МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону» МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107 «ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА» |
Рабочая программа
по курсу словесности в 6 классе
подготовила
Манцыгина Элеонора Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Ростов – на – Дону
2012г.
Раздел «Древнерусская письменная словесность Х – XIII вв.»
6 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Вступление Древней Руси на путь мировой цивилизации выражается в сложении письменности, в приобщении к мировой письменной культуре, в возникновении и развитии самобытной письменной словесности во всех ее видах и разновидностях. Поэтому так интересен курс «Древнерусская письменная словесность Х – XIII вв.». ведь Х век – время принятия христианства, которое сыграло большую роль в духовном движении русского народа.
Учащиеся знакомятся с изменением мировоззрения народа от культа Природы и Предков к новым представлениям о происхождении Вселенной.
Программа 6 класса охватывает три века. Она знакомит учащихся с древнерусской письменной культурой, представленной переводом Священного писания, летописями, сказаниями, поучениями, молениями, житиями, а также знакомит с типами документов этого времени, с образцами учительного и торжественного красноречия с законами, с наукой.
Учащиеся должны уяснить, что литературное произведение живет во времени – в прошлом, будущем и настоящем. В прошлом его истоки, в будущем – традиции.
Среди наиболее важных источников литературы Древней Руси – Библия. Без ее знания невозможно понять всю русскую литературу, которая буквально пронизана библейскими сюжетами и идеалами.
Знакомство с жанрами древнерусской литературы позволяет понять сущность современных жанров, их особенности, что повышает филологическое образование учащихся.
Курс вызывает у учащихся познавательный интерес к родной культуре. Так же, как и курс «Народной словесности», курс ведется факультативно. Программа данного курса у Н. Н. Костанян рассчитана на 101 час, но с учетом специфики преподавания мы сократили его до 68 часов. Материал курса изучается учащимися достаточно легко. Все тексты изучаются в переводе с обращением к древнерусскому подлиннику. Существенно обогащается словарный запас языка ребят, что позволяет сделать речь более выразительной.
Курс дает возможность понять значимость письменной словесности в культуре народа, ведь письменные произведения отражают взгляды, нравственность, творческие возможности народа.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
-
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования в области «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.
-
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).
-
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.
-
Региональный компонент стандарта общего образования.
-
Школьный компонент стандарта общего образования.
-
Закон об образовании РФ.
-
Учебный план МБОУ СОШ №107 на 2011-2012 учебный год.
СТРУКТУРА КУРСА
Модуль (глава) | Кол-во часов | |
1 | Введение в курс письменной словесности | 9 |
2 | Основные представления о Библии и библейских книгах (Ветхий завет) | 10 |
3 | Новый завет | 15 |
4 | Древнерусская письменная словесность X—XIIIвеков | 34 |
Количество часов по развитию речи | 4 | |
Общее количество часов | 68 | |
Количество часов в неделю | 2 |
Часть I
Введение в курс письменной словесности
(9 часов)
Тема урока | В результате изучения темы учащиеся должны | |
1 | Вводный урок. Письменная словесность в ее видах и разновидностях. Литература к теме: Рождественский Ю. В. «Введение в общую филологию», М., 1979. | Знать: основные цели и задачи курса письменной словесности, продолжающего курс устной народной словесности; что вступление Древней Руси на путь мировой цивилизации выражается в сложении письменности, в приобщении к мировой письменной культуре, в возникновении и развитии самобытной письменной словесности во всех ее видах и разновидностях; краткую классификацию видов и разновидностей письменной словесности. Уметь: сопоставлять понятия «письменная» и «устная» словесность; находить общие и отличительные черты в каждом курсе; делать вывод о важности письменности для любого государства. |
2
3 | Христианство на Руси (общие сведения). Н. М. Карамзин о Владимире Святом (краткие сведения о династии Рюриковичей). Литература к теме: Карамзин Н. М. «История государства Российского», т. I, М., «Наука», 1989, стр. 144–163. Карамзин Н. М. «Предания веков», т. I, гл. IX, стр. 107; «Евангелие от Матфея», гл. 27, 28; Аверинцев С. С. «Троица» – «Мифы народов мира», т. 2, стр. 527–528. | Знать: историческую и культурную жизнь Руси в Х веке к моменту принятия христианства; роль в этой жизни династии Рюриковичей; какую роль сыграло массовое крещение россиян в духовном движении русского народа; как изменилось мировоззрение народа от культа Природы и Предков к новым представлениям о происхождении Вселенной, об истории рода человеческого; общее представление о христианстве – религии, в основе которой лежит вера в Иисуса Христа; знать смысл Троицы (три лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух); деяния Владимира Святого на основе сведений Н. М. Карамзина. Уметь: использовать полученные сведения в монологических ответах; обосновать логическую необходимость перехода от многобожия любого крупного государства, стремящегося к усилению центральной власти и объединению земель. |
