Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Важнейшими умениями в 9 классе являются следующие:

  • умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

  • осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);

  • умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

  • умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

— умение объяснять роль художественных особенностей
произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

  • умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

  • умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

  • умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. В 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность.

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы. Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

1.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе (2004)

2.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г., № 3266-1 с изменениями и дополнениями.

3.Примерные программы по литературе. Сборник нормативных документов под ред. Днепрова Э.Д., Аркадьева А.Г. Рекомендовано МО РФ. М., «Дрофа», 2008

4.Приказ МОН РФ от 24.12.2010г. №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»

5.Устав МБОУ СОШ №49 г. Шахты Ростовской области

6.Основная образовательная программа МОУ СОШ № 49 на 2012-2013 учебный год.

7. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев). М., ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2011)

Авторы новой программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев предлагают для реализации задач литературного образования в 5-9 классах концентрический на хронологической основе вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10 и 11 классах, что, безусловно, не противоречит преемственности в обучении (до этого использовался учебник литературы и программа под ред.Т.Ф. Курдюмовой), кроме этого, содержание программного материала аналогично учебному курсу авторской программы Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, так же, как и модель структуры курса каждого из средних классов – изучается литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней. Курс истории литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии, в центре которого – анализ литературного процесса ХХ века, автор и художественное произведение в этом процессе – предусмотрен и программой по литературе для 9 класса // автор-составитель С.А. Зинин. Этой программе и учебнику по литературе, исходя из соображений целесообразности, я и отдала предпочтение. Те же авторы (С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев) и та же программа (см. выше: принцип программного сопряжения курсов 9 и 10 классов) в курсе изучения литературы старшего звена (10-11 классы) позволит продолжить начатый курс обучения по вышеуказанной программе и учебникам.

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе – 102 часа.

Программа рассчитана на 102 часа (по 3 часа в неделю), но в соответствии с календарным планированием (за счёт резервных часов) скорректирована на 100 часов.

Содержание обучения

Введение

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIIIXIX и XX веков.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.

Из древнерусской литературы

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова…». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.

Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.

Развитие речи: устное сообщение, сочинение.

Внутрипредметные связи: «Слово…» и традиции былинного эпоса.

Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова…».

Из литературы XVIII века

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.

Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.

Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.

Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.

Литература первой половины XIX века

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.

Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.

Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.

Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.

А.С. ГРИБОЕДОВ

Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.

Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».

А.С. ПУШКИН

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд…», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.

Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.

Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».

Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон…», «Я жить хочу…», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Родина».

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.

Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.

Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.

Н.В. ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.

Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.

Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.

Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).

Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).

Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.

Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)

Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).

Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).

Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.

Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).

Для домашнего чтения

Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет…», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал…», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Расстались мы…», «Естьречи…», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».

Из литературы второй половины XIXXX века

См. обзорные темы.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела и тем

Количество

часов

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Введение

Из древнерусской литературы

Из литературы XVIII века

Литература первой половины XIX века

А.С. Грибоедов

А.С. Пушкин

М.Ю. Лермонтов

Н.В. Гоголь

Литература второй половины XIX века

Из литературы XX века

2

5

10

2

9

19

18

9

12

15

Итого: 101 часа

Из них на развитие речи – 9

(7 аудиторных сочинений, 1 – домашних творческих работ).

Основные виды устных и письменных работ по литературе в 5—9 классах

Устно

Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.

Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.

Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).

Письменно

Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).

Таблицы

Теория литературы

  1. Роды литературы

  2. Художественные системы в литературе

  3. Классицизм. Сентиментализм

  4. Романтизм. Модернизм

  5. Реализм как литературное направление

  6. Темы и мотивы в литературе

  7. Жанры лирики

  8. Жанры лирики

  9. Рифма

  10. Принципы ритмической организации стихотворений

  11. Строфа

  12. Виды строф в лирике

  13. Виды строф в лирике

  14. Твёрдые стихотворные рифмы

  15. стихосложение

  16. Лирический герой

  17. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  18. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  19. Изобразительно-выразительные средства языка. Тропы

  20. Изобразительно-выразительные средства языка. Стилистические фигуры

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  • Анализ и интерпретация произведений.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • — Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Дата по плану

Дата по факту

Раздел

урока

Тема урока

Основные виды деятельности

оборудование

Вид контроля

1.09

Введение. (2ч.)

1

История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации.

