МБОУ «Погромская средняя общеобразовательная школа им. А.Д.Бондаренко Волоконовского района Белгородской области»
Рабочая программа
по учебному курсу «Литература»
7 класс (базовый уровень)
70 часов
подготовила
учитель русского языка и литературы
Морозова Алла Станиславовна
2013-2014 учебный год
Раздел II. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса МБОУ «Погромская СОШ» разработана на основе:
-
федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г.;
-
учебного плана МБОУ «Погромская СОШ» по осуществлению образовательной деятельности в 2013-2014 учебном году;
-
положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Погромская СОШ» от 10.11.2011г. №86;
-
инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области, Белгородского института развития образования «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных организациях Белгородской области» в 2013-2014 учебном году»;
-
авторской программы по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого. Москва, «Мнемозина», 2009.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, формы и средства контроля, перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Содержание и структура рабочей программы для 7 класса определяется целью изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и мировой литературы, развитие способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции.
Цель литературного образования определяет его задачи:
-
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
-
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
-
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
-
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании) и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-
овладение общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
-
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самоусовершенствовании.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
При изучении литературы второй группой на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Теоретико-литературные понятия, которыми необходимо овладеть учащимся 7 класса, включены в общие аннотации, поскольку освоение литературоведческой терминологии на этом этапе тесно связано с изучением и анализом конкретных произведений.
Главная идея рабочей программы по литературе для 7 класса: знакомство с проблемой художественного пространства и времени. Она раскрывается в произведениях об историческом прошлом, о современной писателям жизни и о будущем. Программа изучения литературы построена с учетом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса. Материал курса литературы в 7 классе располагается следующим образом: писатели о прошлом нашей Родины, писатели-классики о своём времени, запечатлённые мгновения, тема становления личности, содружество искусств, перекличка эпох, фантастика, тема будущего. В 7 классе учащиеся совершенствуют умение первых теоретических обобщений о характерах, особенностях изображения действующих лиц и окружающей их обстановки. Проводить наблюдения над языком произведений, выполнять определённые устные и письменные работы. Значительное место в программе отводится культуре речи. Сведения по культуре речи рассредоточены по всем разделам. Специально выделены часы на развитие культурологической связной речи. Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся.
Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе – расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников.
Чтение произведений зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.
Изменения, внесённые в авторскую учебную программу и их обоснование
В Рабочую программу введены часы на развитие связной речи (различные формы пересказа, чтение наизусть, инсценирование текста, сочинение сказок, пословиц, поговорок, басен, стихотворений, небольшие изложения, письменное высказывание по литературной или нравственно – этической проблеме) и на уроки внеклассного чтения с целью подготовки к выпускным экзаменам и предметным олимпиадам. В связи с рекомендациями инструктивно-методического письма о преподавании литературы в 2013-2014 учебном году с целью подготовки к выпускным экзаменам, предметным олимпиадам введено тестирование как форма контроля знаний, умений и навыков и анализ лирического и прозаического текста. Предусмотрено (общее представление) для учащихся знакомство с литературой писателей и поэтов Белгородской области.
Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:
Учебник: Литература. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в двух частях. Автор: Г.И.Беленький. — М.: Мнемозина, 2010
Методическое пособие для учителя:
1. Золотарёва, И.В., Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс/И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова, — Москва «ВАКО», 2009
2. Снежневская, М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя/ М.А.Снежневская. – М.: Мнемозина, 2009
Пособия для учащихся:
1. Обернихина, Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, — СПб.: Просвещение, 2010
Количество учебных часов
Рабочая программа рассчитана на 70 часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Классных сочинений: 4
Домашних сочинений: 1
Тестов: 2
Формы организации учебного процесса:
Формы организации учебного процесса интерактивные: сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными, нетрадиционными (ученические конференции, уроки деловой игры, уроки презентации, олимпиадные состязания, уроки – защиты мини — рефератов, метод проектов, презентаций, индивидуализация и дифференциация обучения (работа в малых группах, ролевые и деловые игры, имитационное моделирование, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению литературе.
Формы текущего контроля знаний в 7 классе: индивидуальный устный опрос, фронтальный опрос, написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений, осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение, различные виды пересказа, чтение наизусть стихотворных текстов, анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта, выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения, составление плана, тезисов, конспекта, тест, ответ на проблемный вопрос.
