Календарно-тематическое планирование
Предмет литературное чтение Класс 4 Учитель ______________________
Программа «Литературное чтение». Матвеева Е.И.
Программа рассчитана на 3уч.часа в неделю и на 34 учебных недели = 102 часа.
Учебники: «Литературное чтение. 4 класс» .1 часть – «Детства чудная страна», 2 часть – «Все мы – родом из детства».
Рассмотрено МО школы «Начальная школа» 29 августа 20__ года
Дата | Тема урока | Страницы учебника | Страницы РТ | Кол-во часов
| Контр. меропр | |||||
по прогр.
| по плану
| |||||||||
|
| 1 полугодие – книга №1: «Детства чудная страна», рабочая тетрадь №1 |
|
|
| |||||
Тема 1. Когда сбываются мечты. | ||||||||||
1 |
| Вводный урок. Детские мечты… Как о них рассказать. | Стр. 3-6 |
| 1 | 1 |
| |||
2 |
| «Приметы детства». Разные способы изображения примет. О.Дриз «Семицветная страна», Ю.Мориц «Это очень интересно». | Стр. 7-9 | №1 | 2 | 1 |
| |||
3 |
| В.Одоевский «Городок в табакерке». Изобразительные средства создания сказочной страны. | Стр.10-16 | №2 | 2 | 2 |
| |||
4 |
| В.Одоевский «Городок в табакерке». Особенности жанра сказки. | Стр.16 -22 |
| ||||||
5 |
| Образ детских желаний в поэтическом произведении. В.Д.Берестов «Исполнение желаний» | Стр.22-23 |
| 1 | 1 |
| |||
6 |
| Событие в рассказе. В.Иванова «Трудный случай» | Стр.24-30 |
| 1 | 1 |
| |||
7 |
| Тема мечты в переводах стихотворений зарубежных детских поэтов. Диалог в шутливом тоне. У.Смит «Слон» | Стр.30 -31 |
| 2 | 2 |
| |||
8 |
| Ш.Силверстейн «Если я был бы». Творческая работа «Если бы я был бы» | Стр. 31-32 |
| Творч.р. | |||||
9 |
| С.Черный «Невероятная история» Сюжет и композиция в рассказе. Описание главного героя. | Стр.32-39 | рт № 3 | 1 1 |
| ||||
10 |
| Лирическое стихотворение о детстве. М.Агафонова «Хорошо быть маленьким», М.Цветаева «Мирок». | Стр.40-42 | №4 | Наиз. | |||||
11 |
| А.С.Пушкин. Пейзажная лирика. «Осень» (отрывки). | Стр.43 | №5 | 2 | 2 | Наиз. | |||
12 |
| А.С.Пушкин. Пейзажная лирика. «Осень» (отрывки). Изобразительные средства стихотворения. | Стр.43-45 | Наиз.