4 | Создание письменности на Руси. Литература к теме: Понырко Н. В. «Повести Древней Руси», Л., 1983; «Повесть временных лет», стр. 134–135. | Знать: время создания славянской письменности и появления письменности на Руси; славянские азбуки – кириллицу и глаголицу; связь староболгарской письменности с древнерусской. Уметь: сопоставлять кириллицу с современной азбукой; в этом изменении видеть закономерность изменения устной и письменной речи и делать вывод, что язык – явление развивающееся. |
5 | Знакомство с жизнью и деятельностью славянских просветителей Кирилла и Мефодия. «Житие Кирилла» «Житие Мефодия» (Чтение и комментирование «Житий»). Литература к теме: «Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века». Под ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. М., «Художественная литература», 1978 г.; еженедельник «Семья», № 27, 1988 г. | Знать: что деятельность славянских, просветителей Кирилла и Мефодия сыграла большую роль не только в развитии славянской письменности, но и в духовном единении всей славянской литературы; что отличительной особенностью всех восточнославянских (русской, украинской и белорусской) литератур является принадлежащая Кириллу и Мефодию мысль о единстве человечества и ответственности каждого народа в общечеловеческом устроении к просвещении. Уметь: на основе прочитанных отрывков делать вывод о том, что цель любого человека – служение своему народу; использовать полученные знания в ответах-рассуж-дениях. |
6 | Сказание черноризца Храбра. «О письменах». (Чтение и комментирование отрывков). Литература к теме: «Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века». М., «Художественная литература», 1978. | Знать: что древнерусские книжники придавали большое значение развитию письменности на Руси. Уметь: по прочитанным текстам представить духовный облик автора, его мировоззрение, понятие о нравственности. |
7 | Виды письменной словесности: нумизматика, сфрагистика, эпиграфика, палеография. Литература к теме: Рождественский Ю. В. «Введение в общую филологию», М., 1979. | Знать: классификацию видов и разновидностей письменной словесности по Ю. В. Рождественскому; что в курсе «Древнерусская письменная словесность» будут изучаться палеографические тексты во всех их разновидностях; в чем состоит труд палеографа: определение характера рукописи, ее происхождения по времени и месту написания, изучение материала и орудия письма и т. д.; что надписи на монетах, рисунки печатей тоже источники письменных сведений о культуре данного общества. Уметь: используя схему классификации видов словесности, давать краткую характеристику каждому из них. |
8
9
| Функционирование письменных текстов в культуре. Институты функционирования письменных текстов (почта – канцелярия – хранилище – школа). Литература к теме: Рождественский Ю. В. «Введение в общую филологию», М., 1979. | Знать: что возникновение письменности создает возможность для закрепления, накопления, хранения, отбора, совершенствования и обмена культурных текстов; что обеспечить обращение письменной речи призваны четыре института: почта, канцелярия, хранилища текстов (библиотека, архив, музей), школа; что с функционированием письменной речи растет количество грамотных людей. Уметь: используя полученные знания определять, в каком институте будет функционировать тот или иной вид (разновидность) словесности: (почта – личные письма, документы, музей – документы, рукописные книги и т. д.). |
10 | Библейские книги. Литература к теме: Дронов М. А. «О Библии и библейском учении», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 57; Творогов О. В. «Литература Древней Руси в сегодняшней школе», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 52. | Знать: наиболее распространенные библейские книги; книги Нового завета – Евангелия, Апостольские послания, Деяния, книги Ветхого завета – Псалтири, Пятикнижие (книги Иисуса Навина, Судей, четыре книги Царств, книги Руфь и Иудифь)). Уметь: составлять рабочий словарь новых слов, использовать полученные знания в монологических ответах. |
11 | Библия. Общие сведения о Ветхом завете и Новом завете. Литература к теме: Костанян Н. Н. «Библия на уроках литературы», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 124–128) Дронов М. А. «О Библии и библейском учении», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 59–61. | Знать: основные понятия (библия, завет, Евангелие); что Библия – один из первых текстов (переводных), представляющих этнологические сочинения, этико-юридические, историко-политические и др. сочинения; что Ветхий завет – это история испытаний людей от Сотворения мира до прихода Мессии Иисуса Христа (50 книг); что Новый завет знакомит с (27 книг) жизнью Христа; что Библия – это и религиозное учение, и этико-юридический источник, и историческое, и литературное произведение. Уметь: использовать в ответах сведения о Ветхом и Новом завете, раскрывая значение этих слов, понятий. |
