Муниципальное Образовательное Учреждение Торопецкая Средняя Общеобразовательная школа №1
ПРОЕКТ УРОКА
Литературное чтение 3 класс (авт. О.В. Кубасова)
Тема. Произведения Л.Пантелеева. «Честное слово».
Программа УМК «Гармония» под редакцией М.С. Соловейчик
Тип урока: закрепление изученного материала
Выполнила учитель начальных классов
МОУСОШ № 1г.Торопец
Лисова Светлана Викентьевна
Педагогический стаж 29лет
Стаж работы учителем начальных классов29лет
Квалификационная категория высшая
12 ноября 2010 года
Цель: учить детей анализировать литературное произведение, формировать
читательский навык, воспитывать нравственные качества.
Задачи:
-
Создать условия для расширения читательского кругозора обучающихся через знакомство с творчеством писателя Л.Пантелеева.
-
Формировать умение понимать глубину содержания произведения и его главную мысль, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения.
а) для обучающихся высокого уровня создать на уроке условия для того, чтобы они сами определили главную мысль произведения;
б) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся среднего уровня приняли участие в понимании главной мысли произведения;
в) создать на уроке условия для того, чтобы обучающиеся низкого уровня поняли главную мысль произведения.
-
Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения и умения работать с текстом.
-
Развивать образное мышление, речь.
-
Развитие рефлексии, самоконтроля, самооценки.
-
Формировать у обучающихся нравственные ценностные качества.
-
Создавать условия для формирования коммуникативных навыков (общение друг с другом в парах, группах, высказывать своё мнение, отстаивать и обосновывать в конкретной форме)
Место урока в учебном плане. Второй урок в разделе «Произведения Л.Пантелеева. Честное слово».
Формы организации учебной деятельности. Фронтальная, групповая, самостоятельная.
Прогнозируемые результаты.
— на уроке будет создана благоприятная обстановка;
— в ходе урока дети правильно сделают анализ произведения, сделают вывод о том,
как важно иметь для человека силу воли, заставить себя поступить правильно;
— использование на уроке ИКТ позволит активизировать восприятие обучающихся за
счёт использования зрительных демонстраций.
Оборудование.
Для учителя:
-
Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. О.В.Кубасова).
-
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.
-
Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «Л.Пантелеев. Честное слово.»
Для обучающихся:
-
Учебник «Литературное чтение» для 3 класса (авт. О.В.Кубасова).
-
Рабочая тетрадь «Литературное чтение. 3 класс (авт. О.В.Кубасова)
-
Карточки для работы в группах, индивидуальные карточки-помощницы для дифференцированной работы.
-
Сигнальные карточки у каждого обучающегося (для самооценки, рефлексии)
— Нужно быть внимательным, наблюдательным, думающим…
| |
Слайд 2.
-Ребята, я предлагаю вам разгадать зашифрованные слова. АТОРБОД ЬТСОВИЧВЫЗТО
ЬТСОВИЖЛ ЬТСОНТСЕЧ
— Попробуйте назвать эти понятия одним словом. — Назовите, пожалуйста, «лишнее слово».
— Почему вы так решили? Докажите.
— Объясните, как вы понимаете смысл слов: * доброта
* отзывчивость
* честность
— Какие это качества?
— А вы обладаете такими качествами? — Какое из этих слов связано с произведением, с которым мы на прошлом уроке познакомились? — Почему?
Слайд 3. — Это настоящая фамилия автора?
— Что такое псевдоним?
— Назовите настоящую фамилию автора. — Зная тему урока, давайте поставим цель урока. Определим, в чём предстоит разобраться нам сегодня на уроке?
Определить… Учиться…
Развивать…
— Чтобы определить жанр произведения, его главную мысль, надо хорошо знать содержание. А также ответим на главный вопрос – для чего Л.Пантелеев написал это произведение?
|
— доброта, отзывчивость, лживость, честность.
— Это качества человека.
— Лживость.
— Потому что, лживость – это отрицательное качество человека; а все остальные – положительные.
