МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа имени

А.Д. Бондаренко» Волоконовского района Белгородской области

Рабочая программа элективного курса «Искусство владеть словом»

для 11 класса

подготовила

учитель русского языка и литературы

Морозова Алла Станиславовна

с. Погромец

2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе «Программы элективного курса «Искусство владеть словом»/ автор-составитель Васильченко Н.В., рекомендованной Белгородским региональным институтом повышения квалификации.

Сочинение – тот вид деятельности, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития глобальных коммуникаций.

Сочинение – тот вид деятельности, который может и приучить и отучить думать. Шаблонные, удручающе правильные тексты, по сути, пересказ учебников и статей, — результат неумения активизировать мышление учащихся.

Старшеклассники серьёзно задумываются над своими способностями и склонностями. Полезно время от времени предлагать им роли писателей, критиков, журналистов и редакторов.

Главная цель сочинения любого жанра – активизация творческого начала. Школа призвана давать учащимся необходимые навыки сочинения в художественных, публицистических и научных жанрах.

Цель элективного курса дать возможность рас­крыться творческим потенциям учащихся, уйти от шаблонности высказывания, обрести определенный набор качеств, которыми должен обладать любой журналист, помочь развитию личности.

Умение писать публицистические тексты важно не только для журналистов, работающих в печатных изданиях, но и для теле- и радиожурналистов, которые тоже пишут сценарии для своих будущих передач.

Программа направлена на достижение следующих задач:

  • освоить культуру устной и письменной речи;

  • раскрыть особенности текста;

  • расширить и углубить знания о газетных жанрах сочине­ний;

  • научить старшеклассников понимать специфические осо­бенности газетных жанров сочинений, определять пригодность того или иного жанра к данной теме, к данному материалу, к данному адресату;

  • привить учащимся старших классов авторское достоинст­во, которое пробуждает подлинный интерес к написанию сочи­нений газетных жанров, воспитывает ответственность за творче­скую работу.

Изменения, внесённые в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование.

В связи с необходимостью подготовки учащихся к ЕГЭ 20% программы изменено для работы с КИМами.

Реализовать поставленные цели предполагается посредством использован учебно-методического комплекта:

Методическое пособие для учителя:

1.Васильченко Н.В. Русский язык 10 — 11 классы «Искусство владеть словом»/ Н.В. Васльченко- Волгоград, «Учитель», 2007.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Карнаух Н.Л. Школьное сочинение: вопросы и ответы/ Н.Л.Карнаух – Москва, «Просвещение»,2000.

  2. Загоровская О.В., Григоренко О.В., Канина Т.И. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С / О.В.Загоровская, О.В.Григоренко, Т.И.Канина, — Издательство «Научная книга», 2006.

Пособия для учащихся:

  1. Русский язык: учеб. Для 8 – 9 д редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2005.

2. Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ / А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова,- М.: Издательство «Астрель», 2008.

Реализация программы зависит от использования учителем методов и форм работы над курсом. Обсуждение теоретиче­ских вопросов (материала Введения и частично других разделов программы) потребует от учителя использования лекционных приемов работы, метода беседы, организации выступления уча­щихся с сообщением по материалам рекомендованной учебной литературы.

Целесообразно использовать метод наблюдения, работы с текстами-образцами, сопоставления, создания текста.

Программа рассчитана на 34 часа.

Требования к умениям и знаниям учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь писать сочинения в газетных жанрах;

  • уметь отбирать фактический и языковой материал для со­чинения того или иного жанра;

  • учиться редактировать тексты сочинений: уметь оценивать стилистическую целесообразность использования в речи разных языковых средств;

  • уметь владеть навыками стилистической правки текста;

  • активно владеть жанрами сочинений, коммуникативно зна­чимыми в учебной деятельности учащихся.

Календарно-тематическое планирование

Дата

п/п

Тема занятия

Примечание

1

Введение. Текст как речевое произведение.

Подготовка к ЕГЭ. Знакомство со спецификой экзаменационной работы для проведения ЕГЭ.

2

Сочинение – это тоже текст.

Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпическая культура. Фонетика и графика.

