— 1 —

Открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Чудо – театр» в 5»Б» классе 30 октября 2014 года.

Учитель высшей категории МБОУ «Сельцовская СОШ»

Соколова Валентина Ивановна

Развивающие задачи:

Развивать умение передавать в инсценировке простые по содержанию диалоги сказочных персонажей; регулировать тембр и силу голоса; отрабатывать интонационную выразительность речи; развивать речевую активность;

развивать навыки актерского мастерства, как искусства; уверенность в себе,

выражение личного отношения к прочитанному в процессе чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения).

Развивать умение устно рецензировать выразительное чтение одноклассников, чтение актёров.

Воспитательные задачи:

Отрабатывать навыки поведения во время проведения открытых мероприятий;

воспитывать дружеские взаимоотношения;

прививать интерес к народному творчеству;

воспитывать художественный вкус;

культуру подачи образа;

формировать интерес к театральному творчеству и его деятельности.

Ход мероприятия.

Учитель: Дорогие ребята, гости, родители, сегодня мы проводим открытое мероприятие по внеурочной деятельности «Чудо – театр». И сегодня мы покажем некоторые приёмы, упражнения и задания, которые способствуют развитию речи детей, развитию мыслительной деятельности, развитию творческой фантазии. На таких театральных уроках дети приобретают необходимые навыки для существования в мире людей (коммуникативность, активность, смелость, альтруистичность, гуманизм и многие другие навыки со знаком «+»); на таких уроках дети проявляют свои творческие возможности: они выступают и в роли актёров, и в роли режиссёров, и в роли экспертов, и в роли слушателей. И самое главное, что все эти навыки просто необходимы будут в жизни.

Весь класс поделён по желанию ребят на 4 команды, в каждой – свой капитан-режиссёр, которого все члены команды выбирали сами и поэтому должны слушаться, участниками нашей литературной игры будут родители и учителя, поэтому прошу капитанов пригласить в свои команды наших гостей.

— 2 —

Итак, начинаем. Первый проблемный вопрос: Что такое дикция и нужна ли она нам? (Дикция – произношение; бывает плохая и хорошая. Очень нужна хорошая, чтобы все понимали друг друга, особенно хорошая дикция нужна дикторам, артистам, докладчикам, учителям)

  1. Поработаем над дикцией:

  1. Вёз корабль карамель, наступил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.

А) Показать, какие вкусные конфетки.

Б) Показать голосом, как карамельки надоели за три недели.

2) От топота копыт пыль по полю летит.
1. Любуемся тем, как красиво скачет конница: «Мне нравится, как мчится конница».
2. Выражаем недовольство: «Фу, как напылили»

Учитель: Давайте вспомним скороговорки, которые знаем и проговорим их в командах:

  1. Ложечка моя желобовыгибистая.

  2. Ткёт ткач ткани на платок Тане.

  3. Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке – рак, сунул Грека руку в реку – рак за руку Греку цап!

  1. Поработаем над дыханием:

«Задуйте свечу».  «Обрызгайте белье водой».   «После грозы». «На берегу моря»

  1. Работаем над голосом.

Каждый член команды произносит по выбору одну и ту же фразу или знакомый отрывок из стихотворения, например, у лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том:

  1. голосом маленького ребёнка,

  2. голосом доброй бабушки,

  3. голосом бабы – яги,

4. скрипучим голосом старушки

Учитель: Ребята, а вы знаете, что такое интонирование? (интонировать – произносить с какой-либо интонацией, с помощью интонации мы можем выразить своё отношение к предмету речи, выделить нужные слова…)

— 3 —

Задание: Любую строчку из изучаемого произведения произнести с радостной, печальной, ласковой, гневной, шутливой и серьёзной, насмешливой, одобрительной интонацией. (Можно взять те же строчки: У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…)

Учитель: Умеем ли мы говорить друг другу комплименты и что такое комплименты? (Это приятные слова, похвала. Например, тебе говорят, как ты прекрасно выглядишь, как ты прекрасно поступил, как хорошо сказал, подумал..)

— Для чего говорят комплименты? (Чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё отношение, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова)

— А как принято отвечать на комплименты? (Можно просто сказать спасибо. Но часто при этом ещё что-то говорят, например: Я рад, что ты это заметил. Мне было очень приятно это услышать. От твоих слов у меня поднялось настроение. А иногда на комплимент отвечают ответным комплиментом: Спасибо. Ты тоже сегодня прекрасно выглядишь.)