— Доброта – стремление делать добро другим… — Отзывчивость – готовый помочь человек… — Честность- человек, который держит слово…
— Это положительные качества.
— Честность. — Мы читали произведение Леонида Пантелеева «Честное слово».
— Нет, это псевдоним.
— Это вымышленное литературное имя, которым подписывал автор свои произведения. — Алексей Иванович Еремеев.
— Главную мысль произведения, его жанр…. — Выразительно и грамотно читать.
— Речь. |
3.Подготовительная работа к анализу произведения Л.Пантелеева «Честное слово».
— Прочитайте название произведения ещё раз. — Подберите родственные слова к первому слову.
— Какой смысл вкладывает автор в это понятие?
— Давайте посмотрим, какое толкование этого слова даётся в словаре Ожегова. Для экономии времени, я вынесла значения этого слова на экран.
Слайд 4.
Честь –
— В каком значении употребил автор слово «честное» в названии нашего произведения?
— Докажите.
— Для того, чтобы проверить как внимательно вы читали произведение Л. Пантелеева, поработайте в группах. — Задание: Соотнесите слово и его лексическое значение. Слайд 5.
— Проверим. — Оцените работу своей группы. — Молодцы! Вы все справились с заданием, а это значит, что вы очень внимательно читали данное произведение.
— Значение слов мы повторили, а теперь проверим, как вы подготовили выразительное чтение диалогов:
Слайд 6.
* автора и мальчика * автора и майора * майора и мальчика
— Почему так оценили? — Я согласна с вашей оценкой…
— Молодцы! Вы хорошо подготовили дома выразительное и грамотное чтение диалогов, даже эмоционально передали состояние героев.
|
— Честное слово.
— Честность, честь, честный…
(Дети предлагают свои варианты ответов)
— В 1-м значении: достойные уважения и гордости моральные качества человека. — Мальчик дал честное слово и сдержал его, а это достойное уважения качество человека.
(Дети работают в группах)
(Дети оценивают свою работу в группах с помощью цветочков)
Стр. 137-140 Стр. 142-143
Стр.143-144 (Дети выходят к доске и читают диалоги. После прочтения, обучающиеся оценивают и учитель ставит и свою оценку). |
|
|
Слайд 7.
— Ребята, а что мы с вами прочитали? Определите жанр произведения. — Почему это рассказ?
— От чьего имени ведётся повествование? — Где происходили действия?
Слайд 8.
— Выполните самостоятельно задание №1 на карточке — Прочитайте задание.
— Проверим. — Оцените себя.
— Почему герой произведения не назван по имени?
— Что узнали о мальчике?
— Каким был мальчик? Слайд 9.
— Выполните задание №2 на карточке — Прочитайте задание.
— Проверим. — Оцените себя.
— Почему мальчик плакал? — В какую ситуацию он попал? — Понимал ли мальчик, стоя на посту. Что мальчишки про него забыли?
— Что он почувствовал, когда на улице стемнело?
— Почему же он не ушёл?
Слайд 10. — Выполните задание №3 на карточке — Прочитайте задание.
— Проверка. — Оцените себя.
— Поставьте себя на место этого мальчика. Как бы вы поступили в подобной ситуации?
— Давали ли вы когда-нибудь «честное слово»? — А как его выполняли? — Тяжело ли держать «честное слово»?
— Какая мысль пришла в голову рассказчику?
— Почему только военный мог снять мальчика с караула?
— Каким вы представили себе мальчика? Охарактеризуйте его. Какой он?
Слайд 11.
— А поможет нам в этом задание №4 на карточке Прочитайте задание.
— В. Опишите сами. СР. Выпишите слова из текста, описывающие мальчика. Н. Кому самому сложно, возьмите карточку – помощницу.
— Проверим. — Оцените свою работу.
— Какую оценку поступку старших мальчиков вы бы дали? — Могли ли вы поступить так же? — Как вы думаете, что заставило двух взрослых людей оставить свои дела и всерьёз вступить в игру маленького незнакомого мальчика?