3

Сочинение – это тоже текст.

Подготовка к ЕГЭ. Орфоэпическая культура. Фонетика и графика.

4

Реферат как вид текста.

Подготовка к ЕГЭ. Критерии оценивания сочинения. Классификация сочинений.

5

Реферат как вид текста.

Подготовка к ЕГЭ. Текст как единое целое. Стили речи. Типы речи.

6

У каждого сочинения свой жанр (обзор).

Подготовка к ЕГЭ. Лексические нормы языка. Лексика и фразеология.

7

Репортаж.

Подготовка к ЕГЭ. Лингвистический анализ текста.

8

Репортаж.

Подготовка к ЕГЭ. Морфология. Словообразование. А4, А11,А13.

9

Форма контроля: сочинение-репортаж.

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистических текстов, художественных текстов.

10

Форма контроля: сочинение-репортаж.

Подготовка к ЕГЭ. Анализ публицистического текста, художественного текста.

11

Интервью.

Подготовка к ЕГЭ. Морфемика и словообразование.

12

Интервью.

Подготовка к ЕГЭ. Морфемика и словообразование.

13

Портретный очерк.

Подготовка к ЕГЭ. Морфемика и словообразование.

14

Портретный очерк.

Подготовка к ЕГЭ. Анализ текста.

15

Путевой очерк.

Подготовка к ЕГЭ. Художественный стиль и стиль художественных текстов.

16

Путевой очерк.

Подготовка к ЕГЭ. Художественный стиль и стиль художественных текстов.

17

Форма контроля: сочинение по картине.

Подготовка к ЕГЭ. Художественный стиль и стиль художественных текстов.

18

Форма контроля: сочинение по картине.

Подготовка к ЕГЭ. Художественный стиль и стиль художественных текстов.

19

Статья.

Подготовка к ЕГЭ.Анализ научно-популярного стиля.

20

Статья.

Подготовка к ЕГЭ.Анализ научно-популярного стиля.

21

Эссе. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

22

Эссе. Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

23

Форма контроля: сочинение в жанре эссе.

24

Форма контроля: сочинение в жанре эссе.

25

Рецензия.

Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

26

Рецензия.

Подготовка к ЕГЭ. Сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля.

27

Форма контроля: сочинение на литературное произведение

28

Форма контроля: сочинение на литературное произведение

29

Дневниковые записи

30

Форма контроля: сочинение-дневник

31

Форма контроля: сочинение-дневник

32

Сочинение-письмо

33

Сочинение-письмо

34

Итоговый зачёт за курс

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ. ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (Повторение)

Текст. Тема и основная мысль. Способы связи между пред­ложениями. Смысловая и композиционная целостность текста. Средства выразительности в тексте. Стилистические возможно­сти языковых средств. Главные признаки текста.

Ключевые слова и выражения: микротема, абзац, зачин, цепная и параллельная связи, лексические и грамматиче­ские средства связи, словесная ткань.

СОЧИНЕНИЕ — ЭТО ТОЖЕ ТЕКСТ

Формулировка темы сочинения. О некоторых правилах ци­тирования (как сделать цитату частью текста). Разнообразие те­матических сочинений. Объем сочинений.

Ключевые слова и выражения: прямая и косвен­ная речь, частичное цитирование, цитирование с помощью вводных слов, вводных предложений.

РЕФЕРАТ КАК ВИД ТЕКСТА

Цель реферата. Требования к реферату.

Ключевые слова и выражения:реферировать, ре­феративный (журнал), реферативное (сообщение), референт, исходный текст, библиографические данные книги или статьи, слова-«скрепы», научная информация.

У каждого сочинения свой жанр (обзор)

Единство содержания и формы. Источник материала сочи­нений. Жанры малой формы. Публицистические жанры информационного и аналитического характера. Жанры, используемые в научной работе. От чего зависит выбор жанра?

Ключевые слова и выражения: авторы, автор­ское достоинство, произведение словесности.

Репортаж

Репортаж — один из жанров публицистики. Содержание ре­портажа. Различие между репортажем и информационной замет­кой. Правила, построения репортажа. Языковые средства в репор­таже. Формы выражения авторского «я».