Технологии, методики:
-
уровневая дифференциация;
-
проблемное обучение;
-
информационно-коммуникационные технологии;
-
здоровьесберегающие технологии;
-
система инновационной оценки «портфолио»;
-
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
-
проектно-исследовательская технология.
Раздел III. Требования к уровню подготовки
учащихся за курс литературы 7 класса
Учащиеся должны знать:
-
Текст художественного произведения.
-
Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
-
Особенности композиции изученного произведения.
-
Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
-
Учащиеся должны уметь:
-
Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
-
Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
-
Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
-
Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
-
Различать эпические и лирические произведения.
-
Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
-
Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
-
Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
-
Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
-
Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
-
Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Использование приобретённых знаний при написании сочинений, при выстраивании диалога и монолога, при подготовке и сдаче ГИА, ЕГЭ, также при развитии логики, креативности мышления, коммуникативных функций, интеллекта.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ
ПОНЯТИЯ
-
Художественная литература как искусство слова.
-
Художественный образ.
-
Литературные роды и жанры.
-
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция.
-
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт.
-
Система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
-
Язык художественного произведения.
-
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
-
Проза и поэзия.
-
Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Раздел IV. Учебно-тематический план
Кол-во часов (всего) | В том числе вн. чт. | В том числе развитие речи | |
Введение | 1 |
|
|
Писатели о прошлом нашей Родины | 24 | 2 | 3 |
Писатели-классики о своём времени | 14 | 1 | 2 |
Художественное время в лирике | 4 |
| 1 |
Тема становления личности | 13 |
| 2 |
Содружество искусств | 5 | 1 |
|
Перекличка эпох | 3 |
|
|
Фантастика. Тема будущего | 3 |
|
|
Повторение пройденного | 3 |
|
|
Итого | 70 | 4 | 8 |
Календарно-тематическое планирование
Дата план | Дата факт | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Из них Р.р. | Прим | |
Введение | 1 |
|
| |||
1 |
|
| Художественно время и пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы | 1 |
|
|
Писатели о прошлом нашей Родины | 24 | 3 |
| |||
М.Ю.Лермонтов | 5 | 1 |
| |||
2 |
|
| М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта | 1 |
|
|
3 |
|
| «Песня про царя…». Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы | 1 |
|
|
4 |
|
| «Песня про царя…». Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и И.Грозным. Сила и цельность характера Калашникова | 1 |
|
|
5 |
|
| Поэма М. Ю. Лермонтова и УНТ. Композиция поэмы, её язык, ритмика | 1 |
|
|
6 |
|
| Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова |
| 1 |
|
А. К. Толстой | 1 |
|
| |||
7 |
|
| А. К. Толстой. Три героя баллады «Василий Шибанов». Роль главного героя | 1 |
|
|
Н. В. Гоголь | 9 | 2 |
| |||
8 |
|
| Н. В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Писатель о Запорожской Сечи | 1 |
|
|
9 |
|
| «Тарас Бульба», патриотический пафос повести. | 1 |
|
|
10 |
|
| Повесть «Тарас Бульба». Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем | 1 |
|
|
11 |
|
| «Тарас Бульба». Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Понятие о литературном характере. | 1 |
|
|
12 |
|
| Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. | 1 |
|
|
13 |
|
| Картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и УНТ. | 1 |
|
|
14 |
|
| Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» |
| 1 |
|
15 |
|
| Р.р. Написание сочинения по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» |
| 1 |
|
16 |
|
| Вн.чт. Н.В.Гоголь «Миргород» | 1 |
|
|
А. С. Пушкин | 6 |
|
| |||
17 |
|
| А. С. Пушкин. Тема Петра I в творчестве поэта. Поэма «Полтава», историческая основа поэмы. Совершенство языка и стиха | 1 |
|
|
18 |
|
| Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев: Петра I и КарлаXII | 1 |
|
|
19 |
|
