|
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Грязновская средняя общеобразовательная школа»
Советского района Курской области
|
|
| Утверждено: Директор школы ________ Приказ № от г.
|
Рабочая программа
по литературе
для 9 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Учитель: Сысоева Елена Геннадьевна
Литература
Класс 9
Учитель Сысоева Е.Г.
Количество часов I пол. 49 час. II пол. 56 часов
Всего 105 часов
В неделю 3 часа
Развитие речи 11 час. Тесты 2 часа
Внеклассное чтение 11 час. Практикумы 25 час.
Контрольные работы 3 час.
Планирование составлено на основе
Рабочей программы по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной
Учебник
Литература. 9 класс.В 2 ч./ В. Я. Коровина, В.И.Коровин , И.С. Збарский, В. П. Журавлев,. – М.: Просвещение, 2013- 2014гг..
Пояснительная записка
к рабочей программе по литературе
Данная программа по литературе разработана на основе Программы литературного образования. Литература 5-11кл. Авторы программы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2008).
В учебном плане МКОУ «Грязновская СОШ» на изучение курса литературы в 9 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю), выделенных из инвариантного компонента.
Изучение курса литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для достижения поставленных целей изучения литературы в 9 классе необходимо решение следующих практических задач:
-
сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отделять подлинные произведения художественного искусства от явлений «массовой культуры»;
-
на основе понимания «языка» литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности;
• выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе;
• показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох;
• определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы;
• объяснить феномен «классики», позволяющий произведению быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества;
• выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества;
• воспитывать устойчивый художественный вкус у учеников;
• выработать навыки грамотной устной и письменной речи;
• совершенствовать навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, в том числе чтения наизусть;
• формировать умения читательской деятельности, общеучебные умения и универсальные учебные действия (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• развивать потенциальные творческие способности школьников, их эмоционально-ценностное отношение к миру, человеку, процессу познания;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.
Структура курса
Изучение курса представляет собой содержание литературного процесса от древнерусской литературы к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В основе программы лежит историко-литературный принцип. Логика расположения материала в программе курса помогает увидеть бег времени, показать соотнесение истории, бытовых реалий и литературы. В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.
Специфика курса определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
— выразительное чтение художественного текста;
— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
— анализ и интерпретация произведения;
— составление планов и написание отзывов о произведениях;
— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
В художественной литературе по-своему взаимодействуют законы искусства и законы языка. Поэтому эффективное освоение литературы возможно при условии постоянного внимания к языку в его художественной функции. С другой стороны, нельзя плодотворно изучать язык без обращения к художественной литературе. Особое значение эта взаимосвязь литературы и русского языка имеет для развития речи.
Художественная литература как вид искусства связана с иными формами общественного сознания – моралью, религией, философией, наукой. Соответственно наука о литературе и критика взаимодействуют с общественными и гуманитарными науками – языкознанием, искусствоведением, этикой, историей, психологией, логикой и др.
Представляя собой самостоятельную учебную дисциплину, литература взаимодействует с другими дисциплинами, курсами и образовательными областями: в единстве с языковыми дисциплинами развивает речевую культуру учащихся, во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как и общественный цикл предметов, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Теоретическая часть программы — 67 часов.
Практическая часть программы – 38 часов.
Распределение часов по четвертям:
I
| II | |||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть
| 4 четверть | |
105 | 24 | 23 | 32 | 26 |
|
|
|
|
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Формы контроля:
• индивидуальный
• групповой
• фронтальный.
В том числе:
— устный опрос;
— практические работы;
— беседа;
— тестирование;
— выразительное чтение;
— подробный и сжатый пересказ;
— творческие письменные работы;
— отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;
— создание презентаций;
— сочинение синквейнов;
— написание эссе;
— составление тестов учащимися.
Виды контроля:
• предварительный,
• текущий,
• тематический,
• итоговый.
