Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

г. Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект урока по литературе
в 8 классе

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина – повесть о

милосердии, или моральный выбор героев

подготовила

учитель русского языка и литературы

Алексеева Надежда Ивановна

Новочебоксарск 2010

«Капитанская дочка» А.С. Пушкина – повесть о милосердии, или моральный выбор героев

Цели урока:

  • обучающие: анализ ситуации морального выбора героев литературных произведений, оценка героя по его поступку;

  • развивающие: активизация самостоятельной творческой деятельности учащихся, развитие навыков интерпретации и анализа художественного произведения;

  • воспитывающие: воспитание устойчивого морального выбора у подростков средствами конфликтообразующих ситуаций, обогащение опыта нравственного поведения.

Тип урока: работа в группах

Записи на доске:

  1. Просите, и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам. (Еванг. От Матфея, 7,7)

  2. Милосердие – готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Учитель: Вся последняя повесть Пушкина буквально проникнута духом милосердия, и мы с вами в этом убедимся. Практически все герои попадают в сложные, критические ситуации, когда им необходимо сделать выбор либо в сторону добра, либо зла, и они выбирают добро, милосердие.

Повесть изучена, и сегодня целью нашего урока является доказательство нашего утверждения, которое сформировано в теме урока.

Каждая группа выберет себе героя: Петр Андреевич Гринев, Емельян Пугачев, Маша Миронова, Екатерина Вторая, Швабрин.

Ваша задача: найти ситуации морального выбора, в которых ваш герой находится в состоянии принятия решения или поиска поступка, или дилеммы, как мы их с вами называем, то есть необходимость выбора из двух возможных вариантов. Назвать эти варианты, и какой из них выбирает герой повести, и как этот выбор его характеризует.

Учащиеся методом жеребьевки определяют своего героя и далее готовятся самостоятельно. После подготовки отвечают по группам.

1 группа. Пугачев.

Примерные ответы учеников:

В повести три критические ситуации, в которых Пугачев принимает решение, связанное с милосердием, помощью Гриневу. Первая, когда на площади казнили капитана Миронова, Ивана Игнатьевича, то есть тех, кто считал Пугачева вором и самозванцем. Когда очередь дошла до Гринева, то перед Пугачевым стояла дилемма: казнить его (и он имел на это полное право, ведь это был враг, его противник) или помиловать, вспомнив его доброту и «заячий тулупчик». Пугачев выбирает последнее, потому что он помнит добро, отвечает на добро добром.

Вторая ситуация произошла, когда Гринева вызвали к Пугачеву в дом коменданта и между ними состоялся разговор один на один. Пугачев требует от Гринева признать в нем царя и присоединиться к восставшим. Но Гринев, следуя голосу чести и совести, отказывается, искренне объяснив, что сделать этого не сможет, так как он офицер, присягал императрице и его долг служить ей. И опять Пугачев прощает его, отпуская на все четыре стороны.

Третью ситуацию находим в главе «Мятежная слобода», когда Гринев вынужден был обратиться к Пугачеву, чтобы спасти Машу Миронову, которую насильно удерживал Швабрин. Ситуация была осложнена тем, что разговор происходил при свидетелях, сподвижниках Пугачева, Хлопуше и Белобородове, которые советовали Пугачеву не слушать офицера, а казнить его, но Пугачев, как только услышал, что Маша – сирота, гневно воскликнул: «Кто смеет обижать сироту? Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет…» И немедленно поехал в Белогорскую крепость. Опять мотивом его решения стала жалость и сострадание к бедной сироте. В нем живо представление народа, что сироту обижать – тяжкий грех.

Учитель: Что вы можете сказать о Пугачеве, оценивая его выбор?

Оценивая выбор Пугачева, можно сказать, что А.С. Пушкин в своей повести показал его человеком, в сердце которого не погасло милосердие, сострадание к людям, он помнит добро и на добро отвечает тем же. Мы считаем, что в душе его не было борьбы мотивов, как поступить, а его выбор был устойчив, по крайней мере, в ситуациях, связанных с Гриневым.

Вторая группа. Гринев.

Примерные ответы учеников:

Гринев – один из положительных героев повести, поэтому в критических ситуациях он делает правильный выбор. Мы проследили сюжетную линию повести Гринев – Швабрин и нашли несколько ситуаций морального выбора героя. Первая ситуация описана Пушкиным в главе «Любовь», когда Гринев понял, что именно Швабрин написал то злополучное письмо родителям, в котором он оклеветал его. Безусловно, Петр Андреевич мог ненавидеть его, мстить, но прощает, оправдывая его поступок безответной любовью.

Следующая ситуация морального выбора Гринева по отношению к Швабрину возникает тогда, когда он увидел, как жестоко Швабрин обращался с Машей в крепости (гл. «Сирота»), как насильно заставлял выйти за него замуж, шантажируя ее тем, что расскажет повстанцам, что она капитанская дочь. Петр Андреевич имеет достаточно оснований, чтобы ненавидеть изменника и насильника, но ему «было стыдно торжествовать над униженным врагом», и он опять прощает его.

