МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ПИТЕРКА ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

«Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе
(Урок литературы в 6 классе)

Автор: Филатова И. А.,
учитель русского языка
и литературы средней
общеобразовательной
школы с. Питерка Питерского
района Саратовской области

Питерка – 2012

«Край ты мой, родимый край»: стихотворения о родной природе

(урок – исследование)
Урок литературы в 6 классе

Цели урока: познакомить со стихотворениями разных авторов о природе, проанализировать их, используя элементы технологии развития критического мышления; показать, с помощью каких изобразительных средств языка создаются картины природы; развивать навыки стилистического анализа текста; развивать умение читать, воспринимать, интерпретировать лирическое произведение; способствовать развитию художественного вкуса школьников; развивать умение размышлять и оформлять свои мысли в связную, последовательную речь; способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Урок внеклассного чтения рассчитан на 2 часа.

Оборудование: В. А. Моцарт «Времена года – шум дождя. Пение птиц»,
С. В. Рахманинов. «Элегия. Соч. 3 № 1для фортепиано»; интерактивная доска (ватман) для кластера; репродукции картин И. И. Левитана «Весна – большая вода»,
«Ранняя весна» 1888, «Золотая осень», «Осенний пейзаж с церковью»; А. К.Саврасова «Весна 1883», «Весна 1870», «Пейзаж с рекой», «Ранняя весна . Половодье», «Зимний пейзаж», «Лес в инее»; варианты возможных эпиграфов на листах для групп; альбомные листы, кисти, краски.

Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
1) Музыкальный эпиграф (звучит музыка В. А. Моцарта «Времена года»)
2) Постановка целей урока.
а) Учащиеся должны на основе возникающих впечатлений и ассоциаций сформулировать тему урока.
б) Познакомиться со стихотворениями о природе, выяснить роль изобразительно-выразительных средств при создании лирических образов. Учащиеся описывают возникающие образы, пользуясь рядом изобразительно-выразительных средств. Формулируют тему и цель урока.

3. Работа по теме урока
1. Создание кластера
— Прежде чем мы узнаем много нового, давайте сформулируем всё то, что мы уже с вами знаем о пейзажной лирике, создадим коллективный опорный сигнал по теме. (Учитель под диктовку учеников записывает на доске (ватмане) ассоциативный ряд по теме.)
Каждая группа составляет кластер самостоятельно. Затем диктуют учителю свои ассоциации: пейзаж, эпитет, метафора, сравнение, символ, звук, цвет, яркость, и т.д.
4. Сотворчество (анализ произведений)
Итак, сегодня мы говорим о природе в разные времена года.
1) Времена года в поэзии. В поэзии времена года означают нечто большее, чем биологические явления. Это символы настроения, чувств.
— Сформулируйте их в своих группах.
(В группах обсуждают, с какими чувствами ассоциируются разные времена года в поэзии.)
Осень – грусть, утрата.
Весна – пробуждение, обновление. (Сравнить с А. С. Пушкиным)
Лето – радость, полнота.
Зима – красота, суровость.
2) Описание и сравнение картины и стихотворения.
— Поэты, описывая природу, пользуются словами, как художники красками. Попробуйте описать то, что смог увидеть И. И. Левитан весной. «
Весна. Большая вода» (1897) К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина «Весна. Большая вода».
Демонстрируется репродукция картины «Весна – большая вода» (1897) (Ученики описывают картину, пользуясь различными тропами. Обращают внимание на преобладающий цвет.) Звонкое, голубое небо, струящиеся ввысь белые березы и деревца, плывущие вдали избы, утлая лодка, сливаются в ней в настолько мелодичное, чистое, прозрачное целое, что, всматриваясь в это очарованное пространство, как бы растворяешься в голубой лагуне солнечного весеннего дня. К. Г. Паустовский писал об этой картине: в ней «передана настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, жёлтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды».
— А теперь прочитайте стихотворение И. А. Бунина «
После половодья»

Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь — туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет
В далёких просеках в бору.
И тихо дремлет бор зелёный,
И в серебре лесных озёр
Ещё стройней его колонны,
Ещё свежее сосен кроны
И нежных лиственниц узор!