Промежуточный контроль: самостоятельная работа; анализ текстов; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; сочинение; тест; терминологический диктант, составление синквейнов, таблиц, кластеров.
Итоговый контроль: защита проекта, портфолио, исследовательской работы; сочинение; тест.
Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным (устным и письменным). Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки и вида контроля (итоговый, промежуточный).
Прохождение практической части программы
Всего часов | Практическая часть |
| |||
Контрольные работы (зачеты, тесты, исследовательские работы) | Сочинения | Уроки внеклассного чтения | Уроки развития речи | ||
I четверть | 7 | 3 | 1 | — | 3 |
II четверть | 12 | 1 | 2 | 3 | 6 |
III четверть | 8 | 1 | 3 | — | 4 |
IV четверть | 11 | 1 | 1 | — | 9 |
Всего: | 38 | 6 | 7 | 3 | 22 |
Учебно-тематический план
Разделы программы | Количество часов | ||
всего | практическая часть | ||
1 | Введение. | 1 |
|
2 | Из древнерусской литературы. | 4 | 3 |
3 | Из литературы 18 века. | 14 | 8 |
4 | Из русской литературы 19 века. | 59 | 16 |
5 | Из русской литературы 20 века (продолжение). | 27 | 11 |
| Итого: | 105 | 38 |
Содержание школьного курса литературы в 9 классе
ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час).
Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 часа).
Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).
«Слово о полку Игореве»
Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова…». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.
Защита исследовательских работ (портфолио).
ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (13 часов)
Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
Ж.-Б. Мольер
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Мещанин во дворянстве» (возможен выбор другой комедии).
Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.
Д.И. Фонвизин
Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Недоросль».
Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.
М.В. Ломоносов
Жизнь и творчество (обзор).
«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения)
Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.
Г.Р. Державин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Властителям и судиям», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений).
Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. Чтение наизусть и анализ стихотворений Г.Р.Державина.
Н.М. Карамзин
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза». Сентиментальный сюжет повести «Бедная Лиза», ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (57 часов)
Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.
Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.
А.С. Грибоедов
Жизнь и творчество.
Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.
Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Сочинение-рассуждение по комедии «Горе от ума».
А.С. Пушкин
Жизнь и творчество.
Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;
«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).
Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики.
Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.
Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).
М.Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество.
Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее «лишних людей». Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.
Н.В. Гоголь
Жизнь и творчество.
Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.
А.А. Фет
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).
Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.
Н.А. Некрасов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения).
Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.
И.С.Тургенев
Личность и судьба писателя.
Повесть «Первая любовь». Автобиографический характер повести. Нравственные проблемы повести. Образы главных и второстепенных героев.
Ф.М.Достоевский: страницы жизни и творчества.
«Белые ночи» как повесть о Петербурге.
Л.Н.Толстой: страницы жизни и творчества.
«Юность» как часть автобиографической трилогии. (Обзор содержания).
А.П. Чехов.
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».
Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (30 )
Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.
Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.
М.Горький: страницы жизни и творчества.
Раннее творчество: новизна тематики и героев.
Проблематика рассказа «Макар Чудра».
И.А.Бунин: страницы жизни и творчества.
«Тёмные аллеи» — история любви. Мастерство И.А.Бунина в рассказе.
М.А. Булгаков.
Жизнь и творчество (обзор).
Повесть «Собачье сердце».
Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.
М.А. Шолохов.
Жизнь и творчество (обзор).
Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.
А.А. Блок.
Слово о поэте.
Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения). Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.
С.А. Есенин.
Слово о поэте.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).
Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.
В.В.Маяковский: страницы жизни и творчества.
«Громада-любовь» и «Громада-ненависть». Своеобразие сатиры В.В.Маяковского. Особенности стиха.
М.И.Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии. Любовная лирика. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве».
А.А. Ахматова.
Слово о поэте.
Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).
Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.
А.Т.Твардовский: страницы жизни и творчества.