Ветхий завет
Тема урока | В результате изучения темы учащиеся должны | |
12 | Сотворение мира. Литература к теме: Библия, любое издание. | Знать: как объясняет Библия происхождение мира и человека. Уметь: сопоставлять легенды о происхождении мира у греков, индусов, египтян, христианскую версию и научную трактовку. |
Жизнь первых людей в раю. Грехопадение. Литература к теме: Библия, любое издание. | Знать: как объясняет христианская религия наличие пороков в человеке, происхождение добра (Авель) и зла (Каин) в людях; почему, по христианской догме женщина – существо более низкого порядка. Уметь: видеть в библейских текстах мысль о том, что Бог всемогущ, он прощает и наказывает; опровергать и подтверждать этот тезис примерами из жизни. | |
14 | Потоп. Ной и его сыновья. Радуга – завет Бога с человеком. Вавилонская башня. Литература к теме: Библия, любое издание. | Знать: легенду о том, как наказываются грешники и спасается праведник, как объясняет Библия радугу после дождя, как ее объясняют законы физики; как объясняет Библия происхождение трех рас: монголоидной (от Сима); негроидной (от Хама); европейской (от Иафета); множества разных языков. Уметь: сопоставлять научные и религиозные взгляды на данные явления (расы, языки, радуга, потоп, происхождение видов животных). |
15 | Авраам и его потомство. Литература к теме: см. Библию, «Книга Бытия», любое издание. | Знать: историю праведника Авраама, не пожалевшего сына для Бога, получившего обещание, что в его потомстве родится Спаситель, историю Иакова и Исава; откуда израильский народ получил свое название (Израил – борющийся с богом). Уметь: видеть в библейских историях три позиции религиозно-этического поведения верующего: его отношение к Богу, к самому себе, к людям. |
16 | Моисей и его потомство. Десять заповедей. Литература к теме: Библия, любое издание. | Знать: что по древнейшим традициям Моисей – писатель первых книг Ветхого завета; что через Моисея были даны 10 заповедей, до сих пор являющиеся источником нравственного идеала; как выведены были евреи из Египта. Уметь: сопоставлять современные представления о нравственности с заповедями Моисея; объяснять некоторые библейские сюжеты с научной точки зрения (волны расступившегося моря, манна небесная, источник из камня). |
17 | «Скиния собрания». Литература к теме: Библия, любое издание. | Знать: какими были первые храмы, посвященные Богу, их устройство («Святая святых» и т. п.); какие жертвы приносились Богу. Уметь: сопоставлять некоторые языческие обряды с начальными религиозными (принесение жертв, зажжение огня); видеть их принципиальное отличие. |
18 | Давид. Псалтирь. (Чтение и комментирование псалмов). Литература к теме: Библия, любое издание. | Знать: историю пастушка Давида, ставшего царем Израиля, победившего Голиафа верой в Бога, слагавшего псалмы в честь Бога, что псалом – хвалебная песня Богу за его милости к людям; создателя Псалтири – сборника песен. Уметь: анализировать псалмы как художественное произведение; при чтении вслух нескольких стихотворных произведений определять псалам, его основные признаки. |
19 | Соломон. «Притчи Соломоновы». (Чтение и комментирование). Храм Божий, построенный Соломоном. Литература к теме: Библия, любое издание. | Знать: содержание историй, связанных с царем Соломоном, который был известен своей мудростью; содержание поучительных историй – притч, художественные особенности притчи как литературного произведения; назначение и устройство Храма Божьего, его отличие от «Скинии собрания». Уметь: делать, художественный анализ притч как литературных произведений (тема, идея, образы, художественные средства); сочинять поучительный рассказ в виде притчи; сравнивать устройство и назначение «Скинии собрания» и Храма Божьего. |
20 | Пророки Божьи: Илия, Исаия, Иеремия, Даниил, Иона, пророчества о пришествии Мессии. (Чтение и анализ 53 главы «Книги пророка Исаии»). Литература к теме: см. Библию, любое издание. | Знать: что обозначает понятие «пророк» – человек, устами которого бог сообщает людям свои откровения; дела и книги, написанные пророками; поучительные истории, связанные с жизнью пророков (например, история Ионы, попавшего во чрево кита); как в пророчествах выразилась основная идея о пришествии Мессии; пророчество Исаии (VII в. до Рождества Христова); о том, что Мессия будет царем, пророком и первосвященником Израиля. Уметь: делать сравнительный анализ различных пророчеств, отмечая их общие и отличительные черты. |
21 22 | Развитие речи. Сочинение: «История еврейского народа от Сотворения мира до прихода Мессии Иисуса Христа в историях, притчах Ветхого завета». | Знать: особенности построения сочинения повествовательного типа с элементами рассуждения. Уметь: использовать сравнительный анализ, художественные средства, цитаты из историй Ветхого завета в сочинении. |
Новый завет
Тема урока | В результате изучения темы учащиеся должны | |