| Утверждение правового дела, осуждение коварства и предательства | 1 |
|
|
20 |
|
| Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм | 1 |
|
|
21 |
|
| Вн. чт. А. С. Пушкин. «Арап Петра Великого» | 1 |
|
|
22 |
|
| Контрольное тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина | 1 |
|
|
Н. С. Лесков | 2 |
|
| |||
23 |
|
| Н. С. Лесков. Сведения о жизни писателя | 1 |
|
|
24 |
|
| «Человек на часах» — «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Разговорный характер повествования | 1 |
|
|
И.С. Никитин | 1 |
|
| |||
25 |
|
| И.С. Никитин «Русь», К.М.Симонов «Тарас Бульба» | 1 |
|
|
Писатели-классики о своём времени | 14 | 2 |
| |||
И. С. Тургенев | 4 | 1 |
| |||
26 |
|
| И. С. Тургенев. Факты биографии, связанные с «Записками охотника» | 1 |
|
|
27 |
|
| Рассказ «Бирюк». Сложность и противоречивость натуры Бирюка. Роль рассказчика в повести | 1 |
|
|
28 |
|
| И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе». («Русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей»). Значение художественных деталей | 1 |
|
|
29 |
|
| Р.р. Анализ прозаического текста. «Как хороши, как свежи были розы» |
| 1 |
|
Н. А. Некрасов | 4 | 1 |
| |||
30 |
|
| Н. А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения | 1 |
|
|
31 |
|
| Н. А. Некрасов. «Железная дорога». Гнетущие картины подневольного труда. Своеобразие композиции | 1 |
|
|
32 |
|
| «Долюшка женская» в стихотворениях Н. А. Некрасова («Орина, мать солдатская», «Мороз, Красный нос») | 1 |
|
|
33 |
|
| Р.р. Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова по теме: «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» |
| 1 |
|
М. Е. Салтыков-Щедрин | 3 |
|
| |||
34 |
|
| М. Е. Салтыков-Щедрин. О писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Приемы сказочного повествования | 1 |
|
|
35 |
|
| Противопоставление невежества генералов трудолюбию мужика. Условность, гротеск | 1 |
|
|
36 |
|
| «Дикий помещик» Заостренная сатирическая форма повествования | 1 |
|
|
А. П. Чехов | 3 |
|
| |||
37 |
|
| А. П. Чехов. Умение видеть в обыденном смешное и грустное. «На мельнице»,»Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа | 1 |
|
|
38 |
|
| «Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества. Значение художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина | 1 |
|
|
39 |
|
| Вн.чт. А. П. Чехов «Предложение», «Злоумышленник», «Гриша» | 1 |
|
|
Художественное время в лирике | 4 | 1 |
| |||
40 |
|
| Ф. И. Тютчев – проникновенный певец природы («Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко») | 1 |
|
|
41 |
|
| А. А. Фет. Конкретность, точность, одухотворённость фетовских «пейзажей в стихах» («Мотылёк мальчику», «Сосны», «Осенняя роза») | 1 |
|
|
42 |
|
| А. Я. Полонский. Нерасторжимая связь с природой. («Дорога», «Зимний путь») | 1 |
|
|
43 |
|
| Р.р.(у) Восприятие и осмысление выбранного стихотворения |
| 1 |
|
Тема становления личности | 13 | 2 |
| |||
Л. Н. Толстой | 6 | 1 |
| |||
44 |
|
| Л. Н. Толстой как автор повестей о становлении характера человека. | 1 |
|
|
45 |
|
| «Детство». Формирование характера, взглядов Николеньки. Повествование от лица героя-рассказчика | 1 |
|
|
46 |
|
| «Детство». Чувство сострадания — важнейшее нравственное качество человека | 1 |
|
|
47 |
|
| «Отрочество» Мысль Толстого о самосовершенствовании | 1 |
|
|
48 |
|
| Время и пространство в повести «Отрочество». Нравственный рост Николеньки Иртеньева | 1 |
|
|
49 |
|
| Р.р. Сочинение по повести Л. Н. Толстого «Детство» |
| 1 |
|
Ф. М. Достоевский | 2 |
|
| |||
50 |
|
| Ф. М. Достоевский. «Мальчики». Сострадание, милосердие, любовь к ближнему | 1 |
|
|
51 |
|
| Ф. М. Достоевский. Обостренно восприятие писателем страданий ребенка | 1 |
|
|
М.Горький | 5 |
|
| |||
52 |
|
| Тема становления человека в творчестве А. М. Горького | 1 |
|
|
53 |
|
| Автобиографический характер повести «Детство» | 1 |
|
|
54 |
|
| Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров | 1 |
|
|
55 |
|
| «Свинцовые мерзости жизни» и «яркое, здоровое, творческое в жизни». Влияние бабушки на героя | 1 |
|
|
56 |
|
| Р.р. Сочинение по повести А. М. Горького «Детство» |
| 1 |
|
Содружество искусств | 5 |
|
| |||
57 |
|
| К. Г. Паустовский. Рассказ «Корзина с еловыми шишками». Эмоциональность, изящество, музыкальность рассказа | 1 |
|
|
58 |
|
| А. А. Блок. «Я никогда не понимал…». Красота и совершенство выражения поэтом мысли. К.Д.Бальмонт «Грусть» | 1 |
|
|
59 |
|