Раздумья о родине и о природе в лирике поэта.
Проблематика и поэтика стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…».
ЗУНы
В результате изучения курса литературы учащиеся должны:
знать / понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
-
авторов и содержание изученных литературных произведений;
-
основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
-
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
воспринимать и анализировать художественный текст;
-
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
-
определять род и жанр литературного произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать своё отношение к прочитанному;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Программа предусматривает
Формы организации урока: коллективная, парная, групповая.
Виды занятий: заочная экскурсия, игровой урок, урок-путешествие, защита проектов и исследовательских работ, инсценированный урок, круглый стол, семинар, урок-исследование, урок-зачет.
Технологии:
• технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования;
• технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
• Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
• Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
• Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
• Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
• Технология развития критического мышления через чтение и письмо.
• Технология индивидуализации обучения.
• Информационно-коммуникационные технологии.
Для реализации программного материала используются:
УМК:
1. Программа литературного образования 5-11 классы. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина.-М.:Просвещение,2008.
2. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 кл. Учеб-хрестоматия. М.: Просвещение, 2009..
3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение,2006.
4. Коровина В.Я., И.С.Збарский. Литература: 9 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение,2009.
Литература для учителя:
1. Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С.Поурочные разработки по литературе. 5класс.М.: «ВАКО», 2009.
2. Мещерякова М.И.Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. — М.: Айрис-пресс, 2007.
3. Барковская Н.В. Анализ литературного произведения в школе. Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология». Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург: Издательство: АМБ, 2008.
4. Научно-методический журнал «Литература в школе».
5. Кучина Т.Г., Лебедев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод. пособие. — М.: Дрофа, 2007.
Литература для ученика:
1. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 кл. Учеб-хрестоматия. М.: Просвещение, 2009..
2. Русские писатели 19 века. Библиографический словарь в 2-х ч. Под ред. П.А.Николаева.-М.: Просвещение,1998.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение,2009.
4. Мещерякова М.И.Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. — М.: Айрис-пресс,2007.
5. Барковская Н.В. Анализ литературного произведения в школе. Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология». Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург: Издательство: АМБ, 2008.
6. Книги из серии «Писатель в школе». М.: Дрофа,2001.
7. Книги из серии «Школа классики». М.: Олимп: ТКО АСТ.
8. Справочники по литературе и др.
Информационное обеспечение:
1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9-11 классы. CD-ROM for Windows, 2010.
2. http://school-collection.edu.ru/
3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, ВЛ.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2009.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2 CD-ROM for Windows, 2010.
5 Средства ИКТ.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
на 2013- 2014 учебный год
Тема урока. Основное содержание. Разделы программы «Здоровье» | Кол-во часов |
Формы и виды контроля
|
Дата |
Примечание | |||
I четверть (25 часов) | |||||||
| |||||||
Введение (1 час) | |||||||
1
| Введение. Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека. Тестирование. | 1 | Чтение и анализ высказывания историка Ключевского. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности. |
|
| ||
Древнерусская литература (7 часов) | |||||||
2 | Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. | 1 | Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.
|
| ИКТ | ||
3 | «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы | 1 | Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия. |
| ИКТ иллюстрации | ||
4 | Практикум. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения | 1 | Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова. Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра. |
| ИКТ иллюстрации | ||
5 | Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения
| 1 | Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?
|
| ИКТ иллюстрации | ||
6 | Практикум. Художественные особенности «Слова…». Поэтическое искусство автора в «Слове…» | 1 | Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь…». Анализ образа автора. |
| ИКТ иллюстрации | ||
7 | Практикум. Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»
| 1 | Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.
|
| ИКТ иллюстрации | ||
8 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению По «Слову о полку Игореве…»
| 1 | Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Домашнее сочинение. |
| ИКТ иллюстрации | ||
Литература XVIII века (11 часов) | |||||||
9 | Характеристика русской литературы ХVIII века. Особенности русского классицизма.
