| Утверждаю _______________________ Солякова Татьяна Николаевна, заместитель директора по учебно — воспитательной работе социально – математического отделения «_____» сентября 2011 г.
|
Календарно — тематическое планирование
2011- 2012 учебный год
Учитель: Ермолаева К.А.
Предмет: Литература
Класс: 10
Программа: Литература. Сборник нормативных документов/ сост. Э.Д.Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., — М. Дрофа, 2006 Программа по литературе для образовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой
Учебник: Юрий Лебедев: Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях, — М. Просвещение, 2009
Поурочное планирование по литературе на 10 класс (Программа под редакцией Т.Ф. Курдюмовой)
3 ч. Х 34 = 102 ч.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Требования к ЗУН | Виды контроля | |
1.1 | 1 | Введение. Русская литература и русская история в 18-19 веках в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19в. Классицизм, сентиментализм, романтизм в русской литературе. | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
|
|
| 2 | Россия в первой половине 19в. Классицизм, сентиментализм, Романтизм. Зарождение реализма в русской литературе 19 века. | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
| Конспект-схема Фронтальный опрос |
| 3 | А. С. Пушкин. Личность поэта. Жизненный и творческий путь. Основные мотивы лирики: вольнолюбивая и философская лирика , | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
| Дифференцированный и комплексный анализ лирики |
1.2 | 4 | А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии. | 1 ч. | Выразительное чтение наизусть | |
| 5 | А.С.Пушкин. Любовная лирика, тема природы. Совершенство пушкинского стиха. | 1 ч. | Устный и письменный отзыв о стихотворении | |
| 6 | А.С.Пушкин. «Медный всадник»: проблема власти, идея государственности. | 1 ч. | Анализ средств воплощения авторской позиции: лирические отступления, эмоционально-оценочные слова и т.д. Сопоставительный анализ эпизодов. | |
1.3 | 7 | А.С.Пушкин. «Борис Годунов» Проблема народа и власти. Царь Борис и его противники и приспешники. | 1 ч. | Характеристика героя | |
| 8 | Развитие реализма в творчестве Пушкина. Значение творчества Пушкина для литературы. | 1 ч. | Эссе | |
| 9 | М.Ю. Лермонтов. Своеобразие художественного мира, развитие в его творчестве пушкинских традиций. | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
| Составление сложного плана |
1.4 | 10 | М.Ю.Лермонтов. Романтизм и реализм в творчестве. | 1 ч. | Анализ-пересказ | |
| 11 | М.Ю.Лермонтов. Тема родины, поэта и поэзии, («Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик», «»Сон») любви, | 1 ч. | Выразительное чтение | |
| 12 | М.Ю.Лермонтов. Мотив одиночества («И скучно и грустно», «Выхожу один я..») | 1 ч. | Отзыв, анализ ИВС | |
1.5 | 13 | М.Ю.Лермонтов. Романтическое и реалистическое начало в лирике Лермонтова | 1 ч. | Эссе | |
| 14 | Н.В. Гоголь. Литература середины 19 века как «эпоха Гоголя». Петербургские повести. Образ города в повести «Невский проспект». | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
| Тезисный конспект |
| 15 | Пискарев и Пирогов. Сатира на страницах повести. | 1 ч. | Пересказ-извлечение | |
1.6 | 16 | «Нефантастическая фантастика» Гоголя. | 1 ч. | Анализ произведения | |
| 17 | Русская литература второй половины 19 века. Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы. | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
|
|
| 18 | А.Н. Островский. Жизнь и творчество драматурга. «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
| Устные сообщения по теме |
1.7 | 19 | А.Н.Островский. Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. ЕЁ столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. | 1 ч. | Тезисный конспект по дополнительным источникам Выразительное чтение по ролям | |
