МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»

МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107

«ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА»

Рабочая программа

по курсу словесности в 6 классе

подготовила

Манцыгина Элеонора Геннадьевна

учитель русского языка и литературы

Ростов – на – Дону

2012г.

Раздел «Древнерусская письменная словесность Х – XIII вв.»

6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вступление Древней Руси на путь мировой цивилизации выражается в сложении письменности, в приобщении к мировой письменной культуре, в возникновении и развитии самобытной письменной словесности во всех ее видах и разновидностях. Поэтому так интересен курс «Древнерусская письменная словесность Х – XIII вв.». ведь Х век – время принятия христианства, которое сыграло большую роль в духовном движении русского народа.

Учащиеся знакомятся с изменением мировоззрения народа от культа Природы и Предков к новым представлениям о происхождении Вселенной.

Программа 6 класса охватывает три века. Она знакомит учащихся с древнерусской письменной культурой, представленной переводом Священного писания, летописями, сказаниями, поучениями, молениями, житиями, а также знакомит с типами документов этого времени, с образцами учительного и торжественного красноречия с законами, с наукой.

Учащиеся должны уяснить, что литературное произведение живет во времени – в прошлом, будущем и настоящем. В прошлом его истоки, в будущем – традиции.

Среди наиболее важных источников литературы Древней Руси – Библия. Без ее знания невозможно понять всю русскую литературу, которая буквально пронизана библейскими сюжетами и идеалами.

Знакомство с жанрами древнерусской литературы позволяет понять сущность современных жанров, их особенности, что повышает филологическое образование учащихся.

Курс вызывает у учащихся познавательный интерес к родной культуре. Так же, как и курс «Народной словесности», курс ведется факультативно. Программа данного курса у Н. Н. Костанян рассчитана на 101 час, но с учетом специфики преподавания мы сократили его до 68 часов. Материал курса изучается учащимися достаточно легко. Все тексты изучаются в переводе с обращением к древнерусскому подлиннику. Существенно обогащается словарный запас языка ребят, что позволяет сделать речь более выразительной.

Курс дает возможность понять значимость письменной словесности в культуре народа, ведь письменные произведения отражают взгляды, нравственность, творческие возможности народа.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования в области «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.

  2. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).

  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Филология. 5-9 классы. «Дрофа». Москва. 2007-2009.

  4. Региональный компонент стандарта общего образования.

  5. Школьный компонент стандарта общего образования.

  6. Закон об образовании РФ.

  7. Учебный план МБОУ СОШ №107 на 2011-2012 учебный год.

СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Кол-во часов

1

Введение в курс письменной словесности

9

2

Основные представления о Библии и библейских книгах (Ветхий завет)

10

3

Новый завет

15

4

Древнерусская письменная словесность XXIIIвеков

34

Количество часов по развитию речи

4

Общее количество часов

68

Количество часов в неделю

2

Часть I

Введение в курс письменной словесности

(9 часов)

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

1

Вводный урок.

Письменная словесность в ее видах и разновидностях.

Литература к теме:

Рождественский Ю. В. «Введение в общую филологию», М., 1979.

Знать: основные цели и задачи курса письменной словесности, продолжающего курс устной народной словесности; что вступление Древней Руси на путь мировой цивилизации выражается в сложении письменности, в приобщении к мировой письменной культуре, в возникновении и развитии самобытной письменной словесности во всех ее видах и разновидностях; краткую классификацию видов и разновидностей письменной словесности.

Уметь: сопоставлять понятия «письменная» и «устная» словесность; находить общие и отличительные черты в каждом курсе; делать вывод о важности письменности для любого государства.

2

3

Христианство на Руси (общие сведения).

Н. М. Карамзин о Владимире Святом (краткие сведения о династии Рюриковичей).

Литература к теме:

Карамзин Н. М. «История государства Российского», т. I, М., «Наука», 1989, стр. 144–163.

Карамзин Н. М. «Предания веков», т. I, гл. IX, стр. 107;

«Евангелие от Матфея», гл. 27, 28;

Аверинцев С. С. «Троица» – «Мифы народов мира», т. 2, стр. 527–528.

Знать: историческую и культурную жизнь Руси в Х веке к моменту принятия христианства; роль в этой жизни династии Рюриковичей; какую роль сыграло массовое крещение россиян в духовном движении русского народа; как изменилось мировоззрение народа от культа Природы и Предков к новым представлениям о происхождении Вселенной, об истории рода человеческого; общее представление о христианстве – религии, в основе которой лежит вера в Иисуса Христа; знать смысл Троицы (три лица Божества: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух); деяния Владимира Святого на основе сведений Н. М. Карамзина.