| 1 | Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи. |
| Печатные пособия (демонстрационные таблицы) | ||
10 | Практикум. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения. | 1 | Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения. Выразительное чтение и анализ стихотворения. |
| Отрывок наизусть | ||
11 | М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды. | 1 | Ода как жанр лирической поэзии. Определение авторской позиции, композиционных частей оды, идейного содержания. |
| Выраз. чтение отрывков из оды. иллюстрации | ||
12 | Вн.чт. Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).
| 1 | Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды. Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении. Ораторские интонации в стихотворении. |
| ИКТ Выраз. чтение. иллюстрации | ||
13 | Практикум. Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).
| 1 | Выразительное чтение стихотворения «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина. |
| ИКТ Иллюстрации Наизусть | ||
14 | А.Н.Радищев. Слово о писателе. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. Жанр путешествия. | 1 | Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения. Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение. |
| Пересказ глав ИКТ Иллюстрации | ||
15 | Практикум. А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. Особенности повествования, путешествия как жанра и его содержательного наполнения
| 1 | Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи. Анализ прочитанной главы.
|
| Пересказ главы; ИКТ Иллюстрации | ||
16 | Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
| 1
| Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм; Запись лекции, чтение с остановками, обсуждение |
| Пересказ ИКТ Иллюстрации Печатные пособия (демонстрационные таблицы) | ||
17 | Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» — произведения сентиментализма. (Внимание к внутренней жизни человека). Утверждение общечеловеческих ценностей.
| 1
| Анализ стихотворения «Осень». Краткий пересказ повести «Бедная Лиза»; монологические ответы. |
| Пересказ ИКТ Иллюстрации Выраз. чтение | ||
18 | Практикум. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. | 1 | Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы. |
| ИКТ Иллюстрации | ||
19
| Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя. | 1 | Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением на примере одного-двух произведений. Подготовка шаблонов возможного начала сочинений и постановки проблем. |
|
| ||
Литература XIX века (46 часов) | |||||||
20
| Золотой век русской литературы (обзор). Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Романтизм, реализм. | 1 | Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм». Конспектирование лекции с остановками. Поэзия, проза, драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература. |
| Печатные пособия (демонстрационные таблицы) | ||
21 | Практикум. Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» – границы выразимого в слове и чувстве.
| 1
| Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое». Романтический образ моря. Границы выразимого. Отношение романтика к слову. |
| ИКТ Иллюстрации
| ||
22 | Практикум. В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы. | 1 | Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. |
| ИКТ Иллюстрации Выраз. чтение, цитирование
| ||
23 | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. | 1 | Чтение статьи учебника о Грибоедове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя». |
| ИКТ Иллюстрации
| ||
24 | А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции произведения. Действие I комедии. | 1 | Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия. Утро в доме Фамусова. |
| ИКТ Иллюстрации
| ||
25-26 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия комедии
| 2 | Повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики. Ролевое чтение. Отзыв о героях произведения. Фамусов-Чацкий-Софья. |
| ИКТ Иллюстрации Инсценирование | ||
II четверть (24 часа) | |||||||
27-28 | Чацкий в системе образов комедии. «Можно ль против всех!» Анализ III действия.
| 2 | Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей. Выразительное чтение монологов и комментирование. Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина. Ролевое чтение. Софья-Чацкий-Молчалин. |
| ИКТ Иллюстрации Инсценирование | ||
29 | Р.р. Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода. Анализ IV действия. | 1 | « Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Прозрение героев. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого. Комментированное чтение. |
| ИКТ Иллюстрации Инсценирование | ||
30 | Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой
| 1 | Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект). Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума». |
| Конспектирование статьи | ||
31 | Р.р. Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума». | 1 | Сочинение
|
| ИКТ
| ||
32 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкин | 1 | Сжатый пересказ статьи учебника; просмотр отрывков из фильма о поэте. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.
