Ход урока.
-
Оргмомент.
Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Спасибо, садитесь.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтоб всем снова захотелось,
На уроки к нам прийти!
— Скажите, а какой у нас урок сейчас? (литературное чтение).
— Что мы с вами делаем на уроках литературного чтения? (читаем, слушаем, работаем с текстом и иногда даже сами что-то сочиняем).
— Правильно! И сегодня на уроке мы тоже будем учиться работать с текстом, отвечать на вопросы, а также определим кто из вас самый лучший слушатель, самый лучший читатель и писатель.
II. Актуализация знаний.
— Посмотрите на выставку книг.
— Скажите, какого жанра представленные на ней произведения? (сказки)
— Вы любите сказки?
— Действительно, именно со сказками вы знакомы с раннего детства.
— А чьи книги представлены на нашей выставке, поднимите руки?
— Кто расскажет о своей книге? (ответы детей)
— Итак, вы сегодня принесли книги сказок. Как вы думаете, почему именно сказки я попросила вас принести?
— Кто догадался, чему будет посвящён наш урок? (сказкам)
На слайде надпись «сказки»
— Кто знает, какие бывают сказки? (ответы детей)
— Сказки можно разделить на две группы: народные и авторские (слайд)
— Какие сказки называются народные?
— Приведите примеры народных сказок.
— Какие сказки называются авторскими? (ответы детей)
— Те сказки, о которых вы нам сегодня рассказали, они авторские или народные? (авторские)
— Совершенно верно! Эти сказки авторские, а кто их написал? ( Пушкин)
На слайде портрет Пушкина
— Какие вы молодцы, вы сами определили тему урока. Назовите её. (сказки Пушкина)
— Мы будем работать с текстами какого автора? (Пушкина)
-Хорошо мы знаем автора?
— Откройте учебник на стр. 92 и прочитайте сведения об авторе.
— Достаточно ли информации? (нет)
— Вы можете ещё что-нибудь рассказать о Пушкине?
Ответы детей.
Чтение учителем основных сведений о Пушкине.(приложение 1)
— Давайте проверим, кто из вас самый внимательный слушатель?
— Перед вами на партах листы (приложение 2), найдите задание 1 и ответьте на вопросы. Если вы согласны, то ставите +, если не согласны, ставите –
( ответы на вопросы)
Проверка задания детьми (ответы на слайде).
— Оцените себя при помощи светофора.
— А теперь мы с вами определим кто самый внимательный читатель.
— Я читаю вам отрывок из сказки, а вы следите за текстом. Азбука стр.93.
— Кто герои произведения?
— О ком спрашивал жених?
Самостоятельное чтение с. 93
— Скажите, все слова вам были понятны?
Как мы можем узнать значение слов, которые нам не понятны? При помощи словаря.
Лексическая работа, слова на слайдах.
С мольбой погнался – с просьбой
позолоченный рожок – в виде полукруга
Светлоокий – тот, у кого светлые глаза
Обычай – традиция
Дева красная – устойчивое выражение (эпитет), часто используется в сказках.
На стороже я стою
Только в очередь мою. Как понимаете?
— Нам ведь нужно установить, кто самый внимательный читатель. Для этого выполним следующее задание. 2 минутки ещё раз на чтение и после этого прочитаем текст по-цепочке. Кто хорошо и без ошибок прочитает, тот и самый лучший читатель.
— цепочкой (вслух)
— На листах под текстом в задании 2 оцените свою работу при помощи светофора.
-Как жених величает месяц?
—Что вы скажите об их культуре общения? ( вежливы, уважительны)
— Нам осталось определить кто из вас самый лучший писатель.
Творческая работа.
— Обратите внимание, что сказки Пушкина написаны стихами.
— Как вы думаете, трудно ли сочинять стихи?
— Для того чтобы сочинять стихи, нужно уметь подбирать рифму.
Рифма — это созвучие концов стихотворных строк. (разобрать рифму на экране)
Давайте поиграем в игру «Найди рифму». Задание 3. Задания у вас разные, кому-то нужно найти рифму в стихотворении, а кому-то подобрать рифму из предложенных слов.
Итог.
— С творчеством какого поэта знакомились?
— Что о себе узнали?
— Какие задания больше всего понравилось выполнять?
— Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Закрасьте кружок нужным цветом. Поднимите руку те, кто сегодня лучшие слушатели. Поднимите руку те, кто сегодня лучшие читатели. Поднимите руку лучшие писатели.
Приложение 1
А.С.Пушкин – один из самых любимых писателей в нашей стране.
Родился он в 1799 году в Москве. «Пушкин вошел в жизнь празднично».В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки Императора Павла I.
Детей в семье Пушкиных было трое.
Мать, Надежда Осиповна Пушкина прекрасно владела французским языком.
В семье поэта часто говорили на французском языке. Писать по- русски Сашу научила его бабушка Ганнибал Мария Алексеевна.
Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким.
В детстве воспитанием Александра Сергеевича занималась няня Арина Родионовна. Дядька Никита и няня рассказывали мальчику очень много сказок, Он слушал их и запоминал. А позже стал писать и сам. Особенности сказок в том, что они написаны в стихах .
Приложение 2
-
Какой я слушатель?
2. | 3. | 4. | |
|
|
|
|
-
Какой я читатель?
Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». – «Братец мой,-
Отвечает месяц ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». –«Как обидно!»
-
Какой я писатель?
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…»
-
Какой я слушатель?
2. | 3. | 4. | |
|
|
|
|
-
Какой я читатель?
Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
«Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей». – «Братец мой,-
Отвечает месяц ясный,-
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала». –«Как обидно!»
-
Какой я писатель?
«Ветер, ветер! Ты ……….,
Ты гоняешь стаи …………,
Ты волнуешь сине ……….,
Всюду веешь на …………………»
Слова для справок: туч, просторе, могуч, море.