Уметь: использовать полученные сведения в монологических ответах; обосновать логическую необходимость перехода от многобожия любого крупного государства, стремящегося к усилению центральной власти и объединению земель.

4

Создание письменности на Руси.

Литература к теме:

Понырко Н. В. «Повести Древней Руси», Л., 1983;

«Повесть временных лет», стр. 134–135.

Знать: время создания славянской письменности и появления письменности на Руси; славянские азбуки – кириллицу и глаголицу; связь староболгарской письменности с древнерусской.

Уметь: сопоставлять кириллицу с современной азбукой; в этом изменении видеть закономерность изменения устной и письменной речи и делать вывод, что язык – явление развивающееся.

5

Знакомство с жизнью и деятельностью славянских просветителей Кирилла и Мефодия.

«Житие Кирилла»

«Житие Мефодия»

(Чтение и комментирование «Житий»).

Литература к теме:

«Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века». Под ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. М., «Художественная литература», 1978 г.;

еженедельник «Семья», № 27, 1988 г.

Знать: что деятельность славянских, просветителей Кирилла и Мефодия сыграла большую роль не только в развитии славянской письменности, но и в духовном единении всей славянской литературы; что отличительной особенностью всех восточнославянских (русской, украинской и белорусской) литератур является принадлежащая Кириллу и Мефодию мысль о единстве человечества и ответственности каждого народа в общечеловеческом устроении к просвещении.

Уметь: на основе прочитанных отрывков делать вывод о том, что цель любого человека – служение своему народу; использовать полученные знания в ответах-рассуж-дениях.

6

Сказание черноризца Храбра. «О письменах».

(Чтение и комментирование отрывков).

Литература к теме:

«Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века». М., «Художественная литература», 1978.

Знать: что древнерусские книжники придавали большое значение развитию письменности на Руси.

Уметь: по прочитанным текстам представить духовный облик автора, его мировоззрение, понятие о нравственности.

7

Виды письменной словесности: нумизматика, сфрагистика, эпиграфика, палеография.

Литература к теме:

Рождественский Ю. В. «Введение в общую филологию», М., 1979.

Знать: классификацию видов и разновидностей письменной словесности по Ю. В. Рождественскому; что в курсе «Древнерусская письменная словесность» будут изучаться палеографические тексты во всех их разновидностях; в чем состоит труд палеографа: определение характера рукописи, ее происхождения по времени и месту написания, изучение материала и орудия письма и т. д.; что надписи на монетах, рисунки печатей тоже источники письменных сведений о культуре данного общества.

Уметь: используя схему классификации видов словесности, давать краткую характеристику каждому из них.

8

9

Функционирование письменных текстов в культуре.

Институты функционирования письменных текстов (почта – канцелярия – хранилище – школа).

Литература к теме:

Рождественский Ю. В. «Введение в общую филологию», М., 1979.

Знать: что возникновение письменности создает возможность для закрепления, накопления, хранения, отбора, совершенствования и обмена культурных текстов; что обеспечить обращение письменной речи призваны четыре института: почта, канцелярия, хранилища текстов (библиотека, архив, музей), школа; что с функционированием письменной речи растет количество грамотных людей.

Уметь: используя полученные знания определять, в каком институте будет функционировать тот или иной вид (разновидность) словесности: (почта – личные письма, документы, музей – документы, рукописные книги и т. д.).

10

Библейские книги.

Литература к теме:

Дронов М. А. «О Библии и библейском учении», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 57;

Творогов О. В. «Литература Древней Руси в сегодняшней школе», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 52.

Знать: наиболее распространенные библейские книги; книги Нового завета – Евангелия, Апостольские послания, Деяния, книги Ветхого завета – Псалтири, Пятикнижие (книги Иисуса Навина, Судей, четыре книги Царств, книги Руфь и Иудифь)).

Уметь: составлять рабочий словарь новых слов, использовать полученные знания в монологических ответах.

11

Библия. Общие сведения о Ветхом завете и Новом завете.

Литература к теме:

Костанян Н. Н. «Библия на уроках литературы», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 124–128)

Дронов М. А. «О Библии и библейском учении», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 59–61.

Знать: основные понятия (библия, завет, Евангелие); что Библия – один из первых текстов (переводных), представляющих этнологические сочинения, этико-юридические, историко-политические и др. сочинения; что Ветхий завет – это история испытаний людей от Сотворения мира до прихода Мессии Иисуса Христа (50 книг); что Новый завет знакомит с (27 книг) жизнью Христа; что Библия – это и религиозное учение, и этико-юридический источник, и историческое, и литературное произведение.

