Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Грязновская средняя общеобразовательная школа»

Советского района Курской области

Согласовано:

Зам.директора по УВР

_________

« » г.

Утверждено:

Директор школы

________

Приказ №

от г.

Рабочая программа

по литературе

для 9 класса

на 2014 – 2015 учебный год

Учитель: Сысоева Елена Геннадьевна

Литература

Класс 9

Учитель Сысоева Е.Г.

Количество часов I пол. 49 час. II пол. 56 часов

Всего 105 часов

В неделю 3 часа

Развитие речи 11 час. Тесты 2 часа

Внеклассное чтение 11 час. Практикумы 25 час.

Контрольные работы 3 час.

Планирование составлено на основе

Рабочей программы по литературе для 5-11 классов под редакцией В.Я.Коровиной

Учебник

Литература. 9 класс.В 2 ч./ В. Я. Коровина, В.И.Коровин , И.С. Збарский, В. П. Журавлев,. – М.: Просвещение, 2013- 2014гг..

Пояснительная записка

к рабочей программе по литературе

Данная программа по литературе разработана на основе Программы литературного образования. Литература 5-11кл. Авторы программы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2008).

В учебном плане МКОУ «Грязновская СОШ» на изучение курса литературы в 9 классе отводится 105 часов (3 часа в неделю), выделенных из инвариантного компонента.

Изучение курса литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Для достижения поставленных целей изучения литературы в 9 классе необходимо решение следующих практических задач:

  • сформировать представление о литературе как виде искусства, научить понимать его внутренние законы, применять полученные знания в процессе творческого чтения, отделять подлинные произведения художественного искусства от явлений «массовой культуры»;

  • на основе понимания «языка» литературы как вида искусства научить школьника анализу литературного произведения как объективной художественной реальности;

• выработать представление о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о литературе и мировом литературном процессе;

• показать специфическую особенность литературы как поэтической памяти народа. На основе принципа историзма определить диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох;

• определить национальное своеобразие и мировое значение русской литературы;

• объяснить феномен «классики», позволяющий произведению быть фактом разных исторических эпох, сохраняя свою эстетическую, познавательную и воспитательную ценность для разных поколений человечества;

• выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры человечества;

• воспитывать устойчивый художественный вкус у учеников;

• выработать навыки грамотной устной и письменной речи;

• совершенствовать навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, в том числе чтения наизусть;

• формировать умения читательской деятельности, общеучебные умения и универсальные учебные действия (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• развивать потенциальные творческие способности школьников, их эмоционально-ценностное отношение к миру, человеку, процессу познания;

овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного.

Структура курса

Изучение курса представляет собой содержание литературного процесса от древнерусской литературы к русской литературе XVIII, XIX и XX веков. В основе программы лежит историко-литературный принцип. Логика расположения материала в программе курса помогает увидеть бег времени, показать соотнесение истории, бытовых реалий и литературы. В содержании самой литературы именно эта идея и концентрический подход помогают подвести школьников к пониманию творчества отдельного писателя и литературного процесса в целом, поэтики, литературных направлений, течений и т.д.

Специфика курса определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

— осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

— выразительное чтение художественного текста;

— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

— ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

— заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

— анализ и интерпретация произведения;

— составление планов и написание отзывов о произведениях;

— написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

— целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

В художественной литературе по-своему взаимодействуют законы искусства и законы языка. Поэтому эффективное освоение литературы возможно при условии постоянного внимания к языку в его художественной функции. С другой стороны, нельзя плодотворно изучать язык без обращения к художественной литературе. Особое значение эта взаимосвязь литературы и русского языка имеет для развития речи.

Художественная литература как вид искусства связана с иными формами общественного сознания – моралью, религией, философией, наукой. Соответственно наука о литературе и критика взаимодействуют с общественными и гуманитарными науками – языкознанием, искусствоведением, этикой, историей, психологией, логикой и др.

Представляя собой самостоятельную учебную дисциплину, литература взаимодействует с другими дисциплинами, курсами и образовательными областями: в единстве с языковыми дисциплинами развивает речевую культуру учащихся, во взаимодействии с дисциплинами художественного цикла формирует эстетическое отношение к окружающему миру; как и общественный цикл предметов, обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает историческую память учащихся.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Теоретическая часть программы — 67 часов.

