Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№660
Конспект урока по литературе
в 11 классе
«Обзор современной литературы»
(на примере повести Наринэ Абгарян «Манюня»).
подготовила
учитель русского языка и литературы
Ефимчук Татьяна Сергеевна
Москва
2013 г.
КОНСПЕКТ УРОКА.
Тема: Обзор современной литературы (на примере повести Наринэ Абгарян «Манюня»).
Класс 11.
Цель: Познакомить учащихся с современной литературой (на примере повести Н. Абгарян «Манюня»).
Задачи: 1. Научить анализировать и интерпретировать художественный текст.
2. Развить навыки осознанного чтения.
3. Воспитать эстетическое отношение к литературе.
Инструменты: Текс романа
Домашнее задание к уроку – прочитать главу «Вместо предисловия» романа Н. Абгарян «Манюня».
Ход урока.
-
Оргмомент. Приветствие.
-
Слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с одной из новинок детской литературы – романом Н. Абгарян «Манюня». Как заявлено в теме нашего урока – это книга о детях, но для взрослых, однако и детям она приносит радость.
Дома я просила прочитать главу «Вместо вступления», что вы узнали о героях книги?
(сжатый пересказ с комментариями)
-
Слово об авторе.
Наринэ Абгарян (род. 14 января, Берд, АрмССР) — русская писательница армянского происхождения, блогер. Окончила Ереванский государственный лингвистический университет им. В. Я. Брюсова, с 1993 года живёт в Москве.
Стала известна после публикации автобиографической книги «Манюня» (2010), став с ней лауреатом Российской национальной литературной премии «Рукопись Года» в номинации «Язык». Вошла в длинный список номинантов на премию «Большая книга» 2011 года.
В 2011 году вышла вторая часть историй о Манюне: «Манюня пишет фантастичЫскЫй роман».
Многие читатели сходятся во мнении, что это книга скорее для взрослых, в рецензиях мнение одно: «Открыв первую страничку, попал в своё детство…». Но всё же она детская. Хочется провести параллель с «Денискиными рассказами», но, как написано в одной из рецензий, «из другого лагеря».
Сегодня на уроке мы познакомимся с 13 главой: «Манюня фонтанирует идеями, или Как Ба устроила нам незабываемую премьеру «господибожетымой»».
-
Что автор говорит о Ба? (отрывок из 1 главы)
Действия происходят в 80-гг в маленьком провинциальном городке.
-
Чтение главы 13.
-
Беседа.
-
Какие эмоции вы испытали после прочтения главы?
-
Почему Ба сама готовит шерсть для белья?
(не доверяет промышленности)
-
Что представляет собой процесс обработки шерсти? (из текста).
-
Как девочки объяснили своё поведение? (нашло затмение)
-
Возможно ли, что Ба не заметит последствия игры?
(нет, описание «игры» из текста)
-
Зачем Манюня и Наринэ решили идти в погреб? (за песком)
-
Представьте, что вы проделали работу по обработке шерсти и увидели такой результат? Что бы вы испытали, сделали?
-
Какова была реакция Ба? Какую фразу она произносит? («господибожетымой»)
-
Что это означает? Почему написано так? (подчёркивается эмоциональность, приговор для девочек)
-
Как Ба наказывает девочек? (бьёт)
-
Справедливо ли наказание?
-
Что значит фраза «И судьба протрубила в рог Гьяллахорна, и нагрянул магический день Рагнарек»? С какой целью автор использует её?
(Мифическое действо, в котором участвует Один и его свита — группа призрачных всадников-охотников со сворой собак. Согласно пророчеству, в день Рагнарёка чудовищный волк Фенрир проглотит Солнце, погрузив мир во тьму, а море выйдет из берегов, когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд (скандинавская мифология)).
-
Как девочки оказываются запертыми в погребе?
(скрылись от наказания)
-
Что девочки почувствовали, когда оказались запертыми в погребе? Испытывают ли они чувство вины? (нет, было страшно)
-
Почему им страшно? (ощутили на себе угрозу Ба «замуровать заживо»)
-
Когда Ба откликнулась на плач девочек?
(когда сказали, что больше так не будут, да и времени достаточно прошло, там холодно)
-
Почему она во второй раз произносит «господитыбожемой»? Приобретает ли это слово иное значение? (да)
-
Почему закрыть девочек в погребе оказалось легче, чем вызволить? (говорит об эмоциях Ба)
-
Можно ли сказать, что Ба бессердечная, злая женщина, любящая издеваться над детьми? (нет)
-
Что доказывает это суждение? (тут же согрела, её эмоции понятны)
-
Как девочки искупили свою вину? (переделали всю работу)
-
Какое наказание более правильно: погреб, палка или тяжёлый труд?
(Труд. Из текста: «А далее мы на своём опыте доказали, что пирамиды всё-таки строили люди, а не инопланетяне. Потому что вдвоём, подгоняемые грозными окриками Ба, сначала помыли всю шерсть в пяти водах, потом сушили её на солнцепёке, не забывая ворошить и переворачивать, потом мы её выбивали деревянной палкой, нудно и долго, до волдырей и боли в пояснице, а далее каждый клочок шерсти распушили в руках нежным облачком. И если кто из вас скажет, что Ба всё-таки переборщила с господибожетымоем, то я с вами не соглашусь. Ибо кару понесли мы вполне заслуженную, да»).
-
Итог.
-
Понравилось ли вам эта история?
-
Появилось ли у вас желание прочитать ещё несколько глав?
-
Кому бы вы порекомендовали почитать эту книгу?
-
Согласны ли вы с утверждением, что эта книга о детях, но для взрослых? Интересна ли она детям?
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
http://www.proza.ru
-
http://www.loveread.ec/