МОУ «ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Курского района Курской области
Открытый урок по литературе в 6 классе по теме
«А.Н. Некрасов — поэт и гражданин»
(по стихотворению «Железная дорога»)
Провела учитель русского языка и литературы
Евдокимова Любовь Николаевна
Курск 2012
А. Некрасов — поэт-гражданин (по стихотворению «Железная дорога»)
Цель урока:
учить детей анализировать стихотворение, делать выводы, внимательно относиться к художественному слову, сопоставлять стихотворный текст с произведением живописи; оперировать понятиями «риторический вопрос», «баллада», «ирония»;
развивать в детях наблюдательность, творческое воображение, умение чётко и связно излагать и объяснять свои мысли;
воспитывать в детях гражданские чувства.
Предварительные задания:
подготовить сообщение об истории создания стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога» (индивидуальное задание);
повторить определение следующих терминов: «риторический вопрос», «баллада», «ирония»;
подготовить выразительное чтение последних 3-х строф второй главы стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога»;
Ход урока
l. Вступительное слово учителя
— Ребята, сегодня на уроке мы окунёмся в поэтический мир великого русского народного поэта Н.А.Некрасова, узнаем, почему его называют поэтом-гражданином. Эпиграфом к уроку взяты строки из его известного стихотворения «Поэт и гражданин»:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой.
Безусловно, таким и был Н.А. Некрасов — достойный сын своего народа, достойный гражданин своей страны. Он обладал даром большого поэта — чувствовал и выражал главное, чем жили его современники. Он открыл для русской поэзии нового героя — простого человека, мужика, труженика, ремесленника, строителя, солдата, — и этот герой стал центральной фигурой его поэзии. Главной темой своего творчества Некрасов сделал судьбу русского народа и оставался верен этой теме всегда. Послушаем краткое сообщение о жизни и творчестве этого поистине народного поэта
— Какое слово выбивается из общего ряда? (безобразие)
— Нет безобразия в природе — эта фраза настораживает: если безобразия нет в природе, значит, оно где-то есть. Выяснить это мы сможем, разобрав 2 главу стихотворения.
III. Работа над II главой стихотворения.
1.Беседа.
— Кому посвящена вторая, самая большая часть стихотворения? (описанию строительства железной дороги, её строителей).
—По словам современников Некрасова, в основу стихотворения положен реальный случай. Как-то осенью автору удалось услышать в поезде разговор отца и сына о том, кто строил железную дорогу от Москвы до Петербурга. Услышав несправедливый ответ отца, Некрасов счёл нужным вмешаться в этот разговор и затем в стихотворении устами лирического героя решил открыть правду мальчику-попутчику Ване, кто же является настоящим строителем железной дороги.
— Как он показывает правду, чтобы вызвать у читателя сочувствие, жалость к народу? К каким приёмам прибегает? (фантастический, сказочный образ царя-голода и толпы мертвецов в лунную ночь). Зачитаем описание царя-голода
.
—Автор беспощадно показывает цену, какой построена дорога: «А по бокам-то всё косточки русские: Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?»
— Черты-какого жанра проявляются при описании видений лунной ночи, толпы мертвецов? (баллада)
Баллада — это стихотворный рассказ на историческую или легендарную тему, где реальное сочетается с фантастическим,
—Найдите строфу, содержащую обращение толпы мертвецов к живущим? Как вы понимаете значение слова братья?
—Нужен ли ответ на вопрос, данный в этой строфе? Как называется такой вопрос? (риторический)
2. Словесное рисование.
Какой образ выделяется в толпе призраков-мужиков? Словесно нарисуйте его (белоруса).
— А теперь зачитайте его описание в стихотворении.
— Какие чувства вызвало у вас описание белоруса?
3. Работа с репродукцией картины Г.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге»
— Чем идея этой картины близка стихотворению Некрасова и чем отличается от мысли-поэта?
— Какое из этих произведений создаёт, по-вашему, более тягостное, удручающее настроение? Почему
4. Выразительное чтение последних 3-х строф 2 главы.
II. Анализ I главы стихотворения.
— Стихотворения Н.А. Некрасова так же, как и всё его творчество, проникнуты глубоким сочувствием к человеку, высоким гражданским чувством, в них звучит протест против несправедливого отношения к людям. Яркий пример тому — стихотворение «Железная дорога». Перед тем как познакомиться с первой главой, выясним значение некоторых слов.