Конспектирование материала лекции, ответы на вопросы учителя по ранее изученному материалу, творческое чтение художественного текста.

учебник

Опрос, пересказ

3.09

2

Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой литературой.

Составление таблицы

учебник

Опрос по таблице

4.09

Древнерусская литература

(5ч.)

3

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве»

Работа с текстом, ответы на вопросы учителя, работа по иллюстрациям

Учебник, ЦОР «Слово о полку Игореве»

Фронтальный опрос, работа с текстом, терминами

8.09

4

Историческая и художественная ценность «Слова…»

Работа с текстом, комментированное чтение, аналитическая беседа, сопоставительный анализ

учебник

Ответы на вопросы, выразительное чтение, умение определять композиционные особенности произведения

10.09

5

Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова…»

Эвристическая беседа с элементами анализа, выразительное чтение, устное иллюстрирование, работа с текстом

учебник

Оценка устного сочинения, характеристика героев; оценка материала, изложенного учащимися

11.09

6

Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. ДРК Донское краеведение о местах сражения «Слова…».

Работа с текстом, характеристика героев

учебник

Оценка за домашнее задание: чтение наизусть, выразительное чтение, умение проводить сравнительный анализ

15.09

7

Р/р Сочинение « «Слово…» и традиции былинного эпоса»

Выбор и обдумывание темы, нахождение идеи, отбор материала, структурирование, составление плана

сочинение

17.09

Из литературы XVIII века (10ч.)

8

Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии.

Запись лекционного материала, составление таблицы, работа по учебнику, ознакомление с новыми терминами

Учебник, ЦОР «Русская литератур 18 века»

Выборочная проверка записей тезисов в тетрадях

18.09

9

Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки.

Выступления учащихся с сообщениями, работа по учебнику, работа со словарём, чтение произведений

Учебник, ЦОР «Принципы русского классицизма»

Оценка выступлений, ответы на вопросы

22.09

10

Вклад А.Д.Кантемира и В.К.Тредиаковского в формировании новой поэзии.

Беседа, чтение , запись материала лекции, работа с текстом

учебник

Оценка выполнения домашнего задания: ответы на вопросы, оценка сообщений

24.09

11

Значение творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова.

Беседа, чтение наизусть, анализ стихотворений, составление таблицы

Учебник, ЦОР «Творчество М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина»

Оценка устных сочинений, чтения стихотворений наизусть

25.09

12

Расцвет отечественной драматургии. (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин)

Сообщения учащихся, письменная работа по вопросам, словарная работа

Учебник, презентация

Оценка письменных работ, выполненных дома; ответы на уроке

29.09

13

Книга А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни.

Работу с текстом, беседа, самостоятельная работа

учебник

Оценка, ответов, письменных работ

2.10

14

Жанровые особенности, идейное звучание «Путешествия…».

Выразительное чтение, работа по вопросам, беседа по содержанию

учебник

Активность работы на уроке, ответы на поставленные вопросы

3.10

15

Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).

Работа с текстом, беседа

учебник

Активность работы на уроке, ответы на поставленные вопросы

6.10

16

Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина.

ДРК. Карамзин о происхождении казачества.

Рассказы учащихся об одной из «станций» «Путешествия…», слово учителя о сентиментализме как литературном направлении, составление таблицы, сообщение ученика о Карамзине, работа с текстом

Учебник, ЦОР «Карамзин Н.М.»

Ответы на уроке

8.10

17

Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина.

Сообщения учащихся, письменная работа по вопросам, словарная работа

учебник

Оценка за домашнее задание, за сообщение

9.10

Литература первой половины XIX века

18

Романтизм, его особенности, гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

Сообщение подготовленного ученика, слово учителя, запись основных положений лекции

учебник

Ответы на уроке

13.10

19

Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А.Баратынского.

Сообщение подготовленного ученика, слово учителя, запись основных положений лекции, знакомство с текстами стихотворений

учебник

Выборочная проверка тезисов лекции

15.10

Творчество А.С.Грибоедова (9)

20

Жизненный путь и литературная судьба А.С.Грибоедова.

Составление хронологической таблицы жизни и творчества Грибоедова по материалам лекции, слушание музыкальных произведений, беседа с опорой на знания истории России XIX века

Учебник, ЦОР «Знакомство с биографией Грибоедова. Погружение в эпоху»

Ответы на вопросы учителя

16.10

21

Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

Выступление учащихся

Учебник, ЦОР «Горе от ума»

Выборочная проверка тезисов лекции, оценка сообщения ученика

20.10

22

Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия.