23 | Рождение Иоанна Крестителя. Рождение Иисуса Христа. Литература к теме: см. «Книгу жизни», стр. 1–6; Библию, любое издание; «Евангелие от Матфея», любое издание. | Знать: место и время рождения Иоанна Крестителя, историю его отца Захарии и предсказание о рождении Иисуса!; Историю рождения Иисуса Христа и его жизни до 30 лет. Уметь: сравнивать пророчества о рождении Иисуса Христа и сведения, сообщенные Евангелием. |
24 | Крещение Иисуса Христа. Искушения Иисуса Христа. Литература к теме: «Книга жизни», стр. 7–9; «Евангелие от Матфея»; «Библия», любое издание. | Знать: начало и первый год служения Иисуса Христа. Уметь: использовать полученные знания в ответах; сравнивать существующий обряд крещения с обрядом крещений Иоанна Крестителя, находить общие черты (река – купель). |
25 | Двенадцать учеников Иисуса Христа. Иисус проповедует народу. Литература к теме: см. «Книгу жизни», стр. 10–13. | Знать: имена первых учеников Иисуса; первые чудеса Иисуса (превращение воды в вино), начало проповеднической деятельности в Капернауме в синагогах, дальнейшие деяния Иисуса (исцеление людей, больных проказой, параличом). Уметь: излагать текст повествовательного типа (на основе прочитанного). |
26 27 | Нагорная проповедь Иисуса Христа – нравственный идеал христианской жизни. (Чтение и комментирование). Литература к теме: «Книга жизни», стр. 19–23. | Знать: девять заповедей блаженства, в которых заключено нравственное учение Спасителя и идеал христианской жизни; притчи Иисуса. Уметь: установить четкое соотношение новозаветного учения с десятью заповедями пророка Моисея и основами законодательства в современном государстве. |
28 | Деяния Иисуса Христа. Въезд Иисуса в Иерусалим. Иисус говорит о будущем. Литература к теме: «Книга жизни», стр. 33–56, стр. 57–72. | Знать: наиболее известные деяния Иисуса (исцеление слуги римского офицера, воскрешение сына вдовы, усмирение шторма, исцеление одержимого, воскрешение девочки, исцеление слепых и немого); притчи Иисуса о сеятеле, светильнике, о семени, о сорняках, о рыболовной сети; предсказания Иисуса о конце света; об огромных страданиях и о том, что Сын Человеческий придет спасти людей. |
29 | Тайная вечеря. Молитва в Гефсимании. Литература к теме: «Книга жизни», стр. 72–74. | Знать: предсказания Иисуса о предательстве Иуды во время вечери; откуда в христианской религии пошли понятия «хлеб – тело Господа, вино – его кровь»; смысл молитвы в Гефсимании («на все воля Божья»). Уметь: используя полученные сведения, составлять план-конспект биографии Иисуса Христа. |
30 | Иисус перед Пилатом. Распятие Иисуса Христа. Литература к теме: «Книга жизни», стр. 75–76. | Знать: как был осужден Иисус Христос, каким мучениям подвергался, как был распят на Голгофе и умер. Уметь: составлять рассказ о жизни Иисуса согласно Евангелию. |
31 | Погребение, воскресение и вознесение Иисуса. Обращение к ученикам. Излияние святого духа на учеников. Литература к теме: «Книга жизни», стр. 78–84. | Знать: как прошли последние сорок дней после смерти Иисуса, как в прощальной беседе с учениками Христос повелел идти и проповедовать им; как на учеников, снизошел Святой Дух и стали они владеть всеми языками и говорить о великих делах на родных языках людей. Уметь: используя хронологическую таблицу жизни Христа, составить рассказ о жизни и деятельности этой личности; анализировать все изученное на предмет вымысла или правды. |
32 | Урок-зачет по содержанию Нового завета. | Знать: основные положения Нового завета. Уметь: работать с картой, находить на ней конкретные географические местности: Иерусалим, Иудея, Иерихон, Вифлеем, Назарет, Гефсимания, река Иордан, Ниневия, Египет, Рим, Палестина и т. д. |
33 | Библия как ключевой текст русской культуры. Литература к теме: Костанян Н. Н. «Библия на уроке литературы», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 126–127; Рождественский Ю. В. «Введение в общую филологию», М., 1979, стр. 85. | Знать: что мировоззрение, которое изложено в Библии лежит в основе христианской культуры; что приобщение к мировой письменной культуре для Древней Руси связано с переписыванием и переводом Библии; что Библия является литературным памятником, легшим в основу всей письменной словесной культуры; что в Библии есть начала многих литературных жанров. Уметь: делать обобщение о роли Библии в культуре Древней Руси, ее литературе. |
34 | Устройство христианского храма и христианские обряды. (Урок проводится после экскурсии в собор или церковь). | Знать: устройство храма; о том, как проходит богослужение, кто его совершает; важнейшие праздники Православной церкви; наиболее известные обряды Православной церкви. Уметь: составить рассказ-описание одного из известных обрядов (крещения, венчания и т. д.); используя репродукции христианского храма и католического костела, отличать различие во внешнем и внутреннем устройстве; сравнивать христианский храм с мусульманской мечетью, индусским храмом, отмечая их общность (величие, размеры) и различие (архитектура, внутреннее устройство, скульптура, живопись в храмах). |
Древнерусская письменная словесность Х – XIII вв.