1. Словарная работа
ядрёный — свежий, здоровый
коми – кочки
обаяние — незнание правды, неведение
— Каким словом названы слипшиеся и склеившиеся волосы на голове белоруса? (колтун) лопата – заступ
подрядчик — лицо, нанявшее рабочих
лабаз — помещение для хранения муки или зерна;
лабазник -торговец, владелец лабаза
присадистый — приземистый, плотный
недоимка — долги, то, что рабочие, по подсчетам, были должны ему.
2. Прослушивание 1 главы стихотворения
3. Беседа по вопросам:
— Что представляет собой картина, нарисованная в 1 части? (осенний пейзаж).
— Каким настроением ока проникнута? (бодрости, ясности, покоя).
— Какое восклицание повторяется дважды? («Славная осень!»).
-Как рисуется Некрасовым образ Родины в 1 части?
(Это, во-первых, образ родной природы; во-вторых, для обозначения Родины употреблено устаревшее название Русь; в-третьих, эпитет родимая носит просторечный характер, выражает народное чувство).
—Да, рисуя обычные, всем знакомые картины осеннего пейзажа, автор восхищается увиденным, ведь настоящий поэт, поэт-гражданин, любит Родину не за какие-то дивные красоты, а потому что это его Родина. Как любят мать. Он называет её не громким именем Россия, а старинным и ласковым словом Русь.
— Какова лексика 1 главы? Какое настроение она создаёт? (Она создаёт радостное, бодрое настроение: славная, здоровый/ядрёный, бодрит, свежи, морозные, ясные, хорошо).
— Как автор показывает будущее народа, страны? Верит ли он в светлое будущее? (Будущее -преодоление прошлого. Бесконечное терпение, выносливость народа должны принести освобождение. Автор верит в скорое преображение страны, переживает за дальнейшую судьбу народа).
IV. Анализ 3 и 4 глав стихотворения.
-
Беседа.
— Что думает о народе генерал, какими словами он определяет народ?
— А вы согласны с этим мнением?
— Можно ли увидеть светлую сторону в жизни строителей железной дороги? Почему?
— Как поступает с рабочими купчина?
— Какой оттенок звучит в словах подрядчика «И — недоимку дарю!…»? (издевательски).
— Каково авторское отношение к изображаемому?
— Какой приём использует автор в последней строфе стихотворения? (ирония)
Ирония — выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение)
2. Вывод: «Кажется, трудно отрадней картину // Нарисовать, генерал?..» — таким риторическим ироническим вопросом и многоточием заканчивается стихотворение. Остаётся тягостное, безрадостное впечатление. Этот вопрос — крик души поэта, который любит свой народ, осознаёт ответственность за судьбу Родины, протестует против несправедливости. Это голос настоящего гражданина, для которого судьба страны — дело глубоко личное. Человека, который «:как свои, на теле носит. Все язвы Родины своей».
V. Работа с памяткой.
1. Беседа.
Итак, сделаем вывод:
— Какими чертами характера обладает автор этого стихотворения?
— Можно ли его назвать достойным, подлинным гражданином? Почему?
— Давайте вспомним, кого можно назвать гражданином? Какими качествами он должен обладать? Продолжите каждую строчку
Гражданин-человек, который
— любит — проявляет — осознаёт
— интересуется — гордится — проявляет- протестует
2. Вывод: Правильно. Обобщив ваши ответы, можно сделать вывод: гражданин — это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа.
3. Раздача памяток.
Я сейчас вам раздам памятки «Гражданин». Очень хочется, чтобы вы воспитывали в себе эти качества и были достойными гражданами своей страны, такими, каким был Н.А. Некрасов.
VI. Итоги урока. Выставление оценок.
VII. Инструктаж по домашнему заданию: наизусть 3 строфы (на выбор), ответить на вопросы, повторить определение терминов или написать мини-сочинение на тему «Я — гражданин своей страны»
ПАМЯТКА
Гражданин — человек, который
— любит свою Родину, малую и большую, свой народ, свой язык;
— проявляет убеждённую готовность и способность защищать Родину;
— осознаёт ответственность за судьбу своей страны;
— интересуется историей и культурой Родины;
— гордится Родиной;
— проявляет бережное отношение к национальным богатствам страны, её культуре, традициям;
— протестует против несправедливого отношения к людям.
Гражданин — это неравнодушный человек, мысли и поступки которого направлены на благо своего Отечества, на благо своего народа.
Литература:
1.Литература. Учебник для 6 класса. –М., Просвещение 2012 г.
2.И.В.Золотарева, С.М.Аникина поурочные разработки по литературе. 7 класс. Издательство «Вако» 2005 г.