Литературное чтение, 3 класс.
Тема урока: М.М. Пришвин «Выскочка».
Цели урока: развитие речевых и читательских умений.
Задачи урока:
-
познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка»; пробудить познавательную активность.
-
работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;
-
расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
-
воспитывать любовь ко всему живому.
Оборудование: портрет М.М. Пришвина, выставка книг М.М. Пришвина, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс»,
индивидуальные карточки с алфавитом, раздаточный материал – таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, презентация
Ход урока.
-
Орг. момент.
Ниточку души от каждого из вас
В руки бережно возьму сейчас,
Мы соткём из ниточек урок
Он знакомства нашего исток,
а исток начало многих дел.
Я хочу, чтоб каждый захотел,
Прямо здесь и слушать, и читать,
Думать, говорить, мечтать.
2. Повторение. Проверка домашнего задания.
1) На доске: портрет М.М. Пришвина обратной стороной к классу, список имён великих русских писателей и названия некоторых произведений М.М. Пришвина.
Задание: вспомнить и назвать имя автора этих произведений.
А.С.Пушкин М.М.Пришвин Л.Н.Толстой
| Лисичкин хлеб. Этажи леса. Лесной доктор. Моя Родина. |
— Прочитайте имена великих русских писателей. Кому из этих писателей принадлежат эти произведения?
Обратите внимание на выставку книг для дополнительного чтения М.М. Пришвина, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать.
2) Игра « Фотоглаз». Подготовка к проверке домашнего задания: вспомнить прочитанные дома произведения.
На доске:
Зверю — лес, Степь, горы | Человеку — Родина. |
— Из какого произведения взяты эти строки?
3) Работа по домашнему заданию: Пришвин «Моя Родина».
— Откройте учебник на стр.142
— Найдите в тексте и прочитайте предложения, слова из которого вы услышите.
… чаем с молоком … | … решило мою жизнь … |
— Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца? ( Он начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой чаю)
— Куда уходил автор после чаю? ( После чаю я уходил на охоту)
— Найдите и прочитайте, в чем заключалась «охота» писателя? (В находках)
— Что писатель называет «кладовой солнца»? ( Природу, с великими сокровищами жизни)
— Прочитайте, какие « сокровища жизни» надо охранять?
Ожидаемый ответ: Охранять природу – значит охранять Родину.
— Как вы понимаете эти слова М.М.Пришвина?
Мнения детей формируются на основании их ответов на поставленные выше вопросы.
3. Работа над новым материалом
1) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина. Положите перед собой алфавит. Давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название рассказа.
29 | 19 | 12 | 16 | 25 | 12 | 1 | |
в | ы | с | к | о | ч | к | а |
— Назовите тему нашего урока
— Что обозначает слово выскочка?
Ожидаемые ответы: Дети высказывают различные точки зрения в соответствии со своими знаниями. В итоге выступает ребёнок-информатор, подготовившийся дома по словарю Сергея Ивановича Ожегова: Выскочка – человек, который, выдвигая себя, стремится выслуживаться или занять какое-нибудь незаслуженное положение в обществе.
— Рассмотрите иллюстрацию на стр.145 (изображение сороки).
— О ком будет рассказ?
— Кого автор назвал Выскочкой?
Ожидаемый ответ: строится только на основании догадки в соответствии с иллюстрацией на доске. Текста дети ещё не слышали.(а вот и проверим, совпадут ли ваши предположения)
2) Работа над текстом.
2, 3 части читают подготовленные во внеурочное время дети.
1 часть читает учитель.
Размышление над прочитанным по вопросам.
-
Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?
-
Какой эпизод вас больше всего взволновал?
-
Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Выскочкой?
-
Что вы о ней знаете?
3) Работа с каждой частью по отдельности.
ФИЗМИНУТКА
1-я часть. Жужжащее чтение. ( до слов Дело было поздней осенью..3 абзаца)
Задание: Подчеркнуть непонятные слова.
-
Размышление над прочитанным по вопросам.
-
Где происходит действие?
-
О ком рассказывает автор?
-
Найдите и прочитайте, как автор описывает Выскочку?
-
Что интересного заметил автор в поведении собаки?
Работа над лексическим значением слов:
Полено – кусок распиленного дерева.
-
Какие художественные средства использует автор в описании Вьюшки?
-
Какой была Вьюшка?
-
Какую картину можно нарисовать к этой части?
-
Как можно озаглавить 1 часть?
Ожидаемый ответ: Веселая собачка Вьюшка.
На доске записываются названия частей, из которых в итоге складывается план произведения.
План.
-
Веселая собачка Вьюшка.
2-я часть. Чтение способом «Цепочкой».
Дети читают текст поочерёдно по одному предложению.
-
Когда происходили события?
-
Какое событие главное в этой части?
— Найдите непонятные слова. Работа над лексическим значением слов:
Выводок – птенцы, живущие с матерью.
Дýром — по-глупому, бестолково.
-
Почему сорока так поступила?
-
Что думает автор о сороке?
-
Что говорит автор о других сороках?
-
Как вела себя Выскочка?
— Найдите и прочитайте разговор сорок.
Озаглавьте 2 часть предложением из текста.
Ожидаемый ответ: Выскочка поскакала дýром.
На доске записываются названия 2-й части.
План.
-
Веселая собачка Вьюшка.
-
Выскочка поскакала дýром.
3-я часть. Чтение « Спринт».
— Настоящий читатель не тот, кто читает, а тот, кто вдумчиво и внимательно перечитывает рассказ. Мы раньше уже выполняли это задание. Читаем и считаем слова за 1 минуту. Будьте внимательны к слову, следите за ударением.
— Кто прочитает больше, чем в прошлый раз, запишите свои результаты.
На доске вопросы. На них отвечают те, кто уже выполнил задание по чтению.
-
Чем закончилось наступление Выскочки?
— Найдите слова и выражения, которые рассказывают, как сорока воровала кость.
Со слов учащихся учитель записывает на доске: улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль.
-
Какой частью речи являются записанные на доске слова?
Ожидаемый ответ: это глаголы.
Озаглавьте эту часть предложением из текста.
Ожидаемый ответ: Сорока без хвоста.
На доске записываются названия всех частей рассказа.
План.
-
Веселая собачка Вьюшка.
-
Выскочка поскакала дýром.
-
Сорока без хвоста.
Физминутка
— Встаньте, выйдите из-за парт.
Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.
Поднимите руки вверх, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью. (да)
Опустите руки, если было семь сорок. (да)
Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость. (нет)
Сядьте за столы, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах. (да)
-
Тест на ноутбуке (работа в парах)
5. Итог урока.
-
Кто из героев вам понравился и не понравился? Почему?
— Написав рассказ « Выскочка» М.М.Пришвин хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?
Ответы детей.
6.Рефлексия.
слайд
7 Домашнее задание.
пересказ подробный. Выставить отметки.