| 20 | А.Н.Островский. Тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. | 1 ч. |
| |
| 21 | А.Н.Островский. «Бесприданница». Лариса и её трагическая судьба. | 1 ч. | Характер героини – анализ эпизода | |
1.8 | 21 | А.Н.Островский. Быт и нравы русской провинции. | 1 ч. |
| |
| 22 | Сценическая история пьесы и её экранизация. Драматургическое мастерство Островского. Современные постановки пьес. | 1 ч. | Инсценировка | |
| 23 | Критика: Добролюбов, Григорьев А.А. | 1 ч. | Сочинение- рассуждение | |
2.1 | 24 | Тест по творчеству Островского. | 1 ч. |
| |
| 25 | И.А. Гончаров. Краткая биография писателя Общая характеристика 3 романов: «Обыкновенная история», «Обломов», « Обрыв». | 1 ч. | Доклады Сообщения | |
| Знать/понимать:
Уметь:
|
| |||
| 26 | И.А.Гончаров « Обломов». История создания. Особенности композиции. Прием антитезы в романе. | 1 ч. | Эссе | |
2.2 | 27 | И.А.Гончаров. Сущность характера героя, его мироощущения и судьба. | 1 ч. | Сжатый пересказ Составление плана | |
| 28 | И.А.Гончаров. Глава «Сон Обломова» и её роль в произведении. | 1 ч. | Анализ эпизодов Сопоставление эпизодов | |
| 29 | И.А.Гончаров. Обломов и Захар. | 1 ч. | Сравнительная характеристика | |
2.3 | 30 | И.А.Гончаров. Обломов и Штольц. | 1 ч. | ||
| 31 | И.А.Гончаров. Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. | 1 ч. |
| |
| 32 | И.А.Гончаров. «Обломовщина» в романе и в жизни. Образ Обломова в ряду образов мировой литературы. | 1 ч. | Выборочный пересказ Пересказ-анализ | |
2.4 | 33 | И.А.Гончаров. Пейзаж, портрет, интерьер в художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. | 1 ч. | Анализ способов выражения авторской позиции | |
| 34 | И.А.Гончаров. «Обломов» — роман, утвердивший писателя как классика. Критика Добролюбов и Д. Писарева о романе. | 1 ч. | Дискуссия | |
| 35 | Сочинение по роману «Обломов» | 1 ч. |
| |
2.5 | 36 | И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. Творческая история романа «Отцы и дети». Острота и искренность писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
| Тезисный конспект |
| 37 | И.С.Тургенев. Конфликт «отцов» и «детей» ИЛИ КОНФЛИКТ ЖИЗНЕННЫХ ПОЗИЦИЙ. | 1 ч. | Краткие сообщения по материалам учебника | |
| 38 | И.С.Тургенев. Базаров в системе действующих лиц. Оппоненты героя их нравственные и социальные позиции. | 1 ч. | Анализ эпизода Характеристика героя, героини | |
2.6 | 39 | И.С.Тургенев. «Вечные темы» в романе. Смысл финала романа. | 1 ч. | Сопоставление эпизодов Пересказ-извлечение | |
| 40 | И.С.Тургенев. «Тайный психологизм» : художественная функция портрета, пейзажа, интерьера. | 1 ч. | Выборочный пересказ, подбор цитат | |
| 41 | И.С.Тургенев. Авторская позиция и способы её выражения. Полемика вокруг романа. Критика Д. Писарева, Страхова Н.Н. |
| Анализ способов выражения авторской позиции | |
2.7 | 42 | Сочинение по роману «Отцы и дети» Тургенева | 1 ч. |
| |
| 43 | Ф.И. Тютчев. Очерк жизни и творчества. Поэт- философ и певец родной природы. | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
|
|
| 44 | Ф.И.Тютчев. Раздумья о жизни, человеке и мироздании.( « Не то, что мните..», «Умом Россию..», ) |
|
| |
2.8 | 45 | Ф.И.Тютчев. Любовь как « поединок роковой».( «О как убийственно мы любим», «Нам не дано…», «К. Б.» «Последняя любовь») | 1 ч. | Выразительное чтение наизусть | |
| 46 | Ф.И.Тютчев. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта. | 1 ч. | Комплексный анализ текста Анализ ИВС | |
| 47 | Творческая мастерская . Анализ художественных средств стихотворений Тютчева. | 1 ч. | Создание устных и письменных отзывов о стихотворении | |
| 48 | Резерв. | 1 ч. |
| |