Практическая часть программы – 38 часов.

Распределение часов по четвертям:

Количество часов в год

I

II

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

105

24

23

32

26

Формы контроля и возможные варианты его проведения

Формы контроля:

• индивидуальный

• групповой

• фронтальный.

В том числе:

— устный опрос;

— практические работы;

— беседа;

— тестирование;

— выразительное чтение;

— подробный и сжатый пересказ;

— творческие письменные работы;

— отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

— создание презентаций;

— сочинение синквейнов;

— написание эссе;

— составление тестов учащимися.

Виды контроля:

• предварительный,

• текущий,

• тематический,

• итоговый.

Промежуточный контроль: самостоятельная работа; анализ текстов; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; сочинение; тест; терминологический диктант, составление синквейнов, таблиц, кластеров.

Итоговый контроль: защита проекта, портфолио, исследовательской работы; сочинение; тест.

Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным (устным и письменным). Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки и вида контроля (итоговый, промежуточный).

Прохождение практической части программы

Четверть

Всего часов

Практическая часть

Контрольные работы (зачеты, тесты, исследовательские работы)

Сочинения

Уроки внеклассного чтения

Уроки развития речи

I четверть

7

3

1

3

II четверть

12

1

2

3

6

III четверть

8

1

3

4

IV четверть

11

1

1

9

Всего:

38

6

7

3

22

Учебно-тематический план

№ раздела

Разделы программы

Количество часов

всего

практическая часть

1

Введение.

1

2

Из древнерусской литературы.

4

3

3

Из литературы 18 века.

14

8

4

Из русской литературы 19 века.

59

16

5

Из русской литературы 20 века (продолжение).

27

11

Итого:

105

38

Содержание школьного курса литературы в 9 классе

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (1 час).

Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Эпохи развития литературы. Понятие о литературном процессе.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 часа).

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).

«Слово о полку Игореве»

Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве «Слова…». Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова…». Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова». Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. «Слово» и фольклорная традиция. Значение «Слова» для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

Защита исследовательских работ (портфолио).

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (13 часов)

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

Ж.-Б. Мольер

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Мещанин во дворянстве» (возможен выбор другой комедии).

Особенности классицистической драматургии. «Мещанин во дворянстве» как комедия нравов и характеров. Сатирическое значение образа господина Журдена. Журден и аристократы.

Д.И. Фонвизин

Жизнь и творчество (обзор).

Комедия «Недоросль».

Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

М.В. Ломоносов

Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения)

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

Г.Р. Державин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Властителям и судиям», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений).

Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики. Чтение наизусть и анализ стихотворений Г.Р.Державина.

Н.М. Карамзин

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза». Сентиментальный сюжет повести «Бедная Лиза», ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (57 часов)

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права). Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей. Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А. С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка.

Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей. Глубинная, таинственная связь человека и природы.

А.С. Грибоедов

Жизнь и творчество.

Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). «Открытость» финала пьесы, его нравственно-философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка.

Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”. Сочинение-рассуждение по комедии «Горе от ума».

А.С. Пушкин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»;

«Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. «Чувства добрые» как нравственная основа пушкинской лирики.

Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип «лишнего человека» в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»).

М.Ю. Лермонтов

Жизнь и творчество.

Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер, Вуличас). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее «лишних людей». Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

Н.В. Гоголь

Жизнь и творчество.

Поэма «Мертвые души» (I том). История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Своеобразие гоголевского реализма.

А.А. Фет

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Как беден наш язык! Хочу и не могу…» (возможен выбор другого стихотворения).

Тема «невыразимого» в лирике Фета. Неисчерпаемость мира и бессилие языка.

Н.А. Некрасов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» (возможен выбор другого стихотворения).

Представления Некрасова о поэте и поэзии. Своеобразие некрасовской Музы.

И.С.Тургенев

Личность и судьба писателя.

Повесть «Первая любовь». Автобиографический характер повести. Нравственные проблемы повести. Образы главных и второстепенных героев.

Ф.М.Достоевский: страницы жизни и творчества.

«Белые ночи» как повесть о Петербурге.

Л.Н.Толстой: страницы жизни и творчества.

«Юность» как часть автобиографической трилогии. (Обзор содержания).

А.П. Чехов.

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника».

Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (30 )

Человек и история в литературе. Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе.

Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

М.Горький: страницы жизни и творчества.

Раннее творчество: новизна тематики и героев.

Проблематика рассказа «Макар Чудра».

И.А.Бунин: страницы жизни и творчества.

«Тёмные аллеи» — история любви. Мастерство И.А.Бунина в рассказе.

М.А. Булгаков.

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Собачье сердце».

Особенности булгаковской сатиры. Сюжет и система образов повести. Авторская позиция и способы ее выражения. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Философская проблематика повести.

М.А. Шолохов.

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Судьба человека». Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

А.А. Блок.

Слово о поэте.

Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения). Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения.

С.А. Есенин.

Слово о поэте.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений).

Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

В.В.Маяковский: страницы жизни и творчества.

«Громада-любовь» и «Громада-ненависть». Своеобразие сатиры В.В.Маяковского. Особенности стиха.

М.И.Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии. Любовная лирика. Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве».

А.А. Ахматова.

Слово о поэте.

Стихотворения: «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» (возможен выбор других стихотворений).

Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

А.Т.Твардовский: страницы жизни и творчества.

Раздумья о родине и о природе в лирике поэта.

Проблематика и поэтика стихотворения А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…».

ЗУНы

В результате изучения курса литературы учащиеся должны:

знать / понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Программа предусматривает

Формы организации урока: коллективная, парная, групповая.

Виды занятий: заочная экскурсия, игровой урок, урок-путешествие, защита проектов и исследовательских работ, инсценированный урок, круглый стол, семинар, урок-исследование, урок-зачет.

Технологии:

• технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования;

• технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

• Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

• Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

• Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала

• Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

• Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

• Технология индивидуализации обучения.

• Информационно-коммуникационные технологии.

Для реализации программного материала используются:

УМК:

1. Программа литературного образования 5-11 классы. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина.-М.:Просвещение,2008.

2. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 кл. Учеб-хрестоматия. М.: Просвещение, 2009..

3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение,2006.

4. Коровина В.Я., И.С.Збарский. Литература: 9 кл.: Метод. советы. — М.: Просвещение,2009.

Литература для учителя:

1. Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С.Поурочные разработки по литературе. 5класс.М.: «ВАКО», 2009.

2. Мещерякова М.И.Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. — М.: Айрис-пресс, 2007.

3. Барковская Н.В. Анализ литературного произведения в школе. Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология». Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург: Издательство: АМБ, 2008.

4. Научно-методический журнал «Литература в школе».

5. Кучина Т.Г., Лебедев А.В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Метод. пособие. — М.: Дрофа, 2007.

Литература для ученика:

1. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература. 9 кл. Учеб-хрестоматия. М.: Просвещение, 2009..

2. Русские писатели 19 века. Библиографический словарь в 2-х ч. Под ред. П.А.Николаева.-М.: Просвещение,1998.

3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 9 кл.-М.: Просвещение,2009.

4. Мещерякова М.И.Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. — М.: Айрис-пресс,2007.

5. Барковская Н.В. Анализ литературного произведения в школе. Учебно-методическое пособие. Серия «Школьная филология». Урал. гос. пед. ун-т.- Екатеринбург: Издательство: АМБ, 2008.

6. Книги из серии «Писатель в школе». М.: Дрофа,2001.

7. Книги из серии «Школа классики». М.: Олимп: ТКО АСТ.

8. Справочники по литературе и др.

Информационное обеспечение:

1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9-11 классы. CD-ROM for Windows, 2010.

2. http://school-collection.edu.ru/

3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В.Я.Коровина, ВЛ.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2009.

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2 CD-ROM for Windows, 2010.

5 Средства ИКТ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

на 2013- 2014 учебный год

урока

Тема урока.

Основное содержание.

Разделы программы «Здоровье»

Кол-во

часов

Формы и виды контроля

Дата

Примечание

I четверть (25 часов)

Введение (1 час)

1

Введение.

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Тестирование.

1

Чтение и анализ высказывания историка Ключевского.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Древнерусская литература (7 часов)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы.

Богатство и разнообразие жанров.

1

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.

ИКТ

3

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы

1

Составление плана «Слова…». Сопоставление с летописным источником: сходства и различия.

ИКТ

иллюстрации

4

Практикум. Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

1

Комментирование текста, установление ассоциативных связей «Слова…» и гравюр Фаворского, картины В.Васнецова.