Уметь: использовать в ответах сведения о Ветхом и Новом завете, раскрывая значение этих слов, понятий.

Ветхий завет

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

12

Сотворение мира.

Литература к теме:

Библия, любое издание.

Знать: как объясняет Библия происхождение мира и человека.

Уметь: сопоставлять легенды о происхождении мира у греков, индусов, египтян, христианскую версию и научную трактовку.

13

Жизнь первых людей в раю. Грехопадение.

Литература к теме:

Библия, любое издание.

Знать: как объясняет христианская религия наличие пороков в человеке, происхождение добра (Авель) и зла (Каин) в людях; почему, по христианской догме женщина – существо более низкого порядка.

Уметь: видеть в библейских текстах мысль о том, что Бог всемогущ, он прощает и наказывает; опровергать и подтверждать этот тезис примерами

из жизни.

14

Потоп. Ной и его сыновья. Радуга – завет Бога с человеком. Вавилонская башня.

Литература к теме:

Библия, любое издание.

Знать: легенду о том, как наказываются грешники и спасается праведник, как объясняет Библия радугу после дождя, как ее объясняют законы физики; как объясняет Библия происхождение трех рас: монголоидной (от Сима); негроидной (от Хама); европейской (от Иафета); множества разных языков.

Уметь: сопоставлять научные и религиозные взгляды на данные явления (расы, языки, радуга, потоп, происхождение видов животных).

15

Авраам и его потомство.

Литература к теме:

см. Библию, «Книга Бытия», любое издание.

Знать: историю праведника Авраама, не пожалевшего сына для Бога, получившего обещание, что в его потомстве родится Спаситель, историю Иакова и Исава; откуда израильский народ получил свое название (Израил – борющийся с богом).

Уметь: видеть в библейских историях три позиции религиозно-этического поведения верующего: его отношение к Богу, к самому себе, к людям.

16

Моисей и его потомство. Десять заповедей.

Литература к теме:

Библия, любое издание.

Знать: что по древнейшим традициям Моисей – писатель первых книг Ветхого завета; что через Моисея были даны 10 заповедей, до сих пор являющиеся источником нравственного идеала; как выведены были евреи из Египта.

Уметь: сопоставлять современные представления о нравственности с заповедями Моисея; объяснять некоторые библейские сюжеты с научной точки зрения (волны расступившегося моря, манна небесная, источник из камня).

17

«Скиния собрания».

Литература к теме:

Библия, любое издание.

Знать: какими были первые храмы, посвященные Богу, их устройство («Святая святых» и т. п.); какие жертвы приносились Богу.

Уметь: сопоставлять некоторые языческие обряды с начальными религиозными (принесение жертв, зажжение огня); видеть их принципиальное отличие.

18

Давид. Псалтирь.

(Чтение и комментирование псалмов).

Литература к теме:

Библия, любое издание.

Знать: историю пастушка Давида, ставшего царем Израиля, победившего Голиафа верой в Бога, слагавшего псалмы в честь Бога, что псалом – хвалебная песня Богу за его милости к людям; создателя Псалтири – сборника песен.

Уметь: анализировать псалмы как художественное произведение; при чтении вслух нескольких стихотворных произведений определять псалам, его основные признаки.

19

Соломон. «Притчи Соломоновы».

(Чтение и комментирование).

Храм Божий, построенный Соломоном.

Литература к теме:

Библия, любое издание.

Знать: содержание историй, связанных с царем Соломоном, который был известен своей мудростью; содержание поучительных историй – притч, художественные особенности притчи как литературного произведения; назначение и устройство Храма Божьего, его отличие от «Скинии собрания».

Уметь: делать, художественный анализ притч как литературных произведений (тема, идея, образы, художественные средства); сочинять поучительный рассказ в виде притчи; сравнивать устройство и назначение «Скинии собрания» и Храма Божьего.

20

Пророки Божьи: Илия, Исаия, Иеремия, Даниил, Иона, пророчества о пришествии Мессии.

(Чтение и анализ 53 главы «Книги пророка Исаии»).

Литература к теме:

см. Библию, любое издание.

Знать: что обозначает понятие «пророк» – человек, устами которого бог сообщает людям свои откровения; дела и книги, написанные пророками; поучительные истории, связанные с жизнью пророков (например, история Ионы, попавшего во чрево кита); как в пророчествах выразилась основная идея о пришествии Мессии; пророчество Исаии (VII в. до Рождества Христова); о том, что Мессия будет царем, пророком и первосвященником Израиля.

Уметь: делать сравнительный анализ различных пророчеств, отмечая их общие и отличительные черты.

