План-конспект урока
Программа «Начальная школа 21 века» (система Н.Ф.Виноградовой)
1 класс
Предмет: Литературное чтение (слушание).
Тема урока: Мир сказок. «Кот, Петух и Лиса» (русская народная сказка).
Тип урока: Урок «открытия нового знания».
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия: чтению, речевому высказыванию, моделированию, поиску справочного материала.
Образовательная цель: обучение чтению, расширение понятийной базы (сказка, проблема, герой) за счет включения новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные действия: целеполагание, прогнозирование, саморегуляция, самоконтроль.
Познавательные действия: совершенствование чтения, развитие логического мышления, постановка и решение проблем.
Коммуникативные действия: обучение умению выражать мысли, устанавливать партнерские связи.
Средства обучения: учебная хрестоматия 1 класс автор Л.Е.Евросинина, рабочая тетрадь, компьютер, продукт ТСО — презентация по теме урока, иллюстрации-портреты героев сказок, цветные карандаши, заготовки для моделирования обложки книги, карточки со словами.
Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||
I. Организационный момент (1 мин) | -Приветствие. -Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Александровна, сегодня я проведу у вас урок литературного слушания. Мобилизация познавательных сил обучающихся при решении задачи. — Сядет тот, кто догадался, какой литературный герой из какой сказки?
| -Приветствие.
Установление соответствия иллюстрации-портрета героя и названия сказки, компоновка
Красная Шапочка – сказка «Красная Шапочка» Ш. Перро Лесной Колобок – сказка В.Бианки «Лесной Колобок – Колючий бок» Малашечка – сказка «Гуси-Лебеди» | Смыслообразование: преобразование текста в иллюстрированную таблицу Целеполагание | ||||
II. Актуализация ранее приобретенных знаний (1 мин) | — Куда мы «передвинем» героев? Микроитог: —Вижу, вы настроились на работу.
| (работа у доски) | Развитие логического мышления | ||||
III. Постановка учебной задачи (1 мин)
| — Внимание на доску! — Что еще заметили? — Почему одно дерево пустое? -Какие возникают догадки? -Конечно, нас ждет знакомство с новыми героями и произведением.
— Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Кот, Петух и Лиса» и узнаем, чему нас учит сказка. | Ответ: Пустое дерево.
Ответ: Может, это для нового героя?
Слушание
| Смыслообразование Постановка и решение проблем Прогнозирование | ||||
IV «Открытие нового знания» (25 мин)
1) Проверка первичного восприятия
Физ.минутка | Целевая установка: —Понаблюдать, как Лисе каждый раз удавалось обмануть Петушка?
Чтение сказки с попутной презентацией иллюстраций.
| Слушание Наблюдение языка Обдумывание ситуации
| Целеполагание | ||||
— Как же Лисе каждый раз удавалось обмануть Петушка? Молодцы! Моделирование первой страницы обложки. — Давайте смоделируем обложку книги. — Скажите, что вы слушали? Как сказка называется? — Выберите «заменитель» из фигур. — О ком эта сказка? -Закрасьте круг коричневым карандашом. Покажите ваши модели. Молодцы! (Иллюстрация сказки на доску — 4 дерево)
| Интеллектуальная атака Высказывание мнений
Моделирование
Ответ: Сказку
Ответ: О животных
| Обучение умению выражать мысли в связи с жизнью | |||||
Развитие логического мышления, воображения, связной речи
Сбережение здоровья | |||||||
2) Поэтапное решение проблемы | Беседа — Назовите, кто живет в сказке? — Когда вы волновались, переживали за героев?
— Расскажите товарищу по парте, кому из вас приходилось быть дома одному. |
Ответ: старик, Кот, Петух, Лиса
Ответ: Когда Петушок оставался один Рассказы в микрогруппах (в парах) | Обучение умению выражать мысли Нравственно-этическая ориентация Прогнозирование. | ||||
3) Включение нового знания в систему жизненных знаний | Слушание выступлений обучающихся -Вспомните и расскажите, что наказывали вам взрослые, когда вы оставались одни. Хорошо!
|
Рассказывание учащихся
| Нравственно-этическая ориентация | ||||
4) Анализ | — Откроем рабочую тетрадь с.18, задание 3. — Прочитайте песенку Лисы (с.19). — Где жила Лиса? (хоромы)
Прочитайте справку: С. 18 задание 2 (обведите дом Лисы).
| Чтение текста Обдумывание ситуаций
Поиск справки Словесное рисование Изображение хором.
| Совершенствование чтения, развитие логического мышления, воображения, связной речи Нравственно-этическая ориентация | ||||
5) Включение нового знания в систему знаний | —Кого бы из сказки вы выбрали в свои друзья? Почему?
| Высказывания учащихся
| Саморегуляция, Самоконтроль
| ||||
V. Итог урока, рефлексия (2 мин.)
|
— Ребята, у меня для вас есть стихотворение. (Когда дома ты остался…)
— Как же вести себя дома одному?
| Высказывания учащихся
Слушание
Выработка инструкции | Обучение умению устанавливать партнерские связи Самоконтроль Саморегуляция | ||||
– Сегодня на уроке очень хорошо работали все ребята. Большое спасибо вам!
|
Обдумывание ситуаций
| Развитие логического мышления, связной речи Нравственно-этическая ориентация |