Анализ текста произведения по вопросам и заданиям, выявление его жанра.

ИКТ иллюстрации

5

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения

1

Выразительное чтение и восприятие текста: «Вступление», «Золотое слово» Святослава. Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения? В чем заключается патриотизм произведения? Какова роль изобразительно-выразительных средств в создании образа Родины? Каков голос автора?

ИКТ

иллюстрации

6

Практикум. Художественные особенности «Слова…». Поэтическое искусство автора в «Слове…»

1

Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь…».

Анализ образа ав­тора.

ИКТ иллюстрации

7

Практикум. Анализ эпизода в «Слове..». «Плач Ярославны»

1

Выразительное чтение «Плача Ярославны», выявление восприятия и понимание образа Ярославны как идеального образа русской женщины.

ИКТ иллюстрации

8

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению По «Слову о полку Игореве…»

1

Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением.

Домашнее сочинение.

ИКТ иллюстрации

Литература XVIII века (11 часов)

9

Характеристика русской литературы ХVIII века.

Особенности русского классицизма.

1

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор). Викторина по материалам статьи.

Печатные пособия (демонстрационные таблицы)

10

Практикум. М.В.Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Особенности содержания и формы произведения.

Выразительное чтение и анализ стихотворения.

Отрывок наизусть

11

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…».

Жанр оды.

1

Ода как жанр лирической поэзии.

Определение авторской позиции, композиционных частей оды, идейного содержания.

Выраз. чтение отрывков из оды.

иллюстрации

12

Вн.чт. Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

1

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.

Идеи просвещения и гуманизма в лирике. Обличение несправедливости в стихотворении.

Ораторские интонации в стихотворении.

ИКТ

Выраз. чтение.

иллюстрации

13

Практикум. Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

1

Выразительное чтение стихотворения «Памятник».

Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

ИКТ

Иллюстрации

Наизусть

14

А.Н.Радищев. Слово о писателе. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»). Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Жанр путешествия.

1

Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

Пересказ глав

ИКТ

Иллюстрации

15

Практикум. А.Н.Радищев. (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения. Особенности повествования, путешествия как жанра и его содержательного наполнения

1

Сжатый пересказ главы «Любани», беседа на восприятие и понимание идеи.

Анализ прочитанной главы.

Пересказ главы;

ИКТ

Иллюстрации

16

Н.М.Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1

Сообщение о писателе. Работа со словарем: сентиментализм;

Запись лекции, чтение с остановками, обсуждение

Пересказ

ИКТ

Иллюстрации

Печатные пособия (демонстрационные таблицы)

17

Н.М.Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» — произведения сентиментализма.

(Внимание к внутренней жизни человека). Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

Анализ стихотворения «Осень».

Краткий пересказ повести «Бедная Лиза»; монологические ответы.

Пересказ

ИКТ

Иллюстрации Выраз. чтение

18

Практикум. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей. Новые черты русской литературы.

ИКТ

Иллюстрации

19

Р.р. Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя.

1

Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением на примере одного-двух произведений. Подготовка шаблонов возможного начала сочинений и постановки проблем.

Литература XIX века (46 часов)

20

Золотой век русской литературы (обзор). Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века.

Романтизм, реализм.

1

Чтение статьи «Шедевры русской литературы, «Романтизм». Конспектирование лекции с остановками.

Поэзия, проза, драматургия 19 века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

Печатные пособия (демонстрационные таблицы)

21

Практикум. Романтическая лирика начала XIX века. В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» – границы выразимого в слове и чувстве.

1

Краткий рассказ о жизни и творчестве В.А.Жуковского, составление таблицы или плана. Выразительное чтение стихотворения «Море», «Невыразимое».

Романтический образ моря.

Границы выразимого. Отношение романтика к слову.

ИКТ

Иллюстрации

22

Практикум. В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.) Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

1

Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как сосредоточие народного духа и христианской веры. Светлана – пленительный образ девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

ИКТ

Иллюстрации

Выраз. чтение, цитирование

23

А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

Чтение статьи учебника о Грибоедове. Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

ИКТ

Иллюстрации

24

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции произведения.

Действие I комедии.

1

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха». Краткий пересказ сюжета 1 действия.

Утро в доме Фамусова.