|
| ИКТ Иллюстрации
Выраз. чтение стихотворений. | ||
30 | Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар». | 1 | Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия. |
| ИКТ Иллюстрации Выраз. чтение стихотворений. Чтение наизусть. | ||
33 | Семинар. Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. Любовь как гармония душ.
| 1 | Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. «На холмах Грузии», «Я вас любил…» и др. |
| ИКТ Иллюстрации Выраз. чтение стихотворений Чтение наизусть. | ||
34 | Практикум. Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения
| 1 | Раздумья о смысле жизни и поэзии. «Пророк», «Памятник», «Бесы». |
| ИКТ Иллюстрации Выраз. чтение стихотворений. Чтение наизусть | ||
35 | Практикум. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся) | 1 | Анализ стихотворения по предложенному плану. Работа с алгоритмом анализа лирического текста. |
| ИКТ
| ||
36 | Контрольная работа по романтической лирике начала ХIХ века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина. | 1
| Контрольные вопросы и задания. |
|
| ||
37 | Вн.чт. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка. | 1
| Характеристика героев, комментарий текста. Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко. |
|
| ||
38 | «Собранье пестрых глав». Лекция. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. | 1 | Ответы на вопросы. История создания, композиция и сюжет, авторские отступления. |
| ИКТ
| ||
39 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути. | 1 | Работа с текстом. Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни. Изображение поместного дворянства. |
| ИКТ Иллюстрации Отрывок наизусть | ||
40 | Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина | 1 | Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. Работа с текстом. |
| ИКТ Иллюстрации Отрывок наизусть | ||
41 | Практикум. «Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений героев. Анализ двух писем. | 1 | Ответы на вопросы. Обучение анализу. Письмо Татьяны как выражение чувств. Глубина, значительность личности героини.
|
| ИКТ Иллюстрации Отрывок наизусть | ||
42 | Семинар. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». | 1 | Лирические отступления и их роль в романе. Энциклопедия русской жизни.
|
| ИКТ
Конспектирование статьи В.Г.Белинского
| ||
43 | Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». | 1 | Домашнее сочинение |
|
| ||
44 | Вн.чт. «Моцарт и Сальери» — проблема «гения и злодейства». Анализ произведения. Трагедия. | 1 | Проблема «гения и творчества». Два типа мировосприятия персонажей. Нравственные позиции героев трагедии. |
| ИКТ Иллюстрации
| ||
45
| М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. Анализ стихотворений. | 1 | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Парус». Работа с алгоритмом анализа. |
| ИКТ Иллюстрации Стихотв. наизусть.
| ||
46 | Практикум. Образ поэта-пророка в творчестве М.Ю.Лермонтова. | 1 | Работа с алгоритмом анализа лирического текста. «Смерть поэта», «Поэт», «пророк», «Я жить хочу, хочу печали», «Есть речи значенье». |
| ИКТ Иллюстрации Стихотв. наизусть.
| ||
47 | Практикум. Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. | 1 | Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…». |
| ИКТ Иллюстрации Выраз. чтение стихотворений. | ||
48 | Семинар. Эпоха безвременья в лирике поэта. | 1 | Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. «Дума», « Предсказание», «Родина». Характер лирического героя и его поэзии. |
| Выраз. чтение стихотворений. | ||
49 | Роман «Герой нашего времени». Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман. | 1 | Первый психологический роман в литературе. Роман о незаурядной личности. Век М.Ю.Лермонтова в романе. |
| ИКТ Иллюстрации
| ||
III четверть (30 часов) | |||||||
50 | Практикум. Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина. | 1 | Противоречивость характера Печорина. Устное словесное рисование. Главы «Бэла», «Максим Максимыч». |
| ИКТ
| ||
51 | Практикум. «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. Печорин в системе образов романа. | 1 | Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания. Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина. Главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». |
| ИКТ Иллюстрации
| ||
52 | Семинар. Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.