Ключевые слова и выражения: комментатор, ком-ментировать, репортер, динамика, «эффект присутст­вия», документальная точность, достоверность.

ИНТЕРВЬЮ

Интервью как информационный жанр. Цель интервью. Разно­видности интервью. Интервью не просто беседа. В чем своеобра­зие языка интервью. Речевая ситуация. (См. Приложение 6.)

Ключевые слова и выражения: интервьюер, ин­тервьюировать, журналист, корреспондент, диалогическая речь, интервьюируемый (опрашиваемый), интервьюирующий (опрашивающий), речевой этикет, интервью-рассказ, интер­вью-беседа, интервью-зарисовка.

ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК

Очерк документальный и недокументальный. Очерк про­блемный и портретный. Сходство и их различие. Способы вы­ражения позиции автора в очерке. Портретный очерк — один из видов очерка, широко распространенного публицистического жанра. Герой портретного очерка. Этапы работы над очерком. Герой портретного очерка. Составные части портретного очерка. Этапы работы над очерком.

Ключевые слова и выражения: публицистич­ность изложения, фактический материал, динамика, раскры­тие темы в динамике, общественная значимость, портрет од­ного человека, коллективный портрет нескольких персонажей.

ПУТЕВОЙ ОЧЕРК (ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ)

Путевой очерк и путевые зарисовки. Сходство и их разли­чие. Путевые заметки как жанр художественной публицистики. Содержание путевых заметок. Назначение путевых заметок. Ти­пы речи путевых заметок.

Ключевые слова и выражения: зарисовка, инфор­мативная речь, речь изобразительная: подлинный жизненный материал, рассказ о событии.

СТАТЬЯ

Статья — объясняющий жанр публицистики. Задача статьи. Строение статьи. Языковые особенности статьи.

Ключевые слова и выражения: проблема, тезис, аргументы.

ЭССЕ

Эссе как разновидность очерка научного, исторического критического, публицистического характера. Жанровые особен­ности эссе. Языковые средства, характерные для жанра эссе. Требования к эссе. Виды эссе с точки зрения тематики. Жанры эссе.

Ключевые слова и выражения: впечатления, ас­социации, раздумья, размышления, афористичность, подчерк­нутая субъективность, свободная композиция, оригинальный взгляд на предмет, отточенность формы.

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензия как разновидность критической статьи. Стили речи в рецензии. Типы речи в рецензии. Отличие рецензии от отзыва и эссе. Требования к форме рецензии. Языковые средства в ре­цензии. Как строится научная рецензия. Формы рецензии.

Ключевые слова и выражения: рецензент, рецен­зия на книгу, клише, суждение, обоснование, объективный ана­лиз, субъективная оценка.

ДНЕВНИКОВЫЕ ЗАПИСИ

Дневники великих людей. Дневник — литературная форма изложения мыслей. Композиция дневника. Типы речи в дневни­ковых записях. Особенности текста дневника.

Ключевые слова и выражения: творческая фан­тазия и воображение, заставка, личные записи.

СОЧИНЕНИЕ-ПИСЬМО

Виды сочинения-письма. Обязательные условия сочинения-письма. Письма великих людей. Языковые особенности сочинения-письма. Речевые формулы.

Ключевые слова и выражения: запись адресата, обращение к адресату, подпись пишущего со словами прощания, приветствия, концовка письма.

Формы и средства контроля

Основной формой контроля по данному курсу является зачёт.

Список литературы

1. Васильченко Н.В. Русский язык 10 — 11 классы «Искусство владеть словом»/ Н.В. Васльченко — Волгоград, «Учитель», 2007.

2. Карнаух Н.Л. Школьное сочинение: вопросы и ответы/ Н.Л.Карнаух – Москва, «Просвещение»,2000.

3. Загоровская О.В., Григоренко О.В., Канина Т.И. Русский язык: Единый государственный экзамен, часть С / О.В.Загоровская, О.В.Григоренко, Т.И.Канина, — Издательство «Научная книга», 2006.

4. Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ / А.Ю.Бисеров, Н.В.Соколова,- М.: Издательство «Астрель»,2008.

10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here