21

22

Развитие речи.

Сочинение:

«История еврейского народа от Сотворения мира до прихода Мессии Иисуса Христа в историях, притчах Ветхого завета».

Знать: особенности построения сочинения повествовательного типа с элементами рассуждения.

Уметь: использовать сравнительный анализ, художественные средства, цитаты из историй Ветхого завета в сочинении.

Новый завет

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

23

Рождение Иоанна Крестителя. Рождение Иисуса Христа.

Литература к теме:

см. «Книгу жизни», стр. 1–6;

Библию, любое издание;

«Евангелие от Матфея», любое издание.

Знать: место и время рождения Иоанна Крестителя, историю его отца Захарии и предсказание о рождении Иисуса!; Историю рождения Иисуса Христа и его жизни до 30 лет.

Уметь: сравнивать пророчества о рождении Иисуса Христа и сведения, сообщенные Евангелием.

24

Крещение Иисуса Христа. Искушения Иисуса Христа.

Литература к теме:

«Книга жизни», стр. 7–9;

«Евангелие от Матфея»;

«Библия», любое издание.

Знать: начало и первый год служения Иисуса Христа.

Уметь: использовать полученные знания в ответах; сравнивать существующий обряд крещения с обрядом крещений Иоанна Крестителя, находить общие черты (река – купель).

25

Двенадцать учеников Иисуса Христа. Иисус проповедует народу.

Литература к теме: см. «Книгу жизни», стр. 10–13.

Знать: имена первых учеников Иисуса; первые чудеса Иисуса (превращение воды в вино), начало проповеднической деятельности в Капернауме в синагогах, дальнейшие деяния Иисуса (исцеление людей, больных проказой, параличом).

Уметь: излагать текст повествовательного типа (на основе прочитанного).

26

27

Нагорная проповедь Иисуса Христа – нравственный идеал христианской жизни.

(Чтение и комментирование).

Литература к теме:

«Книга жизни», стр. 19–23.

Знать: девять заповедей блаженства, в которых заключено нравственное учение Спасителя и идеал христианской жизни; притчи Иисуса.

Уметь: установить четкое соотношение новозаветного учения с десятью заповедями пророка Моисея и основами законодательства в современном государстве.

28

Деяния Иисуса Христа. Въезд Иисуса в Иерусалим. Иисус говорит о будущем.

Литература к теме:

«Книга жизни», стр. 33–56, стр. 57–72.

Знать: наиболее известные деяния Иисуса (исцеление слуги римского офицера, воскрешение сына вдовы, усмирение шторма, исцеление одержимого, воскрешение девочки, исцеление слепых и немого); притчи Иисуса о сеятеле, светильнике, о семени, о сорняках, о рыболовной сети; предсказания Иисуса о конце света; об огромных страданиях и о том, что Сын Человеческий придет спасти людей.

29

Тайная вечеря. Молитва в Гефсимании.

Литература к теме:

«Книга жизни», стр. 72–74.

Знать: предсказания Иисуса о предательстве Иуды во время вечери; откуда в христианской религии пошли понятия «хлеб – тело Господа, вино – его кровь»; смысл молитвы в Гефсимании («на все воля Божья»).

Уметь: используя полученные сведения, составлять план-конспект биографии Иисуса Христа.

30

Иисус перед Пилатом. Распятие Иисуса Христа.

Литература к теме:

«Книга жизни», стр. 75–76.

Знать: как был осужден Иисус Христос, каким мучениям подвергался, как был распят на Голгофе и умер.

Уметь: составлять рассказ о жизни Иисуса согласно Евангелию.

31

Погребение, воскресение и вознесение Иисуса. Обращение к ученикам. Излияние святого духа на учеников.

Литература к теме:

«Книга жизни», стр. 78–84.

Знать: как прошли последние сорок дней после смерти Иисуса, как в прощальной беседе с учениками Христос повелел идти и проповедовать им; как на учеников, снизошел Святой Дух и стали они владеть всеми языками и говорить о великих делах на родных языках людей.

Уметь: используя хронологическую таблицу жизни Христа, составить рассказ о жизни и деятельности этой личности; анализировать все изученное на предмет вымысла или правды.

32

Урок-зачет по содержанию Нового завета.

Знать: основные положения Нового завета.

Уметь: работать с картой, находить на ней конкретные географические местности: Иерусалим, Иудея, Иерихон, Вифлеем, Назарет, Гефсимания, река Иордан, Ниневия, Египет, Рим, Палестина и т. д.

33

Библия как ключевой текст русской культуры.

Литература к теме:

Костанян Н. Н. «Библия на уроке литературы», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 126–127;

Рождественский Ю. В. «Введение в общую филологию», М., 1979, стр. 85.