Сообщение ученика, чтение произведения, анализ, словарная работа

Учебник

Ответы на уроке, выполнение домашнего задания

22.10

23

Чацкий и фамусовское общество. Чацкий и Молчалин.

Комментированное чтение, работа с афоризмами, составление устного рассказа «Один день из жизни Фамусова»

учебник

Ответы на вопросы

23.10

24

Чацкий и Софья. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет.

Выступления учащихся, сравнительная характеристика героев (Чацкого и Молчалина), образ Софьи, беседа, работа с текстом, комментированное чтение, выразительное чтение, анализ монологов

учебник

Выборочная проверка конспекта

27.10

25

Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох.

Реализация домашнего задания (анализ монологов), комментированное чтение, речевая характеристика героев, словарная работа, беседа

учебник

Ответы на вопросы учителя, реализация домашнего задания

29.10

26

Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии.

Работа с текстом, конспектирование

учебник

Ответы на уроке

30.10

27

«Горе от ума» в критике. И.А.Гончаров о комедии. Статья «Мильон терзаний»

Работа с текстом статьи, комментированное чтение, конспектирование

Учебник, Статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»

Выборочная проверка конспекта

10.11

28

Р.р. Сочинение-рассуждение по изученному произведению.

Работа над сочинением

сочинение

12.11

Творчество А.С.Пушкина (19)

29

Жизненный и творческий путь.А.С.Пушкина.

ДРК. Донские страницы биографии. Темы, мотивы и жанровое многообразие лирики.

Выступления учащихся, демонстрация презентации, просмотр фрагментов из кинофильма, составление хронологической таблицы на материале урока

Учебник, ЦОР «

А.С.Пушкин-великий русский поэт и писатель. Родоначальник новой русской литературы»

Ответы учащихся

13.11

30

Петербургский период творчества. Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина.

Слово учителя, выступления подготовленных учащихся, защита презентаций, выразительное чтение, анализ стихотворений, словарная работа

Учебник, тексты стихотворений

Чтение, анализ стихотворений

17.11

31

Лирика любви и дружбы. «К Чаадаеву». Дружеское послание. «Во глубине сибирских руд…»

Рассказ учителя, беседа, выступления учащихся, чтение стихотворений, их анализ

Учебник, тексты стихотворений, ЦОР «

«Гению места», или Первый памятник Пушкину

Оценка выступлений, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений, выполнение задания в группах

19.11

32

Южная ссылка. «К морю». Романтическая поэма «Кавказский пленник», художественное своеобразие и проблематика.

Выступления учащихся, комментированное чтение, определение особенностей поэмы, беседа

Учебник, ЦОР «Кавказский пленник»

Ответы учащихся, проверка знания текста

20.11

33

Михайловский период творчества поэта. «К***»(«Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…»,«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

Чтение наизусть стихотворений о любви (реализация домашнего задания), чтение стихотворений, определение их темы и идеи, словарная работа

Учебник, тексты стихотворений, ЦОР «Музыкальная версия стихотворения «Я помню чудное мгновенье…».

Оценка выступлений учащихся, реализация домашнего задания (чтение стихотворений

24.11

34

Тема поэта и поэзии в стихотворениях «Пророк», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

Выступления учащихся, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, работа с репродукциями

Учебник, тексты стихотворений.

Оценка выступлений учащихся, реализация домашнего задания (чтение стихотворений)

26.11

35

Стихотворения «Арион», «Анчар» в творчестве А.С. Пушкина.

Комментированное чтение, беседа по содержанию, работа в группах

Учебник, тексты стихотворений.

Оценка выступлений, выразительное чтение, ответы на уроке

27.11

36

Болдинская осень. Реализм «Повестей Белкина». Мастерство писателя в создании характеров.

Рассказ учителя, беседа, выступления учащихся, чтение стихотворений, их анализ

Учебник, ЦОР «Музыкальная версия»

Оценка выступлений, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений, выполнение задания в группах

1.12

37

«Маленькие трагедии». Нравственно-философское звучание пушкинской прозы.

