Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Давликеевская основная общеобразовательная школа»

Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Конспект урока по литературе

в 9 классе

Особенности и сходство образов М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в сравнении с романом татарской литературы З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича».

подготовила

учитель русского языка и литературы

Баева Гульнара Исламовна

с. Давликеево

2012

Тема:

Особенности и сходство образов М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в сравнении с романом татарской литературы З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича».

Цель:

разрешение проблемной ситуации посредством организации мыслительной деятельности учащихся; помочь учащимся понять причины двойственности натуры Печорина в сравнении с Муса Салиховым; формировать умение анализировать произведение в «диалогах культур»; развивать коммуникативную культуру обучающихся.

Задачи:

Образовательная:

  • создать целостную картину произведения как миропонимания;

  • развить умение работать с текстом художественного произведения в сравнении с другим произведением родного языка.

Развивающая:

  • развитие умения аргументировать и доказывать свою точку зрения, слышать и уважать мнение оппонента;

  • формировать у учащихся навыки самостоятельного анализа и синтеза изучаемого материала;

  • умение строить переход от знания отдельных фактов к их обобщению, от раскрытия их сущности — к причинно-следственным связям;

  • выработка личностного отношения к изучаемому произведению;

  • развитие устной и письменной монологической (диалогической) речи.

Воспитательная:

  • развитие культуры ведения дискуссии;

  • способствовать психологическому погружению учащихся в текст литературного произведения;

  • воспитание нравственных качеств личности.

Оборудование:

  • Роман М.Ю.Лермонтова » Герой нашего времени», роман З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича».

  • Толковый словарь

  • Рабочие тетради

  • Портреты писателей: М.Ю.Лермонтова и З.Бигиева.

  • Фотовыставка

Методы и приемы:

  • Мотивация к устному высказыванию.

  • Групповая работа.

  • Проверка знаний и умений учащихся.

Приемы умственной деятельности учащихся:

  • анализ текста литературного произведения;

  • создание проблемной ситуации;

  • работа с противоречием;

  • построение причинно-следственных связей;

  • обобщение причин;

  • выявление значения событий;

  • обоснование своих выводов фактами;

Ход урока

Мероприятие

Задание

1.

Вступительное слово учителя:

Ученики, мы с вами в ходе уроков познакомились с произведением М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Чтобы понять и открыть сущность характера Печорина предлагаю вам вспомнить из татарской литературы роман З.Бигиева «Тысячи, или красавица Хадича».

Попробуем через сравнение героев открыть Печорина, как социально-психологический образ. Предлагаю провести параллели между двумя произведениями для раскрытия причины смерти Бэлы и Зулейхи.

Кто является вспомогательным героем в обоих произведениях, какова их роль?

Давайте вместе вспомним основные моменты жизни каждого главного героя в обоих произведениях.

(Беседа с учащимися по отдельным эпизодам произведения)

Запись на доске

1. Печорин и Муса Салихов, как социально-психологические образы.

2. Причина смерти Бэлы и Зулейхи.

3. Казбич, Грушницкий и Габденнасыйр, как вспомогательные образы в раскрытии духовного мира главных героев.

Работа над текстом

Анализ отдельных эпизодов из текста

2.

Вопрос:

Каковы итоги всех встреч других персонажей с Печориным?

Что в основе характера Печорина: «злой нрав» или «глубокая, постоянная грусть»?

Осуждение или сочувствие вызывают поступки Печорина?

Что или кто виноват в трагедии Печорина — общество, обстоятельства или он сам?

В чем заключается сходства образов Печорина и Муса Салихова ?

Найдите в тексте описание портрета Печорина и Муса Салихова, сравните оба портрета.

Все: смерть Бэлы, разрушена чеченская семья; одиночество слепого мальчика, старуха, оставленная умирать; разочарование, тяжелый осадок в душе М.М.; разочарование княжны, нервный срыв; сломана жизнь любимой женщины (Веры); убит Грушницкий.

Рассуждения учащихся

Печорин и Муса Салихов в произведениях раскрываются, как безжалостные эгоисты, по вине которых погибают женщины.

У обоих героев одинаковые духовные ценности, психологические портреты.

Работа над текстом.

3.

Вывод:

Получается, что Печорин — герой, сотканный лишь из недостатков и пороков общества, испорченный, безнравственный человек, который играет жизнями других людей?

А ведь в ходе анализа произведения мы не всегда так считали: ведь некоторые пытались оправдать его поступки, давайте вспомним их аргументы:

Мы «оправдали» его отношение к М.М:(не друг)

Поняли его отношения с женщинами (ситуация: мужчина-завоеватель).

Поняли его желание подчинять себе других, более слабых людей.

4.

Вопрос:

Раскрылась ли перед нами сущность характера Печорина?

Что поможет?

Ответ:

Композиция

Особенности композиции.

Ответы учащихся

5.

Слово учителя:

Раскройте причины смерти Бэлы и Зулейхи.

— Равнодушие и эгоизм, целеустремленность Печорина, Мусы Салихова.

— Любовь Бэлы и Зулейхи.

— У Печорина возникает азарт завоевания женщины, а у Мусы Салихова азарт к деньгам.

6.

Давайте попытаемся раскрыть образы Казбича, Грушницкого и Габденнасыйра, как вспомогательные образы в раскрытии духовного мира главных героев.

Дается сравнительная характеристика героям.

7.

Вспомните, слова » назначение», » предопределение», » судьба» встречались в тексте много раз, причем звучали они из уст героя. Как сам Печорин характеризует свою жизнь, свои поступки?

Распечатанные выдержки текста

8.

Ответим на этот вопрос:

«Что решает участь человека: его воля или судьба, предопределение?»

Как бы вы ответили на этот вопрос?

Деление учащихся на группы

Работа в группах

9.

 Обоснуйте свою точку зрения, вспомните свой жизненный опыт, приведите факты

Работа в группах:

1. (за судьбу) Смирение, покорность, привязанность, забота о других, жизнь в настоящем, вижу других, чувства, нравственность, мораль, правила.

2.(все решает человек) Уверенность в себе, характер, сила, целеустремленность

будущее, лично для себя, сила, эгоизм, индивидуализм, расчет.

10

Пленарная часть с фиксацией на доске.

Выступление учащихся

Высказывание аргументов

11.

Вопрос:

И так, обобщим сходства героев, поднятые проблемы в обоих произведениях.

Ответы учащихся.

12.

Вывод:

Печорин – герой эпохи, портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

13.

Домашнее задание:

Написать сочинение по теме «Психологический портрет» Печорина»

 

Список использованной литературы

1. Бигиев З. «Тысячи, или Красавица Хадича» — К.: «Тат. книг. изд.», 2009.

2.Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени»- М.: «Дрофа»,1997.

3.Русская литература в 9 классе татарской школы — К.: «Магариф», 2009

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here