Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Беломестненская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Система уроков по творчеству

М.Ю. Лермонтова

в 8 классе

подготовила

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

Масс Оксана Владимировна

Беломестное — 2010

Система уроков по творчеству М.Ю. Лермонтова

в 8 классе

Масс Оксана Владимировна,

заместитель директора по УВР,

учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения

«Беломестненская средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области»

Общая характеристика уроков:

урока

Тема урока

Цель

Задачи

1 урок

Певец Родины и свободы (слово о поэте).

— углубить представление о личности поэта;

— подготовить к восприятию поэмы «Мцыри»;

— формировать умение подбирать и анализировать материал по определенной теме, выделять главное, составлять тезисный план, выступать с сообщением;

анализ стихотворения «Кавказ».

2 урок

Сюжет и композиция поэмы «Мцыри»

— формировать умение анализировать поэтический текст;

— определить сюжетную линию поэмы;

— определить роль композиции поэмы в создании образа Мцыри;

— анализ 1 строфы.

3 урок

Образ Мцыри – образ романтического героя

— формировать умение анализировать поэтический текст;

— изучить понятие романтического героя и определить его характерные черты,

— определить, соответствует ли образ Мцыри обобщенному образу романтического героя.

— сопоставительный анализ стихотворения Байрона «Хочу я быть ребенком вольным» и поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»;

— анализ монолога Мцыри.

4 урок

Поэтическое мастерство М.Ю. Лермонтова

— определить, в чем заключается сила, притягательная красота и обаяние поэзии М.Ю. Лермонтова;

— определить особенности романтизма М.Ю. Лермонтова

— анализ кульминации, описаний природы.

5урок.

Образы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

— формировать умение анализировать поэтический текст;

— определить образы и мотивы, характерные для поэзии М.Ю. Лермонтова;

— анализ стихотворения «Пленный рыцарь».

2 урок. Тема. Сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цели и задачи:

  • формировать умение анализировать поэтический текст;

  • определить сюжетную линию поэмы;

  • определить композицию поэмы, её роль в создании образа Мцыри;

Ход урока

1. Оргмомент

2. Проверка домашнего задания

— Расскажите, что вы знаете о М.Ю. Лермонтове?

Ранняя смерть матери, ссора бабушки с отцом, воспитание в Московском благородном пансионе, учёба в университетах, в школе гвардейских подпрапорщиков, служба офицером и др.

— Какие черты характера были присущи поэту?

Противоречивость, замкнутость, печаль, высокий ум, образованность, напряжённость и др.

— Назовите любимых поэтов М.Ю. Лермонтова.

Байрон, А.С. Пушкин

3. Актуализация знаний. Краткая запись в тетрадях

Учитель:

-Жанр «Мцыри» — поэма.

Поэма – это произведение, в котором помимо образа лирического героя есть и развернутый сюжет.

Сюжет – это события, о которых рассказывается в произведении.

Сюжетная линия – это строение сюжета:

-пролог,

1) экспозиция – объяснение того, что было до начала действия,

2) завязка – начало действия,

3) развитие действия – основные события,

4) кульминация – самый напряжённый момент повествования,

5) развязка действия – завершение действия,

— эпилог.

Композиция – построение произведения.

4. Работа над темой урока

1) Выяснение смысла названия поэмы

Учитель:

— Для начала давайте выясним, что означает слово Мцыри? Об этом нам расскажет ученик.

Ученик:

— Слово мцыри в грузинском языке многозначно. Кроме значения «монах», оно имеет значение «чужеземец», «пришлец». Первоначально М.Ю. Лермонтов назвал свою поэму «Бэри», т. е. монах, но этим словом называли только пожилых людей, а Мцыри – мальчик. Кроме того, Мцыри ещё не был пострижен в монахи, он был послушником, а слово мцыри, как пишет об этом в примечании сам М.Ю. Лермонтов, «на грузинском языке значит «неслужащий монах», нечто вроде «послушника», поэтому автор изменил название.