Выступления учащихся, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, работа по репродукциям

Учебник, ЦОР «В.А. Фаворский. Барон в подвале. Иллюстрация к «Скупому рыцарю» А.С. Пушкина. («Маленькие трагедии»). 1959-1961»

Оценка выступлений, выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений, выполнение задания в группах

3.12

38

Христианские мотивы в творчестве А.С. Пушкина. «Бесы», «Вновь я посетил…»

Беседа, выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений, их анализ

Учебник, тексты стихотворений

Оценка выступлений, выразительное чтение, ответы по теме урока

4.12

39

В.чт. Р.р.Выразительное чтение стихотворений А.С.Пушкина.

Чтение наизусть стихотворений, работа по их содержанию, устное рисование, работа с иллюстрациями, словарная работа

Тексты стихотворений

Оценка чтения наизусть, ответы на уроке

8.12

40

Семинар ««Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики».

Комментированное чтение, словарная работа, беседа

Учебник, презентации учеников

Выступления учащихся по теме семинара

10.12

41

Р.р. Обучающее сочинение. Анализ стихотворения А.С. Пушкина.

Работа по плану анализа стихотворения, повторение пройденного материала, анализ стихотворений

Анализ стихотворения

11.12

42

«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах.

Выступления учащихся, комментированное чтение, определение особенностей романа в стихах, беседа

Учебник, текст произведения, ЦОР

«Рисунки А. С. Пушкина в рукописи черновой главы «Евгений Онегин»

Устные ответы на вопросы, составление плана лекции учителя

15.12

43

Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав».

Выступления учащихся, беседа, словарная работа, повторение теории литературы

Учебник, ЦОР «

Автор и его герои в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Самостоятельная работа, анализ текста »

Ответы на уроке

17.12

44

Онегин и Ленский. Сопоставительная характеристика героев.

Реализация домашнего задания, работа по тексту, беседа, комментированное чтение отдельных строф, важных для характеристики героев, составление плана характеристики Онегина и Ленского

Учебник

Ответы на уроке, работа в группах

18.12

45

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

Беседа, работа с текстом, комментированное чтение

учебник

Чтение наизусть «Письма Татьяны», ответы на уроке

22.12

46

Картины жизни русского дворянства в романе.

Составление цитатного плана.

Устные ответы на вопросы

24.12

47

Нравственно-философская проблематика романа. В.Г.Белинский о романе.

Обобщение материала по системе художественных образов, работа по опорной схеме, определение роли второстепенных персонажей, лирических отступлений, беседа, обращение к статьям Белинского о романе (Статьи 8,9)

Учебник, ЦОР «Жанр «Евгения Онегина» Пушкин определил как «роман в стихах». События, описываемые в романе, охватывают период с 1819г. до весны 1825г. В.Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни».»

Домашнее сочинение «Письмо герою романа А.С.Пушкина».

25.12

Творчество М.Ю.Лермонтова (18)

48

Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова.

Конспектирование статьи. Слово учителя, выступления учащихся, чтение наизусть стихотворений поэта, составление таблицы из цитат, взятых из произведений Лермонтова

Учебник, ЦОР «Литература 9 кл. Лермонтов М.Ю.»

Ответы на уроке, выступления учащихся

29.12

49

Темы и мотивы лермонтовской лирики.

ДРК. Казачья тема в лирике

М.Ю. Лермонтова.

Составление плана статьи учебника, художественное рассказывание

Учебник, тексты стихотворений

14.01

50

Тема свободы и одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова. «И скучно и грустно…», «Нет, я не Байрон…». Анализ стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…»

Чтение наизусть,

слово учителя, комментированное чтение стихотворений, анализ стихотворений, словарная работа

Учебник, тексты стихотворений

Ответы на уроке, выразительное чтение,

15.01

51

Судьба поэта в лирике М.Ю. Лермонтова. «Поэт», «Пророк». Символика в стихотворении.

Слово учителя, выступления учащихся, просмотр презентации, подготовленной учеником; слово учителя, комментированное чтение стихотворений «Смерть Поэта», «Поэт», «Пророк», определение позиции автора, сравнительная работа

Учебник, тексты стихотворений

Ответы на уроке

19.01

52

«Смерть Поэта». Пафос стихотворения. Гражданская лирика.

Выразительное чтение,

подготовка устных ответов по материалу учебника

Учебник, тексты стихотворения

Оценка выполнения домашнего задания, ответы на уроке

21.01

53

Размышления поэта над судьбами современников в стихотворении «Дума». Философское звучание стихотворения.

