МБОУ ЧЕРКУТИНСКАЯ ООШ

ИМЕНИ В.А.СОЛОУХИНА

Собинского района Владимирской области

Конспект урока в 5 классе

по теме

«Герои повести Н.В. Гоголя

«Ночь перед Рождеством»

Конспект приготовила Яшина О.В., учитель

1 квалификационной категории

Черкутино

2010 год

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Собрать материал для характеристики главных героев повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».

  2. Обучать учащихся выборочному рассказу о героях повести.

  3. Продолжить работу по обучению выразительному чтению прозаического произведения, выразительному чтению по ролям, связному рассказу.

  4. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.

  5. Обогатить «психологический словарь» учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ.

  1. Запись на доске темы урока.

  2. Портрет Гоголя.

  3. Рисунок черта.

4. Дидактический материал «Внешность и черты характера героев».

Ход урока.

1. Слово учителя.

Познакомьтесь с темой урока, определите его цели.

На прошлом уроке мы начали знакомство с повестью Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Давайте вспомним,

Фронтальная беседа.

  1. Где происходит действие повести? (Украина, близ Диканьки)

  2. Когда происходят ее события? (18 век, в ночь перед Рождеством)

  3. Случаен ли выбор Гоголя? (Нет. Это необыкновенное время, когда сбываются многие мечты, происходят чудеса, когда нечистая сила гуляет по свету).

2. Слово учителя.

Сегодня я предлагаю Вам совершить путешествие на машине времени в прошлое, в 18 век, в сказочный гоголевский мир и понаблюдать за его обитателями. Готовы ли Вы к перемещению во времени? На всякий случай одеваем скафандры, пристегиваем ремни, задраиваем люки, включаем мотор и … начинаем перемещение. В этом нам поможет повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Как себя чувствуете? Какое настроение?

Итак, путешествие проходит нормально, мы оказались уже над Диканькой. Но что это там впереди?

Открываем учебник на стр. 158.

Выразительное чтение отрывка «Встреча с чертом». Стр. 158 – 159.

Оцените, пожалуйста, чтение ученика, укажите его достоинства и, может быть, недостатки.

А теперь поговорим о первом герое, с которым встретились в повести – о черте.

1. Каким мы видим черта?

2. Почему черт смешон, а не страшен?

3. Какие черты внешнего облика делают его похожим на заезжего иностранца? Почему черт так ведет себя? Обратимся к живописи. Перед Вами черт. Рассмотрите его внимательно. Прав ли художник в своем видении героя? Что можно изменить? Что получилось удачно?

  1. Сказочные или человеческие черты подчеркнуты в описании и поведении черта? Докажите свою точку зрения.

  2. Судя по описанию, попробуйте дать характеристику черта. (Черный, смешной, грешный, противный, тонконогий, хвостатый, рогатый, хитрый, бородатый.)

  3. (ДЗ) Дополните рассказ о черте подготовленными дома характеристиками. (Вредный, мстительный, мерзкий, любвеобильный, коварный, проворный).

3. Слово учителя.

Да, черт поморозил нас на славу. Поэтому сейчас я предлагаю Вам спуститься на землю и погреться в одной из хат. Интересно, что там происходит?

Инсценировка «Оксана перед зеркалом». Стр. 164.

  1. Угадали, у кого мы очутились в гостях? (У Оксаны)

  2. Кто такая Оксана? Что о ней нам известно?

  3. Какой вы увидели девушку перед собой? Точно ли ее сыграла актриса? Правду ли говорит Оксана, глядя в зеркало? Каким качествами наделена героиня? (Красивая, черноглазая, чернобровая, модная, мечтательная, румяная, стройная; кокетливая, хвастливая, самовлюбленная, лицемерная, своенравная).

  4. Хороша ли она на самом деле?

4. Слово учителя.

Ребята! Оказывается, не только мы подсматриваем за Оксаной? Кто еще внимательно наблюдает за ней? (Вакула)

Что произошло во время их встречи? Послушаем их разговор.

Чтение по ролям. Стр. 164 – 167.

— Автор

— Кузнец Вакула

— Оксана

Ребята! Следите внимательно за чтением ребят, затем оцените их работу. (После чтения его оценка).

  1. Как ведет себя Оксана после прихода кузнеца?

  2. Справедлива ли героиня?

  3. Какой Вы увидели Оксану в этой сцене? (Насмешливая, бессердечная, жестокая, суровая, бесчувственная, скромная, непостоянная, избалованная, капризная).

5. Слово учителя.

Оставим разговор о своенравной красавице, довольно! Поговорим немного о кузнеце, уж слишком ему досталось от Оксаны.

  1. Чем привлекает нас кузнец в этой сцене?

  2. В чем проявляется смешная сторона его поведения?

  3. Каким Вы представляете себе молодого человека (парубка)? (Внешне: красивый, сильный, широкоплечий, кудрявый, коренастый, могучий, высокий. Характер: богобоязливый, трудолюбивый, упрямый, терпеливый, влюбленный, готовый на все ради любви).

  4. Что Вы еще можете рассказать о кузнеце Вакуле?

  5. Как кузнец посрамил черта на своей картине?

  1. Зачем нужна эта история? (Кузнец уже в начале повести один раз победил черта, т.к. нарисовать черта в аду (в волшебном мире повести) — все равно что поместить в сам ад. Это рассказ уже предвосхищает будущее победы Вакулы.

6. Слово учителя.

Причины неприязни черта к кузнецу вполне ясны.

  1. Кто еще недолюбливает кузнеца? (Солоха)

  2. В чем главная причина неприязни? (Вполне житейская причина 0 имущество).

Поговорим же о столь необычной героине – Солохе.

(Д/З) Зачитайте свои характеристики героини. Какая она?

  1. Есть ли в Солохе черты украинской хозяйки?

  2. Гоголь часто называет Солоху «ведьмой». Объясните, пожалуйста, значение этого слова.

— ведьма, колдунья, летающая на метле, водящая «шашни» с чертом;

— женщина с противным характером, способная мстить собственному сыну,

— непостоянная женщина, имеющая множество любовников, обманывающая всех.

3. Какова ее внешность? (40 лет, ни хороша, ни дурна собой, очаровывающая мужчин, колдунья).

4. Какими чертами характера наделена героиня? (Расчетливая, кокетливая, насмешливая, знающая себе сцену, хитрая, смекалистая, угодливая, говорливая).

Детям раздается дидактический материал « Внешность и черты характера героев».

Подведение итогов урока.

Сегодня мы поговорили об основных героях повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1.Чем они показались Вам необычными, интересными? (Герои с неординарной, броской внешностью; с противоречивыми характерами, как реальные, живые люди).

2. Кто из ребят работал наиболее активно?

Д/З:

1. Дочитать повесть до конца.

2. Письменно ответить на вопрос: «Кто из героев повести Гоголя мне понравился и почему?

Слово учителя.

Займем свои места в машине времени и вернемся в свой 21 век.

(Оценивание работы учащихся)

Литература.

Учебник «В мире литературы» 5 класс А.Г. Кутузов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here