Урок в 1 классе.
Тема урока: О чём будем читать?
План урока
Этап урока | Деятельность учителя | Характеристика деятельности ученика | Задания для учащихся, которые приведут к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |||
| Тема урока: О чём будем читать? Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений. | ||||||
Цели: формировать коммуникативные качества ( умение слушать и слышать, отвечать на вопросы) Задачи 1.Совершенствовать читательские умения, навыки наблюдения, сравнения, анализа; умения делать выводы. 2.Закреплять умения обнаруживать различные виды орфограмм(опасных мест)по известным признакам 3.Воспитание бережного отношения к хлебу и уважительного отношения к труду земледельца
| |||||||
| 1.Актуализация знаний (2 мин) | Прозвенел звонок у нас Все вошли спокойно в класс Встали все у парт красиво Поздоровались учтиво. Тихо сели. Спинки прямо. Слушаем, запоминаем. Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный Сегодня с вами мы узнаем Что важней и главней на нашем столе бывает. Слайд 1 | Настрой на урок. Активизация внимания. | Слушают учителя | Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя | ||
| 2.Подведение к проблеме урока Мотивация к учебной деятельностит (2мин)
3.Постановка проблемы урока (2 мин)
4.Работа по проблеме урока Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
(8 мин)
5.Физминутка (2 мин)
6.Первичное закрепление (10 мин)
7.Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин)
8.Физминутка (2 мин)
9.Закрепление (5 мин)
10.Рефлексия, оценивание (4мин)
11.Вопрос в семью (1мин)
| Как вы думаете, какой продукт за обеденным столом самый главный? Выслушав ответы детей, учитель загадывает загадку: Отгадать легко и быстро Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. ( Хлеб) — Какие слова в загадке помогли догадаться , что речь идёт о хлебе? Слайд 2
Как вы думаете, почему в загадке некоторые места в словах выделены красным цветом? — А какие опасные места в словах вы знаете? -Какую проблему урока мы будем сегодня решать ? — А о чём будем говорить на уроке, о каком важном продукте на нашем столе?
– А сейчас посмотрим небольшой фильм о главном продукте нашего стола. Слайд 3
Давайте произнесём первый звук в этом слове и дадим ему характеристику . К какой группе звуков отнесем звук [х] ? А какое опасное место в слове хлеб находится? А как доказать, что нужна именно буква Д, ведь мы слышем совершенно другой звук?
Мне очень хочется, чтобы вы прочитали самое главное, слово нашего урока- это слово — ХЛЕБ Что мы называем хлебом? ХЛЕБ – зерновое растение ( демонстрация снопика ржи) – ( к доске прикрепляется картинка с хлебным полем) ХЛЕБ – батоны, булки, пирожки и т.д ( показ картинки) ХЛЕБ – любая пища человека, продовольствие. (показ картинки) В старину говорили « Хлеб да соль вашему дому» Как вы думаете , что этим хотели сказать? Слайд 4 А как называются слова , которые имеют много значений?
Люди с давних времен бережно относились и относятся к хлебу. Но однажды вот, что произошло… Жила – была девочка. Она была еще маленькая и в школу не ходила. И больше всего она любила… А что она любила, прочитайте на слайде: ГРУШИ АПЕЛЬСИНЫ ЛИМОНЫ Назовите эти слова одним словом Назовите имя девочки Слайд 5 Однажды мама посадила ее обедать, налила ей суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась: — Не буду есть этот противный и невкусный хлеб! И только она это произнесла, как оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь. Прочитайте как его зовут ( КАРАВАЙ) Слайд 6 Рассердился Каравай на Галю. А скажите, почему? А потом сказал: — Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания! — Поможем Гале вернуться домой? Настройтесь на серьезную работу.
Прочитайте название жителей страны Каравая БУЛКИ, ПИРОГИ, КАЛАЧИ, БАРАНКИ, ЛЕПЁШКИ, ПРЯНИКИ, БАТОНЫ Как можно все эти слова назвать одним словом? Слайд 7 Прежде чем приступить к заданиям Каравая , нам нужно приготовиться. Давайте разомнёмся.
Поле вспахано у нас,
Но готово ли оно?
Мы присели, ощутили –
От земли идет тепло.
Сеем раз и два и три:
Колоски у нас взошли.
Их мы будем собирать:
Наклоняться и вставать.
Их мы сразу растираем,
Зернышки все собираем.
Смелем зерна на муку.
Из муки замесим тесто –
Будет нам пирог чудесный!
Молодцы. Отдохнули и настроились на серьёзную работу. Вот первое задание Каравая. Много сложено пословиц о хлебе. Давайте прочитаем их на стр.84 и объясним их значение, но прежде вспомним, а что такое пословица? (чтение и объяснение значений) Какое опасные места вы заметили в пословице? А в каком смысле использовано данное слово, в прямом или в переносном? (в переносном, т.к. это не настоящее сокровище) Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой главной святыне. Золотые слова Забывать мы не вправе: « Хлеб всему голова!» В поле, в доме, в державе. ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА. – как вы понимаете эту пословицу?
Выслушиваются ответы. Молодцы! Справились с заданием Каравая. Вот вам второе задание: Прочитайте стихотворение у вас на парте и скажите, где родина хлеба: ( самостоятельное чтение) Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке Люди хлеб в полях лелеют. Сил для хлеба не жалеют. Ответив на вопрос, 1-2 ученика еще раз прочитывают стихотворение, после чего задается вопрос: А что значит лелеют? А какие опасные места вы можете назвать в этом стихотворении? Слайд 8-9 А вот следующее задание Каравая. Он говорит, что Слайд 8 ЕСТЬ ПОСЛОВИЦА В НАРОДЕ Сейчас мы станем учёными и изучим путь появления хлеба у нас на столе. Чтобы прийти к нам на стол, хлеб проделывает очень длинный путь, а какой, вы сейчас поработаете в парах. Ваша задача: по картинкам логически выстроить путь хлеба от поля до нашего стола. Слайд 9 Итог: Каждая пара по картинкам составляет предложения.