Учитель:

— Итак, поэма «Мцыри» — это лирический рассказ о молодом послушнике, чужом для того места, в котором он живёт.

— А сейчас посмотрим, как развивается сюжет в произведении.

2) Анализ экспозиции

Чтение первой строфы учеником, заранее подготовленным для этого дома.

Учитель:

— О чем говорится в 1 строфе? Где происходит действие?

О том, что на Кавказе, возле слияния двух рек, Арагвы и Куры, был монастырь.

— Этот монастырь действительно существует. Он расположен на высокой горе и носит название «Джарис – сакдари» или монастырь Креста, а теперь его называют монастырём Мцыри.

— Что произошло с монастырём? Прочитайте его описание. Что в нём было, и чего сейчас нет? Что есть?

Монастырь был наполнен молитвами и пением иноков, молящихся «за нас», в нем были башни, ворота, церковь, курились благовония. Сейчас монастырь разрушен, остались только развалины, могильные плиты и один седой старик.

— О чём говорят надписи на могильных плитах?

О славе прошлой – и о том,

Как, удручён своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

Ученик:

— 4 августа 1783 года грузинский царь Ираклий II заключил Георгиевский трактат о покровительстве России Грузии. В 1801 году в состав России вошла восточная Грузия (Картли, Кахетия), с 1803 по 1864 год в состав России вошли западные земли Грузии (Менгрелия, Имеретия, Гурия)

Учитель:

— Что дало Грузии присоединение к России?

И Божья благодать сошла

на Грузию! Она цвела

С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов,

За гранью дружеских штыков.

— Зачем поэт разделил строфу чертой?

Присоединение к России было как бы разделительной чертой в истории Грузии. С этого переломного момента началась новая мирная и благополучная жизнь под защитой России.

— Какими ещё способами поэт подчеркивает положительное влияние России на Грузию?

Поэт переносит слово «Грузия» на другую строку и ставит после него в середине строки и предложения восклицательный знак, этим создаётся особенная торжественная и радостная интонация, подчеркивающая то, что присоединение к России было большим благом для Грузии.

3) Анализ 2 строфы

Чтение 2 строфы заранее подготовленным учеником.

— Какой часть сюжетной линии она является? Какое слово подсказывает нам, что начинается завязка действия?

2 строфа – это завязка действия, что становится ясно с первого же слова строфы: «однажды».

— Какие события являются развитием действия?

Всё то, что произошло с Мцыри: побег, встреча с девушкой, бой с барсом, возвращение.

— Кульминацию и развязку вы определите дома сами, а сейчас перейдем к анализу композиции поэмы.

4) Анализ композиции

Учитель:

— Как вы думаете, на какие две неравные части можно разделить поэму?

— Каким знаком препинания начинается 3 строфа и заканчивается 26? Почему? Кто ведёт рассказ в 1 и 2 строфах?

Краткая запись на доске и в тетрадях:

Композиция поэмы:

I часть (1 и 2 строфы)

рассказ автора о Мцыри

(узнаём о герое извне).

II часть (3 – 26 строфы)

монолог Мцыри, исповедь героя

(узнаём героя изнутри).

Учитель:

— Итак, своеобразие композиции поэмы заключается в том, что рассказ о всей жизни Мцыри и частично об истории монастыря и даже Грузии заключен всего в 2-х строфах. В то же время нескольким дням из жизни героя отведено 24 строфы. Это неслучайно, т. к. именно в эти несколько дней со всей яркостью и выразительностью раскрывается перед нами характер Мцыри.

5. Домашнее задание:

1) Всем: перечитать исповедь Мцыри, определить кульминацию и развязку действия.

2) Индивидуальные задания:

— ответить на вопросы: О чем мечтает Мцыри? Что он постоянно вспоминает? с кем сравнивает себя Мцыри?

