Автор:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Лахденпохская СОШ»
Республики Карелия
Сурикова Елена Сергеевна
Сценарий урока в 11 классе
«Поэт – символист Константин Бальмонт»
Цель: Знакомство с творчеством поэта-символиста Бальмонта
Задачи:
1. Выделить основные особенности литературного течения символизм
2. Познакомится с биографией Бальмонта.
3. Узнать и научиться видеть в стихотворениях особенности поэтического стиля Бальмонта.
Оборудование:
Портрет К.Д.Бальмонта
Презентация
Кто? Какой? Что делаю? (1 ряд) (2 ряд) (3 ряд)
Каково Ваше отношение к многочисленным «Я» поэта? Что это? Кокетство? Самолюбование? Или что-то иное? (Самолюбие, эгоизм, поиск себя…) Для символистов было характерно рассматривать жизнь как путь поэта, поэтому в своих многочисленных «я» раскрывает Бальмонт сущность поэзии: «Я тревожный призрак, я стихийный гений», «Я русский, я рыжий…» Вячеслав Иванов: «Поэт-символист – связующее звено между двумя мирами: земным и небесным. Отсюда и новая задача искусства: поэт должен стать не только художником, но и органом мировой души, тайновидцем и тайнотворцем жизни». Как же свершалась тайна бальмонтовского творчества? (Страница 2) Задание по рядам. Работа в парах. Подготовьтесь выразительно прочитать стихотворение и ответить на вопрос: «Какую особенность творчества называет автор?» мимолетность, (Идея мимолетности, стремление запечатлеть уходящие мгновения Клод Моне хотел запечатлеть на холсте живое дыхание природы: шелест листьев, бег облаков, неуловимо меняющуюся игру солнечных зайчиков на зеленой траве. Бальмонт — единственный русский поэт-лирик, преимущественным творческим методом которого был импрессионизм, красочное и страстное воспроизведение трепетных, порой мимолетных впечатлений, связанных с познанием мира природы и мира собственной души). рождение стихов происходит само по себе «В работе Константина Дмитриевича, — вспоминал издатель Сабашников, — меня поразило то, что он почти не делал помарок в своих рукописях. Стихи в десятки строк, по-видимому, складывались в его голове совершенно законченными и разом заносились в рукопись») художник равен Богу «Поэту, утверждал он, надо «уметь в весенний свой день сидеть над философской книгой, и английским словарем, и испанской грамматикой, когда так хочется кататься на лодке и, может быть, с кем-то целоваться, уметь прочесть и 100, и 300, и 1000 книг, среди которых много-много скучных, полюбить не только радость, но и боль, молча лелеять в себе не только счастье, но и вонзающуюся в сердце тоску…») Слушаем аудиозапись стихотворения «Я изысканность русской медлительной речи» Составляем кластер на основе стихотворения. Уникальность «Предо мною другие поэты предтечи» Аллитерация (я- играющий гром, я прозрачный ручей) Символы (образы стихий)
Поэтический стиль Бальмонта
Поиск новых форм (сочетание анапеста 4 и анапеста 2) ….
Словотворчество (Переплеск многопенный разорванно-слитный) Музыка (звоны, гром, переклички…)
Итог урока: Выданы высказывания о Бальмонте. Прикрепите на кластер те высказывания, которые иллюстрируют особенности языка Бальмонта. А какое из них могло бы стать темой урока? Дом. задание. 1. Выучите наизусть стихотворение «Я изысканность русской медлительной речи», продолжите составление и заполнение кластера Или 2. Составьте видеоряд к этому стихотворению.