КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе
Предмет: Литературное чтение
Тема: Урок чтения и осмысления рассказа Н.Носова «Клякса».
(Автор учебника «Любимые страницы» О.В.Кубасова)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
-
допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно.
-
знать о правилах школьной жизни, осознанно применять их на уроках литературного чтения, обосновывать их существование и пользу для ученика.
-
строить морально-этическое суждение из 2-3 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения.
-
формировать антикоррупционое мировоззрение, воспитывая такие нравственные качества как долг, ответственность и справедливость.
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
-
формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока.
-
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме
-
давать самооценку.
Коммуникативаные:
-
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
-
аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя.
-
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Познавательные:
-
пользоваться приёмами анализа и синтеза при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя;
-
Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их;
-
анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов.
Предметные результаты:
-
самостоятельно определять тему произведения;
-
под руководством учителя определять главную мысль произведения;
-
развитие художественно-творческих способностей;
-
характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он? какой он?);
Ход урока.
1.Проверка домашнего задания.
Дети задают друг другу самостоятельно составленные вопросы по тексту Н.Носова «Огородники».
2.Подготовка к первичному восприятию текста.
Постановка цели урока.
Посмотрите на выставку книг
Догадайтесь, произведение какого автора сегодня мы будем изучать. Да, тоже Н. Носова. Но среди книг есть «лишняя» книга. Найдите её (книга Е.Носова).
Несколько слов о писателе
Вглядитесь в портрет писателя. Каким он вам представляется? Какие произведения писал Носов, в каком жанре? (рассказы). На какую тему? (0 детях).
Ребус
Посмотрите на слайд. Отгадайте название рассказа, который будем сегодня читать:
(После отгадывания на доске появляется обложка книги.)
Работа со словом.
Что обозначает слово «клякса»? (Ответы детей.) В словаре С.И.Ожегова можно найти ответ: «Чернильное пятно на бумаге»
Как вы думаете, это современное слово или устаревшее? Кто будет хорошо на уроке работать, тот будет иметь возможность после урока поставить настоящую кляксу.
Нам ещё встретятся слова
«флакончик туши» (пузырёк краски); «пятак» (монета в 5 копеек); «во всю прыть» (очень быстро); «потешаться» (смеяться не со зла), «покачала головой сокрушённо» (огорчённо), «сидел как на иголках» (беспокойно).
3.Первичное восприятие текста, проверка первичного восприятия.
(Чтение по цепочке).
Чем похож этот рассказ на предыдущий?
(он о детях; дети попадают в необычные ситуации, смешные и грустные одновременно; тексты поучительны).
Динамическая пауза
(Привстаньте на цыпочки, как Федя, столько раз, сколько слогов в словах Федя, Григорий, Зинаида.)
4.Анализ литературного произведения.
Откройте словарик настроений. Определите, какой этот рассказ по настроению? (серьёзный и грустный, смешной, радостный). Найдите слова из текста, которые подтверждают это.
Составление портретов главных героев
Каким предстаёт перед читателями главный герой рассказа Федя Рыбкин в начале рассказа? (зачитайте).
Как изменился ли Федя в конце истории? (зачитайте).
Какие чувства испытывал Федя за время этой истории? (На доске выписываются нужные слова).
Как вам кажется, Федю можно назвать шалуном или хулиганом? Почему?
Что заставило Федю измениться?
Почему Зинаида Ивановна повела себя именно так?
Какой вы представляете себе Зинаиду Ивановну? (мудрой, справедливой).
Как вы считаете, права ли учительница в отношении к мальчику? (Докажите).
От лица кого ведётся рассказ? (от лица мальчика, ученика этого класса).
Что вы можете сказать о друге Феди? (поддерживал, предлагал резинку…)
Найдите пословицу, которая подходит к отношению двух друзей
(«Не в службу, а в дружбу»). Объясните её смысл.
Найдите рисунок к тексту и отрывок, который подходит к данной пословице.
Зрительная пауза
(«Собери букет»: подарите цветочки Зинаиде Ивановне. Глазами находим над доской жёлтый цветок, синий, зелёный…)
5.Обобщение результатов анализа.
Чтение по ролям.
Как будем читать: громко или тихо? Почему (Тихо, так как идёт урок).
Каким тоном будем читать за Федю? (тревожным, беспокойным).
За Гришу? (озабоченным, деловым)
Итог урока.
Чему хотел научить нас автор? (Чтобы мы всё делали вовремя: учились на уроках, веселились на переменках; ответственно относились к тому делу, которым занимаемся). Какая пословица подходит к данному рассказу? («Делу время – потехе час»)
Творческое задание.
На выданных листочках нарисуйте кляксу и напишите пожелание Феде (под музыку).
Дорисуйте её таким образом, чтобы она «ожила». Как называется такой литературный приём? (олицетворение). Какой вы ещё знаете литературный приём? (сравнение). Сравните кляксу, на что она похожа? (на облачко, лужу…)
А кляксы на слайде на что похожи?
Вспомните, в какой сказке один нерадивый ученик поставил кляксу в тетради? (на доске – иллюстрация к сказке «Приключения Буратино»)
Самооценивание с использованием карточек красного, зеленого и желтого цветов.
Домашнее задание.
Чтение по ролям; представить себя автором и подумать, что бы вы изменили в рассказе.
Время даром не теряйте-
Книги Носова читайте!
После урока дети ставят на листочках кляксы и делятся друг с другом мнением, на что они похожи.