— подготовить выразительное чтение отдельных строф,

— найти описания природы.

6. Подведение итогов

— Что нового вы узнали на уроке? Чему учились?

3 урок. Тема. Образ Мцыри – образ романтического героя

Цели и задачи:

  • формировать умение анализировать поэтический текст;

  • изучить понятие романтического героя и определить его характерные черты,

  • определить, соответствует ли образ Мцыри обобщенному образу романтического героя;

  • сопоставительный анализ стихотворения Байрона «Хочу я быть ребенком вольным» и поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»;

  • анализ монолога Мцыри.

Материалы к уроку:

    • репродукции к поэме «Мцыри» (презентация);

    • листы с текстом стихотворения Байрона «Хочу я быть ребенком вольным».

Ход урока

I. Оргмомент

II. Проверка домашнего задания осуществляется по ходу урока.

III. Работа над темой урока.

1. Объяснение учителя.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что одним из любимейших поэтов М.Ю. Лермонтова был английский поэт XIX века Байрон. Он считается одним из крупнейших романтических поэтов, своего рода вождем всех романтиков. М.Ю. Лермонтов как почти все молодые люди того времени был увлечен Байроном, находился под сильным влиянием его личности и поэзии.

Байрон был английским лордом. Он был необыкновенно красив, умен, образован, но врожденная хромота отложила отпечаток на его характере: сделала его несколько замкнутым и угрюмым. Постоянная грусть и задумчивость придавали его лицу выражение загадочной одухотворенности.

Чтобы глубже понять творчество М.Ю. Лермонтова, необходимо иметь представление и о поэзии Байрона, оказавшей на Лермонтова огромное влияние.

Для романтических героев Байроновских произведений характерны следующие черты (записать на доске и в тетрадях):

  • Сильные чувства (страсти).

  • Отвержение законов, которым подчиняются другие.

  • Одиночество.

  • Гордыня.

  • Недовольство своей жизнью.

  • Бунтарство.

  • Презрение к окружающим и к миру.

  • Гибель.

Природа в романтических произведениях, как правило, необычная, экзотическая (скалы, море), беспокойная (буря, гром, ветер).

2. Чтение и анализ отрывка из стихотворения Байрона «Хочу я быть ребенком вольным» (читает учитель, на партах учеников распечатанный текст произведения).

Задание классу:

— По ходу чтения отмечайте слова и выражения, в которых проявляется романтизм лирического героя стихотворения Байрона.

Хочу я быть ребенком вольным

И снова жить в родных горах,

Скитаться по лесам раздольным,

Качаться на морских волнах.

Не сжиться мне душой свободной

С саксонской пышной суетой!

Милее мне над зыбью водной

Утес, в который бьет прибой!

Судьба! возьми назад щедроты

И титул, что в веках звучит!

Жить меж рабов – мне нет охоты,

Их руки пожимать — мне стыд!

Верни мне край мой одичалый,

Где знал я грезы ранних лет,

Где реву океана скалы

Шлют свой бестрепетный ответ!

О! я не стар! Но мир бесспорно

Был сотворен не для меня!

Зачем же скрыты тенью черной

Приметы рокового дня?

Мне прежде снился сон прекрасный,

Виденье дивной красоты…

Действительность! ты речью властной

Разогнала мои мечты.

Кто был мой друг – в краю далеком,

Кого любил – тех нет со мной.

Уныло в сердце одиноком,

Когда надежд исчезнет рой!

Порой над чашами веселья

Забудусь я на краткий срок…

Но что мгновенный бред похмелья!

Я сердцем, сердцем одинок!

……………………………..

Я изнемог от мук веселья,

Мне ненавистен род людской,

И жаждет грудь моя ущелья,

Где мгла нависнет над душой!

Когда б я мог, расправив крылья,

Как голубь к радостям гнезда,

Умчаться в небо без усилья

Прочь, прочь от жизни — навсегда! 1807

Учитель:

— Какие черты, свойственные обобщенному образу романтического героя, проявились в этом стихотворении?