| ||||||
13 |
| М.Агафонова «Времена года», Ю.Левитанский «Что я знаю про стороны света» | Стр.47-48, 54-55 |
| 1 | 1 |
| |||
14 |
| Ю.Коваль «Нюрка» | Стр.48 — 52 |
| 1 | 1 |
| |||
15 |
| Урок-рефлексия. Творческая работа: миниатюра на тему «мечта» | Стр.45-46 |
|
|
|
| |||
Тема 2. Детские пристрастия. | ||||||||||
16 | 1 |
| Н.Матвеева «Радость» Изображение детских увлечений. |
| №6-7 | 1 | 1 |
| ||
17 | 2 |
| Образ поэта и образ героя. Н.Гумилев «Детство» | Стр.59-60 | №8 | 1 | 1 |
| ||
18 | 3 |
| Авторское размышление. В.Драгунский «Что я люблю …» и «Чего я не люблю» | Стр.61-64 | №9 | 2 | 1 |
| ||
19 | 4 |
| Ю.Левитанский «Что-то случилось» | Стр.65-66 |
| 2 | 2 |
| ||
20 | 5 |
| А.А.Лиханов «Магазин ненаглядных пособий». Воспоминание. | Стр.67-79 |
|
| ||||
21 | 6 |
| В.Берестов «Деньги в детстве». Сочинение-рассуждение на тему «Зачем ребенку деньги». | Стр. 79-80 |
| 2 | 3 |
| ||
22 | 7 |
| А.Т.Аверченко «Серёжин рубль». | Стр.80 — 93 |
|
| ||||
23 | 8 |
| Тема веселого и грустного. В.Шульжик «Грустный клоун». | Стр.93-94 |
| 3 | 2 | Наиз. | ||
24 | 9 |
| С.Черный «Счастливый карп» | Стр.94 — 103 | 11 |
| ||||
25 | 10 |
| Тема «РАЯ» в понимании детей. С.Черный «В раю», Б.Ш.Окуджава «Рай» | Стр.104 – 105, с.139 — 140 | 12 | 1 | 1 |
| ||
26 | 11 |
| Урок-рефлексия. Обобщение. Составление отзыва |
| 13 | 1 | 1 | Пр.р. | ||
Тема 3. Штрихи к портрету. | ||||||||||
27 | 1 |
| Вводный урок. Сочинение по предложенной теме. | Стр.108-109 | С.33 №14 | 1 | 1 |
| ||
28 | 2 |
| Анализ сочинений. Портрет и автопортрет. О.Дриз «Мой портрет» | Стр.109-111 | С.35 № 15 | 1 | 1 |
| ||
29 | 3 |
| Литературный автопортрет. А.С.Пушкин «Вы просите у меня мой портрет» | Стр.111-112 | С.37 №16 | 1 | 1 |
| ||
30 | 4 |
| С.Чёрный «Детям». Литературный портрет. | Стр.113-114 | С.38 №16(2) | 1 | 1 |
| ||
31 | 5 |
| Портрет писателя. Ю.И.Коваль |
| С.44 №19 | 1 | 1 |
| ||
32 | 6 |
| Портреты героев в рассказе. АЧехов. «Детвора» | Стр.115-123 | С.39-40 №17 | 1 | 2 |
| ||
33 | 7 |
| Портреты героев в рассказе. АЧехов. «Детвора». | С.115-123 |
| |||||
34 | 8 |
| Н.А.Заболоцкий «Некрасивая девочка». Портрет в лирическом произведении. | С.123-125 |
|
|
|
| ||
35 | 9 |
| Сцены из детской жизни: С.Черный «Приготовишка» и М.Я.Бородицкая «Первоклассник» | С.125-128 |
| 1 | 1 |
| ||
36 | 10 |
| М.Цветаева «Наши царства» | С.128 — 129 |
| 1 | 1 |
| ||
37 | 11 |
| Л.Н.Толстой «Ивины» | С.130 — 138 |
| 1 | 1 |
| ||
38 | 12 |
| А.П.Чехов «Мальчики». Портреты главных героев. | Доп.л-ра |
|
|
|
| ||
39 | 13 |
| Проверочная работа. Сочинение «Мой портрет». Анализ работ. |
| С.41-42 №18 | 1 | 1 |
| ||
40 | 14 |
| Урок-рефлексия. |
|
|
|
|
| ||
| Тема 4. Любимых строк прелестное звучанье. | |||||||||
41 | 1 |
| Вводный урок. Как составить отзыв о книге.