А сейчас Каравай проверит насколько вы внимательны и грамотны. Он приготовил вам игру «Разбей на группы» , с помощью которой вы ответите на вопросы какие продукты нужны для приготовления хлеба ? Какая техника для этого должна потрудиться? Если я называю продукт, то хлопают в ладоши девочки, когда я называю технику , то приседают мальчики. Сахар, комбайн, сеялка, соль, вода, грузовик, мука, трактор, дрожжи, масло,плуг. Молодцы, и с этим заданием Каравая вы справились. Он не падает с неба, Появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба Нужен труд десятков рук. В народе говорят: « Мал кусок пирога, а стоит много труда» Объясните смысл данного высказывания. Вы устали и Каравай вам приготовил музыкальную разминку Музыкальная физминутка «Каравай, каравай» Слайд 10 Как много нужно технических приспособлений и машин, чтобы маленький кусок пирога был на нашем столе. А всегда ли было так? Слайд 11 Когда-то, давным – давно все работы выполняли крестьяне вручную. Тяжелым был труд хлебороба. Работы было много. Нужно было вовремя убрать все с полей до зимних холодов . Работа по учебнику. Стр. 85. Чтение текста. — О чём узнали из текста? Возьмите плёнку, наложите на текст и найдите в нём опасности на месте парных согласных в конце слова. Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей,… Как вы думаете что? Слайд 12-13 А теперь скажи , дружок,
Тебе понравился урок? Что расскажешь дома маме? Поделись сейчас ты с нами.
— О чем говорили на уроке? — Что нового узнали о хлебе? — Почему хлебу – почет навеки? — С чем сравнивают хлеб во всем мире? Почему? — Как нужно к хлебу относиться? — Чему научил урок? — Что было самым интересным? — Настроение в конце урока? (солнышки, тучки) — Мне понравилась ваша работа на уроке, особенно … (отметить детей ) Придумать пословицу или поговорку о хлебе, или сочинить сказку о хлебе.
— И на прощание Каравай хочет угостить всех ребят и гостей своими лакомствами.
|
Оценивать свой ответ и ответы одноклассников
Распознавать «опасные» места в словах и уметь их объяснять
Уметь внимательно слушать и наблюдать
Выделять звук (звуки) в слове и давать ему характеристику
Уметь доказывать свою точку зрения
Развивать фонематический слух, образное, ассоциативное мышление. Активизировать органы восприятия: слуховой, кинестетический, визуальный.
Определять многозначность слова Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.
Развивать логическое мышление
Читать целыми словами
Развивать логическое мышление
Читать целыми словами Объяснять понятие «пословица»
Распознавать «опасные» места в словах и уметь их объяснять Объяснять понятие «слова в прямом и переносном смысле»
Уметь объяснить смысл пословиц
Выслушивать мнение своих товарищей
Читать выразительно, осознанно. Высказывать своё мнение о прочитанном
Объяснять смысл слов
Распознавать «опасные» места в словах и уметь их объяснять
Уметь работать самостоятельно и сообща Развивать логическое мышление, речь Составлять предложения по картинкам
Развивать внимание, мышление.
Уметь объяснить смысл пословиц
Читать целыми словами, отмечать основную мысль текста
Распознавать «опасные» места в словах и уметь их объяснять
Уметь объяснить смысл пословиц
Уметь подвести итог урока Давать самооценку
|
Самый главный продукт- это хлеб.
Отвечают на вопрос
Перечисляют опасные места в словах
Мы будем читать о хлебе и находить опасные места в словах.
Дают характеристику звуку.(согласный, непарный, глухой, твёрдый)
Просматривают слайд.
Желали добра и благополучия
Такие слова называют многозначными.
Это всё фрукты.
Галя плохо отозвалась о хлебе.
Ученик читает слова.
Это всё хлеб.
Пословица- народное изречение с поучительным содержанием.
В переносном, т.к. это не настоящее сокровище.
Имеется в виду, что хлеб главный на обеденном столе. С хлебом и сытнее и вкуснее. Если есть хлеб- уже праздник
Читают «про себя», 2-3 человека «вслух»
Родина хлеба в поле.
Лелеют, значит ухаживают, заботятся.
Дети собирают картинки в нужном порядке, а потом поясняют смысл каждой картинки.
Дети слушают учителя и выполняют действия по ходу игры.
Т.к. затрачивается очень много труда.
Дети выполняют танец «Каравай» под музыку.
В тексте говорится о хлебе, его видах. Дети называют слова с опасными местами. (воды, хлеб, проживают, когда-то, ит.д.)
Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей.
Отвечают на вопросы, показывают настроение на уроке. | Предметные: осмысленно, правильно читать целыми словами, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Предметные: – называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, твёрдые, мягкие); делить слово на слоги, ставить ударение. Отличать текст от набора предложений, записанных как текст; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного
Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
Личностные УУД эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; –– высказывать своё отношение к прочитанному.
Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения);
Познавательные УУД: ориентироваься в учебнике.
Регулятивные УУД: осуществлять контроль за сличение своей работы с заданным эталоном.
Совместный контроль
Самоконтроль последующая проверка
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Познавательные УУД: ориентироваься в учебнике.
Коммуникативные УУД: уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки. Личностные УУД: способность к самооценкена основе критерия успешности учебной деятельности. |
Северьянова Елена Михайловна, учитель начальных классов
МБОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»
с. Кваркено Кваркенского района Оренбургской области