| К. М. Фофанов. Анализ стихотворения «Художник». «Уснули и травы, и волны» | 1 |
|
|
60 |
|
| С.П.Шевырев «Звуки» | 1 |
|
|
61 |
|
| Вн. чт. Поэзия писателей-фронтовиков Белгородчины. | 1 |
|
|
Перекличка эпох | 3 |
|
| |||
Ж. Б. Мольер | 1 |
|
| |||
62 |
|
| Ж. Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии | 1 |
|
|
И. А. Крылов | 2 |
|
| |||
63 |
|
| И. А. Крылов. Обзор содержания комедии «Урок дочкам» | 1 |
|
|
64 |
|
| Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова. Комедия как литературный жанр | 1 |
|
|
Фантастика. Тема будущего | 3 |
|
| |||
65 |
|
| В.А.Рождественский «Над книгой» |
|
|
|
66 |
|
| А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни |
|
|
|
67 |
|
| Р. Бредбери «Каникулы», «Земляничное окошко» |
|
|
|
Повторение пройденного | 3 |
|
| |||
68 |
|
| Повторение изученного в 7 классе | 1 |
|
|
69 |
|
| Контрольное тестирование за курс 7 класса | 1 |
|
|
70 |
|
| Итоговый урок. Летнее чтение | 1 |
|
|
Раздел V. Содержание программы
Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы. (1ч)
1. «Минувшее проходит предо мною…»
(Писатели о прошлом нашей Родины) (24ч)
М. Ю. Лермонтов. (5ч) Историческая тема в творчестве поэта.
«Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сила и цельность характера Калашникова.
Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Композиция поэмы, её язык, ритмика.
А. К. Толстой. (1ч) «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль главного героя.
Н. В. Гоголь. (9ч) Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.
«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.
Понятие о литературном характере.
А. С. Пушкин. (6ч) Прошлое Родины, тема Петра 1 в творчестве поэта.
«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы её героев. Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.
Поэма как жанр. Метафора.
Н. С. Лесков. (2ч) Сведения о жизни писателя.
«Человек на часах» — «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.
И. С. Никитин. (1ч) «Русь». К. М. Симонов. «Тарас Бульба».
II. «Художник – голос своей эпохи»
(Писатели-классики о своём времени) (14ч)
И. С. Тургенев. (4ч) Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».
«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.
Стихотворения в прозе.
Н. А. Некрасов. (4ч) Картины народной жизни в творчестве поэта.
«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа. Своеобразие композиции: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.
М. Е. Салтыков-Щедрин. (3ч) Сведения о жизни писателя.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приёмы сказочного повествования. Гротеск.
А. П. Чехов. (3ч) Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.
«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.
«На мельнице». «Тоска».
III. Запечатлённые мгновения
(Художественное время в лирике) (4ч)
Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Я. П. Полонский.
IV. Человек в движении времени
(Тема становления личности) (13ч)
Л. Н. Толстой (6ч) – автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).
«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.
Повествование от лица героя-рассказчика.
«Отрочество» (главы из повести). Нравственный рост Н. Иртеньева. Мысль толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести.
Ф. М. Достоевский. (2ч) Сведения о жизни писателя.
«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обострённое восприятие писателем страданий, особенно ребёнка. Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.
М. Горький. (5ч) Сведения о жизни писателя.
«Детство». Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алёшу, на формирование его характера, отношения к людям. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.
V. Содружество искусств (5ч)
(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии).
С. П. Шевырёв. «Звуки». К. Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан».
Стихи русских поэтов об искусстве.
VI. Перекличка эпох (3ч)
Ж. Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.
«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии.
И. А. Крылов. Крылов-драматург.
«Урок дочкам». Обзор содержания комедии. Комедия как литературный жанр.
VII. Фантастика. Тема будущего (3ч)
А. де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.
«Маленький принц» (избранные страницы).
Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни. «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке.Р. Брэдбери.
«Каникулы», «Земляничное окошко».
