по программе «Перспективная начальная школа»
2012-2013 уч. год
Учитель Сергеева М.К.
Тема урока: Законы докучной сказки «Сказка про сороку и рака»
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования знаний об особенностях сказки (повторы), сюжетно-композиционными особенностями жанра докучной сказки; способствовать развитию артикуляционного аппарата, памяти.
Предметные цели урока: ознакомление с особенностями (законами) докучной сказки; развитие умения составлять самостоятельно докучную сказку.
Метапредметные цели урока:
1) Регулятивные: развитие навыка целеполагания; развитие навыка взаимоконтроля; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; формирование умения выполнять самооценку своей работы на уроке.
2) Познавательные: развитие навыка анализа (работа со схемами); формирование умения постановки и формулирования проблемы; развитие навыка осознанно и произвольно строить речевые высказывания; формирование навыка знаково-символического моделирования; развитие навыка переработки полученной информации: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
3) Коммуникативные: развитие навыка планирования учебного сотрудничества с одноклассниками (при работе в парах); развитие навыка внимательно слушать и понимать речь других.
Личностные цели урока: формировать навык оценки поведения как своего, так и товарища; формировать навык корректной и справедливой критики в адрес партнёра по работе на уроке.
Образовательные ресурсы:
-
Интерактивная доска;
-
Магнитно-маркерная доска;
-
Учебник «Литературное чтение» 1 класс, Н.А. Чуракова;
-
Тетрадь для самостоятельной работы «Литературное чтение» О.В. Малаховская;
-
Портреты с изображением Миши и Маши;
-
Демонстрационный материал: изображения в печатном виде, солнышка, капусты, арбуза, зонта, котенка, аиста, карточки с буквами: «С», «К», «А», «З», «К», «А»; карточки со словами: «сказка», «докучать», «скучать», «надоедать», «тосковать», «приставать»; изображения в электронном виде: «сорока», «рак», «репейник», «белочка», «дятел», «пчела», «медведь»;
-
Знаки докучной сказки (3 шт.);
-
Раздаточный материал: файлы со знаками докучной сказки и изображениями медведя, пчелы, белочки и дятла;
-
Раздаточный материал: конверты с прямоугольниками красного, зеленого и желтого цвета;
-
Русские народные костюмы для театрализованного показа докучной сказки (для мальчика и девочки).
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Поднялось над лесом солнце
И в дорогу нас зовет.
С Мишей, Машей за околицу
На чудесный огород.
II. Введение в тему. Объявление темы урока.
Формулирование учебной задачи вместе с учителем.
Наш помощник Родник зовет Мишу, Машу (картинка – портрет Миши и Маши) и нас дальше в путешествие и предлагает отгадать загадки.
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
(Репейник.)
(На интерактивной доске изображение репейника)
Чтобы нам пройти в Волшебный лес, Старший Репей просит что – то рассказать, а вот что, мы должны отгадать. Для этого нужно назвать первый звук каждого слова – названия предмета, изображённого на доске.
(слово СКАЗКА)
Может кто – нибудь догадается, какую сказку Старший Репей просит рассказать (ответы детей)
Правильно, докучную сказку.
На доске демонстрационный материал – карточки со словами: докучать, скучать, надоедать, приставать, тосковать?
Давайте подберём к слову докучать синонимы,( близкие по смыслу). (Лишние слова убираются)
А почему Репейники очень любят докучные сказки? (ответы детей)
Придётся Маше и Мише читать и придумывать докучные сказки, иначе репейники их не пропустят дальше.
III. Изучение нового материала.
1.Работа по учебнику.
На интерактивной доске дети рассматривают сороку и рака.
А в учебнике у нас есть картинки сороки и рака? Сорока открыла так сильно клюв, что, кажется, у неё голова идёт кругом. Интересно, почему? Внимательно посмотрите на иллюстрацию. Вы догадались?(ответы детей)
Правильно, Сюжет сказки движется по кругу.
2.Чтение сказки в парах по абзацам.
Чтение сказки вслух.
3.Работа по вопросам учебника.
Миша спросил Старшего Репья:
-Почему вы так любите эти сказки?
-У нас память плохая. А докучную сказку легко запомнить, — ответил Старший Репей и попросил Машу и Мишу рассказать
Маша и Миша растерялись, они не знают законов докучной сказки. Сейчас мы с вами их рассмотрим, запомним, объясним, поможем Маше и Мише сочинить новые сказки.
На доске лист с первым законом
1 знак – «Сюжет сказки движется по кругу»
2 знак – «Элементы сказки повторяются»
3 знак – «Знак бесконечности»
Если Маша и Миша будут соблюдать эти законы, то смогут правильно составить и рассказать сказку, а когда Старший Репей услышит новую сказку, то сразу уснёт и детки пройдут в Волшебный лес.
Физминутка.
Я на скрипочке играю –
Тили – тили, тили – тили.
(Дети имитируют игру на скрипке)
Скачут зайки на лужайке –
Тили – тили, тили – тили.
(Прыжки на месте)
Повторить 2 раза.
Миша заметил, что физминутка напоминает докучную сказку. А вы заметили?
Старший Репей просит детей рассказать докучную сказку, но Маша и Миша не могут придумать про кого им рассказать. Тогда Кот решил им помочь.
На странице 9 около условного обозначения «Подумай» прочитайте диалог и найдите слова Кота. Про кого он советует им рассказать докучную сказку?
Выборочное чтение.
На интерактивной доске картинки с изображением белочки и дятла.
Машина сказка.
Кто придумает и расскажет докучную сказку про Дятла и Белочку?
(Ученики рассказывают, а лучшую сказку инсценируют в русских народных костюмах мальчика и девочки)
Мишина сказка.
Кто придумает и расскажет сказку про Медведя и Пчелу? Рассказы детей сопровождаются изображением на интерактивной доске медведя (Гигантский медведь, который когда-либо жил на Земле и пчелой (почему насекомое?)
III. Обобщение изученного.
У вас на парте лежит файл, в нём листочек с изображением знака «Элементы сказки повторяются», а так же картинки с изображением тех животных, про которых вы сочиняли для Маши и Миши докучные сказки. Приклейте, пожалуйста, картинки так, чтобы получилась докучная сказка. (Работа в парах)
Дома в тетрадке на странице 6 вы с родителями или сами придумайте новую сказку и нарисуйте её, а если не сможете придумать, то нарисуйте ту, которая вам больше всех понравилась и запомнилась.
IV Подведение итога урока.
У вас в конвертиках лежат три прямоугольника: красного, жёлтого и зелёного цвета. У меня они тоже есть. Эти цвета говорят нам о том, понравился ли вам урок, всё ли вы поняли и запомнили.
1 – красный – я рад, что всё получилось;
2 – жёлтый – мне понравилось, но были ошибки
3 – зелёный – я устал, плохое настроение
Учитель говорит о своих впечатлениях об уроке, дети демонстрируют своё отношение к уроку.
Урок окончен.
До свидания.
Всего доброго.