Конспект урока литературы в 6 классе
«Мой первый друг, мой друг бесценный…»
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «И. И. Пущину»
Цели урока
Образовательная: обучение сравнительному анализу произведений словесного искусства.
Развивающая: развитие у учащихся аналитического мышления;
развитие познавательного интереса к произведениям художественной литературы;
расширение читательской эрудиции учеников;
Воспитательная: воспитание уважительного отношения к культурному наследию своей страны, к отдельным её представлениям.
Оборудование: Портреты Пушкина, Пущина.
Место урока в учебном процессе: урок изучения лирики Пушкина в 6 классе
Тип урока: изучение нового материала.
Межпредметные связи: литература и русский язык.
Структура урока
-
Организационный момент
-
Изучение нового материала.
2.1. Вступительное слово учителя. Сравнение двух изображений А. С. Пушкина.
2. 2. Выступления учащихся I группы по теме «Портрет Пушкина».
2.3. Выступления учащихся II группы по теме «Пушкин и его друзья».
2.4 Работа над стихотворением «И. И. Пущину».
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
Предварительная подготовка к уроку
1 группа: подготовить описание портретов Пушкина;
2 группа: подготовить рассказ о друзьях Пушкина
Ход урока
1.Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята!
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы, проводились в России во времена Пушкина, Тургенева, Толстого и Гоголя.
— От какого слова, по- вашему, произошло слово «словесность»? (Слово)
Вы правы «в Начале было Слово». Но вы правы отчасти, потому что между ними были ещё слова:
Словесность словесный словеса слово
-С помощью какой морфемы образовалось слово словеса?
С помощью суффикса –ЕС-
Можете назвать слова с этим суффиксом.
Небо + ЕС = небеса
Чудо + ЕС = чудеса
-Вот и произведения словесного искусства является своего рода маленьким чудом
Тайну создания одного чудесного стихотворения А.С.Пушкина мы попробуем раскрыть сегодня на уроке.
2. Изучение нового материала.
2.1. Вступительное слово учителя. Сравнение двух изображений А. С. Пушкина.
Мы продолжаем знакомство с жизнью и творчеством А. С. Пушкина в период учебы его в Царскосельском лицее.
Рассмотрим гравюры Е. И. Гейтмана «Пушкин-юноша» (1822) и В. А. Фаворского «Пушкин-лицеист» (1935).
– Что, по-вашему, особо выделяет каждый из художников? В каком из этих портретов больше сходства с поэтом той поры?
– Какая из этих гравюр ближе к автопортрету А. С. Пушкина, помещенному в хрестоматии?
– Составьте устный портрет А. С. Пушкина по произведениям художников и воспоминаниям современников. Обратите внимание на то, как в словесных описаниях и изобразительных портретах авторы передают то, что перед нами великий поэт.
2.2. Выступления учащихся I группы по теме «Портрет Пушкина».
Лев Сергеевич Пушкин, брат поэта:
«Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был мал (в нем было с небольшим 5 вершков, то есть примерно 165 см); но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно».
Иван Александрович Гончаров, писатель:
«С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского благовоспитанного человека. Лучше всего, по-моему, напоминает его гравюра Уткина с портрета Кипренского… У него было небольшое лицо и прекрасная, пропорциональная лицу голова, с негустыми кудрявыми волосами».
Михаил Владимирович Юзефович, приятель Льва Пушкина, археолог:
«Как теперь вижу его, живого, простого в обращении… очень подвижного… с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе, с белыми, блестящими зубами, о которых он очень заботился… Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как утверждают некоторые, а был вполне белокож с вьющимися волосами каштанового цвета… Черты лица у него были приятные, и общее выражение очень симпатичное… Его портрет, работы Кипренского, похож безукоризненно».
Вера Александровна Нащокина, жена П. В. Нащокина, друга А. С. Пушкина:
«Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности… Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна души и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала».
2.3. Выступления учащихся II группы по теме «Пушкин и его друзья».
Петр Андреевич Вяземский, друг поэта:
«Пушкин был вообще простодушен, уживчив и снисходителен… Натура Пушкина была более открыта к сочувствиям, нежели к отвращениям. В нем было более любви, нежели негодования».
Петр Александрович Плетнев, друг и издатель Пушкина:
«Пушкин был застенчив и более многих нежен в дружбе».