Знать: что мировоззрение, которое изложено в Библии лежит в основе христианской культуры; что приобщение к мировой письменной культуре для Древней Руси связано с переписыванием и переводом Библии; что Библия является литературным памятником, легшим в основу всей письменной словесной культуры; что в Библии есть начала многих литературных жанров.

Уметь: делать обобщение о роли Библии в культуре Древней Руси, ее литературе.

34

Устройство христианского храма и христианские обряды.

(Урок проводится после экскурсии в собор или церковь).

Знать: устройство храма; о том, как проходит богослужение, кто его совершает; важнейшие праздники Православной церкви; наиболее известные обряды Православной церкви.

Уметь: составить рассказ-описание одного из известных обрядов (крещения, венчания и т. д.); используя репродукции христианского храма и католического костела, отличать различие во внешнем и внутреннем устройстве; сравнивать христианский храм с мусульманской мечетью, индусским храмом, отмечая их общность (величие, размеры) и различие (архитектура, внутреннее устройство, скульптура, живопись в храмах).

Древнерусская письменная словесность Х – XIII вв.

(34 часа)

урока

Тема урока

В результате изучения темы

учащиеся должны

35

36

«Повесть временных лет» – летописный памятник, созданный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором около 1113 г.

(Чтение и комментирование).

Литература к теме:

Лихачев Д. С. «Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси», М., 1979.

Творогов О. В. «Литература Древней Руси», М., 1981;

Понырко Н. В. «Повести Древней Руси XIXII веков», Л., 1983, стр. 11–12, стр. 524.

Знать: что в основу «Повести…» положен Начальный летописный свод (1093–1095 гг.), дополненный переводной византийской хроникой Георгия Амартола, договорами русских князей с Византией, народными сказаниями и собственными рассказами Нестора; что «Повесть…» для своего времени представляла своеобразную историческую энциклопедию, из которой можно было узнать о происхождении славянской азбуки, об основах христианской религии, легенды о русских князьях, исторические события; легенду о происхождении и расселении славян, о пришествии варягов на Русь, о вещем Олеге, о княгине Ольге, о Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеди, о крещении Руси.

Уметь: в летописном произведении находить особенности литературного произведения: единую идею, построение, художественную целостность.

37

38

Летописи как исторический источник для сочинений Н. М. Карамзина и С. М. Соловьева.

Летописи как литературные произведения.

Литература к теме:

Карамзин Н. М. «История государства Российского», т. 1, М., «Наука», 1989, стр. 23–28;

Соловьев С. М. «Чтения и рассказы по истории России», М., 1989.

Знать: наиболее известные летописные своды: Лаврентьевскую летопись (1377 г), Радзивилловскую, Московско-Академическую летописи (начало XV в.), Ипатьевскую (XV, XVIXVII вв.), сведения из которых использовались в сочинениях известных историков; какие исторические факты использовали Карамзин и Соловьев в своих трудах и почему; почему летописи являются литературными произведениями (не только бесстрастное изложение фактов, но и поэтический колорит, единство замысла и т. д.).

Уметь: делать сравнительный анализ прочитанных отрывков из летописи и из работ историков; делать логический вывод о ценности летописей как исторических источников и литературных произведений.

39

40

«Русская Правда» Ярослава Мудрого – первый юридический документ.

Гражданское, уголовное и наследственное право, представленное в «Русской Правде».

(Чтение и комментирование статей).

Литература к теме:

Тихомиров М. Н. «Пособие для изучения «Русской Правды»» , М., 1953, стр. 75–79;

Епифанов П. П., Епифанова О. П. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.», М., «Просвещение», 1989, стр. 19–34.

Знать: деяния Ярослава Мудрого как просветителя и первого русского законодателя; время создания этого документа, служившего законодательным руководством и отражавшего раннефеодальные отношения, что выражалось в одинаковой плате за убийство людей независимо от социального положения, в праве на кровную месть и т. п.; что «Правда Роська» была продолжена «Правдой Ярославичей» и «Русской Правдой Пространной редакции»; как изменялись законы с развитием феодальных отношений.

Уметь: определять жанрово-стилевые особенности документа, культурно-историческую значимость документа, его влияние на стиль жизни людей.

41

42

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона.

(Чтение и комментирование отрывков).

Литература к теме:

Понырко Н. В. «Повести Древней Руси XIXII веков», Л., 1983, стр. 8;

«Изборник. Повести Древней Руси», М., «Художественная литература», 1986, под ред. Л_ А. Дмитриева и Н. В. Понырко.