активное слушание художественного чтения, Выразительное чтение

Учебник, тексты стихотворения

Оценка выполнения домашнего задания, ответы на уроке, выборочная проверка тезисов

22.01

54

Тема любви и одиночества. «Выхожу один я на дорогу», «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

выразительное чтение с обоснованием его особенностей

Учебник, тексты стихотворений

Оценка письменной работы

26.01

55

Тема родины в лирике поэта. «Родина», «Когда волнуется желтеющая нива». Тест «Лирика М.Ю. Лермонтова»

Слово учителя, выступления учащихся, просмотр презентации, подготовленной учеником; чтение наизусть, анализ стихотворений, словарная работа

Учебник, тексты стихотворений

Выступления учащихся, чтение стихотворений наизусть, ответы на уроке

28.01

56

Р.р.Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова.

сопоставительный анализ стихотворений, активное слушание художественного чтения; составление плана, Работа по плану анализа лирического текста, анализ стихотворения

сочинение

29.01

57

«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Замысел романа.

Слово учителя, просмотр презентации, составление таблицы,

Учебник, ЦОР « Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени»

Оценка ответов на уроке

2.02

58

Своеобразие композиции и образной системы романа. Сюжет и фабула в романе.

подбор материала из художественного произведения, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос; пересказ с элементами анализа эпизода,

Учебник, ЦОР « Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени».

Развёрнутый ответ на вопрос

4.02

59

Автор и его герой. Образ Печорина и образы горцев. Повесть «Бэла».

близкий к тексту пересказ, художественное рассказывание, анализ образа

Учебник, ЦОР Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». «Бэла». Часть вторая.

Оценка ответов на уроке

5.02

60

Композиционный центр романа – повесть «Княжна Мери». Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки.

Беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов,

Учебник, ЦОР «Лермонтов М.Ю. «Княжна Мери»

Оценка ответов на уроке

9.02

61

Печорин в ряду других персонажей романа

Беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов, запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Учебник

11.02

62

Черты романтизма и реализма в поэтике романа.

Просмотр презентации, составление таблицы, ответы учащихся

учебник

Оценка ответов на уроке

12.02

63

«История души человеческой» как главный объект повествования в романе. Тема судьбы в повести «Фаталист».

Беседа, работа с текстом, комментированное чтение отдельных эпизодов

Учебник, ЦОР « Лермонтов М.Ю. «Герой нашего времени». «Тамань»

Оценка ответов на уроке

16.02

64

В.Г.Белинский о «Герое нашего времени».

составление тезисов прочитанных статей

Учебник, статья Белинского

Оценка ответов на уроке

18.02

65

Р.р. Обучающее сочинение. Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким».

Составление плана, сочинений обобщающего характера с использованием имеющегося материала по данной теме.

Оценка ответов на уроке

19.02

Творчество Н.В.Гоголя (9)

66

Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. Ранние повести писателя. Сборник «Миргород».

Запись конспекта статьи учебника, просмотр презентации, составление хронологической таблицы

Учебник, ЦОР «Литература 9 кл. Н.В.Гоголь»

Ответы на уроке, выполнение викторины

25.02

67

Вн. чт. Комедия «Женитьба». Герои комедии.

Работа с текстом, анализ эпизода, беседа, художественный пересказ

Учебник, текст произведения

Оценка ответов на уроке, реализация домашнего задания

26.02

68

Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин: история сюжета поэмы «Мёртвые души».

Чтение учебной статьи, составление конспекта статьи.

учебник

Письменный ответ на вопрос

2.03

69

Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Замысел.

Запись основных положений лекции в тетради, работа с опорной схемой, комментированное чтение, беседа

Учебник, текст произведения, ЦОР «Гоголь поэма «Мёртвые души»

Ответы на вопросы

4.03

70

Сюжетно-композиционное своеобразие поэмы. Образ Чичикова.

Конспективное изложение результатов анализа произведения; постановка проблемы и ее решение с привлечением не только литературных источников, но и материалов из смежных искусств

Учебник, текст произведения, ЦОР «Гоголь поэма «Мёртвые души», иллюстрации к произведению.

Ответы на вопросы, характеристика героя

5.03

71

Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мёртвой» души.

