьская средняя общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Факультативное занятие
по речевой культуре на тему:
Сжатый пересказ.
подготовила
учитель начальных классов
Тульченко Ирина Анатольевна
МБОУ «Октябрьская СОШ»
Курского района
13 урок.
Тема: Сжатый пересказ.
Цель: дать детям представление о сжатом пересказе, о двух способах сжатия: исключении и объединении (обобщении).
Ход занятия.
-
Закрепление пройденного.
Постановка цели урока.
-
С чем познакомились на прошлом уроке?
-
Послушайте рассказ об утренних лучах. К какому стилю речи он относится?
-
Составьте план и перескажите рассказ.
-
Не забудьте при пересказе передать интонацией настроение жаворонка, зайчика и других героев.
Утренние лучи.
Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать повсюду свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем, утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!»
Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак.
Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
Четвертый луч попал в улей. Выползла челка из восковой кельи, села на окошечко, раскрыла крылья и зум-зум-зум! – полетела собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: луч режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и заснул.
-
Скажите, как называется такой пересказ? (Подробный).
-
А всегда ли необходим подробный пересказ?
-
Разве не бывало с вами так, что о каком-то событии вам приходилось рассказывать кратко?
-
В таких случаях вы воспользуетесь каким пересказом? (Сжатым).
-
Сжатый пересказ.
-
Подумайте и определите, в каком случае вы будите кратко пересказывать, а в каком – подробно:
-
Вы недавно прочли интересную сказку. Ваши мама и папа оставляют вас на целый вечер с маленьким братом или сестренкой. Как вы перескажите сказку маленькому?
-
Вы пришли в библиотеку, что бы взять книгу для вашего заболевшего друга, но название книги забыли. Хорошо, что вы помните ее содержание. Перескажите содержание книги библиотекарю, чтобы он нашел ее.
-
Сравните тексты отрывка из сказки «Маша и медведь» и двух его сжатых пересказов (а, б).
Подсчитайте количество предложений и слов в каждом тексте.
Пошла как-то Машенька с подружками в лес, стала собирать грибы да ягоды. Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко от подружек. Стала она аукаться, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются. Ходила, ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась.
а). Пошла как-то Машенька с подружками в лес за грибами да ягодами. Вот Машенька ушла далеко от подружек, зовет их, а они не откликаются. Ходила Машенька по лесу – совсем заблудилась.
б). Пошла как-то Машенька в лес с подружками и заблудилась.
3) Подумайте: о каких подробностях не говориться в тексте сжатых пересказов?
-
Попробуйте передать содержание отрывка из сказки «Маша и медведь» в одном предложении.
Идет медведь в лесу между елками, бредет между березками, в овражки спускается, на пригорки поднимается. Шел-шел, устал и говорит: «сяду на пенек, съем пирожок!»
-
— Послушайте отрывок из сказки «Гуси – лебеди».
— Представьте, что жители деревни должны коротко рассказать вернувшемуся отцу с матерью о том, что произошло.
— О чем (о каких подробностях) они не станут говорить?
« Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели Гуси – лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитала, что худо будет от отца с матерью,- братец не откликнулся».
— Итак, подведем небольшой итог: каким же способом можно сокращать текст? (Исключение).
-
* Прочитайте отрывок из сказки Х.К. Андерсена «Гадкий утенок». Каким одним словом можно заменить все выделенные слова?
«На птичьем дворе утки щипали, куры клевали гадкого утенка. Утята толкали и дразнили его. Девушка, которая давала корм птицам, отталкивала гадкого утенка ногой. Вот и задумал утенок бежать куда глаза глядят.»
* Подумайте, о ком на птичьем дворе можно сказать одним словом, каким?
* Запишите сокращенный текст. Прочитайте.
* Можно ли в этом случае использовать способ исключения для сжатого пересказа? Почему? Обоснуйте свой ответ.
* Какой же способ использовали в данном случае? (Объединения, обобщения).
* Итак, сколько же существует способов сжатия текста? Какие?
3. Самостоятельное сокращение. (Работа по группам).
-
Отрывок из сказки Ш. Перро «Золушка», в котором говориться о том, как Золушка побежала в огород за тыквой и какие чудесные превращения показала ей волшебница.
Как можно кратко рассказать о том, что сделала Золушка?
-
Отрывок из рассказа В. Драгунского «Что любит Мишка» со слов: «Мишка… откашлялся и сказал…»
Перескажите сжато речь Мишки.
Какие способы сжатия вы использовали в своих пересказах? Докажите свой выбор.
-
Итог.
Литература:
1.Амисова И. Р. Помирились-разошлись.- Москва: Пед-Сервис 2007.
2.Ладыженская Т. А. Речь, речь, речь.- Москва: Педагогика, 1992.
3.Недригайлова В. И. Уроки речевой культуры в начальной школе.- Курск: Пед-Сервис, 1998.
4.Остроумов А. В. Речевая культура. -Смоленск: Персей-Вече-Аст, 2009.