— Как можно назвать их отношение к мальчику?
— Заслуживает ли мальчик такого серьёзного отношения?
— Как повёл себя мальчик при виде военного? Почему?
— Почему майор, прощаясь с мальчиком сказал, что из него выйдет настоящий воин? — Почему писатель крепко, «по-взрослому», пожал руку малышу? — Что думает о будущем мальчика рассказчик? Найдите отрывок из рассказа. — Почему автор готов ручаться, что мальчик вырастет «настоящим человеком»?
Слайд 12.
— Ребята, а «настоящий человек» — это кто? Как вы это понимаете? — Что значит «сильная воля» и «крепкое слово»? — Я знаю, что у некоторых людей нет силы воли. Например, ученикам надо выполнять домашнее задание, учить, а им не хочется и они не могут себя заставить. У них нет силы воли. — А у вас бывает такое? — Как вы поступаете?
— Скажите, пожалуйста, почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить, а у кого-то совсем нет друга? От чего это зависит? — Итак, человека мы ценим по его делам и поступкам. — Хотелось бы вам иметь такого друга, как этот мальчик? Почему?
— Да, эти качества неоценимы в дружбе. Честь, честность – главные достоинства.
|
— Это рассказ, потому что, события следуют последовательно друг за другом и они могли произойти в реальной жизни, из рассказа мы можем узнать переживания героя.
— Это рассказ о людях, о мальчике.
— От имени автора.
— В парке.
(Дети выполняют задание).
(Дети оценивают себя с помощью цветочков) — Потому что автор в потёмках даже не успел как следует разглядеть его лицо. — Нос у него был в веснушках, штанишки коротенькие и держались на лямочках.
— Смелым, сильным, храбрым,…
(Дети выполняют задание).
(Дети оценивают себя с помощью цветочков)
— Из слов мальчика видно, что он прекрасно понимал, что большие ребята про него забыли:»Я думаю они ушли», «Забыли». — Когда на улице стемнело, мальчику стало страшно, он почувствовал себя одиноким, брошенным. К тому же мальчик был голоден.)
— Но он не ушёл потому что считал, что нельзя нарушать данное слово.)
(Дети выполняют задание).
(Дети оценивают себя с помощью цветочков)
(Дети предлагают свои варианты ответов)
— Позвать военного, чтобы он снял мальчика с поста.
— Потому что мальчик серьёзно воспринял эту игру старших мальчишек. И если он военный, то снять с караула его может только военный.
(Дети выполняют задание).
(Дети оценивают себя с помощью цветочков)
— Два взрослых человека – Герой-рассказчик и Молодой майор – понимают, что стойкость и верность своему слову – это очень важные качества характера)
— Они относятся к мальчику очень серьёзно, с уважением)
— Маленький мальчик, который несмотря ни на какие обстоятельства, не нарушил своего слова, конечно, заслуживает такого серьёзного отношения. Он проявил мужество и стойкость взрослого человека)
— Он обрадовался, даже вскрикнул от радости; весь выпрямился и стал на несколько сантиметров выше.
(Стр.144)
(Ответы детей)
(Он умеет держать слово) |
— Так, какова главная мысль этого произведения?
Слайд 13.
— Давайте ответим на главный вопрос: Для чего писатель написал этот рассказ? Чем мы обогатились, прочитав рассказ? — Зачем нужно изучать это произведение?
— Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь: В жизни каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и чтобы в жизни не произошло, нужно всегда оставаться человеком.
|
|
Слайд 14. _Выполнить зад в тетр — Ответьте для себя на такие вопросы: Какие испытания ждут впереди мальчика? Как он сумеет себя проявить? Легко ли ему будет в жизни? Это и будет ваше творческое домашнее задание. Поразмышляйте.
|
|
Слайд 15.
— Оцените свою работу на уроке:
-; кто считает, что может работать лучше.
— очень доволен своей работой
— Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения. — Что тебе понравилось в себе на этом уроке?
Слайд 16.
— Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок! |
|