ИКТ

Иллюстрации

25-26

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший». Анализ II действия комедии

2

Повторение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составление словаря толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики.

Ролевое чтение. Отзыв о героях произведения.

Фамусов-Чацкий-Софья.

ИКТ

Иллюстрации

Инсценирование

II четверть (24 часа)

27-28

Чацкий в системе образов комедии. «Можно ль против всех!»

Анализ III действия.

2

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей. Выразительное чтение монологов и комментирование.

Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина. Ролевое чтение.

Софья-Чацкий-Молчалин.

ИКТ

Иллюстрации

Инсценирование

29

Р.р. Язык комедии «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма. Обучение анализу эпизода.

Анализ IV действия.

1

« Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

Прозрение героев.

Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.

Комментированное чтение.

ИКТ

Иллюстрации

Инсценирование

30

Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

1

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний», запись основных положений (конспект или план-конспект).

Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума».

Конспектирование статьи

31

Р.р. Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н.Грибоедова «Горе от ума».

1

Сочинение

ИКТ

32

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).

Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкин

1

Сжатый пересказ статьи учебника;

просмотр отрывков из фильма о поэте. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

ИКТ

Иллюстрации

Выраз. чтение стихотворений.

30

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти. «К морю», «Анчар».

1

Выразительное чтение стихотворений с выявлением (комментарий и анализ) идейно-художественного своеобразия.

ИКТ

Иллюстрации

Выраз. чтение стихотворений.

Чтение наизусть.

33

Семинар. Любовная лирика А.С.Пушкина. Адресаты любовной лирики Пушкина. Любовь как гармония душ.

1

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений.

«На холмах Грузии», «Я вас любил…» и др.

ИКТ

Иллюстрации

Выраз. чтение стихотворений Чтение наизусть.

34

Практикум. Тема поэта и поэзии. «Я памятник себе воздвиг…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

1

Раздумья о смысле жизни и поэзии.

«Пророк», «Памятник», «Бесы».

ИКТ

Иллюстрации

Выраз. чтение стихотворений.

Чтение наизусть

35

Практикум. Анализ лирического стихотворения А.С.Пушкина (по выбору учащихся)

1

Анализ стихотворения по предложенному плану. Работа с алгоритмом анализа лирического текста.

ИКТ

36

Контрольная работа

по романтической лирике начала ХIХ века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина.

1

Контрольные вопросы и задания.

37

Вн.чт. «Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1

Характеристика героев, комментарий текста. Противоречие двух миров. Индивидуалистический характер Алеко.

38

«Собранье пестрых глав».

Лекция. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

1

Ответы на вопросы.

История создания, композиция и сюжет, авторские отступления.

ИКТ

39

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические истоки жизненного пути.

1

Работа с текстом.

Историческая и общественная обусловленность характера Онегина. Причины его разочарованности в жизни.

Изображение поместного дворянства.

ИКТ

Иллюстрации

Отрывок наизусть

40

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

1

Сравнительная характеристика: монологический ответ с цитированием. Работа с текстом.

ИКТ

Иллюстрации

Отрывок наизусть

41

Практикум. «Бегут, меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин. Эволюция взаимоотношений героев. Анализ двух писем.

1

Ответы на вопросы.

Обучение анализу.

Письмо Татьяны как выражение чувств. Глубина, значительность личности героини.

ИКТ

Иллюстрации

Отрывок наизусть

42

Семинар. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

Лирические отступления и их роль в романе.

Энциклопедия русской жизни.

ИКТ

Конспектирование статьи В.Г.Белинского

43

Р.р. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

1

Домашнее сочинение

44

Вн.чт. «Моцарт и Сальери» — проблема «гения и злодейства». Анализ произведения.

Трагедия.

1

Проблема «гения и творчества».

Два типа мировосприятия персонажей. Нравственные позиции героев трагедии.

ИКТ

Иллюстрации

45

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

Анализ стихотворений.

1

Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы. «Нет, я не Байрон…», «Молитва», «И скучно, и грустно…», «Парус».

Работа с алгоритмом анализа.

ИКТ

Иллюстрации

Стихотв. наизусть.

46

Практикум.

Образ поэта-пророка в творчестве М.Ю.Лермонтова.

1

Работа с алгоритмом анализа лирического текста.

«Смерть поэта», «Поэт», «пророк», «Я жить хочу, хочу печали», «Есть речи значенье».

