МОУ «Бишевская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка урока литературы в 7 классе .
Тема: Хамелеонство как явление социальное (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»).
Подготовила и провела учитель
русского языка и литературы I категории
Алексеева Галина Юрьевна.
Бишево — 2010 год
УРОК — ПОИСК
Тема: Хамелеонство как явление социальное (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»).
Эпиграф: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
Цели: 1). Обучающая: показать художественное своеобразие произведения А.П. Чехова «Хамелеон».
2).Развивающая: расширить понятие «сатира» и «юмор», показать значение художественных деталей в сатирическом произведении.
3). Воспитывающая: формирование нравственной позиции учащихся.
Оборудование: портрет А. Чехова, юбилейная газета, иллюстрации к произведениям автора, интерактивная доска, компьютер, презентация, учебники, тетради.
Основная идея темы: Хамелеонство исключает справедливость, уметь распознать это многоликое зло, быть нетерпимым к нему. (слайд№1)
Словарная работа.
-
Социальное явление- явление, которое возникло в обществе людей. Социально -общественное, относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.
2Хамелеонство — низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество. (слайд№2) (опережающее задание на дом).
Хамелеонство
Конфисковать
Обыватель
Солдафонство
Косноязычный
1. Верь не силе, а правде.
2. Дело знай, а правду помни.
3. Как хочу, так и ворочу.
4. Наглому дай волю, захочет и боле.
Литература:
Б, И. Турьянская: Литература в 7 классе. Урок за уроком. М., «Русское слово», 2000 ; Учебник-хрестоматия «Литература» в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина.
Материалы для выставки в школе: Жизнь и творчество А.П.Чехова.- М., 1954.
В.Я.Коровина «Читаем, думаем, спорим: вопросы, задания по литературе 7 класс»- М., «Просвещение», 1996.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Упражнения на внимание.
Прочитать эпиграф урока и ответить на вопрос:
-Кто автор этого афоризма и как вы понимаете его?
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли ».слайд №1.
-Пожалуйста, запомните эти слова, мы к ним еще вернемся во время урока.
-Что нужно отметить с именем автора? (юбилейная дата- 150 лет)
-
Вступительное слово учителя.
— На предыдущем уроке мы познакомились с рассказом А.П. Чехова «Хамелеон». Сегодня мы анализируем это произведение и работаем над темой: «Хамелеонство как явление социальное».
Цель нашего урока: доказать, что хамелеонство явление социальное, социальное значит какое? (опережающее задание на дом).
Явление, которое возникло в обществе людей. Социально-общественное — относящееся к жизни людей и их отношениям в обществе.
III. Аналитическая работа по тексту.
— Итак, вспомним действующих лиц рассказа? Какие должности они занимают?
/полицейский надзиратель — лицо, которое занимается надзором за порядком.
городовой в России с 1862 низкий чин городской полиции стражи.
— Ребята, сегодня мы будем работать над анализом текста, цель нашего урока доказать, что «Хамелеонство исключает справедливость, нужно уметь распознавать это многоликое зло..» .
— Как же это мы будем делать? Проведем словарную работу, просмотрим инсценирование текста, познакомимся с новым термином – художественная деталь и, конечно же, вас ожидает сюрприз, подготовленный вашими товарищами.
IV. Проверка дом. задания.
Вы должны были по толковому словарю найти значения таких слов, как:
Хамелеонство
Конфисковать
Обыватель
Солдафонство
Косноязычный (слайд №4 )
-Замечательно, молодцы.
Ребята, рассказ очень короткий, поэтому нам нужно обратить внимание на любую мелочь, каждую черточку, которую в художественном произведении называют художественной деталью. Она как бы проверяет читателя на внимание и чуткость. Деталь помогает автору создать характер.
-
Работа над художественными деталями.
— Чехова называют мастером художественной детали. Найдите в тексте выразительные детали и определите из роль. Обратимся к началу рассказа.
-Вот через базарную площадь……
— Что несут эти служители закона?