— Проанализируйте стихотворение по плану.
План:
(1) Настроение, чувства.
(2) Изобразительно-выразительные средства, синтаксис.
(3) Цвета.
(4) Звуки.
(5) Статика и движение.
Учитель консультирует учеников в группах, помогает им наводящими вопросами.

После обсуждения от каждой группы выступает спикер с анализом стихотворения. Остальные дополняют. Напоминаем ребятам, что истинная красота не кричит о себе, что ее необходимо увидеть самому и предлагаем им записать в тетрадь свои ощущения (тепло, легкость, тишина, свежесть), цветовую гамму стиха (темная зелень, синева неба, серебро озер), увиденные предметы (сосны, трава, лиственницы).
Обращаем внимание на то, что в стихотворении все кажется простым: хвойный лес, большая вода, дожди, омывшие землю.
И чтобы прикоснуться к этому таланту, проникнуться высокой духовной гармонией, которой обладал И.А.Бунин, ребятам предлагается выполнить задание по группам:
— Найдите и выпишите эпитеты и метафоры, помогающие создать поэтическую акварель, и соотнесите их с особенностями акварельных красок; нарисуйте свою акварель на основе восприятия, передающую цвет, ощущения, предметы.
3) Беседа по вопросам.
— Какие изобразительно-выразительные средства использует И. Бунин при описании половодья?
— Какой цвет преобладает в обоих произведениях?
— Как же удалось мастеру создать такую живую, нежную почти прозрачную поэтическую акварель?
— Какие средства использует поэт?
— Можно ли принимать художественные средства надуманно?
(Ответы на эти вопросы приводят учеников к убеждению, что для этого требуется мастерство, талант, а главное – душа, способная видеть прекрасное.)
— Таким образом, нам удалось соединить поэтическое и художественное искусство, убедиться, что поэтический талант И.А.Бунина позволил создать ему удивительно гармоничные по звучанию, краскам и поэтическим приемам стихотворение.
— Обратите внимание на репродукции картин И. И. Левитана «Ранняя весна 1888», Саврасова «Весна 1870», «Весна 1883». Точно ли передана картина ранней весны на данных репродукциях?
— Итак, сейчас мы говорили о ранней весне и увидели, что пейзаж можно нарисовать не только в живописи, но в литературе.
4) Анализ стихотворений.
— Давайте проанализируем стихотворение И. Северянина
«Ноктюрн».

Месяц гладит камыши
Сквозь сирени шалаши…
Всё — душа, и ни души.
Всё — мечта, всё — божество,
Вечной тайны волшебство,
Вечной жизни торжество.
Лес — как сказочный камыш,
А камыш — как лес-малыш.
Тишь — как жизнь, и жизнь — как тишь.
Колыхается туман —
Как мечты моей обман,
Как минувшего роман…
Как душиста, хороша
Белых яблонь пороша…
Ни души, и всё — душа!

— Какое время года представлено в стихотворении? Что позволяет нам об
этом судить? («белых яблонь пороша» — весна)

— Каково общее настроение произведения? (радость, торжество)
— Как художник передаёт изобразительные находки поэта: «м
есяц гладит камыши», «колыхается туман», сравнение «Лес — как сказочный камыш,
А камыш — как лес-малыш.
Тишь — как жизнь, и жизнь — как тишь
».
— Сколько картин предстаёт перед нами?
— Опишите, что вы видите?

— Какой цвет преобладает в каждой из этих картин?
— Какие звуки мы слышим?
— Как поэт
передаёт движение?

Мы привыкли к тому, что лес — это чаще великан, деревья — богатыри-великаны, а здесь такое неожиданное сравнение: «лес как сказочный камыш, а камыш как лес-малыш» (Демонстрируется репродукция картины Саврасова «Пейзаж с рекой».
Яблони цветут ранней весной, а пороша бывает зимой.  Когда яблоня отцветает, ее белые лепестки подхватывает ветер, создается впечатление, что это закружилась снежная пороша. Такое вот сказочное смешение времен года.