3.1 | 49 | А.А. Фет. Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте» окружающего мира. | 1 ч. | Выразительное чтение наизусть | |
| 50 | А.А. Фет. Творческая мастерская: анализ стихотворений («Поэтам», « Ещё весны душистой нега», «Ещё майская ночь», «Сияла ночь», «Шепот робкое дыханье»). | 1 ч. | Комплексный анализ текста Анализ ИВС | |
| 51 | Фет и «теория чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. | 1 ч. | Создание устных и письменных отзывов о стихотворении | |
3.2 | 52 | А.К. Толстой. Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира. Ведущие темы лирики. | 1 ч. | Знать/понимать:
| Комплексный анализ текста Анализ ИВС |
| 53 | А.К.Толстой. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого А.К. Влияние романтической и фольклорной традиции на поэзию Толстого. | 1 ч. | Создание устных и письменных отзывов о стихотворении | |
| 54 | Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. |
| Знать/понимать:
Уметь:
| Устный рассказ по материалам учебника |
3.3 | 55 | Н.А.Некрасов. Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. | 1 ч. | Сопоставительный анализ стихотворений разных авторов Выразительное чтение наизусть | |
| 56 | Н.А.Некрасов. Поэма « Кому на Руси жить хорошо». История создания, сюжет, жанровое своеобразие, её фольклорная основа, смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. | 1 ч. | Конспект-схема | |
| 57 | Н.А.Некрасов. Сюжет поэмы и авторские отступления. | 1 ч. | Анализ сюжета и композиции-схема | |
3.4 | 58 | Н.А.Некрасов. Мастерство изображения жизни поэта. | 1 ч. | Сопоставление эпизодов | |
| 59 | Н.А.Некрасов. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники» | 1 ч. | Выборочный пересказ Характеристика героев Цитирование | |
| 60 | Н.А.Некрасов. Проблема счастья и смысла жизни в поэме. |
| Дискуссия Сочинение-рассуждение | |
3.5 | 61 | Хетагуров К. Стихотворение из сборника «Осетинская лирика». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к лирике Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, женской судьбы. | 1 ч. |
| |
| 62 | Н.С. Лесков. Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Лесков как мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя. | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
| Конспектирование Биографический рассказ |
|
| Н.С.Лесков. Тупейный художник». Признание «маленького человека» и его судьба. Особенности лесковской повествовательной манеры сказа. Близость к народной речи. |
| Выявление стилевых особенностей текста Пересказ-анализ Характеристика героя | |
3.6 | 63 | М. Е. Салтыков –Щедрин. Жизнь и творчество. Жизненная позиция писателя. «История одного города»-сатирическая летопись истории Российского государства. | 1 ч. | Ответы на вопросы | |
| 64 | М. Е. Салтыков –Щедрин. Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ. | 1 ч. | Сжатый пересказ Анализ эпизодов | |
| 65 | М. Е. Салтыков –Щедрин. Перекличка событий и героев с фактами российской истории. |
| Выявление сатирических приемов | |
3.7 | 66 | М. Е. Салтыков –Щедрин. Своеобразие приемов сатирического изображения в произведениях Салтыкова-Щедрина. | 1 ч. | Дискуссия | |
| 67 | Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество. Нравственная проблематика, острое чувство нравственной ответственности, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке». |
| Знать/понимать:
Уметь:
| Сообщение, доклад |
| 68 | Ф.М.Достоевский. « Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа. | 1 ч. | Анализ эпизодов, сопоставление эпизодов | |
3.8 | 69 | Ф.М.Достоевский. Раскольников. Социальные и философские истоки бунта героя. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова. | 1 ч. | Выборочный пересказ | |
| 70 | Ф.М.Достоевский. «Двойники» Раскольникова. |
| Дискуссия | |