Характеристика помещиков по опорной схеме; беседа, комментированное чтение

Учебник, текст произведения, ЦОР «Гоголь поэма «Мёртвые души»

Ответы на вопросы

9.03

72

Фигура автора и роль лирических отступлений.

Художественный пересказ, анализ пейзажей, стилевых особенностей произведения

Учебник, текст произведения, ЦОР «Гоголь поэма «Мёртвые души», фрагменты фильма

Ответы на уроке

11.03

73

Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

Беседа, комментированное чтение, составление конспекта учебной статьи

Учебник, фрагменты фильма «Мёртвые души»

Ответы на уроке, оценка выполнения домашнего задания

12.03

74

Р.р.Сочинение сопоставительного характера по поэме «Мертвые души».

Составление плана, подбор материала из художественного произведения

сочинение обобщающего характера с использованием имеющегося материала по данной теме.

16.03

Литература второй половины XIX века

(12ч.)

75

Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890-х годов.

Беседа, выступление с докладами по данной теме, комментированное чтение

Учебник, презентации уч-ся

Ответы на уроке, оценка таблицы

18.03

76

Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева).

Чтение статьи учебника, беседа, составление конспекта, анализ критических статей

учебник

Оценка устных рассказов, ответы на уроке

19.03

77

Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города».

Лекция, запись основных положений лекции

Учебник, ЦОР «История одного города»

Выборочная проверка конспектов

1.04

78

Лирическая ситуация 50-80 гг. XIX века. Поэзия Ф.И.Тютчева. Вечные темы и мотивы в лирике. «Есть в осени первоначальной…», «Как весел грохот летних бурь…»

Сообщения учащихся, комментированное чтение стихотворений, анализ, определение особенностей стихотворений,

Учебник,

Оценка сообщений, ответы на уроке

2.04

79

А.А. Фет. Темы и мотивы лирики. Выразительное чтение стихотворений «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…»

Сообщение учащихся, выразительное чтение, анализ стихотворений с комментированием, фронтальный опрос

Учебник, тексты стихотворений

Оценка сообщений, ответы на уроке

6.04

80

Художественное своеобразие стихотворения А.Фета «Какая грусть!..»

Комментированное чтение, анализ стихотворения, беседа, активное слушание лирического произведения

Учебник, тексты стихотворений

Ответы на уроке

8.04

81

Н.А.Некрасов. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии. Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова».

Анализ стилевых особенностей произведения, запись в тетради основных положений лекции

Учебник, текст стихотворения, ЦОР «Литература 9 кл. Некрасов Н.А.»

Развёрнутый ответ на вопрос

9.04

82

Р.р. Выразительное чтение стихотворений поэтов 2 пол.XIX века.

Выразительное чтение стихотворений, анализ лирического текста, устное рисование

Тексты стихотворений

Оценка сообщений, ответы на уроке

13.04

83

Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра.

Выступление с докладом по данной теме, запись в тетради плана ответа уч-ся

Учебник, ЦОР «Литература 9 кл. Островский»

Ответы на уроке

15.04

84

Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).

Запись основных положений лекции, составление хронологической таблицы, беседа, обмен впечатлениями о прочитанном тексте, комментированное чтение, диалог между учителем и учениками в процессе обсуждения ответов уч-ся

Учебник, презентация

Ответы на уроке

16.04

85

Вн.чт.Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики в рассказе «Палата №6».

Практическая работа, комментированное чтение, аналитическая беседа, беседа с ориентацией на домашнее задание; коллективное обсуждение вопросов урока, анализ отдельных эпизодов

Учебник, текст произведения, ЦОР «Литература 9 кл. А.П. Чехов»

Ответы на уроке, оценка домашнего задания

20.04

86

Вн.чт. Комментированное чтение рассказа А.П.Чехова «Душечка».

ДРК. Донская природа в произведениях А.П.Чехова.