Одиночество, нежелание жить, отвержение действительности, презрение к окружающим его людям, желание свободы, сильных ощущений; отвержение предназначенной ему судьбы, бунтарство.

— Сравните образ лирического героя стихотворения Байрона и образ Мцыри. Есть ли между ними что-либо общее?

Между Мцыри и лирическим героем Байрона много общего. Оба они чувствуют себя несвободными, стремятся к воле, к бурной, необыкновенной жизни. Оба героя считают покорную жизнь окружающих людей рабством и за это презирают их. Гордость, ненависть и презрение к миру делают обоих героев одинокими. Рядом с ними нет никого, кто понимал бы их и любил. И тот и другой герой отвергают свою судьбу, как бы швыряют ей в лицо то, что она дала им.

— О чем сожалеют и о чем мечтают оба героя? Что они вспоминают?

Оба героя вспоминают свои родные края, где они, по-видимому, были когда-то счастливы, вспоминают своих друзей и родных, тех, кого они когда-то любили.

— Какой вывод мы можем сделать исходя из этого краткого сопоставления двух героев?

Образ Мцыри, как и образ лирического героя стихотворения Байрона, — это типичные образы романтических героев.

3. Анализ монолога Мцыри.

— Найдите в тексте и прочитайте слова, которые подтверждают, что в душе Мцыри бушевали сильные страсти (строфы 3, 4, 15, 16).

«Я знал …одну — но пламенную страсть: она, как червь, во мне жила, изгрызла душу и сожгла». «Мою пылающую грудь»… «Тогда на землю я упал; И в исступлении рыдал, И грыз сырую грудь земли»… « Напрасно в бешенстве порой Я рвал отчаянной рукой»…

— Какой эпизод является кульминацией поэмы и почему?

Кульминация поэмы – битва Мцыри с барсом. Это самый напряженный и драматический момент поэмы, в котором с максимальной силой проявляется бунтарский характер Мцыри.

— Найдите слова, в которых передано одиночество Мцыри, его недовольство своей жизнью, гордыня (строфы 2, 4, 9, 15).

«Но, чужд ребяческих утех, Сначала бегал он от всех, Бродил безмолвен, одинок»… «Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок, я вырос в сумрачных стенах»… «я сам, как зверь, был чужд людей»… «…помощи людской я не желал… Я был чужой для них навек»…

— С кем сравнивает сам себя Мцыри? Как это характеризует его?

Мцыри в разных эпизодах сравнивает себя со зверем, змеем, барсом. «Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел…» «Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей».

— Найдите слова, в которых проявляется бунтарство Мцыри, его гордыня (строфы 25, 3).

«И, гордо выслушав, больной Привстал, собрав остаток сил»; «Её (страсть) пред небом и землей Я ныне громко признаю И о прощенье не молю»; «…за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…»

— Прочитайте описания природы (строфы 6, 8, 10, 15). В чем сходство состояния природы и состояния души Мцыри?

Мцыри восторженно воспринимает природу: «кругом меня цвел Божий сад»; « Пышные поля, холмы…горные хребты, причудливы, как мечты…в снегах, горящих, как алмаз, Седой, незыблемый Кавказ». Он рисует картины природы в радостных красках. Он наслаждается обретенной свободой. В то же время шум потока, гроза, вой сердитого вала, внезапно открывшаяся перед ним бездна передают страх и беспокойство Мцыри, грозные предчувствия.

— Итак, какие выводы мы можем сделать, исходя из анализа монолога Мцыри?

Образ Мцыри – это образ человека, отказавшегося от гармонии, от спокойной жизни в монастыре, отринувшего Бога и нравственные законы и выбравшего борьбу, мятеж, бурю, разрушающие гармонию. Другими словами, образ Мцыри – это образ романтического героя.

