Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 733
г. Москвы
Контрольная работа по литературе
9 класс
М. Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени»
Составила
учитель русского языка и литературы
Афиногенова Ольга Николаевна
Москва 2014г.
Цель: проверить знания учащимися текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Представленный тест можно использовать на заключительном уроке литературы по изучению романа.
Задания с выбором ответа
-
Глава, с которой начинается повествование роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
а) «Тамань» б) «Княжна Мэри» в) «Фаталист» г) «Бэла»
-
Судьба, какой героини романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», сложилась наиболее трагично.
а) Веры б) Княжны Мэри в) Бэлы г) девушки-контрабандистки
3. Укажите, кто из героев романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» носил серебряное кольцо с чернью, на котором было выгравировано женское имя.
а) Печорин б) Казбич в) Грушницкий г) Максим Максимыч
4. Как называется глава романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», в которой речь идёт о «честных контрабандистах»?
а) «Тамань» б) «Княжна Мэри» в) «Фаталист» г) «Бэла»
-
Укажите, как умирает главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
а) кончает жизнь самоубийством б) погибает на дуэли в) погибает по дороге в Персию г) погибает от руки пьяного казака
Задания с кратким ответом
-
Укажите название главы, с которой должен начинаться роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
-
Назовите воинское звание Максим Максимыча, героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
-
Укажите, в какой из частей романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» присутствует сцена дуэли.
-
В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Печорин утверждал: «Мы друг друга скоро поняли, сделавшись приятелями, потому что я к дружбе не способен …»
-
Какой композиционный приём использует М. Ю. Лермонтов в романе «Герой нашего времени», начиная действие романа в крепости и заканчивая его там же?
Задания на знание текста
1.Укажите героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», портрет которого приводится ниже:
-
« … был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна»
-
«Рожа у него была самая разбойная: маленький, сухой, широкоплечий. Ловок был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатах, а оружие в серебре …»
-
«… она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка: её лицо поразило меня своей выразительностью»
-
Штабс-капитан, настоящий «кавказец». У него добрая душа, он ценит душевное спокойствие. На первом месте у него долг.
-
«И точно она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу»
-
«Высокий рост и смуглый цвет лица, чернью волосы, чёрные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждающая на губах его»
-
«Необыкновенная гибкость её стана, особенное, только ей свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – всё это для меня обворожительно»
-
«Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно».
-
«… в транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».
2. Кто в романе поёт эту песню? Закончите стихотворные строчки.
Много ………………….. в аулах у нас,
Звезды сияют ………………………………
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей ……………………………………..
Золото купит ……………………… жены,
……………………….. же лихой не имеет…………………………….:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не ………………………., он не ………………………………
3. Завершите цитату.
-
«Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков ……………………………………………………».
-
«Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками – верный признак некоторой …………………………………………………………………………………».
-
« … о глазах я должен сказать ещё несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак – или ………………………………………………………………………………………………….».
-
«Я понял его: бедный старик, в первый раз отроду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным, – и как же ………………………………………………………………………………..».
-
«Грушницкий слывёт отчаянным храбрецом; я его видел в деле: он махает шапкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. Это что-то ………………………………………………….».
-
«И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался …………………………………………………………………………………………………….».
-
«надо мною слово жениться имеет какую-то волшебную власть: как бы страстно я не любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен, женится – прости любовь! моё сердце ……………………………………………………………………………………..».
-
«… спрашиваю себя невольно! Зачем я жил? Для какой цели родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные … Но я ……………………………………………………………………………………….».
4. К каким главам романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» имеют отношение перечисленные ниже слова.
| |
10 рублей, червонный туз |
|
Контрабандист, монета |
|
Дуэль, Пятигорск |
|
5. Распределите главы романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
В хронологическом порядке | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Творческое задание
Какую повесть в романе М. Ю. Лермонтова можно считать главной в раскрытии характера Печорина? Обоснуйте свой выбор.
Ответы.
Задания с выбором ответа
-
г) «Бэла»
-
в) Бэлы
-
в) Грушницкий
-
а) «Тамань»
-
в) погибает по дороге в Персию
Задания с кратким ответом
-
«Тамань»
-
Штабс-капитан
-
«Княжна Мэри»
-
Вернер
-
Кольцевая композиция
Задания на знание текста
1. Укажите героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», портрет которого приводится ниже:
-
Вернер
-
Казбич
-
Вера
-
Максим Максимыч
-
Бэла
-
Вулич
-
Ундина
-
Грушницкий
-
Печорин
2. Песню на свадьбе поёт Казбич.
Много красавиц в аулах у нас,
Звезды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены:
Он и от вихря в степи не отстанет,
Он не изменит, он не обманет.
3. Завершите цитату.
-
«всего нашего поколения, в полном их развитии»
-
«скрытности характера»
-
«злого нрава, или глубокой постоянной грусти»
-
«он был награждён»
-
«не русская храбрость»
-
«нравственным калекой»
-
«превращается в камень»
-
«не угадал этого назначения
4.
«Бэла» | |
10 рублей, червонный туз | «Фаталист» |
Контрабандист, монета | «Тамань» |
Дуэль, Пятигорск | «Княжна Мэри» |
5.
В хронологическом порядке | |
«Бэла» | «Тамань» |
«Максим Максимыч» | «Княжна Мэри» |
Предисловие к «Журналу Печорина» | «Фаталист» |
«Тамань» | «Бэла» |
«Княжна Мэри» | «Максим Максимыч» |
«Фаталист» | Предисловие к «Журналу Печорина» |
Список литературы.
-
Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 9 кл.: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.
-
Глазунов В. И. Тесты по литературе. 9 класс. – Компания «Евразийский регион» – М.: 1998. – 175 с.
-
Репин А. В. Литература. 9 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007. – 80 с.
-
Роговик Т. Н., Никулина М. Ю. ЕГЭ. Репетитор. Литература. Эффективная методика – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.