Сообщение ученика, сопровождаемое просмотром презентации; анализ рассказа, аналитическая беседа

Учебник, текст произведения, ЦОР «Литература 9 кл. А.П. Чехов»

Ответы на уроке, оценка домашнего задания

22.04

Из литературы XX века (14ч)

87

Своеобразие русской прозы рубежа веков. (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн)

Лекция, запись основных положений лекции

учебник

Выборочная проверка конспектов лекции

23.04

88

Драма М.Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»

Выступление ученика, слово учителя, беседа по содержанию пьесы, чтение по ролям отдельных сцен

Учебник, текст произведения, ЦОР «Литература 9 кл. М.Горький»

Оценка домашнего задания, ответы на уроке

27.04

89

«Серебряный век» русской поэзии. Многообразие поэтических голосов эпохи. (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского)

Выступления учащихся, выразительное чтение стихотворений, словарная работа, анализ

стихотворений

Учебник, текст, ЦОР стихотворений«Литература 9 кл. Серебряный век»

Оценка домашнего задания, ответы на уроке

29.04

90

Лирика Б.Л. Пастернака. «Мне кажется, я подберу слова…»

Выступление подготовленного ученика, просмотр презентации, составление хронологической таблицы, чтение и анализ стихотворений

Учебник, текст стихотворения.

Оценка выразительного чтения. Индивидуальная работа по анализу стихотворений

30.04

91

Лирика А.Ахматовой и М.Цветаевой. Сопоставление лирических героинь поэтесс.

Сообщение ученика, просмотр презентации, работа с текстом, анализ стихотворений, определение их особенностей

Учебник, текст стихотворений, ЦОР «Литература 9 кл. Творчество А.Ахматовой и М. Цветаевой»

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

4.05

92

Своеобразие отечественного романа первой половины 20 века.

Сообщение ученика, аналитическое чтение, беседа, обмен впечатлениями о прочитанном тексте, запись основных положений лекции

Учебник.

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

6.05

93

ДРК. Проза М.Шолохова. Русский характер в рассказе «Судьба человека».

Слово учителя о значении личности Шолохова, беседа с элементами анализа текста, выступления учащихся Сообщение ученика, анализ эпизодов, выборочный пересказ

Учебник, текст произведения, ЦОР «Литература 9 кл. М.Шолохов»

Фрагмент фильма «Судьба человека»

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

7.05

94

Вн.чт.Тема Великой Отечественной войны в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…»

ДРК. Война на страницах донских писателей.

Реализация домашнего задания: сообщение ученика, художественный пересказ, анализ эпизодов

Учебник.

Фрагмент фильма .

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

11.05

95

М.Булгаков «Собачье сердце». Основная проблематика и образы повести.

Сообщение ученика, сопоставление литературного произведения с его экранизацией , работа по тексту, пересказ эпизодов с опорой на художественный текст, аналитическая беседа,

Учебник, текст произведения, ЦОР «Литература 9 кл. М.Булгаков»

Фрагмент фильма «Собачье сердце»

Ответы на вопросы

13.05

96

Литературный процесс 50-80-х годов. Проза А.Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история. Проблематика.

Сообщение ученика, просмотр презентации, аналитическая беседа по рассказу «Матрёнин двор», составление портрета праведницы

Учебник, текст произведения, ЦОР «Литература 9 кл. А.Солженицын»

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

14.05

97

Вн.чт. Поэзия Е.Евтушенко, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого. Выразительное чтение.

Выступления учащихся, активное слушание художественного текста, анализ произведений, выразительное чтение

Учебник, текст стихотворений

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

18.05

98

Вн.чт.Проза В. Распутина. Повесть «Прощание с Матерой». Проблемы современности в повести. Образ современника.

Выступления учащихся, просмотр презентации, запись основных положений слова учителя, презентация произведений Распутина

Учебник, текст произведения.

Оценка за домашнее задание и ответы на уроке

20.05

99

Р/р Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего

Написание сочинения по живым впечатлениям

сочинение

21.05

100

Новейшая проза и поэзия 80-90-х годов. Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.

Составление конспекта статьи учебника, сравнительный анализ, подготовка, устных ответов по материалу учебных пособий

учебник

Ответы на вопросы

25.05

101

Подведение итогов года.


Программно-методическое обеспечение:

  1. Литература. 9 класс. Тематическое планирование. // Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.

  2. Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

  3. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 200с.

  4. . Комплект таблиц «Теория литературы 5-11 классы»

Компакт-диски «Уроки литературы КиМ» (10, 11 классы)

Компакт-диск «Русская литература. 8-11 классы. Мультимедийная энциклопедия»

  1. Компакт-диск « Хрестоматия по русской литературе»

  2. Компакт- диск «Репетитор по литературе КиМ, 2009»

  3. Папка с раздаточными материалами «теория литературы 5-11 классы»

  4. Портреты писателей 19- 20 век (портреты, справочные материалы)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here