| 1 | Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к контрольной работе. |
|
| ||
53 | Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени» | 1 | Контрольная работа |
|
| ||
54
| Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». | 1 | «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика сборников. Замысел, история создания, особенности жанра, композиция поэмы «Мертвые души».
|
| ИКТ Иллюстрации
| ||
55
| Поэма «Мёртвые души». Практикум. Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода. | 1 | Смысл произведения, особенности жанра. Чичиков и помещики. Образ города в поэме «Мёртвые души». |
| ИКТ Иллюстрации
| ||
56 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора. | 1 | Характеристика города и героев литературного произведения. |
| ИКТ Иллюстрации
| ||
57 | Р.р. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению. | 1 | «Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме. Подготовка к сочинению. |
| ИКТ Иллюстрации
Сочинение | ||
58 | А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии. | 1 | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. Ролевое чтение. |
| ИКТ
Иллюстрации
| ||
59 | Вн.чт. Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести. | 1 | Рассказ о писателе, определение черт личности героя. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»),чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя. |
| Иллюстрации
Пересказ эпизодов | ||
60 | А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».
| 1 | Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Боль и негодование автора. Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Жанровые особенности рассказа. Защита мини-проектов |
| ИКТ Иллюстрации
| ||
61-62 | Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира. | 2 | Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. |
| Иллюстрации
| ||
63 | Р.р. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений по выбору учащихся).
| 1 | Сочинение |
|
| ||
64 | Вн.чт. Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет. Многообразие жанров, эмоциональное богатство. | 1 | Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. |
| ИКТ
Выраз. чтение стихотворений. | ||
Русская литература XX века (29 часов) | |||||||
65 | Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.
| 1 | Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века. Жанры, литературные направления..
|
|
| ||
66 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Практикум. Мастерство Бунина. Лиризм повествования. | 1 | Анализ рассказа, монологические ответы. Защита мини-проектов. |
| ИКТ
| ||
67-68
| М.А.Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов. | 2 | История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондера». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. |
| Фрагменты худ. фильма Иллюстрации | ||
69-70 | М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины. Практикум. Композиция рассказа. Роль пейзажа. Особенности жанра. | 2 | Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Широта типизации. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее. |
| ИКТ Фрагменты худ. фильма Иллюстрации | ||
71 | Вн. чт. М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину». | 1 | Тема Великой Отечественной войны в творчестве Шолохова. Экранизация произведений М.А.Шолохова. Герои Шолохова на экране. |
| Фрагменты худ. фильма
| ||
72 | А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. | 1 | Рассказ о писателе. Анализ рассказа, художественный пересказ. Художественное своеобразие произведения. Жизненная основа притчи. |
| ИКТ Иллюстрации | ||
73 | Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы. | 1 | Картины послевоенной деревни. Тема праведничества. |
| ИКТ Иллюстрации | ||
74 | Р.р. Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века. | 1 | Сочинение |
|
| ||
75 | Русская поэзия Серебряного века. | 1 | Лекция. Урок-концерт. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
|
| ИКТ Иллюстрации | ||
76 | Практикум. А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта. | 1 | Высокие идеалы и предчувствие перемен. «Ветер принёс издалёка…». |
| ИКТ, видео Иллюстрации | ||
77
| Трагедия лирического героя в «страшном мире». Своеобразие лирических интонации. | 1 | Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». |
| ИКТ, видео Иллюстрации | ||
78 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.Есенина.
| 1 | «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…». |
| ИКТ, видео Иллюстрации | ||
79 | Практикум. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина.