(34 часа)
Тема урока | В результате изучения темы учащиеся должны | |
35 36 | «Повесть временных лет» – летописный памятник, созданный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г. (Чтение и комментирование). Литература к теме: Лихачев Д. С. «Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси», М., 1979. Творогов О. В. «Литература Древней Руси», М., 1981; Понырко Н. В. «Повести Древней Руси XI – XII веков», Л., 1983, стр. 11–12, стр. 524. | Знать: что в основу «Повести…» положен Начальный летописный свод (1093–1095 гг.), дополненный переводной византийской хроникой Георгия Амартола, договорами русских князей с Византией, народными сказаниями и собственными рассказами Нестора; что «Повесть…» для своего времени представляла своеобразную историческую энциклопедию, из которой можно было узнать о происхождении славянской азбуки, об основах христианской религии, легенды о русских князьях, исторические события; легенду о происхождении и расселении славян, о пришествии варягов на Русь, о вещем Олеге, о княгине Ольге, о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, о крещении Руси. Уметь: в летописном произведении находить особенности литературного произведения: единую идею, построение, художественную целостность. |
37
38 | Летописи как исторический источник для сочинений Н. М. Карамзина и С. М. Соловьева. Летописи как литературные произведения. Литература к теме: Карамзин Н. М. «История государства Российского», т. 1, М., «Наука», 1989, стр. 23–28; Соловьев С. М. «Чтения и рассказы по истории России», М., 1989. | Знать: наиболее известные летописные своды: Лаврентьевскую летопись (1377 г), Радзивилловскую, Московско-Академическую летописи (начало XV в.), Ипатьевскую (XV, XVI–XVII вв.), сведения из которых использовались в сочинениях известных историков; какие исторические факты использовали Карамзин и Соловьев в своих трудах и почему; почему летописи являются литературными произведениями (не только бесстрастное изложение фактов, но и поэтический колорит, единство замысла и т. д.). Уметь: делать сравнительный анализ прочитанных отрывков из летописи и из работ историков; делать логический вывод о ценности летописей как исторических источников и литературных произведений. |
39
40 | «Русская Правда» Ярослава Мудрого – первый юридический документ. Гражданское, уголовное и наследственное право, представленное в «Русской Правде». (Чтение и комментирование статей). Литература к теме: Тихомиров М. Н. «Пособие для изучения «Русской Правды»» , М., 1953, стр. 75–79; Епифанов П. П., Епифанова О. П. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.», М., «Просвещение», 1989, стр. 19–34. | Знать: деяния Ярослава Мудрого как просветителя и первого русского законодателя; время создания этого документа, служившего законодательным руководством и отражавшего раннефеодальные отношения, что выражалось в одинаковой плате за убийство людей независимо от социального положения, в праве на кровную месть и т. п.; что «Правда Роська» была продолжена «Правдой Ярославичей» и «Русской Правдой Пространной редакции»; как изменялись законы с развитием феодальных отношений. Уметь: определять жанрово-стилевые особенности документа, культурно-историческую значимость документа, его влияние на стиль жизни людей. |
41 42 | «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. (Чтение и комментирование отрывков). Литература к теме: Понырко Н. В. «Повести Древней Руси XI – XII веков», Л., 1983, стр. 8; «Изборник. Повести Древней Руси», М., «Художественная литература», 1986, под ред. Л_ А. Дмитриева и Н. В. Понырко. | Знать: особенности жанра древнерусской словесности – слова; что «Слово…» Илариона, – это богословский трактат, излагающий и изъясняющий христианское учение и сочинение человека, думающего о счастье родного народа; что митрополит Иларион – первый русский митрополит, поставленный Ярославом Мудрым; что «Слово…» говорит о месте Руси во всемирной истории; что «Слово…» – образец мирового ораторского искусства. Уметь: характеризовать «Слово…» как литературное произведение, отмечая его последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмическую организацию речи, разнообразие образов. (Эти особенности анализируются вместе с учителем). |
