Тема: «Петербург Достоевского»

(урок – экскурсия)

(10 класс)

Цели:

  • помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведенные Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться змоциями писателя и его героя;

  • развивать умение составлять план;

  • развивать монологическую речь учащихся, их образное мышление;

  • вызвать интерес к творчеству писателя;

  • вырабатывать активную жизненную позицию.

Оборудование:

  • иллюстрации: «Петербург Гоголя», «Петербург Достоевского», «Лестница в доме Раскольникова», «Петербург. Трактир», «Комната Мармеладовых», «Доходный дом», «Петербург. Дом Раскольникова. Крыльцо»;

  • аудиозапись с музыкальным сопровождением.

Эпиграф: «Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу : истинный убийца, губитель человеческих душ – это ты!»

Р. Люксембург. « Душа русской литературы»

Ход урока.

  1. Сообщение темы и цели. Слово учителя.

Учитель. Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город – это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию, без которой невозможно глубокое прочтение классиков.

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад – Онегина глава,

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

Каким же предстает перед нами Петербург со страниц романа Достоевского «Преступление и наказание»?

Мы побываем сегодня в Петербурге Достоевского, попытаемся представить себе картины города, воспроизведенные великим писателем, проникнемся эмоциями писателя и его героев – это цели нашего урока.

А тема – «Петербург Достоевского».

  1. Представление исследовательских работ учащихся.

Учитель. Но у каждого классика — свой Петербург.

  • Петербург Пушкина. Каков он? ( Сообщение о Петербурге Пушкина с чтением отрывка из «Медного всадника».)

  • Петербург Гоголя. ( Сообщение о Петербурге Гоголя.)

  1. Петербург Достоевского.

Учитель. Внимательный читатель, шагая дорогами Достоевского, открывает для себя два совсем разных города.

Один – город, созданный гениальными архитекторами. Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью – «полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. При всем преклонении перед Пушкиным Достоевский в последней записной книжке полемизирует с известными стихами из «Медного всадника»: «Народ. Там все. Ведь это море, которого мы не видим, запершись и оградясь от него в чухонском болоте. Люблю тебя, Петра творенье. Виноват, не люблю его. Окна, дырья – и монументы».

Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу ( как сказал на своем оригинальном языке герой романа Мармеладов). Несколько лет прожил он, воспитанник инженерного училища, в одном из этих дворцов, знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его героя, Раскольникова, веял великолепием , холодом и враждебностью.

  1. Работа с текстом романа.

  • Пейзажи.

Учитель. Найдите пейзажную зарисовку, подтверждающие это (часть 2 глава 1

« великолепная картина Петербурга»). Городской пейзаж в романе — пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием автора, с внутренним миром его героев.

Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?

(Часть1, глава1 : город, жаркое лето, всюду духота, толкотня, известь, леса, кирпич, пыль и нестерпимая вонь из распивочных – вот обстановка, в которой впервые появляется одетый в лохмотья Раскольников. Его фигура легко вписывается в этот пейзаж.)

Учитель. Найдите и зачитайте пейзажные картины, рисующие Петербург в разное время дня.

(Часть 2 глава 6 – вечерний Петербург; часть 4, глава 6 – вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова; часть 5, глава 5 – вид из окна Раскольникова.)

Учитель. Какие краски преобладают?

Вывод: пейзажные картины Петербурга создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит его, давит, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и на преступления.

  • Судьба семьи Мармеладовых.

Учитель. Олицетворение трагической безысходности в жизни человека является судьба семьи Мармеладовых.

(Краткий рассказ истории семьи Мармеладовых.)

Учитель. Вывод: город равнодушен. Люди относятся друг к другу с подозрением и взаимным недоверием. Ведь именно под пьяный хохот и язвительные насмешки рассказывает Мармеладов потрясающую истину.

  • Уличные сцены.

Учитель. В романе огромное количество уличных сцен, усиливающих атмосферу безысходности, нужды. Какие из них наиболее ярко подчеркивают безысходность жизни. Привести пример.

(Часть 2, глава 6 – шарманщик и толпа женщин у распивочно – увеселительного заведения; часть 2 , глава 6 – сцена на Вознесенском мосте; часть 5, глава 5 – смерть Катерины Ивановны.)

  • Интерьеры.

Учитель. Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои.

Зачитайте описания комнат Раскольникова ( часть1, глава3) ; каморка Мармеладовых ( часть1, глава2) ; Сони – часть 4, глава 4).

Учитель. Вывод: тяжелая, бесцветная и унылая обстановка углов свинцом давит на душу.

  • Фантастика и реальность в картинах петербургской жизни.

Учитель. Жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальность кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. Реалистически точно и конкретно описан сон Раскольникова (пересказ сна).

Учитель. Вывод: реальность и фантастика – все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших». В этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя – гуманиста против господствующего зла, против ненормального современного ему общества.

  • Мечта о городе прекрасном.

Учитель. Но живет в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового, гармоничного общества. В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает о городе ином ( учащийся зачитывает отрывок из романа : часть 1, глава 6).

  • Самостоятельная работа – составление плана к теме «Петербург Достоевского».

Примерный план.

  • Психологический характер городского пейзажа в романе.

  • Уличные сцены. Многообразие петербургских типов.

  • «Низкие потолки, и тесные комнаты душу и ум теснят».

  • Реальность и бред в картинах петербургской жизни.

  • Мечта о прекрасном городе.

5.Заключительное слово учителя.

Может быть, рисуя свой страшный город, Достоевский понимал, что его Петербург не останется в памяти людей только страшным, только мучительным, потому что всегда будет жив и Петербург пушкинский, грозящий стихийными бедствиями, подчиняющийся только воле своего великого создателя «на звонко скачущем коне», и все – таки радостный. Светлый город, где «девичьи лица ярче роз», где радует «Невы державное теченье», облик которого вселяет гордость.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here