по программе «Перспективная начальная школа»

2012-2013 уч. год

Учитель Сергеева М.К.

Тема урока: Законы докучной сказки «Сказка про сороку и рака»

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования знаний об особенностях сказки (повторы), сюжетно-композиционными особенностями жанра докучной сказки; способствовать развитию артикуляционного аппарата, памяти.

Предметные цели урока: ознакомление с особенностями (законами) докучной сказки; развитие умения составлять самостоятельно докучную сказку.

Метапредметные цели урока:

1) Регулятивные: развитие навыка целеполагания; развитие навыка взаимоконтроля; формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; формирование умения выполнять самооценку своей работы на уроке.

2) Познавательные: развитие навыка анализа (работа со схемами); формирование умения постановки и формулирования проблемы; развитие навыка осознанно и произвольно строить речевые высказывания; формирование навыка знаково-символического моделирования; развитие навыка переработки полученной информации: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

3) Коммуникативные: развитие навыка планирования учебного сотрудничества с одноклассниками (при работе в парах); развитие навыка внимательно слушать и понимать речь других.

Личностные цели урока: формировать навык оценки поведения как своего, так и товарища; формировать навык корректной и справедливой критики в адрес партнёра по работе на уроке.

Образовательные ресурсы:

  • Интерактивная доска;

  • Магнитно-маркерная доска;

  • Учебник «Литературное чтение» 1 класс, Н.А. Чуракова;

  • Тетрадь для самостоятельной работы «Литературное чтение» О.В. Малаховская;

  • Портреты с изображением Миши и Маши;

  • Демонстрационный материал: изображения в печатном виде, солнышка, капусты, арбуза, зонта, котенка, аиста, карточки с буквами: «С», «К», «А», «З», «К», «А»; карточки со словами: «сказка», «докучать», «скучать», «надоедать», «тосковать», «приставать»; изображения в электронном виде: «сорока», «рак», «репейник», «белочка», «дятел», «пчела», «медведь»;

  • Знаки докучной сказки (3 шт.);

  • Раздаточный материал: файлы со знаками докучной сказки и изображениями медведя, пчелы, белочки и дятла;

  • Раздаточный материал: конверты с прямоугольниками красного, зеленого и желтого цвета;

  • Русские народные костюмы для театрализованного показа докучной сказки (для мальчика и девочки).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Поднялось над лесом солнце

И в дорогу нас зовет.

С Мишей, Машей за околицу

На чудесный огород.

II. Введение в тему. Объявление темы урока.

Формулирование учебной задачи вместе с учителем.

Наш помощник Родник зовет Мишу, Машу (картинка – портрет Миши и Маши) и нас дальше в путешествие и предлагает отгадать загадки.

Кто ни прикасается,

За того цепляется.

(Репейник.)

(На интерактивной доске изображение репейника)

Чтобы нам пройти в Волшебный лес, Старший Репей просит что – то рассказать, а вот что, мы должны отгадать. Для этого нужно назвать первый звук каждого слова – названия предмета, изображённого на доске.

(слово СКАЗКА)

Может кто – нибудь догадается, какую сказку Старший Репей просит рассказать (ответы детей)

Правильно, докучную сказку.

На доске демонстрационный материал – карточки со словами: докучать, скучать, надоедать, приставать, тосковать?

Давайте подберём к слову докучать синонимы,( близкие по смыслу). (Лишние слова убираются)

А почему Репейники очень любят докучные сказки? (ответы детей)

Придётся Маше и Мише читать и придумывать докучные сказки, иначе репейники их не пропустят дальше.

III. Изучение нового материала.

1.Работа по учебнику.

На интерактивной доске дети рассматривают сороку и рака.

А в учебнике у нас есть картинки сороки и рака? Сорока открыла так сильно клюв, что, кажется, у неё голова идёт кругом. Интересно, почему? Внимательно посмотрите на иллюстрацию. Вы догадались?(ответы детей)

Правильно, Сюжет сказки движется по кругу.

2.Чтение сказки в парах по абзацам.

Чтение сказки вслух.

3.Работа по вопросам учебника.

Миша спросил Старшего Репья:

-Почему вы так любите эти сказки?

-У нас память плохая. А докучную сказку легко запомнить, — ответил Старший Репей и попросил Машу и Мишу рассказать

Маша и Миша растерялись, они не знают законов докучной сказки. Сейчас мы с вами их рассмотрим, запомним, объясним, поможем Маше и Мише сочинить новые сказки.

На доске лист с первым законом

1 знак – «Сюжет сказки движется по кругу»

2 знак – «Элементы сказки повторяются»

3 знак – «Знак бесконечности»

Если Маша и Миша будут соблюдать эти законы, то смогут правильно составить и рассказать сказку, а когда Старший Репей услышит новую сказку, то сразу уснёт и детки пройдут в Волшебный лес.

Физминутка.

Я на скрипочке играю –

Тили – тили, тили – тили.

(Дети имитируют игру на скрипке)

Скачут зайки на лужайке –

Тили – тили, тили – тили.

(Прыжки на месте)

Повторить 2 раза.

Миша заметил, что физминутка напоминает докучную сказку. А вы заметили?

Старший Репей просит детей рассказать докучную сказку, но Маша и Миша не могут придумать про кого им рассказать. Тогда Кот решил им помочь.

На странице 9 около условного обозначения «Подумай» прочитайте диалог и найдите слова Кота. Про кого он советует им рассказать докучную сказку?

Выборочное чтение.

На интерактивной доске картинки с изображением белочки и дятла.

Машина сказка.

Кто придумает и расскажет докучную сказку про Дятла и Белочку?

(Ученики рассказывают, а лучшую сказку инсценируют в русских народных костюмах мальчика и девочки)

Мишина сказка.

Кто придумает и расскажет сказку про Медведя и Пчелу? Рассказы детей сопровождаются изображением на интерактивной доске медведя (Гигантский медведь, который когда-либо жил на Земле и пчелой (почему насекомое?)

III. Обобщение изученного.

У вас на парте лежит файл, в нём листочек с изображением знака «Элементы сказки повторяются», а так же картинки с изображением тех животных, про которых вы сочиняли для Маши и Миши докучные сказки. Приклейте, пожалуйста, картинки так, чтобы получилась докучная сказка. (Работа в парах)

Дома в тетрадке на странице 6 вы с родителями или сами придумайте новую сказку и нарисуйте её, а если не сможете придумать, то нарисуйте ту, которая вам больше всех понравилась и запомнилась.

IV Подведение итога урока.

У вас в конвертиках лежат три прямоугольника: красного, жёлтого и зелёного цвета. У меня они тоже есть. Эти цвета говорят нам о том, понравился ли вам урок, всё ли вы поняли и запомнили.

1 – красный – я рад, что всё получилось;

2 – жёлтый – мне понравилось, но были ошибки

3 – зелёный – я устал, плохое настроение

Учитель говорит о своих впечатлениях об уроке, дети демонстрируют своё отношение к уроку.

Урок окончен.

До свидания.

Всего доброго.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here