И последняя ситуация (гл. «Суд»), когда по доносу Швабрина Гринева арестовали. Единственным и главным обвинителем Петра Андреевича был Швабрин, который вновь оклеветал его, и последствием этой клеветы могла стать казнь, смерть. Но Гринев после суда «спокойно взглянул на Швабрина и не сказал ему ни слова».

Таким образом, оценивая выбор Гринева по отношению к Швабрину, можно отметить, что это человек добрый и великодушный, который на зло отвечает добром, милосердием, причем его выбор также можно назвать устойчивым, так как Петр Андреевич – человек нравственный и совестливый.

Третья группа. Екатерина Вторая.

Примерные ответы учеников:

Екатерина Вторая – не входит в состав главных героев, однако именно она принимает судьбоносное решение для всего семейства Гриневых. Ситуация довольно-таки типична для императрицы: казнить как предателя, который изменил присяге, или простить Гринева, выслушав историю, рассказанную Машей Мироновой, и поверить ей. Екатерина Вторая выбирает последнее, проявив милость к Петру Андреевичу. Она поступает как императрица, которой не чуждо понимание и милосердие, но мы хотели бы отметить, что мотивом ее поступка было не только чувство сострадания к бедному Гриневу, но и разум подсказывал ей, что выгоднее простить дворянина, чем признать его изменником, потому что каждый дворянин, перешедший на сторону Пугачева, – это большой урон по ее правлению.

Четвертая группа. Швабрин.

Примерные ответы учеников:

Швабрин – единственный герой, который в своих поступках встает на сторону зла. Мы проследили сюжетную линию Швабрин- Гринев.

Ситуаций морального выбора Швабрина достаточно много. Первая та, когда Швабрин еще при первом знакомстве с Гриневым наговорил про Машу много плохого, выставил ее «совершенною дурочкою», а ведь он знал, что она не такая. Но специально оговаривает ее, боясь, что Маша понравится Гриневу.

Следующая ситуация произошла после дуэли, во время которой Швабрин нанес Гриневу подлый удар в спину. Но ему все мало, и он пишет клеветническое письмо родителям Гринева, в котором подло врет и наговаривает на Петра Андреевича, хотя мог бы смириться с тем, что Марья Ивановна его не любит, и пожелать ей счастья с другим.

Когда пугачевцы занимают Белогорскую крепость, у Швабрина был выбор: погибнуть достойно вместе со всеми офицерами или перейти на сторону восставших и сохранить себе жизнь. Он выбирает последнее, не думая о чести, совести, о том, что изменил присяге.

Швабрин знал, что Маша не любит его. Вместо того чтобы отпустить, он решил насильно удерживать в крепости Машу и заставить ее выйти за него замуж, запугивая ее тем, что, если она этого не сделает, он расскажет всем, что она капитанская дочь. В этом случае ее ожидала участь отца и матери.

Душа Швабрина была переполнена бессильной злобой. Когда он уже был арестован как изменник, он донес следственной комиссии на Гринева, назвав его шпионом Пугачева, который оказывал ему милости, но мог и промолчать хотя бы ради Маши. Он сделал свой выбор, выбор мести и жестокости.

Оценивая выбор Швабрина, можно отметить, что это человек мстительный, завистливый, трусливый, без чести и без совести. Мы видим, что такой выбор ведет к духовному падению, разрушению. Вот каким мы видим Швабрина в последний раз: «Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена…»

Учитель: Действительно, ребята, зло порождает зло, оно ведет к расчеловечиванию человека, а добро порождает добро. Добро возвращается к вам добром и делает творящего чище, лучше. Докажите это, опираясь на текст. Я обращаюсь ко всем группам.

Примерные ответы учеников:

Чтобы доказать, что зло рождает зло, можно вспомнить историю с пойманным башкирцем, эпизод пытки. Этот человек никогда не видел человеческого отношения к себе со стороны дворянства, в душе его ничего не осталось, кроме злобы и ненависти, поэтому, ворвавшись в крепость вместе с восставшими, он продолжает мстить: взобравшись на перекладину виселицы, он затягивает веревку на шее бедного Ивана Кузьмича, который его совсем недавно пытал.

Что касается добра, то можно привести историю урядника Максимыча. Простил же Гринев ему украденную полтину без всякого расчета, по чистому милосердию, и это задело Максимыча за душу. И именно он передает Гриневу письмо от Маши Мироновой, в котором она обращается за помощью к Гриневу.

Учитель: Итак, мы доказали с вами, что повесть Пушкина – это повесть о милосердии. Повесть о том, когда в критических ситуациях герои выбирают путь добра, сострадания. Именно так надо поступать, считает автор, и мы с ним полностью согласны.

Алексеева Надежда Ивановна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8»
г. Новочебоксарска Чувашской Республики

Список использованной литературы

  1. Касатонов В.Н. Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (религиозно-нравственый смысл «Капитанской дочки» А.С. Пушкина) / В.Н. Касатонов // Литература в школе, 1991. — № 6. – С. 2-14.

  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Оникс, 2008. -736 с.

  3. Святое Евангелие. – Клин, Христианская жизнь, 2008. – 576 с.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here