| 71 | Ф.М.Достоевский. Сонечка Мармеладова и проблемы нравственного идеала автора. | 1 ч. | Выявление особенностей манеры повествования | |
3.9 | 72 | Ф.М.Достоевский. Мрачный облик Петербурга. Образы «униженных и оскорбленных». | 1 ч. | Пересказ-извлечение | |
| 73 | Ф.М.Достоевский. «Идиот». Смысл названия. Судьба и облик главного героя- князя Мышкина. Трагический итог жизни. Христианский идеал человека в романе. |
| Сопоставительный анализ эпизодов | |
| 74 | Ф.М.Достоевский. Образ Настасьи Филипповны, его роль в нравственной проблеме романа. | 1 ч. | Сопоставительный анализ героев | |
3.10 | 75 | Сочинение по роману «Преступление и наказание». | 1 ч. | Сочинение-рассуждение Эссе | |
| 76 | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. Военный опыт писателя. Изображение суровой правды войны в «Севастопольских рассказах». | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
| Биографический рассказ |
| 77 | Л.Н.Толстой. «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа –эпопеи. |
| Сопоставительный анализ эпизодов разных авторов | |
4.1 | 78 | Л.Н.Толстой. История создания. Жанровое своеобразие, художественные особенности романа. «Мысль народная» в эпопее. | 1 ч. | Выявление жанровых признаков | |
| 79 | Л.Н.Толстой. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Герои в поисках смысла жизни. | 1 ч. | Анализ-схема системы образов Цитирование
| |
| 80 | Л.Н.Толстой. Различие путей нравственных поисков Пьера и Андрея. |
| Сравнительный анализ героев | |
4.2 | 81 | Л.Н.Толстой. Женские образы романа — Наташа Ростова и Марья Болконская. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. | 1 ч. | Пересказ-извлечение-анализ | |
| 82 | Л.Н.Толстой. Война в романе. Партизанское движение и его герои. Платон Каратаев. | 1 ч. | Выборочный пересказ | |
4.3 | 83 | Л.Н.Толстой. «Мысль семейная» в романе. | 1 ч. | Анализ эпизодов | |
| 84 | Л.Н.Толстой. Антитеза как центральный композиционный прием в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. |
| Анализ ИВС | |
| 85 | Тест по роману «Война и мир» | 1 ч. | Эссе | |
4.4 | 86 | А.П. Чехов. Чехов –прозаик и Чехов-драматург. Рассказы Чехова, своеобразие их тематики. «Мелочи жизни» в изображении писателя. | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
| Анализ приемов изображения героев |
| 87 | А.П.Чехов. «Вишнёвый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова –драматурга произведений. Особенности сюжета и конфликта пьесы. Смысл названия. Своеобразие жанра. |
| Выявление художественных особенностей пьесы Чтение по ролям | |
| 88 | А.П.Чехов. Герои пьесы и их судьбы. | 1 ч. | Анализ сцены Характеристика героев | |
4.5 | 89 | А.П.Чехов. Раневская и Гаев как герои уходящего в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления — основа конфликта пьесы. | 1 ч. | Анализ средств выражения авторской позиции | |
| 90 | А.П.Чехов. « Ионыч» Основная проблема рассказа. | 1 ч. | Анализ художественных деталей | |
| 91 | А.П.Чехов. Образ Ионыча. Смысл жизни |
| Комплексный анализ Рецензия | |
4.6 | 92 | Оноре де Бальзак «Гобсек». Тема власти денег. | 1 ч. | Знать/понимать:
Уметь:
| Отзыв о прочитанном произведении |
| 93 | Реалистическое мастерство писателя. | 1 ч. | ||
| 94 | Э. Гофман «Серапиновы братья». Связь реального и фантастического в романтическом произведении. «Двоемирие» в отражении действительности. |
| Сравнительный анализ двух произведений разных авторов | |
4.7 | 95 | Ги де Мопассан «Ожерелье» Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев и их неосуществимость. | 1 ч. | Развернутый ответ на вопрос | |
| 96 | Читательская конференция по теме «Литература 19 века». | 1 ч. |
| Презентация исследовательских работ |
| 97 | Читательская конференция по теме «Литература 19 века». | 1 ч. |
| |
4.8 | 98-102 | Резерв. | 1 ч. |
|
|
Итог | 102 |
|
|