43 | Митрополит Иларион – «Молитва», «Исповедание веры». (Чтение отрывков). Литература к теме: «Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века», М., «Художественная литература», 1978. | Знать: особенности жанра древнерусской словесности – молитвы; как в сочинениях Илариона выражается забота о процветании русского народа, просьба к Спасителю «умудрить боляр» и помочь всем людям земли Русской. Уметь: давать характеристики уже изученным жанрам. |
44 | Иаков мних. «Память и похвала князю русскому Владимиру». (Чтение отрывков). | Знать: основные мысли произведения Иакова мниха, который, ставит вечный вопрос – вера в чудо или вера в дела, творимые человеком; почему Иаков славит Владимира. Уметь: сравнивать идеал христианской жизни, выдвинутый Иаковом мнихом и его первоисточник – Нагорную проповедь Христа; рассуждать на тему актуальности этого идеала для современного человека. |
45
46 | «Сказание о Борисе и Глебе». (Чтение и комментирование отрывков). Литература к теме: «Памятники литературы Древней Руси. Начало литературы. XI – начало XII века», М., «Художественная литература», 1978. Сочинение преподобного Нестора. «Чтение о Борисе и Глебе». (Сравнительный анализ «Сказания…» и «Чтения…»).
| Знать: особенности жития как литературного жанра; как на фоне жития Иисуса Христа воспринимается рождение, крещение, деяния, моление, мученическая смерть первых русских святых – Бориса и Глеба; особенности «Сказания…», его высокую идейность, торжество христианского идеала – смирения, непротивления злу во имя единения родной земли; служение всего произведения патриотической идее. Уметь: при чтении жития Бориса и Глеба отмечать места – выдержки из Библии, уметь проводить ассоциативные параллели: Святополк – Каин, Борис и Глеб – Авель, Борис и Глеб – Христос. |
47 | Древнерусские афоризмы | Знать: значение понятия «афоризм», что уже в XI веке на Руси существовали сборники изречений («Стословец» Геннадия, например); как шло выделение из литератрных текстов афоризмов; наиболее известные афоризмы, дошедшие до нашего времени. Уметь: использовать при устных ответах древнерусские афоризмы; составлять их словарь. |
48 | Феодосий Печерский «Слово о терпении и любви, «Слово о терпении и о любви, и о посте» (Чтение отрывков). Литература к теме: ПЛДР-1, М., «Художественная литература», 1978. | Знать: краткие сведения о жизни игумена Киева Печерского монастыря Феодосия; содержание его « Слово…», проповедующих все тот же нравственный христианский идеал. Уметь: из уже известного «Слова о законе и благодати» и «Слова о любви…» находить общие черты этого жанра, делать анализ. |
49
50
| Владимир Мономах «Поучение». (Чтение и комментирование). Литература к теме: ПЛДР, 1, М., «Художественная литература», 1978; «Русская литература XI – XVIII вв.», М., «Художественная литература», 1988. Владимир Мономах «Письмо к Олегу Святославичу». Литература к теме: ПЛДР, 1, М., «Художественная литература», 1978. | Знать: время создания «Поучения» (XII в.), обращенного к детям; особенности поучения как литературного жанра; основную идею «Поучения» – призыв к единству Русской земли, что для иллюстрации своей идеи князь пользуется богословскими примерами; особенности жанра послания как литературного жанра, имеющего, проповеднический характер; о высокой нравственности Мономаха, который во имя единения Руси дает личный пример забвения обид. Уметь: в образцах личной переписки сосредоточить внимание на стиле общения, речевом этикете человека того времени. |
51 | Климент Смолятич. «Послание к Фоме». (Чтение и анализ отрывков). Литература к теме: ПЛДР, 1, 2, 3, М., «Художественная литература», 1978, 1980, 1981. | Знать: как в жанре послания автор реализует свои проповеднические идеи; как отразились христианские воззрения на личной переписке людей, на их речевом этикете. Уметь: использовать полученные сведения в ответах. |
52 | Кирилл Туровский. «Притча о человеческой душе и теле». (Чтение в сокращении). | Знать: как просматривается связь с Библией в каждом произведении нравственно-дидак-тической литературы; какие особенности имеет жанр притчи, почему русские книжники обращались к этому библейскому жанру; в чем суть жизни человека на земле в рассуждениях Кирилла Туровского. Уметь: делать сравнительный анализ притч Соломона, Христа и Кирилла Туровского. |