ИКТ

Иллюстрации

Стихотв. наизусть.

47

Практикум.

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним.

1

Выразительное чтение стихотворений. Анализ любовной лирики. «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…».

ИКТ

Иллюстрации

Выраз. чтение стихотворений.

48

Семинар. Эпоха безвременья в лирике поэта.

1

Выразительное чтение стихотворного текста. Анализ стихотворений. «Дума»,

« Предсказание», «Родина». Характер лирического героя и его поэзии.

Выраз. чтение стихотворений.

49

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

Первый психологический роман в литературе. Роман

о незаурядной личности. Век М.Ю.Лермонтова в романе.

ИКТ

Иллюстрации

III четверть (30 часов)

50

Практикум.

Печорин как представитель «портрета поколения».

Загадки образа Печорина.

1

Противоречивость характера Печорина. Устное словесное рисование.

Главы «Бэла», «Максим Максимыч».

ИКТ

51

Практикум.

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

1

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

Главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

ИКТ

Иллюстрации

52

Семинар. Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г.Белинского.

1

Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского.

Подготовка к контрольной работе.

53

Контрольная работа

по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Контрольная работа

54

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

1

«Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Проблематика и поэтика сборников. Замысел, история создания, особенности жанра, композиция поэмы «Мертвые души».

ИКТ

Иллюстрации

55

Поэма «Мёртвые души».

Практикум. Система образов поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода.

1

Смысл произведения, особенности жанра. Чичиков и помещики. Образ города в поэме «Мёртвые души».

ИКТ

Иллюстрации

56

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

1

Характеристика города и героев литературного произведения.

ИКТ

Иллюстрации

57

Р.р. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

1

«Мёртвые души» – поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме.

Подготовка к сочинению.

ИКТ

Иллюстрации

Сочинение

58

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев.

Комедия как жанр драматургии.

1

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика героев. Ролевое чтение.

ИКТ

Иллюстрации

59

Вн.чт.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

1

Рассказ о писателе, определение черт личности героя.

Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Толстого: психологизм («диалектика души»),чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Иллюстрации

Пересказ эпизодов

60

А.П.Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника».

1

Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Боль и негодование автора.

Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

Жанровые особенности рассказа.

Защита мини-проектов

ИКТ

Иллюстрации

61-62

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

2

Рассказ о писателе на основе прочитанного. Характеристика внутреннего мира героя.

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Иллюстрации

63

Р.р. Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века? ( На примере одного-двух произведений по выбору учащихся).

1

Сочинение

64

Вн.чт.

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

1

Анализ поэтических произведений поэзии Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

ИКТ

Выраз. чтение стихотворений.

Русская литература XX века (29 часов)

65

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

1

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века. Жанры, литературные направления..

66

И.А.Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

Практикум.

Мастерство Бунина. Лиризм повествования.

1

Анализ рассказа, монологические ответы.

Защита мини-проектов.

ИКТ

67-68

М.А.Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

2

История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондера». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Фрагменты худ. фильма

Иллюстрации

69-70

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины.

Практикум. Композиция рассказа. Роль пейзажа. Особенности жанра.

2

Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа.

Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Широта типизации. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

ИКТ

Фрагменты худ. фильма

Иллюстрации

71

Вн. чт. М.А.Шолохов. «Они сражались за Родину».

1

Тема Великой Отечественной войны в творчестве Шолохова.

Экранизация произведений М.А.Шолохова. Герои Шолохова на экране.

Фрагменты худ. фильма

72

А.И.Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1

Рассказ о писателе.

Анализ рассказа, художественный пересказ. Художественное своеобразие произведения. Жизненная основа притчи.

ИКТ

Иллюстрации

73

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

Картины послевоенной деревни. Тема праведничества.

ИКТ

Иллюстрации

74

Р.р. Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

1

Сочинение

75

Русская поэзия Серебряного века.

1

Лекция. Урок-концерт.

Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

ИКТ

Иллюстрации

76

Практикум.

А.А.Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирических интонаций. Образы и ритмы поэта.

1

Высокие идеалы и предчувствие перемен.

«Ветер принёс издалёка…».

ИКТ, видео

Иллюстрации

77

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации.

1

Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

«О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…».

ИКТ, видео

Иллюстрации

78

С.А.Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.Есенина.

