ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Таминдарова Л.М.
Учитель начальных классов, МБОУ «СОКШ №4» г.Нефтеюганска Тюменской области
Тема: П.П.Бажов «Серебряное копытце»
Класс: 4
УМК: «Школа России».
Автор программы: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова.
Авторы учебника: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
Тип урока: Данный урок – урок открытия новых знаний. Для достижения цели используется технология деятельностного метода обучения, особенность которого заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» литературоведческие понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершение подводит итог, давая точную формулировку этих понятий. Используется технология развития критического мышления (этапы урока, приемы)
Цель: познакомиться с новым литературным жанром «сказ»
Задачи:
-
Образовательные:
— выявить разницу между понятиями «сказ», «рассказ», «сказка»,
2. Развивающие:,
— формировать читательскую самостоятельность учащихся ,
-
Воспитательные:
— воспитывать умение работать дружно, согласованно, воспитание взаимопонимания, взаимовыручки.
Используемые методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, эвристический; технология РКМ (сравнительная таблица, синквейн)
Формы работы: фронтальная, коллективная, самостоятельная, групповая.
Оборудование: карточки, проектор, презентация, учебник «Родная речь. 4 класс
Ход урока.
Вызов
— Начинаем урок литературного чтения
— Ребята, скажите, от чего будет зависеть качество выполняемой работы на уроке?.
— Я вам желаю сегодня на уроке:
Читать – вдумчиво;
Писать – грамотно;
Слушать – внимательно;
Говорить – внятно, доступно.
— Сегодня вы работаете в группах, значит, что вы еще должны помнить?
Каждый может высказать свою версию решения,
Один говорит, а остальные слушают,
Каждая версия обсуждается в группе,
В группе согласуется общее решение,
Представитель группы защищает согласованное решение перед классом.
— Сегодня, когда я поднималась по лестнице в класс, я услышала разговор двух мальчиков. Один из них сказал, что ему очень понравился рассказ П.П.Бажова «Серебряное копытце». Другой заспорил:
«Это не рассказ, а сказка!» Как вы думаете, кто из них прав?
—Ученики отвечают:
Я думаю, что прав …
— С каким произведением будем работаем уже не первый урок?
— Почему у детей возник спор? (потому что похоже на сказку и на рассказ)
— Исходя из этого сформулируйте цель урока? (к какому жанру относится произведение)
— Как мы это будем выяснять? (план работы)
2. Осмысление.
—Для дальнейшей работы нам необходимо вспомнить содержание нашего произведения. Перед вами лежат карточки, посмотрите и сформулируйте задание к данной работе. (нужно восстановить текст)
Так и стали жить вместе, дед ————-,————— Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили- —————-, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на ——————уходил, Дарёнка в избе —————,похлёбку да ——- варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила — мышей ————. К вечеру соберутся, и————- им.
— Проверяем. Прочитайте, что у вас получилось? Согласны ли остальные группы?
— А теперь сравните с отрывком из произведения.
— Итак, характерные признаки рассказа, сказки мы будем с вами выявлять с помощью плана исследования, который вы видите на экране.
1. Место действия ( нет определенного места, есть определенное место)
2. Рассказчик (есть, нет, участник события, сказочник)
3. Герои (живущие в реальной жизни, вымышленные, волшебные)
4. События (реальные, вымысел)
5. волшебство (есть, нет)
6. Повторы, цифра «3»
— А теперь слушайте задание: 1 группа исследует литературный жанр сказку (по сказке «Красная Шапочка», 2 группа – рассказ (Денискины рассказы) и 3 группа исследует по произведению «Серебряное копытце».
У вас на парте лежит план исследования. В скобках даны варианты ответов. Выбираете нужный вариант ответа и заполняете сравнительную таблицу.
сказка | рассказ |
| |
Где происходят события? | Место неопределенное | Есть определенное место | Есть определенное место |
рассказчик | сказочник | Есть, участник события | Есть, участник события |
герои | Волшебные, вымышленные | Живущие в реальной жизни | Живущие в реальной жизни, волшебные |
события | вымысел | Реальные события | Реальные события,вымысел |
волшебство | есть | нет | есть |
повторы | есть | нет | есть |
— Итак, 1 группа выступает, 2 группа, 3 группа.
— серебряное копытце это рассказ? Сказка? Тогда что?
— Давайте вернемся к нашему плану работы. Мы все сделали с вами?
урока ответили?
-Попробуйте в группах дать определение новому литературному жанру. У вас лежат на партах карточки-помощники, ваша задача вставить подходящие по смыслу слова из нашей сравнительной таблицы.
Вывод: это жанр, который описывает реальные события, как в рассказе, но имеет элемент вымысла, таинственности, волшебства, как в сказке.
— Посмотрите на экран, если это новый жанр, то как он называется?
рассказ + сказка = ?
— Что общего в этих словах?
Это сказ. А теперь посмотрим по словарю, что такое сказ.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, сочетающий точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора.
— А сейчас я хочу проверить, как вы поняли главную особенность сказа как жанра.
— Где происходят события?
— Вы отметили, что герои и реальные и волшебные, докажите.
— А почему вы думаете, что козел волшебный? А может быть он самый обыкновенный? Докажите.
— Прочитайте описание из текста.
— То что серебряное копытце на ножке – ну и что. А может быть ему копытце кто-нибудь подковал? Кто же меня убедит, что козленок — волшебный? (чтение отрывка «Тут прыгнул…)
— А теперь посмотрите на эти изображения? Кого описывает автор – козлика или оленя. Прочитайте и докажите, что это был олень а не козлик?
— Видимо на Урале их называют козлами.
— А кошка – сказочный персонаж или она обыкновенная? Докажите словами из текста (вдруг Муренка скок туда же…)
— О каких реальных событиях рассказывает нам писатель с помощью сказочных персонажей? О каких драгоценных камнях говорит?
+ Автор поясняет появление камней хризолитов. Павел Петрович своими сказами открыл миру уральские легенды. В его сказах – жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков и камнерезов.
— Еще вы отметили, что в сказе встречаются повторы. Назовите их.
— А как вы думаете, для чего П.Бажов создавал такие произведения, в которых с реальными событиями происходят волшебные превращения?
— Автор так долго жил среди простых людей, занятых тяжелым посильным трудом, что создавая свои чудесные произведения, он мечтал о том, чтобы в их жизни появилась хотя бы маленькая искорка надежды на чудо.
-
Рефлексия.
— Мы добились цели урока?
— Какие знания вы приобрели? Оценивание.
Синквейн