Домашнее задание:

1)Подготовить выразительное чтение строф 15 — 18 (на выбор).

2)Найти в 6, 10, 11, 16 – 18 строфах изобразительно-выразительные средства.

3)Индивидуальные задания сильным ученикам: рассказать о художественно-изобразительных средствах (определение, функции, примеры).

Подведение итогов урока, выставление оценок.

4 урок. Тема. Поэтическое мастерство М.Ю. Лермонтова

Цели и задачи:

  • определить, в чем заключается сила, притягательная красота и обаяние поэзии М.Ю. Лермонтова;

  • определить, какими средствами поэт создает образы главного героя, природы;

  • анализ кульминации, описаний природы.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Повторение изученного.

1) Назовите основные черты романтического героя.

2) Охарактеризуйте природу в романтических произведениях.

3) Почему мы говорим, что образ Мцыри – это образ романтического героя?

III. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Расскажите о художественно-изобразительных средствах (определение, функции, примеры):

— метафора, олицетворение, сравнение, эпитет, аллитерация.

IV. Работа над темой урока

1. Беседа

Учитель:

— Скажите, какое впечатление произвела на вас поэма, когда вы впервые прочитали её? Что вы чувствовали по отношению к Мцыри? Какие испытывали переживания, когда читали исповедь Мцыри, эпизод с барсом, встречу с девушкой-грузинкой?

— Не ошибусь, если скажу, что нет человека, который читал бы поэму равнодушно. Образ Мцыри, беспокойного, горячего, по-детски наивного юноши, вызывает симпатию, сочувствие, сострадание и жалость у всех читателей.

Вместе с тем, мы видели, что образ Мцыри построен по определенному романтическому шаблону. Как же удалось поэту мертвую схему романтического шаблона наполнить живыми обаятельными образами, заставить читателя напряженно следить за развитием действия поэмы и сопереживать герою? Сегодня мы попытаемся ответить на этот вопрос.

2. Анализ поэмы.

— Какие картины природы раскрываются перед нами? Выразительно прочитайте отрывки из 6, 10, 11, строф.

Поэт с необыкновенной силой и мощью рисует картины богатой кавказской природы. Мцыри видит вокруг себя «пышные поля», холмы, «покрытые венцом дерев», «груды темных скал», причудливые горные хребты, череду белых облаков, обволакивающих вершины гор, бурный речной поток, «седой, незыблемый Кавказ» и др.

— Прочитайте описание природы в 22строфе. Почему в 6 главе долина предстает перед нами в пышном цветении, а в 22 – кажется выжженной пустыней? Сделайте вывод.

На описаниях природы отразились впечатления Мцыри, его настроение, состояние души. В начале своего побега он упоен свободой, радостными предчувствиями, поэтому и в природе он видит яркие радостные краски жизни. В конце же он пережил боль и разочарование, поэтому мир кажется ему пустыней. Выгоревшая, иссохшая трава становится как бы символом души Мцыри, истомленной страстью.

— С помощью каких средств поэт создает образы природы?

С помощью метафор и сравнений поэт наделяет природу внутренней жизнью, чувствами, близкими к тем, которые испытывал Мцыри, одухотворяет её. Деревья разрослись у него кругом и «шумящей свежею толпой» напоминают хоровод: «как братья в пляске круговой». Череда облаков напоминает «белый караван залетных птиц из дальних стран». Снежные вершины Кавказа напоминают седину. Поэт олицетворяет природу: «И все природы голоса сливались тут». Метафоры поэта смелы и оригинальны: «Миллионом черных глаз / Смотрела ночи темнота / Сквозь ветви каждого куста»; «Я рвал отчаянной рукой / Терновник…» и др. С помощью эпитетов автор передает богатую палитру красок и впечатлений: «грозящая бездна», «сонные цветы», « сердитый вал», «радужный наряд», «прозрачная зелень», «Божий сад», «свежая толпа», «серебристая бахрома», «прилежный взор» и т.д.