| С.142 | с.49 -52 | 1 | 2 |
| ||
42 | 2 |
| .Презентация любимой книги. (Опора на словесную модель в РТ на стр. 24-25). |
| С.24-25 |
| ||||
43 | 3 |
| В.Лалетина «Бабушка! Прочитай мне сказку» и М.Цветаева «В субботу» | С.143-144 |
|
|
|
| ||
44 | 4 |
| У.Эко «Имя Розы» | С.145 -151 |
| 2 | 2 |
| ||
45 | 5 |
| Берестов В.Д. «Библиотека», А.Лиханов «Детская библиотека» | С.151-152 -157 |
|
| ||||
46 | 6 |
| А.Ахматова из цикла «В Царском селе». Лицейские годы А.С.Пушкина. | С.157 -158 |
|
|
|
| ||
47 | 7 |
| М.Басина «В садах лицея». | С.158-165 |
|
|
|
| ||
48 | 8 |
| Образ Пушкина в произведениях разных авторов. |
|
|
|
|
| ||
49 | 9 |
| Читай, удивляйся, размышляй. Н.Гумилёв «Читатель книг», А.Лиханов «Детская библиотека» | С.166-173 |
|
|
|
| ||
50 | 10 |
| М.Цветаева «За книгами», «Книги в красном переплете» | С.174-175 |
|
|
|
| ||
51 | 11 |
| Урок-рефлексия. |
|
|
|
| Пр.р. | ||
Книга 2 | Все мы – родом из детства. | |||||||||
Тема 1 | Когда рождаются настоящие герои и выдумщики. | 13 | 13 |
| ||||||
52 | 1 |
| Вводный урок. Герой и выдумщик. Ю.Левитанский «Кораблик» | Стр.3-9 |
| 1 |
|
| ||
53 | 2 |
| Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | Стр. 10-16 |
| 2 | 2 |
| ||
54 | 3 |
| Б.Ш.Окуджава «Бумажный солдат» | Стр. 16-17 |
|
| ||||
55 | 4 |
| Н.Гумилев «Капитаны».Портрет персонажа, художественная деталь описания. | Стр.18-20 | сочинение | 2 | 2 |
| ||
56 | 5 |
| Ю.Яковлев «Рыцарь Вася» | С.21-31 |
|
| ||||
57 | 6 |
| Описание в стихотворении. М.Цветаева …из цикла «Ока» и «Мама на даче» | С.32-34 | РТ №2 с.3-5 | 2 | 2 |
| ||
58 | 7 |
| Анализ сочинений. |
| С15-16 №3. |
| ||||
59 | 8 |
| А.Аверченко «Предводитель Лохмачев» | Стр.35-49 | С.17-21 №4,5 | 2 | 2 |
| ||
60 | 9 |
| А.Аверченко «Предводитель Лохмачев».Анализ сюжета. | Стр.35-49 |
| |||||
61 | 10 |
| В.Медведев «Экзамен на рыцаря…»Драма. Конфликт. | Стр.51-63 |
| 3 | 3 |
| ||
62 | 11 |
| В.Медведев «Экзамен на рыцаря…» Реплика. | Стр.51-63 |
|
| ||||
63 | 12 |
| В.Медведев «Экзамен на рыцаря…»Драматизация. | Стр.51-63 |
|
| ||||
64 | 13 |
| Урок-рефлексия |
| С.20-21 | 1 | 1 | Пр.р. | ||
Читай, удивляйся и размышляй! +4 часа | ||||||||||
65 | 1 |
| С.Черный «Когда никого нет дома». М.Агафонова «У стоматолога» | С.64-67 |
| 1 | 1 |
| ||
66 | 2 |
| Ю.Яковлев «Мой верный шмель» | С.67-78 |
| 1 | 1 |
| ||
67 | 3 |
| ДегтяреваИ.А. «Шмель», И.А.Бунин «Последний шмель». | С.78-80 |
| 1 | 1 |
| ||
68 | 4. |
| Проверочная работа. | С.81-82 | С.30 №8 | 1 | 1 | Пр.р. | ||
Тема 2 | Уроки детства | 12 | 12 |
| ||||||
69 | 1 |
| Вводный урок. Сочинение-воспоминание. | С.84-85 | С.32 №9 | 1 | 1 |
| ||
70 | 2 |