       Nocturne переводится с латинского как «Ночная песня». И когда читаешь стихотворение, то понимаешь, как содержание его точно соответствует названию.
      Поэты часто используют один из самых сильных поэтических приемов – звукопись. Примером этому и служит «Ноктюрн» И. Северянина. Звукопись достигается искусной фонетической организацией речи: подбором слов близкого звучания (камыши, шалаши), повторением одного и того же звука (ш), употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

5) Анализ стихотворения.
— Определите, о каком времени года идёт речь в следующем стихотворении И. А. Бунина?

Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идет,
Мертвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несет.

Только замрет, припадет и послушает,-
Снова взмахнет, а за ним
Лес загудит, затрепещет,- и сыплются
Листья дождем золотым.

Веет зимою, морозными вьюгами,
Тучи плывут в небесах…
Пусть же погибнет все мертвое, слабое
И возвратится во прах!

Зимние вьюги — предтечи весенние,
Зимние вьюги должны
Похоронить под снегами холодными
Мертвых к приходу весны.

В темную осень земля укрывается
Желтой листвой, а под ней
Дремлет побегов и трав прозябание,
Сок животворных корней.

Жизнь зарождается в мраке таинственном.
Радость и гибель ея
Служат нетленному и неизменному —
Вечной красе Бытия!

Пожалуй, осени посвящено наибольшее количество стихотворений и картин. Кстати сказать, почему это время года вызывает не меньше эмоций, чем, казалось бы, более живая весна. Во многих стихотворениях об осени присутствуют мотивы увядания, старости, смерти. Как правило, господствуют настроения печали, тоски, а порой и безнадёжности.
Если в стихотворениях о весне звучит ожидание чего-то нового,
то здесь, возможно, лишь ожидание конца; осень не может принести обновление. Впрочем, иногда эта печаль — чувство не гнетущее,
а очень светлое, летящее. (Демонстрируется репродукция картины И. И. Левитана «Золотая осень», «Осенний пейзаж с церковью»)
— Давайте разберём данное стихотворение.

— Какова же главная мысль стихотворения И. Бунина? ( Осенью природа не умирает и даже не засыпает; она набирается сил для новой жизни и красоты.)
— Какие картины природы представлены в данном стихотворении?
— Как изображает И.Бунин самодостаточность и независимость природы от человека? Что он делает для этого? (Сгущает краски, что природа в его изображении выглядит необжитой, грозной и тревожной в своем безмолвии.)
— Проанализируйте стихотворение по плану.
План.
1) Настроение, чувства. (Радостное, жизнеутверждающее.)
2) Изобразительно-выразительные средства, синтаксис. (Олицетворения: «ветер идёт», «срывает», «несёт», «замрёт», «припадёт», «послушает» и др., эпитеты: «шумно идёт», «в бешеной пляске», «дождём золотым», «земля укрывается»; метафоры: «ветер в пляске несёт», «листья дождём золотым», использование восклицательных предложений, ряды однородных членов предложений, антитеза: «жизнь зарождается», «радость и гибель».)
3) Цвета.(«золотой», белый, «жёлтый», «тёмный»)
4) Звуки.(«шумно», «загудит», «бешеная пляска»)
5) Статика и движение. (Ряды однородных сказуемых, выраженных глаголами.)
(Группы готовят ответы.)
Выступают представители от групп.

Описание и сравнение картины и стихотворения.

6) Работа над репродукциями картин .
Демонстрируется репродукция картины Саврасова А. К.
«Зимний пейзаж», «Лес в инее». (Ученики описывают картину, пользуясь различными тропами. Обращают внимание на преобладающий цвет.)  (Зима – это удивительное время года. В одни дни зима запугивает прохожих морозами, вьюгами, а в другие дни зима балует солнечной погодой и красивыми пейзажами.
   Удивительную картину нам передал Саврасов на своем полотне. На передний план вынесены три березы, которые покрыты тонким слоем инея. Он переливается, блестит, поэтому кажется, что деревья обзавелись янтарными бусами. Позади мы видим лес с соснами и елями, которые ни в чем не уступают своим подружкам, которые выскользнули вперед. Они показывают, что они тоже достойны внимания, так как их наряды не менее роскошны. Все березы изображены на фоне белоснежного покрывала, которое соткано самой старухой-зимой. Она не торопится его прибирать, словно желая немного задержаться.
   Сверху, над лесом, раскинулось чистое небо, манящее и доброе. От него веет прохладой и чистотой, поэтому можно почувствовать легкое дуновение ветерка и свежий аромат весны.   
7) Анализ стихотворения.
— А теперь я представляю вашему вниманию стихотворение местной поэтессы Ирины Булановой.

