М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко
Цель: знакомство учеников с легендой о Данко и такими понятиями как «романтизм», «романтический герой»
Задачи:
-
развить навыки анализа текста
-
развить художественное мышление
-
развить художественный вкус
-
развивать логически связанную речь
-
формировать читательскую позицию
Тип урока: изучение новой темы
Форма урока: чтение и анализ текста
План урока:
-
Знакомство с биографией М. Горького
-
Выразительное чтение легенды о Данко
-
Работа по вопросам
-
Самостоятельная работа (письменный ответ на вопрос)
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечание | |
1.Организационный момент
2. Проверка Д/З
3. Изучение нового материала
4. Итог урока
| Метод: слово учителя Прем: приветственное слово учителя: — Здравствуйте, ребята. Садитесь. Открываем тетради, записываем дату и тему урока. Образец оформления доски: (дата) М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко
Метод: слово учителя Прием: ведущее слово учителя — Сейчас мы проверим, как вы выполнили домашнее задание. Что вам нужно было сделать дома?
Метод: Слово учителя Прием: ведущее слово учителя — Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 г. в тифлисской газете «Кавказ» рассказа «Макар Чудра». Тогда же появился литературный псевдоним – Максим Горький. А в 1895 г. был напечатан рассказ «Старуха Изергиль». Горького сразу заметили, в печати появились восторженные отклики. Было очевидно, что рассказы носят романтические черты. Романтизм – особый тип творчества, художественное направление, характерным признаком которого является отображение жизни вне реальных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной действительностью, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми. Романтический характер ранних рассказов Горького – выражение стремления молодого писателя «возвыситься над действительностью, взглянуть на дело текущего дня с высоты..прекрасных целей». Принципы романтизма Горького явно обозначены им самим: «Героическое дело требует героического слова»; «Настало время нужды в героическом: все хотят возбуждающего, яркого, такого… чтобы не было похоже на жизнь, а было ваше ее, лучше, красивее»; романтические образы призваны «запечатлевать в красках, словах, звуках, форме то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного»
Метод: слово учителя Прием: установочное слово учителя — Познакомимся с одним из ярчайших романтических образов Горького – с героем легенды о Данко из рассказа «Старуха Изергиль». А для этого мы с вами откроем учебники на странице 340 и прочитаем эту легенду.
Метод: беседа Прием: эвристическая беседа по вопросам — Какое впечатление произвел на вас рассказ о Данко? — Как вы бы могли охарактеризовать главного героя? — Какую роль в рассказе играет портрет?
— В чем особенность пейзажа в легенде? Какова его роль?
— Каковы отношения Данко и остальных людей?
— Чего испугался «осторожный человек», наступивший ногой на «гордое сердце» Данко? С какими литературными персонажами можно сопоставить этого «осторожного человека»?
— Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!» Какие искры имеются в виду?
— Какова позиция автора и как она выражена?
— Л.А. Трубина пишет, что в легенде о Данко утверждается «идея подвига во имя общего счастья». — Какой поступок вы назовете подвигом? — Кто и во имя чего в легенде совершает подвиг?
— Действительно ли в легенде утверждается идея подвига во имя общего счастья?
В одном из отзывов ученик писал: «Подвиг, который совершил Данко, был неразумен. Можно было зажечь факел, дать каждому и добрести до конца леса. Подвиг должен совершаться в разумных пределах». — Разумен или неразумен поступок Данко?
— В каких пределах разумен подвиг и когда человеку необходимо его совершать?
Г. Владимов убежден, что «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться уважать его можно». — Требует ли Горький в легенде о Данко героизма от людей?
— В чем заключен смысл легенды о Данко – в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать героизм? Или в чем-то другом? А.Н. Семенов пишет: «В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей». — Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького?
— Для чего написана легенда о Данко
Метод: слово учителя Прием: установочное слово учителя — Мы с вами поработали над легендой о Данко М. Горького, разобрали вопрос человеческого подвига, вопрос выбора позиции жизнь в человеческом обществе. Теперь вы в своих тетрадях дадите письменный ответ на следующий вопрос: Каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
Метод: слово учителя Прием: оценочное слово учителя На уроке вы хорошо поработали, отметки получили следующие учащиеся (называет имена детей и комментирует их отметки) | Метод: слушание Прием: глобальное, некритическое, неоценочное слушание
Записывают в тетрадях: Дата М. Горький. «Старуха Изергиль»: легенда о Данко
— На сегодняшнем уроке мы должны будем познакомиться с творчесвтом М. Горького, а также изучить его произведение «Старуха Изергиль», а в частности поговорить о легенде о Данко
Метод: слушание Прем: критическое слушание — Дома мы должны были подготовить сообщение о М. Горьком (три ученика рассказывают сообщения о Горьком)
Метод: слушание Прием: глобальное слушание
Метод: слушание Метод: критическое слушание
Метод: чтение легенды. Прием: комментированное чтение легенды о Данко
Ученики дают свои ответы
Учащиеся характеризуют героя
Учащиеся говорят о важности портрета героя в раскрытии его характера, подтверждают это текстом. Говорят о важной роли пейзажа в изображении внутреннего мира людей и в описании событий легенды. — Данко вступает в противостояние с миром людей. Этот герой, жертвующий собой из любви к другим, попадает в положение отверженного: «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на их лицах благородства, и нельзя было ждать ему пощады от них». — Он испугался того, что кто-нибудь увидит это пылающее сердце, и вдруг из этого что-нибудь выйдет. Этого героя можно сопоставить с героем А.П. Чехова «Человек в футляре» (Беликовым).
Варианты ответов учащихся
Варианты ответов учащихся
Варианты учащихся. — Образ повествователя – один из самых незаметных, он обычно остается в тени. Но у Горького герой- рассказчик является важнейшим средством выражения авторской позиции. Заинтересованный взгляд повествователя отбирает самых ярких героев, самые значительные, с его точки зрения, эпизоды и рассказывает о них. В этом и есть авторская оценка – восхищение силой, красотой, неординарностью человеческой личности.
Пример ответа: — На мой взгляд, подвиг – это самоотверженный поступок человека ради спасения других людей из любви к ним. Поступок Данко я считаю примером настоящего подвига.
— Да, потому что Данко жертвует собой ради счастья своего племени.
— Он разумен, потому что огромная любовь – это естественное состояние человека, и жертва собой во имя счастья тех кого ты любишь вполне разумна.
Варианты ответов
— Наверное, нет. Скорее он нас учит уважать подвиг героев, таких как Данко.
Варианты ответов учащихся
— Да, Горький показал нам несколько примеров жизни человека в обществе. Одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других. Варианты ответов учащихся
Метод: слушание Прием: критическое слушание
Письменно отвечают на вопрос
Метод: слушание Прием: оценочное слушание | На доске записана дата, тема, цель урока
Оценки за сообщение выставляют все вместе после общего обсуждения
Читает хорошо подготовленный ученик
|
5. Домашнее задание | Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово учителя — А сейчас откройте дневники и запишите домашнее задание. К следующему уроку вы должны будете подготовить художественный пересказ легенды о Данко, а также письменно ответить на вопрос: «Стоили ли люди, которых Данко вывел на свет, вырванного из груди сердца Данко?» Напишите об этом небольшое эссе. А также по желанию можете нарисовать иллюстрацию к произведению. | Метод: слушание Прием: критическое слушание
Запись домашнего задания в дневник | Домашнее задание записано на доске |