Разыграйте следующие ситуации:

1-я и 2-я команды: ваша мама расстроена тем, что вы получили за контрольную «тройку». Вы делаете ей комплимент, который поднял бы её настроение.

3-я и 4-я команды: Вам сделал комплимент ваш одноклассник, что вы скажете в ответ?

Учитель: Комплимент комплименту – рознь. Подумайте, ребята, чем друг от друга отличаются по значению слова: лестный – льстивый; лестные слова – льстивые слова?

(Льстивые слова, лесть… Это похвальные слова, но человек их говорит из какой-то выгоды, из корысти. Он не просто хвалит, а угодливо восхваляет кого-то. Лестные слова – это приятные и правдивые слова. Это и есть комплимент. А лесть – совсем другое. Не зря говорят: «В очи льстив, а за очи лжив»)

— А сейчас каждая команда инсценирует свою басню без предварительной подготовки. Правду ли говорят герои друг другу, вы должны это постараться показать голосом, интонацией и жестами.

— 4 —

1-я команда (Лега Кирилл) – басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица»

2-я команда (Вика Мартынова) – басня И.А.Крылова «Кукушка и Петух»

3-я– (Тюпкина Арина) – народная сказка «Лиса и Тетерев»

4-я (Андрей Денисов) — Сказка К.Д.Ушинского «Лиса и Петух»

Сказка К.Д.Ушинского «Лиса и Петух»

Ведущий: Утром, только что заря стала заниматься, петух и закричал: «Ку-ка-ре-ку!» Услыхала петуха лиса: захотелось ей петушьим мясом полакомиться. Вот она подошла к дереву и стала петуха расхваливать.

Лиса: Вот петух так петух! Такой птицы я никогда не видывала: и пёрышки-то какие красивые, и гребень-то какой красивый, и голос-то какой звонкий! Слети ко мне, красавчик.

Петух: А за каким делом?

Лиса: Пойдём ко мне в гости: у меня сегодня новоселье, и про тебя много горошку припасено.

Петух: Хорошо, только мне одному идти никак нельзя: со мной товарищ.

Лиса (про себя): Вот какое счастье привалило. Вместо одного петуха будет два. (Вслух петуху): Где же твой товарищ? Я и его в гости позову.

Петух: Там, в дупле ночует.

Ведущий: Лиса кинулась в дупло, а собака её за морду цап!

Учитель: Все молодцы! Очень хорошо показали разницу между лестью, угодничеством и настоящими комплиментами. А сейчас будет задание посложнее. Каждая команда получила текст русской народной сказки «Добрый поп».

Как вы думаете, с какой целью я дала вам текст этой сказки? (Чтобы прочитать выразительно и понять, какие человеческие пороки высмеиваются в сказке, сказка помогает ответить на важнейшие вопросы, учит человека быть добрым, бороться со злом)

Правильно, «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — так говорил А.С.Пушкин

— 5 —

1-е задание: выразительное чтение по ролям данной сказки ;

2-е задание: ответить на вопрос, какой человеческий недостаток высмеивается в этой сказке? (жадность)

3-е задание: сочинить синквейн (1-я и 3-я команды – Поп; 2-я и 3-я- Работник)

Примерные синквейны:

  1. Поп

  2. расчётливый, жадный

  3. нанимает, угощает, пытается обмануть

  4. справедливо наказан за жадность

  5. хитрец

  1. работник

  2. трудолюбивый, мудрый

  3. плотно ест, отказывается работать, идёт спать

  4. наказывает попа за жадность

  5. мудрец

Учитель: Прочитайте концовку сказки и скажите, что утверждает её народная мудрость. («С тех пор перестал поп угощать работника за раз завтраком, обедом и ужином» В сказке торжествует справедливость: поп наказан за жадность, и это послужило ему уроком). Ребята, вы абсолютно правильно поняли главную мысль сказки, вы поняли характеры героев, их поступки; без глубокого понимания произведения невозможно это произведение поставить на сцене и правильно передать характеры героев. А сейчас мы покажем домашнее задание: постановка на сцене 2-х русских народных сказок. Жюри – это все мы, после выступления все должны высказать своё мнение.

  1. Русская народная сказка «Кому горшок мыть?»

  2. Русская народная сказка «Как Иван — крестьянский сын барыню да барина провёл»

Рефлексия: подведение итогов. Дети самостоятельно оценивают работу своей команды и работу своих товарищей

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here