— Выразительно прочитайте 17, 18 главы. Какими средствами поэт передает напряжение и динамизм событий?

Большое количество глаголов: «кинулся, рассек, визжал, пламенел, завыл, рванулся, опрокинулся и др.» Эпитеты: «жалобный вой», «смертельный бой», «бешеный скачок», «ужасный крик» и др. Метафоры и сравнения: «застонал, как человек», «…вой /Протяжный, жалобный, как стон», « И мы сплетясь, как пара змей, / Обнявшись крепче двух друзей, /Упали разом…» и др. Множество фигур умолчания передают непредсказуемость, прерывистость событий, замирание сердец. Аллитерация: частое повторение звуков[р],[т],[д],[б],[п].

— Определите, какими рифмами написана поэма. Как вы думаете, почему?

О своеобразии ритмического строя поэмы хорошо сказал И.С. Тургенев: «Небольшая поэма «Послушник» («Мцыри») написана восьмисложным стихом, с одними только мужскими, но парными рифмами. Эта форма, самим своим однообразием, придает поэме чрезвычайную силу. Её ритм сравнивали с работою заключенного, который неустанно стучит двойным стуком в стену своей темницы».

— Итак, мы видим, что М.Ю. Лермонтов с необыкновенным мастерством не просто описывает явления природы или события из жизни героя, но умеет рассказать о них так, что мы словно видим глазами героями, переживаем то, что он переживал, и благодаря этому лучше понимаем его. Кроме того, картины природы у Лермонтова созданы с географической достоверностью, живо передают ландшафт Грузии и Северного Кавказа.

Используя весьма ограниченный набор романтических образов, М.Ю. Лермонтов создал незабываемую, хотя и трагическую поэму, наполненную дивными по красоте и обаянию стихами. В этом и заключается поэтическое мастерство М.Ю. Лермонтова.

V. Домашнее задание.

Письменно ответить на вопросы:

— можно ли считать героя «Капитанской дочки» Е.Пугачева романтическим героем? Свой ответ докажите.

VI. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

5 урок. Тема: Образы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Цели и задачи:

  • определить образы и мотивы, характерные для поэзии М.Ю. Лермонтова;

  • формировать умение анализировать поэтический текст;

  • анализ стихотворения «Пленный рыцарь».

Ход урока

1. Оргмомент (т. к. это последний урок по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, домашнее задание на следующий урок дается заранее, чтобы не снизить впечатление от урока.

Д/З – индивидуальные сообщения о Н.В. Гоголе)

2. Беседа на основе домашнего задания

Учитель:

— Прочитайте письменные ответы на вопросы домашнего задания:

Почему Мцыри – романтический герой?

Можно ли считать, что Емельян Пугачев из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина отчасти тоже является романтическим героем?

Учитель:

— Дополните прозвучавшие ответы: чем не похож Емельян Пугачев на романтического героя?

Учитель:

-Можно утверждать, что Е. Пугачев не является романтическим героем в полном смысле этого слова, но обладает некоторыми чертами романтического героя.

3. Работа над темой урока

1) Чтение стихотворения учителем.

2) Выявление читательского восприятия:

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

— Какова его тема? Как она отражена в названии?

3) Теория литературы.

Введение нового понятия.

Объяснение учителя (ученики записывают определение в тетради):

Мотив – это простейшая часть сюжета, действие, выраженное одним глаголом

Закрепление понятия.

Учитель:

— Потренируемся в определении мотивов. Я буду называть глаголы, а вы – мотивы: гадаю – мотив гадания; вспоминаю – мотив воспоминания;

возвращается – мотив возвращения; борется – мотив борьбы;

нет, не… — мотив отрицания и т.д.

4) Анализ текста.

— Назовите образы и мотивы, которые рисует автор в каждой строфе.