Специальные знания по разделам программы
Разделы программы | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны понимать | Учащиеся должны уметь | |
1 | Раздел I. Введение | Роды и виды (жанры) литературы
| Художественное время и художественное пространство | Использовать полученные знания
|
2 | Раздел II. Писатели о прошлом нашей Родины | М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…». А.К.Толстой. «Василий Шибанов». Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». А.С.Пушкин. «Полтава». Н.С.Лесков. «Человек на часах». | Историческая тема в творчестве поэта. Три героя баллады «Василий Шибанов» Гоголь о Запорожской Сечи. Патриотический пафос повести, боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Прошлое Родины, тема Петра 1 в творчестве Пушкина. Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы героев. Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Поэма как жанр. Метафора. Сведения о жизни Лескова. Постников – лесковский герой-праведник. | Использовать полученные знания Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
|
3 | Раздел III. Писатели о своей современности | Н.А.Некрасов. «Железная дорога», «Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз, Красный нос». И.С.Тургенев. «Бирюк», Стихотворения в прозе: «русский язык», «Два богача», «Щи», «Воробей», «Как хороши, как свежи были розы…». М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». А.Н.Островский. «Свои люди – сочтемся». А.П.Чехов. «Хамелеон», «Тоска». | Исторические основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения. Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей в произведении «Бирюк». Сложность и противоречивость натуры Бирюка. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании. Стихотворения в прозе как жанр литературы. Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и смелости мужика. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма. Сатира. Гротеск. Мораль и нравы купеческой среды. Столкновение персонажей как средство раскрытия их характеров. Иронический смысл названия пьесы. Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе «Хамелеон». Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа. Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа «Тоска». | Применять полученные знания. Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
|
4 | Раздел IV. Запечатленные мгновения (Художественное время в лирике) | Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно, как ярко…» А.А.Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза», «Учись у них – у дуба, у берёзы…» | Языковые средства: аллегория, параллелизм, стихотворные размеры.
| Применять полученные знания. Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
|
5 | Раздел V. Тема становления личности | Л.Н.Толстой. «Детство», «Отрочество». Ф.М.Достоевский. «Мальчики». М.Горький. «Детство». | Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртемьева. Чувство сострадания – важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя. Повествование от лица героя-рассказчика. Мысль толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя: изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования. Автобиографическая основа повести Горького. Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров. | Применять полученные знания Правильно использовать языковые средства в устной и письменной речи Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического). Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним. Различать эпические, лирические и драматические произведения. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического). Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.
|
Раздел VI. Формы и средства контроля
Основной формой контроля является сочинение и тестирование
год | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Классное сочинение | 4 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Домашнее сочинение | 1 | 1 |
|
|
|
Тестирование | 2 |
| 1 |
| 1 |
Контрольно-измерительные материалы
Наименование контрольных работ | Примерная тематика сочинений | |
Писатели о прошлом нашей Родины | Домашнее сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя…» | Сравнительная характеристика Кирибеевича и Калашникова |
Писатели о прошлом нашей Родины | Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» | В чём сходство и в чём различие братьев? |
Писатели о прошлом нашей Родины | Контрольное тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина | Приложение 1 |
Писатели-классики о своём времени | Сочинение по творчеству Н.А.Некрасова | «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения «В полном разгаре страда деревенская» |
Тема становления личности | Сочинение по повести Л. Н. Толстого «Детство» | Кто из героев повестей «Детство» и «Отрочество» мне особенно интересен? |
Тема становления личности | Сочинение по повести А. М. Горького «Детство» | Как закончилось детство Алёши? |
Повторение пройденного | Контрольное тестирование за курс 7 класса | Приложение 2 |
Раздел VII. Перечень учебно-методических средств обеспечения
Литература (основная и дополнительная)
Основная литература
Учебник: Литература. Начальный курс. 7 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в двух частях. Автор: Г.И.Беленький. — М.: Мнемозина, 2010
Методическое пособие для учителя:
1. Золотарёва, И.В., Егорова, Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс/И.В.Золотарёва, Н.В.Егорова, — Москва «ВАКО», 2009
2. Снежневская, М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл: Литература. Начальный курс: Пособие для учителя/ М.А.Снежневская. – М.: Мнемозина, 2009
Пособия для учащихся:
1. Обернихина, Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, — СПб.: Просвещение, 2010
Дополнительная литература
Дополнительная справочная литература для учителя:
1. Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, — М.: Дрофа, 2007.
2. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, — Волгоград: Учитель, 2007
3. Павлова, О.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, — Белгород: ООО «Логия», 2004
4. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, — Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
5. Цветкова, Г.В. Литература. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, — Волгоград: Учитель, 2011
Справочная литература для учащихся
1. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, — М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001
2. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, — М.: Айрис-пресс, 2006
3. Универсальный словарь по русскому языку, — СПб.: ИГ «Весь», 2009
4. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, — Москва «Просвещение», 2007
Интернет-ресурсы
http://profile-edu.ru/ — профильное обучение в старшей школе
http ://www .9151394.ru / — Информационные и коммуникационные технологии в обучении
http://www.9151394.ru/projects/liter/uroksoch/index.html — Дистанционный семинар
http://www.9151394.ru/projects/liter/litkurs/index.html — Сочинение по литературе как модель исследования
http://rifma.com.ru/ — Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
http://som.fio.ru/ — сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
Наглядный материал
Комплект портретов писателей xx века:
1. Леонов Л.М.
2. Расул Гамзатов.
3. Исаковский М.В.
4. Корнейчук М.В.
5. Симонов К.М.
6. Танк М.
7. Шолохов М.А.
8. Марков Г.М.
9. Катаев В.А.
10. Тихонов Н.С.
11. Федин К. А.
12. Полевой Б.Н.
13. Михалков С.П.
14 Сурков А.Л.
15. Абашидзе Г.Г.
16. Кожевников В. М. .
17. Соболев Л.С.
Комплект портретов русских писателей:
-
Пушкин А.С.
-
Лермонтов М.Ю.
-
Толстой Л.К.
-
Достоевский Ф.М.
-
Салтыков-Щедрин М.Е.
-
Некрасов Н.А.
-
Тургенев И.С.
-
Чехов А.П.
-
Твардовский А.Т.
-
Есенин С.А.
-
Маяковский В.В.
-
Горький А.М.
-
Фадеев.
-
Симонов К.М.
-
Шолохов М.
-
Фурманов Д.А.
-
Гайдар А.П.
-
Островский Н.А.
-
Грибоедов А.С.
-
Гоголь Н.А.
-
Крылов И.А.
-
Фонвизин Д.И.
-
Островский А.Н.
-
Гончаров И.А.
-
Соболев Л.С.
-
Макаренко А.С.
-
Новиков-Прибой А.С.
-
Федин К.А.
-
Тихонов Н.С.
-
Исаковский М.В.
-
Короленко В.Г.
-
Жуковский В.А.
-
Чернышевский Н.Г.
35. Белинский В.Г.
36. Радищев А.Н.
37. Герцен А.И.
38. Шагинян М.С.
39. Серафимович А.С.
40. Марков Г.М.
41. Леонов Л.М.
42. Гладков Ф.В.
44. Багрицкий Э.Г.
45. Полевой Б.Н.
Комплект портретов зарубежных писателей:
1. Джек Лондон
2. Иоганн Вольфганг Гёте
3. Теодор Драйзер
4. Марк Твен
5. Чарльз Диккенс
6. Мигель Сервантес Сааведра
7. Джордж Бернард Шоу
8. Генрих Гейне
9. Дон Голсуарси
10. Ханс Кристиан Андерсан
11. Эрнест Хеменгуэй
12. Уильям Шекспир
13. Джордж Байрон
Оборудование
1 Проектор/ 1
2 Экран/ 1
3 Ноутбук
Список статей журнала «Литература в школе» и «Приложения к газете «Первое сентября» — «Литература»
М. Ю. Лермонтов
Образ Москвы в «Песне про купца Калашникова…». 7 класс. – С. 30-31.
Н. В. Гоголь
Урок-игра по повести «Тарас Бульба». – Л. – 2001. — № 34.
Изучать ли в школе «Тараса Бульбу»? – Л. – 2002. — № 9.
«Выпытать дух минувшего века…» («Тарас Бульба»). – Л. – 2002. — № 9.
Национальная идея в «Тарасе Бульбе». – М. — № 19.
Н. С. Лесков
Неувядаемая сила слова («Левша»). — М. — № 69 (6).
И. С. Тургенев
Готовим выпускников к анализу произведения малой формы. («Записки охотника»: «Хорь и Калиныч»; «Бежин луг»; «Бирюк»; «Певцы») – Л. – 2001. — № 47.