| А.С.Пушкин «В начале жизни школу помню я…» | С.86-87 |
| 1 | 1 |
| ||
71 | 3 |
| В.Берестов «Пловец». Впечатление-анализ. | С.88-89 |
| 1 | 1 |
| ||
72 | 4 |
| Ю.Нагибин «Зимний дуб». Диалог героев. | С.92-107 |
| 2 | 2 |
| ||
73 | 5 |
| Ю.Нагибин «Зимний дуб» |
|
| |||||
74 | 6 |
| А.Фет «Одинокий дуб» | С.107-108 |
| 1 | 1 |
| ||
75 | 7 |
| А.Фет «Учись в них…», В.Берестов «Сердцевина» | С.128-130 |
| 2 | 1 |
| ||
76 | 8 |
| Н.Лесков «Неразменный рубль». Глава 1 и 2. | С.108-113 |
| 3 | 4 |
| ||
77 | 9 |
| Н.Лесков «Неразменный рубль». Глава 3 и 4. | С.113-117 |
|
| ||||
78 | 10 |
| Н.Лесков «Неразменный рубль». Глава 5 и 6. | С.118-123 | С.37№11 |
| ||||
79 | 11 |
| Н.Лесков «Неразменный рубль». Глава 7 и 8. Сюжет и композиция. | С.123-128 |
|
| ||||
80 | 12 |
| Урок-рефлексия. Проверочная работа. |
| С.38№12 |
|
| Пр.р. | ||
Тема 3 | «Микрогеография» детства | 10 | 10 |
| ||||||
81 | 1 |
| Вводный урок. Автор о себе. | С.132-135 |
| 1 | 1 |
| ||
82 | 2 |
| Эссе. |
| С.41№13 | 2 | 2 |
| ||
83 | 3 |
| В.Бахревский «Бабочка» .К.Бальмонт «Бабочка», В.Набоков «Ночные бабочки». | С.136-141 |
|
| ||||
84 | 4 |
| М.Одоевцева «На берегах Невы». Мемуары. Гумилев. | С.142-148 |
| 1 | 1 |
| ||
85 | 5 |
| А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (отрывок) | С.149-150 |
| 3 | 3 |
| ||
86 | 6 |
| В.Авенариус «О Пушкине». Глава 3 «Экзамен» | С.150-161 |
|
| ||||
87 | 7 |
| А.С.Пушкин «Царское село» | С.162-163 |
|
| ||||
88 | 8 |
| М.Пришвин «Времена года», «Дитя» | С.163-165, 167-168 |
| 1 | 1 |
| ||
89 | 9 |
| Лалетина В. «Маленькое слонышко…», В.Берестов «Одуванчики» | С.165-167 |
| 1 | 1 |
| ||
90 | 10 |
| Проверочная работа. |
|
| 1 | 1 |
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Тема 4 | Куда уходит детство? | 12 | 12 |
| ||||||
91 | 1 |
| Вводный урок. Дети и взрослые. Сочинение-рассуждение. | С.170-171 |
| 1 | 1 |
| ||
92 | 2 |
| Ю.Левитанский «Дети», И.Бардин «Трудная пора» | С.171-174 |
| 2 | 1 |
| ||
93 | 3 |
| М.Агафонова «Ноты под листочками», С.Павлютина «Земляничный рай» и др. | С.174- 178 |
|
|
|
| ||
94 | 4 |
| А.П.Чехов «Мальчики» |
|
|
|
|
| ||
95 | 5 |
| А.П.Чехов «Злой мальчик» |
|
|
|
|
| ||
96 | 6. |
| Катаев «Сын полка» Главы. Разведчики. |
|
|
|
|
| ||
97 | 7 |
| Катаев «Сын полка» Главы. События. |
|
|
|
|
| ||
98 | 8 |
| Катаев «Сын полка» Главы. Портрет героя. |
|
|
|
|
| ||
99 | 9 |
| Катаев «Сын полка» Главы. Обобщение. |
|
|
|
|
| ||
100 | 10 |
| Проверочная работа. |
|
|
|
|
| ||
101 | 11 |
| Урок-рефлексия. «Давайте восклицать…» Б.Окуджава |
|
|
|
|
| ||
102 | 12 |
| Сочинение-рассуждение «Я – читатель». |
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|