/узелок, решето — явно свидетельствуют об их деятельности/
— Что является центром внимания толпы в завязке рассказа?
/окровавленный палец Хрюкина, поднятый как знамя или при ситуации стыдливо опускается вниз. Новая шинель/.
— Посмотрим на Очумелова.
От какого чувства его бросает то в жар, то в холод? /страх/
-
Речь. (слайд №6)
— Все ли детали мы видим?
Говорящие фамилии- тоже детали.
Почему Очумелова называют косноязычным?
Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.
/Я ему покажу кузькину мать/
Знаю я вас чертей, мерзавец, болван, свинья.
Повелительная форма глагола, незаконченность предложения.
/Грубая речь с простыми людьми.
О знатных — льстит, речью пытается выразить свое почтение, преданность/.
-
Сюрприз. (слайд №7)
-Ребята, а вы какие художественные детали отметили в тексте, нарисовав иллюстрации?
(защита рисунков).
Самостоятельная работа в тетрадях.( слайд №8)
Запись числа, темы, эпиграфа.
Примеры из текста | |
1. Хамелеонство | Жарко, знобит |
2. Хамство и угодничество | Знаю, я вас, чертей! |
3. Солдафонство | Не рассуждать! |
— Ребята, а каково ваше отношение к Очумелову, к его характеру, поведению?
/правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения/.
/он презирает всех слабых, нищих и пресмыкается перед высшими, богатыми/.
/Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью, от одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод/.
— А какие пословицы вы подобрали, чтобы охарактеризовать характер, поведение этого человека? ( опережающее дом. задание).
1. Верь не силе, а правде.
2. Дело знай, а правду помни.
3. Как хочу, так и ворочу.
4. Наглому дай волю, захочет и боле. . (слайд № 9)
— Ребята, внимание. Вернемся к теме нашего урока, для того, чтобы лучше понять, что же такое «хамелеонство» , чтобы лучше понять сцену, которая произошла на улице, прослушаем инсценирование рассказа.
-
Инсценирование рассказа.
-Итак, на базарной площади провинциального городка порядок охраняет невежественный и глупый полицейский надзиратель Очумелов.
— Ребята, что же такое хамелеонство?
/низкопоклонство перед сильными и чиновными людьми, с одной стороны, презрение к простому народу с другой. Лицемерие, угодничество, приспособленчество/.
-
Скажите, а чем привлекателен этот рассказ сегодня нам, современникам?
/И сейчас есть хамелеонство/
— Ребята, а есть ли люди, для которых выгодно, чтобы люди были хамелеонами?
/лидерам среди подростков, начальнику среди подчиненных, диктатору — политику — хамелеоны нужны, с такими легко. Легко их притеснять, ими управлять, использовать в своих целях/.
— Проблемы, которые ставит Чехов в своих произведениях, актуальны и сегодня. Рассказ проникнут презрением к подлости, пошлости, тунеядству, грубости и эгоизму. Чеховский рассказ о хамелеонах создает картину действительности, показывает атмосферу социальной подлости, искажения человеческой личности, определяющую жизнь России.
Х. Итог урока:
-Над чем смеётся Чехов в этом рассказе? .Какой это смех? (слайд №10)
/смех сатирический, вызывает чувство гнева, негодования, презрения, смех с горчинкой, 6 раз менял свое мнение./.
1.Заключительное слово учителя.
-
С творчеством Чехова, мы будем продолжать знакомиться и в других классах, его писательской мечтой была мечта о прекрасном человеке, неслучайно ему принадлежит афоризм: «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и лицо, и одежда, и мысли». Сам Чехов достиг в себе такого совершенства. И главным считал справедливость. Как не хватает этого качества Очумелову, Елдырину, Хрюкину. А выбор каждый из вас должен сделать сам. Хамелеонство исключает справедливость, умейте распознать это многоликое зло, будьте нетерпимее к нему.
2.Домашнее задание: написать отзыв на рассказ : «Хамелеон». Или по образцу охарактеризовать Хрюкина. (слайд №11)