Еще о «Записках охотника». – Л. – 2002. — № 4.
«Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева. – М. — № 42.
Тема Родины в «Стихотворениях в прозе» И. С. Тургенева. Урок. – М. — № 69.
Книга о народе. «Записки охотника». – М. — № 79.
«Записки охотника»: опыт анализирующего чтения. – М. — № 79.
Н. А. Некрасов
Стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога» (6 класс). – С. 29-33.
Опыт прочтения стихотворения «В полном разгаре страда деревенская». – Л. – 2001. — № 36.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Элементы сказки в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». 6 класс. – ЛШ. – 2001. — № 8. – С. 33-34.
Перечитывая «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». – Л. – 2001. — № 13.
Изучение сказок Салтыкова-Щедрина в 7 классе («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик»). – Л. – 2002. — № 3.
Вечные темы и сюжеты в «Сказках» М. Е. Салтыкова-Щедрина. – М. — № 78.
А. П. Чехов
«Злоумышленник» А. П. Чехова. 7 класс. – С. 31-33.
«Злоумышленник» Чехова и своеобразие русского мира. – Л. – 2001. — № 18.
М. Горький
Стилистический анализ повести «Детство». – ЛШ. – 2001. — № 7. – С. 42-45.
Ж. Б. Мольер
Искусство европейской комедии в XVII веке. (Мольер) – Л. – 2001. — № 20.
И. А. Крылов
Комедия И. А. Крылова «Урок дочкам». – ПЛШ. – 2001. — № 6. – С. 14-15.
А. де Сент-Экзюпери
Художественное пространство в философской сказке А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц». – Л. – 2001. — № 29.
«Маленький принц» Сент-Экзюпери в 8 классе. – М. — № 7.
Приложение 1
Контрольное тестирование по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя и А.С.Пушкина
1.События какого века изображены в «Песне про царя Ивана Васильевича…»?
1) 15
2) 16
3)17
2. Когда была написана «Песня про царя Ивана Васильевича…»?
1) во время первой ссылки
2) во время второй ссылки
3) во время учёбы в Благородном пансионе
3. Назовите главную проблему «Песни про царя Ивана Васильевича…»?
1) милосердия
2) долга и чести
3) малодушия
4. Кто стоит на пиру позади царя?
1) стольники
2) охранники
3) сводники
5. Кому перед боем не поклонился Калашников?
1) жене
2) царю
3) сопернику
6. Какая вещь Алёны Дмитриевны оказалась у Кирибеевича?
1) кольцо
2) фата
3) серьга
7. Чего больше всего боялась Алёна Дмитриевна?
1) царского суда
2) немилости мужа
3) людской молвы
8. Какой крест поставили на могиле Калашникова?
1) кленовый
2) осиновый
3) дубовый
9. В каком году вышла в свет поэма «Полтава»?
1) 1820
2) 1828
3) 1830
10. Какая тема выдвигается на передний план в поэме «Полтава»?
1) тема любви
2) тема дружбы
3) историческая тема
11. Какое изобразительно-выразительное средство используется в строках:
Мгновенно сердце молодое
Горит и гаснет…
1) олицетворение
2) метафора
3) эпитет
12. Кто из перечисленных исторических лиц не является действующим лицом поэмы «Полтава»?
1) Карл
2) Пугачёв
3) Пётр
13. Когда была написана повесть «Тарас Бульба»?
1) 1835
2) 1841
3) 1843
14. Какие задачи ставил Тарас Бульба в борьбе с поляками
1) расширение границ
2) борьба за независимость
3) слава
15. Какой факт даёт основания считать, что Андрий не раскаивается в предательстве?
1) не просит пощады
2) умирает с именем полячки
3) не вспоминает Остапа
16. Какой художественный приём использует Гоголь для создания образов братьев?
1) гиперболу
2) метафору
3) антитезу
17. С какой целью введён рассказ о жизни Остапа и Андрия в бурсе?
1) показать истоки предательства Андрия и героизма Остапа
2) дать более глубокое представление о братьях
3) рассказать об украинской бурсе
18. Почему Андрий оказался способен на предательство?
1) его поглотило чувство любви
2) ему присущи пылкость и необузданностьжеланий
3) не любил брата и отца
19. Как погиб Тарас Бульба?