Знать: особенности жанра древнерусской словесности – слова; что «Слово…» Илариона, – это богословский трактат, излагающий и изъясняющий христианское учение и сочинение человека, думающего о счастье родного народа; что митрополит Иларион – первый русский митрополит, поставленный Ярославом Мудрым; что «Слово…» говорит о месте Руси во всемирной истории; что «Слово…» – образец мирового ораторского искусства.

Уметь: характеризовать «Слово…» как литературное произведение, отмечая его последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмическую организацию речи, разнообразие образов.

(Эти особенности анализируются вместе с учителем).

43

Митрополит Иларион – «Молитва», «Исповедание веры».

(Чтение отрывков).

Литература к теме:

«Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века», М., «Художественная литература», 1978.

Знать: особенности жанра древнерусской словесности – молитвы; как в сочинениях Илариона выражается забота о процветании русского народа, просьба к Спасителю «умудрить боляр» и помочь всем людям земли Русской.

Уметь: давать характеристики уже изученным жанрам.

44

Иаков мних. «Память и похвала князю русскому Владимиру».

(Чтение отрывков).

Знать: основные мысли произведения Иакова мниха, который, ставит вечный вопрос – вера в чудо или вера в дела, творимые человеком; почему Иаков славит Владимира.

Уметь: сравнивать идеал христианской жизни, выдвинутый Иаковом мнихом и его первоисточник – Нагорную проповедь Христа; рассуждать на тему актуальности этого идеала для современного человека.

45

46

«Сказание о Борисе и Глебе».

(Чтение и комментирование отрывков).

Литература к теме:

«Памятники литературы Древней Руси. Начало литературы. XI – начало XII века», М., «Художественная литература», 1978.

Сочинение преподобного Нестора. «Чтение о Борисе и Глебе».

(Сравнительный анализ «Сказания…» и «Чтения…»).

Знать: особенности жития как литературного жанра; как на фоне жития Иисуса Христа воспринимается рождение, крещение, деяния, моление, мученическая смерть первых русских святых – Бориса и Глеба; особенности «Сказания…», его высокую идейность, торжество христианского идеала – смирения, непротивления злу во имя единения родной земли; служение всего произведения патриотической идее.

Уметь: при чтении жития Бориса и Глеба отмечать места – выдержки из Библии, уметь проводить ассоциативные параллели: Святополк – Каин, Борис и Глеб – Авель, Борис и Глеб – Христос.

47

Древнерусские афоризмы

Знать: значение понятия «афоризм», что уже в XI веке на Руси существовали сборники изречений («Стословец» Геннадия, например); как шло выделение из литератрных текстов афоризмов; наиболее известные афоризмы, дошедшие до нашего времени.

Уметь: использовать при устных ответах древнерусские афоризмы; составлять их словарь.

48

Феодосий Печерский «Слово о терпении и любви, «Слово о терпении и о любви, и о посте»

(Чтение отрывков).

Литература к теме:

ПЛДР-1, М., «Художественная литература», 1978.

Знать: краткие сведения о жизни игумена Киева Печерского монастыря Феодосия; содержание его « Слово…», проповедующих все тот же нравственный христианский идеал.

Уметь: из уже известного «Слова о законе и благодати» и «Слова о любви…» находить общие черты этого жанра, делать анализ.

49

50

Владимир Мономах «Поучение».

(Чтение и комментирование).

Литература к теме:

ПЛДР, 1, М., «Художественная литература», 1978;

«Русская литература XIXVIII вв.», М., «Художественная литература», 1988.

Владимир Мономах «Письмо к Олегу Святославичу».

Литература к теме:

ПЛДР, 1, М., «Художественная литература», 1978.

Знать: время создания «Поучения» (XII в.), обращенного к детям; особенности поучения как литературного жанра; основную идею «Поучения» – призыв к единству Русской земли, что для иллюстрации своей идеи князь пользуется богословскими примерами; особенности жанра послания как литературного жанра, имеющего, проповеднический характер; о высокой нравственности Мономаха, который во имя единения Руси дает личный пример забвения обид.

Уметь: в образцах личной переписки сосредоточить внимание на стиле общения, речевом этикете человека того времени.

51

Климент Смолятич. «Послание к Фоме».

(Чтение и анализ отрывков).

Литература к теме:

ПЛДР, 1, 2, 3, М., «Художественная литература», 1978, 1980, 1981.

Знать: как в жанре послания автор реализует свои проповеднические идеи; как отразились христианские воззрения на личной переписке людей, на их речевом этикете.

Уметь: использовать полученные сведения в ответах.

52

Кирилл Туровский. «Притча о человеческой душе и теле».