В 1 – образы темницы, неба, птиц, мотив воспоминания об утраченной свободе; во 2 — образы молитвы, песни, битвы, темницы, мотив отрицания; в 3 – образ темницы; в 4 – образ времени; в 5 – образ смерти.

— Перескажите сюжет этого стихотворения.

Рыцарь заключен в темницу, сидит у окна, смотрит в небо на играющих птиц, думает о своём печальном положении.

— На какие 3 части можно разделить стихотворение? Почему?

Стихотворение можно условно разделить на 3 части: 1часть (1 строфа) – описание неба и вольных птиц, которых видно из окна темницы, то есть того, что утратил рыцарь, описание прошлого; 2 часть (2, 3, 4 строфы) – описание темницы, то есть настоящее рыцаря; 3 часть (5 строфа) – желание смерти.

— Как поэт создаёт образ темницы в 3 и 4 строфе и образ смерти и времени в 5 строфе?

Поэт создаёт образ темницы с помощью метафоры: он сравнивает её с каменным панцирем, с каменными доспехами. Образ смерти и времени он так же передаёт с помощью метафоры: олицетворяет смерть, а время сравнивает с быстроногим конём.

— Какую роль играют эпитеты в 3 строфе? Почему автор использует разный порядок слов? Какое слово он выделяет?

В 3 строфе с помощью инверсии поэт выделяет эпитет «каменный», чтобы ярче передать, что чувствует заключённый в темнице человек, его ужас, отчаяние, безнадёжность.

— Почему в последней строфе появляется образ смерти? Чем является смерть для героя?

Смерть видится герою освобождением: «Слезу и сдерну с лица я забрало».

— В каких строках стихотворения содержится, по-вашему, основная мысль?

Какие мотивы можно считать основными?

В последней строфе герой как бы стряхивает с себя оцепенение и с новой силой звучит мотив желания свободы. «Слезу и сдерну с лица я забрало» — эти строки можно считать выражением идеи автора, провозглашением свободы духа.

— Сопоставьте стихотворение «Пленный рыцарь» с поэмой «Мцыри», есть ли в них что-то общее?

Между стихотворением «Пленный рыцарь» и поэмой «Мцыри» есть много общего: сходство характеров героев, сходство положений. И тот и другой несвободны (для Мцыри монастырь – тюрьма), оба предаются воспоминаниям о прошлом, оба отрицают смиренное восприятие выпавших на их долю испытаний («Нет на устах моих грешной молитвы», «И о прощенье не молю» и др.) Для каждого из них выход видится только в смерти. Пленный рыцарь, как и Мцыри, – типичный романтический герой, гордый, одинокий, бунтующий.

4. Подведение итогов урока

1) Что нового вы узнали на уроке? Чему учились?

2) Заключительное слово учителя:

Мы завершили свое знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова и увидели, что М.Ю. Лермонтов – романтик. Всё его творчество проникнуто романтическими переживаниями, романтическими образами и мотивами.

Стихи поэта небезопасны. Обладая дивной, чудесной красотой, они могут увлечь неопытного, впечатлительного читателя в мятежную стихию романтического одиночества, гордыни и бунта.

Список литературы

  • Русская литература. XIX век: Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы/Э.Л.Безносов, И.Ю.Бурдина, Н.Ю. Буровцев и др.- М.: Дрофа, 2000. – 720с.

  • Русская литература. Советская литература: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся ст. классов/Л.А. Смирнова, С.А. Джанумов, Л.М. Крупчанов и др.- М.: Просвещение, 1989. 448 с.

  • Литература: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся/ С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев и др./ М.: Просвещение, 1989. – 335с.

  • Троицкий В.Ю. Словесность в коле: Кн. Для преподавателей русской филологии. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 432с.

  • Дунаев М.М. Православие и русская литература. М.: Христианская литература, 2001 г.

  • Лермонтов М.Ю. Избранное. М.: Художественная литература, 1975г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here