53 | Древнерусские княжеские уставы и грамоты XI – XIII вв. Литература к теме: Качалкин А. Н. «Жанры русского документа допетровской эпохи», ч. 1, М., 1988, стр. 3–4; Тихомиров М. Н. «Пособие для изучения «Русской Правды», М., 1953, см. «Устав Володимерь Всеволодича»; Тихомиров М. Н. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в.», М., 1960, стр. 192–193, см. «Церковный устав князя Владимира Святославича»; Епифанов П. П., Епифанова О. П. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века», М., «Просвещение», 1989, стр. 53–55; Янин В. Л. «Я послал тебе бересту…», М., 1965, стр. 38, 39, 45, 81. | Знать: как организует документ политическую, хозяйственную, культурную и иные роды деятельности; содержание наиболее известных уставов и грамот: «Устава Володимерь Всеволодича», «Церковного устава князя Владимира Святославича», «Договорной грамоты Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославичем», новгородских берестяных грамот. Уметь: при разборе документа охватить следующие вопросы: 1) время и место создания; 2) автор, его социалистический статус; 3) цель; 4) кому адресован; 5) содержание; 6) композиция документа; 7) язык (лексика, синтаксис); 8) идеалы и нравственные представления того времени. |
54 | Моисей Новгородский. «Поучение о присягах и клятвах». | Знать: особенности жанра поучения. Уметь: делать сравнительный анализ «Поучений…» разных авторов. |
55
56
57
58 | «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. Литература к теме: Дмитриев Л. А. «К вопросу об авторе «Слова о полку Игореве», «Русская литература», 1986, — 4. Патриотический пафос «Слова…», призыв к единению, к подчинению человека интересам единства Родины. Литература к теме: Лихачев Д. С. «Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси», М., 1979. Художественные образы «Слова о полку Игореве». Литература к теме: Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве», «Историко-литературный очерк», М., 1982. Монументальность «Слова…», его влияние на всю дальнейшую литературу. Литература к теме: Беленький Г. И., Николаев П. А. «Русская литература XI – XVIII вв.», М., «Художественная литература», 1988, стр. 6, 62–76, 433; Понырко Н. В. «Воинские повести Древней Руси», Л., Лениздат, 1985. | Знать: содержание гениального памятника русской литературы XII в., его художественные особенности, композиционное строение; как в «Слове…» нашли отражение формы народного творчества, славы (Баян поет славу Ярославу и Мстиславу), плачи (плач русских жен, плач Ярославны); как перекликается «Слово…» с летописями и другими произведениями, осуждающими княжеские раздоры. Уметь: анализировать «Слово…» как литературное произведение: тему, идею, художественные образы, художественные средства; составить словарь слов-архаизмов и афоризмов; использовать сведения в ответах. |
59
60 | Киево-Печерский патерик. Симон. «Послание к Поликарпу». (Чтение и комментирование). Симон «Слово о святых». (Чтение и комментирование). Литература к теме: Творогов О. В., «Литература Древней Руси», М., 1981; Понырко Н. В. «Повести Древней Руси XI – XII веков», Л., 1983, стр. 18–20, текст 475, 567; Лихачев Д. С. «Земля родная», М., 1983. | Знать: значение слова «патерик» (от патер – отец (греч.), русское название «Отечник»; что Киево-Печерский патерик – сборник рассказов о Киево-Печерском монастыре; краткое содержание (Симон упрекает Поликарпа в чрезмерном честолюбии, несовместимости с иноческим идеалом, а в подтверждении этого присоединяет девять (разных) рассказов о подвигах печерских иноков, ставших святыми (о Евстратии Постнике, о Никоне-черноризце, об Афанасии Затворнике, о Еразме-Черно-ризце и др.); как жанре посления, являющегося образцом личной переписки, проповедуется христианский идеал, и жизнь святых связана с жизнью Христа. Уметь: делать сравнительный анализ образцов личной переписки. |
61 | «Моление Даниила Заточника». (Чтение и комментирование отрывков). Литература к теме: «Памятники литературы Древней Руси» XII век, М., 1980. Составление и общая редакция Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева; Понырко Н. В. «Повести Древней Руси XI – XII вв.», Л., 1983, стр. 17, 420–428, 565. | Знать: особенности моления как жанра; особенности композиционного строения именно этого произведения, несколько необычного: состоит из ритмически организованных строф, которые распадаются на афоризмы, пословицы и рассуждения; особенности слова «Моления», его нарочитая грубость, пародии на Священное писание и при этом – серьезная мольба к богу о защите русских людей. Уметь: находить в «Молении Даниила Заточника» особенности, противоречащие жанру моления, видеть в этом поиск новых жанров в древнерусской литературе. |