***
Мороз на окошках узоры рисует,
А почки на ветках о лете тоскуют.
Устали листочки в темницах томиться,
Им хочется очень скорей распуститься.
Увидеть закаты, встретить рассветы,
Качнуться от свежего вешнего ветра,
Под синими звездами спать и мечтать,
О счастье влюбленным тихонько шептать.
Все крепче мороз, все сердитей метели,
Но близится, близится время капели!
Недолго уж листьям томиться в плену,
Недолго уж ждать им певунью-весну!


Беседа
— Давайте сравним эти два произведения. Как перекликаются эти два произведения? Чем они связаны?
— Общее настроение стихотворения?
(Стихотворение проникнуто тоской об уходящем лете, желанием скорейшего наступления весны.)
— Выразительные средства?
— Какие цвета преобладают?
— Какие звуки мы слышим?
(Ответы учеников – сравнительный анализ.)
— Как
прослеживается отношение самой поэтессы к этому времени года? (Мысль стихов такова, что с приходом зимы наступает омертвение всего живого.)
— Как другие поэты рисуют нам картину зимней природы? (Чаще всего во всем ее зимнем великолепии.)
— Как Ирина Буланова изображает зимний пейзаж? (Пишет о неказистом, простом и даже неприглядном пейзаже, чуждом ярких красок, но вечно родном и любимом.)


Дополнение кластера.
— Какими ключевыми словами мы дополним кластер? (лето, осень, весна, зима, чувства, настроение, цветовая палитра и т.д.)
— Составьте синквейн со словами осень, зима, лето, весна (на выбор по группам).
Синквейн – пятистишие. 1 строка – основное слово, 2 строка – 2 оределения к этому существительному, 3 строка – 3 глагола к нему, 4 строка – фраза, выражающая отношение к этому слову, 5 строка – метафора(одно слово) к основному слову, выражающая суть.
например,
Осень
Золотая, шумная
Увядает, идёт, холодает
В темную осень земля укрывается
Красота
(Выступают представители от групп.)

8) Рефлексия. Подбор эпиграфа.

Сейчас вы должны подобрать к нашему уроку эпиграф, варианты которых лежат у вас на столах. Вам нужно выбрать и объяснить, почему именно этот эпиграф наиболее подходит уроку.
1. Одна природа делает все великое даром. (А. И. Герцен)
2. Мудрость природы! Как долго она продлится? (В. П. Астафьев)
3. Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил.(А. Экзюпери)
4. Есть такое твёрдое правило – встал поутру, умылся, привёл в порядок
себя — и сразу же приведи в порядок планету.(А. Экзюпери)
5. Надо быть безрассудным варваром, чтобы жечь в своей печке эту красоту, разрушать то, что мы не можем создать. Человек одарён разумом, чтобы преумножить то, что ему дано, но до сих пор он не творил, а разрушал. (А. П. Чехов)
6. Природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам. (А. И. Герцен)
(После обсуждения в группах ребята предлагают свои варианты ответов)
(Звучит музыка В. А. Моцарта «Времена года»)

9) Цветовая картина
— А сейчас почувствуйте себя живописцами и нарисуйте любую картину природы согласно вашему синквейну, выбрав любое стихотворение. Картина должна быть цветовая.

10) Итоги урока
(Представление своих картин природы)
— Сегодня на уроке мы смогли почувствовать образность, гибкость и меткость слова и немного прикоснулись к таланту мастеров живописи.

11) Домашнее задание
Выучить любое стихотворение.

Литература

1.Абдуллина Л. И. , Будникова Н. Н., Полторжицкая Г. И. Нетрадиционные уроки литературы: 5 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2011.
2. Буланова И. Это след растаявшего детства: Стихотворения. – Саратов: Регион. Приволж. изд-во «Детская книга», 1999.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here