(Чтение в сокращении).

Знать: как просматривается связь с Библией в каждом произведении нравственно-дидак-тической литературы; какие особенности имеет жанр притчи, почему русские книжники обращались к этому библейскому жанру; в чем суть жизни человека на земле в рассуждениях Кирилла Туровского.

Уметь: делать сравнительный анализ притч Соломона, Христа и Кирилла Туровского.

53

Древнерусские княжеские уставы и грамоты XIXIII вв.

Литература к теме:

Качалкин А. Н. «Жанры русского документа допетровской эпохи», ч. 1, М., 1988, стр. 3–4;

Тихомиров М. Н. «Пособие для изучения «Русской Правды», М., 1953, см. «Устав Володимерь Всеволодича»;

Тихомиров М. Н. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в.», М., 1960, стр. 192–193, см. «Церковный устав князя Владимира Святославича»;

Епифанов П. П., Епифанова О. П. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века», М., «Просвещение», 1989, стр. 53–55;

Янин В. Л. «Я послал тебе бересту…», М., 1965, стр. 38, 39, 45, 81.

Знать: как организует документ политическую, хозяйственную, культурную и иные роды деятельности; содержание наиболее известных уставов и грамот: «Устава Володимерь Всеволодича», «Церковного устава князя Владимира Святославича», «Договорной грамоты Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославичем», новгородских берестяных грамот.

Уметь: при разборе документа охватить следующие вопросы:

1) время и место создания;

2) автор, его социалистический статус;

3) цель;

4) кому адресован;

5) содержание;

6) композиция документа;

7) язык (лексика, синтаксис);

8) идеалы и нравственные представления того времени.

54

Моисей Новгородский. «Поучение о присягах и клятвах».

Знать: особенности жанра поучения.

Уметь: делать сравнительный анализ «Поучений…» разных авторов.

55

56

57

58

«Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы.

Литература к теме:

Дмитриев Л. А. «К вопросу об авторе «Слова о полку Игореве», «Русская литература», 1986, — 4.

Патриотический пафос «Слова…», призыв к единению, к подчинению человека интересам единства Родины.

Литература к теме:

Лихачев Д. С. «Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси», М., 1979.

Художественные образы «Слова о полку Игореве».

Литература к теме:

Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве», «Историко-литературный очерк», М., 1982.

Монументальность «Слова…», его влияние на всю дальнейшую литературу.

Литература к теме:

Беленький Г. И., Николаев П. А. «Русская литература XIXVIII вв.», М., «Художественная литература», 1988, стр. 6, 62–76, 433;

Понырко Н. В. «Воинские повести Древней Руси», Л., Лениздат, 1985.

Знать: содержание гениального памятника русской литературы XII в., его художественные особенности, композиционное строение; как в «Слове…» нашли отражение формы народного творчества, славы (Баян поет славу Ярославу и Мстиславу), плачи (плач русских жен, плач Ярославны); как перекликается «Слово…» с летописями и другими произведениями, осуждающими княжеские раздоры.

Уметь: анализировать «Слово…» как литературное произведение: тему, идею, художественные образы, художественные средства; составить словарь слов-архаизмов и афоризмов; использовать сведения в ответах.

59

60

Киево-Печерский патерик. Симон. «Послание к Поликарпу».

(Чтение и комментирование).

Симон «Слово о святых».

(Чтение и комментирование).

Литература к теме:

Творогов О. В., «Литература Древней Руси», М., 1981;

Понырко Н. В. «Повести Древней Руси XIXII веков», Л., 1983, стр. 18–20, текст 475, 567;

Лихачев Д. С. «Земля родная», М., 1983.

Знать: значение слова «патерик» (от патер – отец (греч.), русское название «Отечник»; что Киево-Печерский патерик – сборник рассказов о Киево-Печерском монастыре; краткое содержание (Симон упрекает Поликарпа в чрезмерном честолюбии, несовместимости с иноческим идеалом, а в подтверждении этого присоединяет девять (разных) рассказов о подвигах печерских иноков, ставших святыми (о Евстратии Постнике, о Никоне-черноризце, об Афанасии Затворнике, о Еразме-Черно-ризце и др.); как жанре посления, являющегося образцом личной переписки, проповедуется христианский идеал, и жизнь святых связана с жизнью Христа.

Уметь: делать сравнительный анализ образцов личной переписки.

61

«Моление Даниила Заточника».

(Чтение и комментирование отрывков).

Литература к теме:

«Памятники литературы Древней Руси» XII век, М., 1980. Составление и общая редакция Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева;

Понырко Н. В. «Повести Древней Руси XIXII вв.», Л., 1983, стр. 17, 420–428, 565.