62 | «Хождение Богородицы по мукам». (Чтение и комментирование отрывков). Литература к теме: «Памятники литературы Древней Руси. XIII в.», М., 1981. | Знать: содержание «Хождения» как произведения нравственно-дидактический литературы. Уметь: составить план ответа используя словарь древнерусских слов. |
63
64 | Древнерусская наука. (Чтение отрывков из «Физиолога». Литература к теме: «Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII в.». Под редакцией Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева, М., «Художественная литература», 1978. Кирик Новгородец «Учение о числах». | Знать: что научный текст – особая разновидность письменной словесности, имеющая свой принцип построения и свое содержание; что научные сочинения того времени представляли синтез науки и религиозного наставления; что в научных сочинениях сочетались реальные и фантастические представления; что даже математические и астрономические трактаты о летосчислении не были свободны от христианских наставлений. Уметь: сопоставлять отрывки из «Физиолога» и современных авторов, пишущих о животных, делая вывод о том, как далеко ушла научная мысль нашего времени. |
65 | Древнерусская история Х – XIII вв. (обобщающий очерк исторических событий по произведениям древнерусской литературы). | Знать: наиболее важные исторические события, нашедшие отражение в памятниках древнерусской литературы. Уметь: работать над хронологической историко-литератур-ной таблицей. |
66 | Православный катехизис по произведениям древнерусской литературы Х – XIII вв. | Знать: значение слова «катехизис», как зарождались православные обычаи, кто среди русских причислялся к лику святых и за что. |
67 | Поэтика древнерусской литературы Х – XIII вв. и образ русского Книжника. | Знать: что основная идея всей литературы Х – XIII вв.– нравственное очищение и единение русских людей во имя процветания Русской Земли; наиболее известных книжников и образ, который они создали в своих творениях, их жизненную позицию, представления о нравственности. |
68 | Урок – обобщение. | Уметь: составить устный рассказ на тему «Образ книжника». |
Учебное пособие к данному курсу: Рогачевская Е.Б.
«Древнерусская литература», Москва «Школа-Пресс», 1993 г.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА (литература)
-
Рождественский Ю. В. «Введение в общую филологию», М., 1979.
-
Карамзин Н. М. «История государства Российского», т. I, М., «Наука», 1989, «Предания веков», т. I, гл. IX
-
«Евангелие от Матфея», гл. 27, 28;
-
Аверинцев С. С. «Троица» – «Мифы народов мира», т. 2, стр. 527–528.
-
Понырко Н. В. «Повести Древней Руси», Л., 1983;
-
«Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века». Под ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. М., «Художественная литература», 1978 г.;
-
Еженедельник «Семья», № 27, 1988 г.
-
Дронов М. А. «О Библии и библейском учении», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 57;
-
Творогов О. В. «Литература Древней Руси в сегодняшней школе», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 52.
-
Костанян Н. Н. «Библия на уроках литературы», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 124–128)
-
Библия, любое издание.
-
Лихачев Д. С. «Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси», М., 1979.
-
Соловьев С. М. «Чтения и рассказы по истории России», М., 1989.
-
Тихомиров М. Н. «Пособие для изучения «Русской Правды»» , М., 1953, стр. 75–79;
-
Епифанов П. П., Епифанова О. П. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.», М., «Просвещение», 1989, стр. 19–34.
-
«Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века», М., «Художественная литература», 1978.
-
Качалкин А. Н. «Жанры русского документа допетровской эпохи», ч. 1, М., 1988, стр. 3–4;
-
Тихомиров М. Н. «Пособие для изучения «Русской Правды», М., 1953, см. «Устав Володимерь Всеволодича»;
-
Тихомиров М. Н. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в.», М., 1960, стр. 192–193, см. «Церковный устав князя Владимира Святославича»;
-
Янин В. Л. «Я послал тебе бересту…», М., 1965, стр. 38, 39, 45, 81.