| 1 | Народно-песенная основа лирики С.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая». |
| ИКТ, видео Иллюстрации | ||
IV четверть (26 часов) | |||||||
80 | В.В.Маяковский. Новаторство поэзии. Практикум. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. | 1 | « Послушайте!», « А могли бы?», «Люблю» (отрывок). Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта. |
| ИКТ Иллюстрации | ||
81-82 | М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти. Практикум. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство. | 2 | «Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…», « Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?». «Стихи о Москве», «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. |
| ИКТ Иллюстрации | ||
83 | Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта. Тема гармонии с природой, любви и смерти. | 1 | « Я не ищу гармонии в природе», « Где-то в поле возле Магадана», « Можжевеловый куст», « О красоте человеческих лиц», « Завещание». |
| ИКТ Иллюстрации | ||
84-85 | А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. Практикум. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики. | 2 | Сборники «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»; Стихотворения «Надпись на книге», «Муза», «Художнику», «Здесь Пушкина изгнанье началось…», «Поэт», «Воронеж», «Данте», «Творчество», «Мне ни к чему одические рати…», «Про стихи». |
| ИКТ Иллюстрации | ||
86 | Практикум. Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.
| 1 | « Красавица моя, вся стать…», «Перемена», « Весна в лесу», « Быть знаменитым некрасиво», « Во всем мне хочется дойти…»
|
| ИКТ Иллюстрации | ||
87-88 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Практикум. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки». | 2 | «Страна Муравия», «Урожай», «Весенние строчки». Мечта о преображении Родины. |
|
| ||
89 | А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом». | 1 | Литературно-музыкальная композиция. Проблемы и интонации стихов о войне. История возникновения стихотворения. Песня М.Ножкина «Под Ржевом». |
| ИКТ Иллюстрации | ||
90 | Р.р. Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Постановка проблем. |
|
| ||
91-93 | Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX—XX веков. | 3 | А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой, А.А.Фет, В.А. Соллогуб. А.А.Сурков, К.М.Симонов, Н.А.Заболоцкий, М.Л.Матусовский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, К.Я.Ваншенкин. |
|
| ||
Зарубежная литература (9 часов) | |||||||
94 | Вн. чт. Античная лирика. Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.
| 1 | Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…».
|
|
| ||
95 | Вн. чт. Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…». | 1 | Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками. «Я воздвиг памятник…». Традиции оды Горация в русской поэзии (Державин и Пушкин). |
|
| ||
96 | Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты). Множественность смыслов и её философский характер. | 1 | Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздания в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
|
|
| ||
97 | У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен). Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. | 1 | Акт 1-2. «Гамлет» – «пьеса века». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература. |
| ИКТ Сцены из спектакля Иллюстрации | ||
98 | Вн. чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы. | 1 | Акт 3-5. Монологи Гамлета. Образ Гамлета, его одиночество в конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Философская глубина трагедии.
|
| Сцены из спектакля Иллюстрации Инсценирование | ||
99-100 | И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен). Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии. Вн. чт. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы. | 2 | Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла жизни.
|
| ИКТ Иллюстрации
| ||
101-102 | Вн. чт. Поэзия И.-В. Гёте. Характер восприятия и значение творчества Гёте в России. | 2 | Гёте в переводах Жуковского, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова, Брюсова, Пастернака. Русская критика о произведениях Гёте. |
| Выраз. чтение | ||
Обобщение и повторение (3 часа) | |||||||
103-104 | Р.р. Классное сочинение «Герои и проблемы современной литературы». | 2 | Сочинение-отзыв о произведениях писателей конца XX века. (По произведениям В.М.Шукшина (шукшинские «чудики»), А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», В.Распутина «В ту же землю…», А.Вампилова «Старший сын»). |
|
| ||
105 | Итоговый урок. Тестирование. | 1 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года и задание для летнего чтения. |
| Итоговый тест |
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
-
образную природу словесного искусства;
-
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
-
авторов и содержание изученных произведений;
-
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
уметь:
-
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
-
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
-
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
-
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
-
оценивать проблематику современной литературы;
-
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
-
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
-
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
-
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
-
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
-
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
-
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.