Знать: особенности моления как жанра; особенности композиционного строения именно этого произведения, несколько необычного: состоит из ритмически организованных строф, которые распадаются на афоризмы, пословицы и рассуждения; особенности слова «Моления», его нарочитая грубость, пародии на Священное писание и при этом – серьезная мольба к богу о защите русских людей.

Уметь: находить в «Молении Даниила Заточника» особенности, противоречащие жанру моления, видеть в этом поиск новых жанров в древнерусской литературе.

62

«Хождение Богородицы по мукам».

(Чтение и комментирование отрывков).

Литература к теме:

«Памятники литературы Древней Руси. XIII в.», М., 1981.

Знать: содержание «Хождения» как произведения нравственно-дидактический литературы.

Уметь: составить план ответа используя словарь древнерусских слов.

63

64

Древнерусская наука.

(Чтение отрывков из «Физиолога».

Литература к теме:

«Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII в.». Под редакцией Л. А. Дмитриева и Д. С. Лихачева, М., «Художественная литература», 1978.

Кирик Новгородец «Учение о числах».

Знать: что научный текст – особая разновидность письменной словесности, имеющая свой принцип построения и свое содержание; что научные сочинения того времени представляли синтез науки и религиозного наставления; что в научных сочинениях сочетались реальные и фантастические представления; что даже математические и астрономические трактаты о летосчислении не были свободны от христианских наставлений.

Уметь: сопоставлять отрывки из «Физиолога» и современных авторов, пишущих о животных, делая вывод о том, как далеко ушла научная мысль нашего времени.

65

Древнерусская история Х – XIII вв. (обобщающий очерк исторических событий по произведениям древнерусской литературы).

Знать: наиболее важные исторические события, нашедшие отражение в памятниках древнерусской литературы.

Уметь: работать над хронологической историко-литератур-ной таблицей.

66

Православный катехизис по произведениям древнерусской литературы Х – XIII вв.

Знать: значение слова «катехизис», как зарождались православные обычаи, кто среди русских причислялся к лику святых и за что.

67

Поэтика древнерусской литературы Х – XIII вв. и образ русского Книжника.

Знать: что основная идея всей литературы Х – XIII вв.– нравственное очищение и единение русских людей во имя процветания Русской Земли; наиболее известных книжников и образ, который они создали в своих творениях, их жизненную позицию, представления о нравственности.

68

Урок – обобщение.

Уметь: составить устный рассказ на тему «Образ книжника».

Учебное пособие к данному курсу: Рогачевская Е.Б.

«Древнерусская литература», Москва «Школа-Пресс», 1993 г.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА (литература)

  1. Рождественский Ю. В. «Введение в общую филологию», М., 1979.

  2. Карамзин Н. М. «История государства Российского», т. I, М., «Наука», 1989, «Предания веков», т. I, гл. IX

  3. «Евангелие от Матфея», гл. 27, 28;

  4. Аверинцев С. С. «Троица» – «Мифы народов мира», т. 2, стр. 527–528.

  5. Понырко Н. В. «Повести Древней Руси», Л., 1983;

  6. «Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века». Под ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачева. М., «Художественная литература», 1978 г.;

  7. Еженедельник «Семья», № 27, 1988 г.

  8. Дронов М. А. «О Библии и библейском учении», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 57;

  9. Творогов О. В. «Литература Древней Руси в сегодняшней школе», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 52.

  10. Костанян Н. Н. «Библия на уроках литературы», «Литература в школе», № 2, 1990, стр. 124–128)

  11. Библия, любое издание.

  12. Лихачев Д. С. «Великое наследие: Классические произведения литературы Древней Руси», М., 1979.

  13. Соловьев С. М. «Чтения и рассказы по истории России», М., 1989.

  14. Тихомиров М. Н. «Пособие для изучения «Русской Правды»» , М., 1953, стр. 75–79;

  15. Епифанов П. П., Епифанова О. П. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в.», М., «Просвещение», 1989, стр. 19–34.

  16. «Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века», М., «Художественная литература», 1978.

  17. Качалкин А. Н. «Жанры русского документа допетровской эпохи», ч. 1, М., 1988, стр. 3–4;

  18. Тихомиров М. Н. «Пособие для изучения «Русской Правды», М., 1953, см. «Устав Володимерь Всеволодича»;

  19. Тихомиров М. Н. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XV в.», М., 1960, стр. 192–193, см. «Церковный устав князя Владимира Святославича»;

  20. Янин В. Л. «Я послал тебе бересту…», М., 1965, стр. 38, 39, 45, 81.

22

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here