В одном из писем Плетнев приводит слова Пушкина: «Я хочу доказывать моим друзьям, что не только люблю их и верую в них, но признаю за долг и им, и себе, и посторонним показывать, что они для меня первые из порядочных людей…»
Николай Михайлович Смирнов, крупный чиновник, любитель искусства, приятель Пушкина:
«Кто был ближе к нему, кто пользовался его совершенным доверием, кому доступны были тайные струны его души, те уважали в Пушкине человека столько же, как и поэта, те открывали в нем ежедневно сокровища неистощимые и недоступные пониманию толпы так называемых его приятелей… Своих друзей он защищал с необыкновенным жаром; зато несколькими словами уничтожал тех, которых презирал…»
Готовя сообщения о друзьях Пушкина, учащиеся могут использовать стихотворения «19 октября 1825» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827» («Бог помочь вам, друзья мои…») и др.
2.4. Работа над стихотворением «И. И. Пущину».
1) Выступление учащегося на тему «Мой первый друг…» с использованием отрывка из книги И. И. Пущина «Записки о Пушкине» о посещении Михайловского.
«Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством…
Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропою; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим. Он забыл, что надобно прикрыть наготу, я не думал об заиндевевшей шубе и шапке. Было около 8 часов утра. Не знаю, что делалось. Прибежавшая старуха застала нас в объятиях друг друга в том самом виде, как мы попали в дом: один – почти голый, другой – весь забросанный снегом. Наконец пробила слеза (она и теперь, через 33 года, мешает писать в очках), мы очнулись. Совестно стало перед этой женщиной, впрочем, она все поняла. Не знаю, за кого приняла меня, только ничего не спрашивая, бросилась обнимать. Я тотчас догадался, что это добрая его няня, столько раз им воспетая, – чуть не задушил ее в объятиях.
Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами и проч. и проч. Во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги, всюду валялись обкусанные, обожженные кусочки перьев (он всегда, с самого Лицея, писал оглодками, которые едва можно было держать в пальцах)…
Наконец, помаленьку прибрались; подали нам кофе; мы уселись с трубками. Беседа пошла правильнее; многое надо было хронологически рассказать, о многом расспросить друг друга…
Он как дитя был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании; им не было конца в неумолкаемой нашей болтовне. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами.
Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня…
Я привез Пушкину в подарок «Горе от ума»; он был очень доволен этою тогда рукописною комедией, до того ему почти вовсе незнакомой. После обеда, за чашкой кофе, он начал читать ее вслух… Я с необыкновенным удовольствием слушал его выразительное и исполненное жизни чтение, довольный тем, что мне удалось доставить ему такое высокое наслаждение.
Потом он прочел мне кое-что свое…
Между тем время шло за полночь. Нам подали закусить; на прощанье хлопнула третья пробка. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякал у крыльца, на часах ударило три. Мы еще чокнулись стаканами, но грустно пилось: как будто чувствовалось, что в последний раз вместе пьем, и пьем на вечную разлуку. Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него; он остановился на крыльце, со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг». Ворота скрыпнули за мною.
Сцена переменилась.
Я осужден: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает мне листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было:
Мой первый друг, мой друг бесценный!..
Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнании».
2) Выразительное чтение учителем стихотворения
«И. И. Пущину».
Для Пушкина приезд друга к нему в ссылку – величайшее событие, отсюда и такие высокие задушевные слова: «Мой первый друг, мой друг бесценный!». Дружба выше всяких преград, она освещает жизнь, помогает принять ее трудности и преодолеть судьбу. А в Сибири голос друга дарует утешение теперь уже Пущину, луч «лицейских ясных дней» продолжает светить, ибо дружба сильнее тюремных замков и дальних расстояний.
В стихотворении раскрывается мир души поэта, мир интимный, поэтому при чтении стихотворения неуместна риторика; оно должно прозвучать задушевно, тепло, искренне.
3) Работа над выразительным чтением стихотворения «И. И. Пущину» учащимися.
– Какие факты биографии А. С. Пушкина и И. И. Пущина помогают понять стихотворение?
– Стихотворение начинается восклицательным предложением. Как надо произнести эту строку: торжественно или задушевно, грустно или радостно, мрачно или светло?
– Каким чувством проникнуты строки, где поэт вспоминает о встрече в Михайловском?
– Последние строки говорят о другой «встрече». Чем она похожа на первую? Чего желает другу поэт? Как надо произнести эти строки?
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание: стихотворение «И. И. Пущину» выучить наизусть.