Кошевая Ирина Алексеевна
МКОУ Нерастанновская СОШ
учитель начальных классов
Обучение вдумчивому чтению
(На примере анализа сказки Г.Х.Андерсена «Чайник»)
4 класс
Задачи: помочь ребенку видеть в тексте автора: «вычитать его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность»
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
-
Актуализация знаний.
— на доске прикреплен портрет Г.Х.Андерсена
— чей портрет вы видите?
— сформулируйте тему нашего урока
— что не хватает нам на уроке внеклассного чтения? (выставки)
— мы создадим выставку по следующим признакам:
— на первой полке – одно произведение автора
— на второй полке – сборник произведений автора
— на третьей полке – сборники разных авторов, в которые включены произведения Г.Х.Андерсена
— произведения этого автора вам очень нравятся и вы с удовольствием их читаете
— А что вы хотите получить из сегодняшнего урока?
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА
-
Встреча со знакомыми персонажами.
-
Знакомство с новым произведением автора.
— Давайте работать по нашему плану.
На доске прикреплены рисунки детей.
— Вспомним персонажей (знакомых героев сказок Андерсена)
— Где вы встречались с этими героями, расскажите небольшой эпизод.
— Какие чувства вызвали у вас эти персонажи?
— Какой же жанр использовал Андерсен? (сказки)
— Сегодня мы познакомимся с новым произведением Г.Х.Андерсена
3. Работа с новой сказкой
-У вас на столе лежат листочки
— Прочтите название текста («Чайник»)
— Как вы думаете, о чем мы будем читать? Предположите.
4. Диалог с автором.
— Почему чайник был доволен собой?
-Как отвечает автор?
-Почему он любил говорить о разбитой крышке?
— Какие есть преимущества?
— Почему чайник считал себя королем всего чайного стола?
— Почему чайник считал, что ему был нанесен тяжелый удар?
— Включите воображение и представьте, какая новая жизнь началась для чайника?
— А что сделали с чайником?
— Ваше первое впечатление.
— Что это по жанру?
— Захотелось еще перечитать?
5. Повторное чтение.
— Какие этапы были в жизни чайника? (взлеты и падения)
— Бывает так в жизни?
— Обратимся к первому этапу жизни чайника – возьмите фломастеры и отметьте слова, характеризующие чайник на первом этапе.
— Какой чайник был в самом начале? Что значит изящная ручка? Фарфоровый чайник – это какой?
-Какой характер у него был в начале?(хвастливый, самолюбивый)
— Чем он хвастался? Как он об этом говорил? Как это не уставая? Что значит преимущество?
-Это хорошая черта? Какой у него был недостаток?
— Чайник был один? Как их назвать вместе? Они должны быть одной командой, а они сплетничают. Почему они все говорят о чайнике?
РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ
— Представьте чайник (закройте глаза)
— Прочитайте так как вы себе представили чайник?
— Кто нам рассказал о чайнике? (рассказчик, автор) Какой прием использовал автор? (одицетворение)
АНАЛИЗ ВТОРОЙ ЧАСТИ
— Кто сейчас говорит о чайнике? (сам чайник)
— Отметьте слова, характеризующие чайник.
— Какие слова говорит чайник? Как называется этот прием в литературе? (эпитет) Как это характеризует чайник?
— Каких знаков препинания много? !!! Для чего автор это делает?
— Какая неприятность ждала чайника в дальнейшем?
— Как автор называл пору до того, как разбилась ручка? (беспечальная пора)
— А как теперь автор называет чайник? А что такое бедолага?
— Вводя в текст такие слова, мы можем почувствовать отношение автора к чайнику?
— Что происходило в душе у чайника? Возьмите красный фломастер и подчеркните слова, которые показываеют как чайник выплескивает свои чувства.
А кто возрождает к жизни чайника? (луковица)
Понимает ли он свое поведение?
Что ожидает цветок в конце сказки? Прочитай этот момент выразительно.
-Подчеркните красным цветом мысль, которую Андерсен пытается подсказать ( у человека недолжны опускаться руки, когда происходят неприятности)
— Чему учит сказка? (Оптимизму)
6.Составление рассказа о писателе.
7. Итог урока.