Тема: «Петербург Достоевского»
(урок – экскурсия)
(10 класс)
Цели:
-
помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведенные Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться змоциями писателя и его героя;
-
развивать умение составлять план;
-
развивать монологическую речь учащихся, их образное мышление;
-
вызвать интерес к творчеству писателя;
-
вырабатывать активную жизненную позицию.
Оборудование:
-
иллюстрации: «Петербург Гоголя», «Петербург Достоевского», «Лестница в доме Раскольникова», «Петербург. Трактир», «Комната Мармеладовых», «Доходный дом», «Петербург. Дом Раскольникова. Крыльцо»;
-
аудиозапись с музыкальным сопровождением.
Эпиграф: «Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу : истинный убийца, губитель человеческих душ – это ты!»
Р. Люксембург. « Душа русской литературы»
Ход урока.
-
Сообщение темы и цели. Слово учителя.
Учитель. Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город – это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию, без которой невозможно глубокое прочтение классиков.
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.
Каким же предстает перед нами Петербург со страниц романа Достоевского «Преступление и наказание»?
Мы побываем сегодня в Петербурге Достоевского, попытаемся представить себе картины города, воспроизведенные великим писателем, проникнемся эмоциями писателя и его героев – это цели нашего урока.
А тема – «Петербург Достоевского».
-
Представление исследовательских работ учащихся.
Учитель. Но у каждого классика — свой Петербург.
-
Петербург Пушкина. Каков он? ( Сообщение о Петербурге Пушкина с чтением отрывка из «Медного всадника».)
-
Петербург Гоголя. ( Сообщение о Петербурге Гоголя.)
-
Петербург Достоевского.
Учитель. Внимательный читатель, шагая дорогами Достоевского, открывает для себя два совсем разных города.
Один – город, созданный гениальными архитекторами. Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью – «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. При всем преклонении перед Пушкиным Достоевский в последней записной книжке полемизирует с известными стихами из «Медного всадника»: «Народ. Там все. Ведь это море, которого мы не видим, запершись и оградясь от него в чухонском болоте. Люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его. Окна, дырья – и монументы».
Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу ( как сказал на своем оригинальном языке герой романа Мармеладов). Несколько лет прожил он, воспитанник инженерного училища, в одном из этих дворцов, знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его героя, Раскольникова, веял великолепием , холодом и враждебностью.
-
Работа с текстом романа.
-
Пейзажи.
Учитель. Найдите пейзажную зарисовку, подтверждающие это (часть 2 глава 1
– « великолепная картина Петербурга»). Городской пейзаж в романе — пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев.
Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?
(Часть1, глава1 : город, жаркое лето, всюду духота, толкотня, известь, леса, кирпич, пыль и нестерпимая вонь из распивочных – вот обстановка, в которой впервые появляется одетый в лохмотья Раскольников. Его фигура легко вписывается в этот пейзаж.)
Учитель. Найдите и зачитайте пейзажные картины, рисующие Петербург в разное время дня.
(Часть 2 глава 6 – вечерний Петербург; часть 4, глава 6 – вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова; часть 5, глава 5 – вид из окна Раскольникова.)
Учитель. Какие краски преобладают?
Вывод: пейзажные картины Петербурга создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит его, давит, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.
-
Судьба семьи Мармеладовых.
Учитель. Олицетворение трагической безысходности в жизни человека является судьба семьи Мармеладовых.
(Краткий рассказ истории семьи Мармеладовых.)
Учитель. Вывод: город равнодушен. Люди относятся друг к другу с подозрением и взаимным недоверием. Ведь именно под пьяный хохот и язвительные насмешки рассказывает Мармеладов потрясающую истину.
-
Уличные сцены.
Учитель. В романе огромное количество уличных сцен, усиливающих атмосферу безысходности, нужды. Какие из них наиболее ярко подчеркивают безысходность жизни. Привести пример.
(Часть 2, глава 6 – шарманщик и толпа женщин у распивочно – увеселительного заведения; часть 2 , глава 6 – сцена на Вознесенском мосте; часть 5, глава 5 – смерть Катерины Ивановны.)
-
Интерьеры.
Учитель. Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои.
Зачитайте описания комнат Раскольникова ( часть1, глава3) ; каморка Мармеладовых ( часть1, глава2) ; Сони – часть 4, глава 4).
Учитель. Вывод: тяжелая, бесцветная и унылая обстановка углов свинцом давит на душу.
-
Фантастика и реальность в картинах петербургской жизни.
Учитель. Жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальность кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. Реалистически точно и конкретно описан сон Раскольникова (пересказ сна).
Учитель. Вывод: реальность и фантастика – все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших». В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя – гуманиста против господствующего зла, против ненормального современного ему общества.
-
Мечта о городе прекрасном.
Учитель. Но живет в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового, гармоничного общества. В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает о городе ином ( учащийся зачитывает отрывок из романа : часть 1, глава 6).
-
Самостоятельная работа – составление плана к теме «Петербург Достоевского».
Примерный план.
-
Психологический характер городского пейзажа в романе.
-
Уличные сцены. Многообразие петербургских типов.
-
«Низкие потолки, и тесные комнаты душу и ум теснят».
-
Реальность и бред в картинах петербургской жизни.
-
Мечта о прекрасном городе.
5.Заключительное слово учителя.
Может быть, рисуя свой страшный город, Достоевский понимал, что его Петербург не останется в памяти людей только страшным, только мучительным, потому что всегда будет жив и Петербург пушкинский, грозящий стихийными бедствиями, подчиняющийся только воле своего великого создателя «на звонко скачущем коне», и все – таки радостный. Светлый город, где «девичьи лица ярче роз», где радует «Невы державное теченье», облик которого вселяет гордость.