Урок. Литературное чтение. 1класс. Назаренко Р.А.
Тема. Авторские сказки о животных. К. Ушинский «Лиса и козел .
Цели:
Образовательные: 1. Совершенствовать навыки сознательного, плавного, правильного чтения целыми словами вслух и про себя , познакомить с авторской сказкой, формировать умение понимать авторский замысел, формировать умение выразительного чтения диалога действующих персонажей, выдерживать паузы с опорой на знаки препинания, изменять силу голоса.
Развивающие:
Познавательные УУД:
формировать умение извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность, особенности объектов; формировать умение на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы к иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Воспитательные: (Личностные УУД):
формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; развивать интерес к чтению;
формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Оборудование:, презентация к уроку. учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 1 класс, рисунки лисы и козла, пословицы, карточки с характеристикой героев, карточки с личиками: грустное, серьёзное, весёлое, портрет К.Д.Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», компьютер, проектор.
Содержание урока: |
Задачи этапа: |
Методы и формы: | |
Организационный
Фонетическая зарядка
Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Изучение нового материала.
Работа с текстом.
Применение нового знания.
звуковая разминка.
Итог. Рефлексия учебной деятельности.
|
: Прозвенел звонок начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. -Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы. Тому, кто улыбается, смеется, Все в жизни удается. — Я очень рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.
Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно
1. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз» (далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко)
2. Чистоговорка ( (хором)
— Жи- жи- жи — сказку расскажи. — Ша-ша-ша — сказка хороша. — Ву-ву-ву — сказка наяву. — Ра-ра-ра — нам читать пора.
Учитель: Ребята, вы любите сказки читать? Какие сказки мы читали на уроках? Назовите из них те, которые больше всех вам понравились. К каким сказкам они относятся? Ученики: К народным
Учитель: Чему учат сказки? Ученики: Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию. Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового раздела. Откройте книгу на с.81. Прочитайте, как называется раздел? Ученики: Авторские сказки Учитель: Как вы, думаете, это какие сказки? Ученики: Это сказки, которые написал автор. Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к авторским? Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (лайд)ым)ближе, близко)99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999далеко, ближе, близко» – Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки? – К какой сказке она относится? Народная или авторская? Кто автор? Так чем же мы будем заниматься на уроке? Учитель: Начнем изучение авторских сказок с изучения сказки известного писателя – Константина Дмитриевича Ушинского. К. Д. Ушинский детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. После гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем. Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься. Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать. (обратить внимание на выставку книг писателя) В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.
Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказок. — А о ком она будет, угадайте в загадке
Посмотрите-ка, какая – Хвост пушистый и большой. (лиса)
— С бородой, а не старый, с рогами, да не бык, с пухом, а не птица. (козел) (вывесить картинки)
Учитель: Как вы думаете, о чем будет эта сказка? Ученики: Возможно о дружбе лисы и козла. Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно. (слушание аудиозаписи сказки на магнитофоне и Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу? Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная. Учитель: Что произойдёт дальше? Ученики: Козёл попросит воды попить, прыгнет в колодец, вытащит лису.
. Проверка первичного восприятия текста. Учитель: Понравилась ли вам сказка? А что особенно запомнилось? Почему лиса попала в колодец? Ученики: Лиса попала в колодец, потому что не смотрела под ноги. Учитель: А зачем заглянул туда Козёл? Ученики: Ему интересно было, пить захотел. Учитель: Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце? Зачем она обманула козла? Ученики: Потому что хитрая была. Учитель: Почему козел поверил ей?
Ученики: Потому что глупый, доверчивый. Учитель: Хорошо ли поступила Лиса? Ученики: Лиса поступила плохо, не правильно. Учитель: А как бы поступили вы? Ученики: Попросили помощи. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ. . Чтение произведения детьми. Учитель: Давайте почитаем эту сказку вслух по цепочке и найдем непонятные слова. (чтение детьми) Учитель: Какие слова требую объяснения? Ученики: На ворон зазевалась, от нечего делать, прыгнул сдуру, насилу отыскали. Работа по карточкам, (дети выбирают характеристику героя, затем крепят на доску под рисунками лисы и козла) Учитель: Что можно сказать о Лисе? Выберите подходящие слова. (хитрая, лживая, коварная – в словаре, грубая, справедливая,). Учитель: Какой был Козел? Выберите подходящие слова. (глупый, доверчивый, находчивый, упрямый, самовлюблённый – в словаре) Учитель: Какие слова требуют объяснения? Ученики: Коварная, самовлюблённый. Учитель: Где найдём ответ? (работа со словарём) Ученики: Лиса, козёл, никто не понравился, оба плохие. Музыкальная физминутка. . Чтение по ролям Учитель: А теперь, попытаемся прочитать по ролям. Сколько действующих лиц? (чтение по ролям) Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает, Ученики: Так думает сам козёл. Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”? Ученики: Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый. Учитель: Что вы чувствовали, когда читали диалог? Представьте, что перед вами настоящие герои этой сказки. Задайте им вопросы? Учитель: Какой совет дали бы козлу? Ученики: Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе. Учитель: Чему может научить эта сказка? Ученики: Нужно всегда думать головой. . Работа с пословицами. (Пословицы написаны на листочках и закрепленына доске) За глупой головой и ногам плохо. Голова дана для того, чтобы думать. Лисица семерых волков проведет Учитель: Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете? Говорят: «Хитрость – это ум без добра». Но если человек не делает добра, умным его назвать нельзя. Дарите людям добро! Учитель: Продолжи предложение Теперь я знаю……. Теперь я умею…….. Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то. Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся — Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико. — Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико. — Спасибо за урок!
Список используемых источников: 1. Кац Э.Э. Учебник Литературное чтение 1 класс – М.: АСТ, Астрель, 2009 2. Кац Э.Э. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение» — М.: АСТ, Астрель, 2009 3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Дидактические карточки-задания по литературному чтению. 1 класс — М.: АСТ, Астрель, 2007
|
Организовать детей, настроить на работу
Чтение скороговорки и чистоговорок.
выявить уровень усвоенных знаний по народным сказкам
подвести к формулированию цели
формировать умение слушать, выявить первичное восприятие сказки
учить правильно и полно отвечать на поставленные вопросы, анализировать прочитанное
чтение текста и его анализ
учить анализировать поступки героев
активизировать мыслительную деятельность
обобщить знания учащихся |
Словесный
учить учащихся проговаривать звуки четко, правильно.
слайд2 слайд3
слайд4
слайд4
игровой, наглядный, поисковый, учить отвечать на поставленные вопросы, находить ответы в тексте
слайд5-6
поисковый
слайд7
слайд8
слайд9
наглядный, словесный, аидиозапись,
слайды 10-16
словесный, практический
слайд17
слайд18
слайд19
|