1

«Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…».

ИКТ, видео

Иллюстрации

79

Практикум.

Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.Есенина.

1

Народно-песенная основа лирики С.Есенина.

«Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая».

ИКТ, видео

Иллюстрации

IV четверть (26 часов)

80

В.В.Маяковский. Новаторство поэзии.

Практикум.

Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

1

« Послушайте!»,

« А могли бы?», «Люблю» (отрывок).

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

ИКТ Иллюстрации

81-82

М.И.Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Практикум.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство.

2

«Идешь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится…»,

« Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?».

«Стихи о Москве», «Родина». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

ИКТ Иллюстрации

83

Н.А.Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

1

« Я не ищу гармонии в природе», « Где-то в поле возле Магадана», « Можжевеловый куст»,

« О красоте человеческих лиц», « Завещание».

ИКТ Иллюстрации

84-85

А.А.Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

Практикум.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

2

Сборники «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»;

Стихотворения «Надпись на книге», «Муза», «Художнику», «Здесь Пушкина изгнанье началось…», «Поэт», «Воронеж», «Данте», «Творчество», «Мне ни к чему одические рати…», «Про стихи».

ИКТ Иллюстрации

86

Практикум.

Б.Л.Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

1

« Красавица моя, вся стать…», «Перемена»,

« Весна в лесу», « Быть знаменитым некрасиво», « Во всем мне хочется дойти…»

ИКТ Иллюстрации

87-88

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

«Страна Муравия» (отрывки из поэмы).

Практикум. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки».

2

«Страна Муравия», «Урожай», «Весенние строчки».

Мечта о преображении Родины.

89

А.Т.Твардовский. «Я убит подо Ржевом».

1

Литературно-музыкальная композиция.

Проблемы и интонации стихов о войне. История возникновения стихотворения. Песня М.Ножкина «Под Ржевом».

ИКТ Иллюстрации

90

Р.р. Контрольная работа по русской лирике ХХ века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Формулировка тем сочинений с предварительным их обсуждением. Постановка проблем.

91-93

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов XIXXX веков.

3

А.С.Пушкин, Е.А.Баратынский, Ф.И.Тютчев, М.Ю.Лермонтов, А.К.Толстой, А.А.Фет, В.А. Соллогуб.

А.А.Сурков, К.М.Симонов, Н.А.Заболоцкий, М.Л.Матусовский, Б.Ш.Окуджава, В.С.Высоцкий, К.Я.Ваншенкин.

Зарубежная литература (9 часов)

94

Вн. чт. Античная лирика.

Гай Валерий Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

1

Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина.

«Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь заслужить…».

95

Вн. чт. Квинт Гораций Флакк. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…».

1

Мысль о поэтических заслугах – знакомство римлян с греческими лириками.

«Я воздвиг памятник…».

Традиции оды Горация в русской поэзии (Державин и Пушкин).

96

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

1

Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздания в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

97

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира.

Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром.

1

Акт 1-2. «Гамлет» – «пьеса века».

Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

ИКТ

Сцены из спектакля

Иллюстрации

98

Вн. чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии.

Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Акт 3-5. Монологи Гамлета. Образ Гамлета, его одиночество в конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Философская глубина трагедии.

Сцены из спектакля

Иллюстрации

Инсценирование

99-100

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

Вн. чт. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы.

2

Эпоха Просвещения.

«Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла жизни.

ИКТ

Иллюстрации

101-102

Вн. чт. Поэзия И.-В. Гёте.

Характер восприятия и значение творчества Гёте в России.

2

Гёте в переводах Жуковского, Лермонтова, Тютчева, Фета, Майкова, Брюсова, Пастернака.

Русская критика о произведениях Гёте.

Выраз. чтение

Обобщение и повторение (3 часа)

103-104

Р.р. Классное сочинение

«Герои и проблемы современной литературы».

2

Сочинение-отзыв о произведениях писателей конца XX века.

(По произведениям В.М.Шукшина (шукшинские «чудики»), А.Приставкина «Ночевала тучка золотая», В.Распутина «В ту же землю…», А.Вампилова «Старший сын»).

105

Итоговый урок.

Тестирование.

1

Выявление уровня литературного развития учащихся.

Итоги года и задание для летнего чтения.

Итоговый тест

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  • авторов и содержание изученных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here