Конспект урока по литературе в 8 классе

Борисова Людмила Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №11 им П.М. Камозина»
города Брянска

Тема урока: « Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина».

Данный тип урока соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий развитие учеников. Такое обучение способствует повышению уровня гуманитарного образования школьника, развитию нравственности, воспитанию чувства прекрасного, патриотизма, бескорыстия, глубокого внимания к окружающим и пытливости мысли.

Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина».

Цели: 1)формировать и обогащать знания об историческом прошлом России;

2) расширять знания о понятии дума;

3) развивать устную речь учащихся и логическое мышление;

4) воспитывать чувство патриотизма.

Методические приемы: рассказ учителя, комментированное чтение текста, аналитическая беседа, выборочный пересказ, работа над планом, словарная работа, заполнение таблицы.

Оборудование урока: текст К.Рылеева «Иван Сусанин», текст Б.Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» , портрет К. Рылеева и Б. Полевого, рисунки — иллюстрации учеников, орфографический словарь.

Термины литературы: дума, тема, идея.

Ход урока.

  1. Подготовка к восприятию.

Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о творчестве Константина Федоровича Рылеева. Мы уже говорили о том, что поэт, размышляя о настоящем, метая о будущем, обращался к историческому прошлому русского народа. Он написал цикл исторических произведений, названных думами. Каждая дума Рылеева посвящена какому-либо историческому деятелю и озаглавлена его именем.

Учитель: Какие думы Рылеева вы знаете? («Олег Вещий», «Дмитрий Донской», «Смерть Ермака»)

  1. Сообщение темы и целей.

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной думой К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин». Докажем, что подвиг Сусанина не единичен. И постараемся понять, что же движет людьми, которые сознательно идут на смерть. Тема нашего урока: «Образ национального героя в думе К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин» и в рассказе Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина». Работать мы будем по следующему плану.

На доске

План урока.

1. Словарь урока.

2. Связь литературы с другими видами искусства.

3. Обзор произведения «Иван Сусанин»

4. Знакомство с произведением Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина».

Учитель: В течение урока нам с вами понадобятся следующие термины.( в течение урока даются определения).

На доске

Словарь урока

дума

тема

идея

  1. Анализ произведения

Учитель: Открываем тетради, записываем число, классная работа, чертим таблицу «Иван Сусанин».

На доске

тема

идея

черты героя

Учитель: Кто такой Иван Сусанин? Что вы знаете о нем и его подвиге? (Чтение думы учителем под музыку Глинки из оперы «Жизнь за царя»)

Учитель: Итак, давайте вспомним, что такое дума? (Дума – украинские народные песни об исторических событиях и народных героях, напоминающие по своему характеру и содержанию русские былины и исторические песни. А также думой назвал и поэт-декабрист Рылеев книгу своих стихотворений, посвященных историческому прошлому России).

Учитель: Как построено произведение? (Начинается с исторической справки).

Учитель: Зачем нужна историческая справка? ( Понять историческую основу описываемых событий).

Учитель: Понятно ли содержание думы? Сделайте краткий пересказ.

Учитель: Определим тему и идею произведения. ( здесь можно вспомнить эти понятия) В тетради и на доске.

Тема: Подвиг человека во имя Родины.

Идея: Призыв к беззаветному служению отечеству. Преданность русского человека своему государству, родине.

Учитель: Тема и идея раскрывается через образ главного героя. Как ведет себя Иван Сусанин с врагами? (анализ отрывка)

Давно уж за полночь! Сном крепким объяты,

Лежат беззаботно по лавкам сарматы.

Все в дымной избушке вкушают покой;

Один, настороже, Сусанин седой

Вполголоса молит в углу у иконы

Царю молодому святой обороны

Работа со словарем – вкушают, настороже, сарматы.

Учитель: Ребята, как называется такая лексика? (Устаревшая).

Учитель: Зачем она нужна? (Максимально приблизиться к эпохе).

Учитель: Почему оборона у Рылеева «святая»? (Защиты просит у бога на благо родины).

Учитель: Найдите строки, подтверждающие, что все Сусанин делает во имя Родины.

Текст.

Любовь к отчизне и вере горя.

* * *

Я гибну за русское племя!

* * *

«Злодей! – закричали враги, закипев. –

Умрешь под мечами» –

«Не страшен ваш гнев…

умру за царя и за Русь».

Учитель: Что значит за «правое дело»? (необходимое, нужное)

Учитель: Скажите, один ли Сусанин на русской земле готов пожертвовать жизнью? (нет)

Подтвердите словами из текста.

Текст.

Предателя, мнили , во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

Работа со словарем – мнили.

Учитель: Можно ли назвать Сусанина патриотом своей страны? Давайте вспомним, кто такой патриот.

На доске.( вешаю табличку)

ПАТРИОТ –

ЛЮБИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА,

РЕВНИТЕЛЬ О БЛАГЕ ЕГО.

Учитель: Итак, исходя из того, что мы сказали, запишем основные черты характера и поведения Ивана Сусанина.

В тетради и на доске.

Тема …

Идея…

Черты героя: мужественен, бесстрашен, патриот: любит свою родину, не может стать предателем.

Учитель: Готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали рассказ Б. Полевого «Последний день Ивана Кузьмина». Кому из героев произведения мы можем дать такую же характеристику, как и Ивану Сусанину? (Матвею Кузьмину)

Учитель: Сделайте краткий пересказ текста.

Учитель: Найдите в тексте слова, подтверждающее бесстрашие, мужество главного героя.

Текст. ( Работа по тексту)

Матвей Кузьмин стоял на холмике с обнаженной головой… Он злорадно следил, как, будто стадо овец, метались по опушке чужие солдаты.

усмехнулся в лицо издевательски бесстрашно:

— Хотел купить… .

— Сынки! Не жалей Матвея, секи их, с лица, … .

Учитель: Какова тема и идя этого рассказа?

Учитель: Мало того, что тема и идея схожи, оба произведения написаны на основе реально происходивших событий.

Сообщение заранее подготовленного ученика о прототипе Матвей Кузьмина.

Учитель: Почему же писатели разных веков обращаются к одной и той же теме, идее, берут за основу похожие ситуации? (вечная тема)

Учитель: Современны ли сегодня вопросы, поднятые в произведениях?

Учитель: Посмотрите на иллюстрации. Какие эпизоды из произведений изображены.

  1. Итоги урока. Домашнее задание.

Учитель: Возвратимся к началу урока. Посмотрите на тему, записанную на доске. Каков же образ национального героя в изученных произведениях? Используя материал, полученный на уроке, вам необходимо будет выполнить домашнее задание: написать отзыв об одном из прочитанных произведений.

Список использованной литературы.

  1. Турьянская Б.И. , Комиссаров Е.В. и др. Литература 8 класс. Урок за уроком. – М.: ООО «Торгово – издательский дом «Русское слово – РС», 2001

  2. Золотарева И.В., Крысова Т.А. – Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2004

  3. Читаем, думем, спорим…: Кн. Для самост. работы учащихся по литературе: 8 калсс/ Авт – сосот. Г.И.Беленький. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995

  4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.:ООО «А ТЕМП», 2007

  5. Рылеев К.Ф. Думы. – М.: Просвещение, 1995

  6. Полевой Б. Один день Матвея Кузьмина. – М.: Просвещение, 1996

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here