1) его казнили
2) его повесили
3) сожгли на костре
20. Характер литературного героя – это
1) описание внешности, жестов, манеры говорить
2) совокупность его внутренних, душевных качеств
3) переживания героя, его думы
Критерии оценки:
«5» — 19 – 20 баллов
«4» — 15 – 18 баллов
«3» — 11 – 14 баллов
«2» — 0 – 10 баллов
Ответы
1 – 2
2 – 1
3 – 2
4 – 1
5 – 3
6 – 2
7 – 2
8 – 1
9 – 2
10 – 3
11 – 2
12 – 2
13 – 2
14 – 2
15 — 2
16 – 3
17 – 1
18 – 1
19 – 3
20 — 2
Приложение 2
Контрольное тестирование за курс 7 класса
-
В каком произведении А.С.Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?
-
поэма «Полтава»
-
«Песнь о вещем Олеге»
-
Повесть «Станционный смотритель»
-
В поэме Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» раскрыта тема:
-
любви
-
исторического прошлого России
-
дружбы.
3. Кто не является персонажем повести Н.В.гоголя «Тарас Бульба»?
1) Тарас Бульба
2) князь Олег
3) Остап
4) Андрий
-
Какой герой в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова:
«Терпи, козак,- атаманом будешь!» «Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» «Есть еще порох в пороховницах!»
-
Остап
-
Андрий
-
Тарас Бульба
-
Кто из великих писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?
-
Г.Р.Державин
-
А.С.Пушкин
-
И.С.Тургенев
-
Н.В.Гоголь
-
-
Поэт М.Дудин писал: «Никто, пожалуй, в русской литературе не отдал такой трогательной дани женщине, как …». О ком идёт речь?
-
М.Ю.Лермонтов
-
А.С.Пушкин
-
Н.А.Некрасов
-
-
К какому жанру мы отнесем произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина?
-
повесть
-
стихотворение
-
3) сказка
-
О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»
-
о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи
-
о двуличном чиновнике (полицейском)
-
-
Писатель П.Х.Максимов пишет: « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…» О ком написаны эти строки?
-
Л.Н.Толстой
-
И.А.Бунин
-
М.Горький
-
-
Кто из перечисленных ниже поэтов считают мастером лирического пейзажа?
-
Ф.И.Тютчева
-
А.А.Фета
-
Н.А.Некрасова
-
-
В каком стихотворении А.А.Фета мы встретим строки:
Средь клёнов девственных и плачущих берёз
Я видеть не могу надменных этих сосен…
-
«Мотылёк мальчику»
-
«Сосны»
-
«Осенняя роза»
-
Среди перечисленных писателей найдите автора автобиографической трилогии.
-
А.П.Чехов
-
М.Горький
-
М.Ю.Лермонтов
-
-
Кто является автором стихотворений в прозе?
-
И.С.Тургенев
-
Л.Н.Толстой
-
М.Горький
-
-
Л.Н.Толстой в своей повести «Детство» пишет:
-
о себе и своих переживаниях
-
о брате и его переживаниях
-
о друзьях
-
-
Композиция – это:
-
эпизод литературного произведения
-
организация отдельных элементов, частей и образов художественного произведения
-
3) столкновение персонажей
16. Определите стихотворный размер:
Богат и славен Кочубей.
Его луга необозримы;
Там табуны его коней
Пасутся вольны, нехранимы.
1) ямб
2) хорей
3) дактиль
17. За что бился в кулачном бою купец Калашников?
1) показать царю удаль
2) за младших братьев
3) за честь семьи
-
Каждое литературное произведение:
1) относится к одному из родов литературы
2) может относиться к двум родам литературы сразу
3) отношение к роду определить очень трудно
-
Сюжет это:
1) события произведения
2) герои и их отношения, поступки, которые они совершают
3) это рассуждение автора о реальных проблемах
20. Литературный герой это:
1) художественный образ
2) реальный человек
3) автор
Критерии оценки:
«5» — 19 – 20 баллов
«4» — 15 – 18 баллов
«3» — 11 – 14 баллов
«2» — 0 – 10 баллов
Ответы
1 – 1
2 – 2
3 – 2
4 – 3
5 – 3
6 – 3
7 – 3
8 – 2
9 – 3
10 – 1
11 – 2
12 – 2
13 – 1
14 – 1
15 — 3
16 – 1
17 – 3
18 – 1
19 – 1
20 — 1