Спасибо тебе, азбука!
Праздник для первоклассников.
Звучит музыка «Всюду первоклашки», «Чему учат в школе», дети празднично одеты, в руках у них книги «Азбука», на доске плакаты «Спасибо тебе, азбука!», «Город букв», презентация, парты расставлены в 2 ряда наклонно, буквы от А до Я, слоги.
Учитель.
За окном снежинки вьются,
День приветливый такой.
Сегодня праздник в 1 классе:
День прощанья с азбукой!
Дети (поют).
Голубой вагон бежит, качается, скорый поезд набирает ход.
Город букв к нам тихо приближается, посмотрите, он уже нас ждёт!
Ученики.
-
Мы помним тот звонок весёлый,
Что прозвенел нам в первый раз,
Когда вошли с цветами в школу,
В свой самый лучший первый класс!
-
Как встретил у дверей учитель,
Наш верный друг на много дней,
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
-
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы азбуки свои раскрыли,
Раскрыли новую тетрадь.
Ученики с «Азбуками».
-
Вот азбука – начало всех наук,
Ведь слова рождаются из букв,
Если будешь буквы знать,
Сможешь книжку прочитать,
И услышишь в тот же час увлекательный рассказ!
-
33 родных сестрицы – писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся,
К вам они сейчас спешат, славные сестрицы,
Очень просят всех ребят с ними подружиться!
-
Я с этой книгой в первый раз
Пришел в свой светлый первый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
Учитель. А что же, ребята, вы нам расскажите о своем первом учебнике?
1.С этой книжкой – самой первой –
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
2.В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах букваря.
3.Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
4.Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали
На страницах букваря.
5. Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах букваря.
6.Тридцать три родные буквы
Мы узнали к декабрю,
И за это все ребята
Благодарны букварю!
7. Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в азбуке.
Учитель.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины, про водные глубины,
Про реки, звёзды и моря – не обойтись без букв, друзья!
Давайте вспомним все буквы.
Буквы – значки, как бойцы на парад в строгом порядке построены в ряд,
Каждый в условленном месте стоит, а называется всё… (хором) алфавит!
Ученики.
А – начало алфавита, тем она и знаменита,
А узнать её легко, ноги ставит широко.
Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком.
Вот буква В, видна вдали – красивая, витая.
Как будто крендель испекли, приезжих поджидая.
Перед нами буква Г, стоит, подобно кочерге.
Вот стоит, дымок пуская, буква Д – труба печная.
Е на грядке пригодилась – вместо грабель потрудилась.
Е и Ё – родные сёстры, различать сестёр не просто,
Но у буквы Ё две точки, словно в лесенке гвоздочки.
Эта буква широка и похожа на жука.
И при этом, точно жук, издаёт жужжащий звук ж-ж-ж!
З – не просто завитушка, З – пружинка, крендель, стружка.
Молоток я раздобыл, из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек? Три! А какая буква? И!
Букву Й зовут и кратким,
Й как И в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И, сверху галочку пиши.
Это Ж, а это К: целый жук и полжука.
Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш.
Взявшись за руки, мы встали и на М похожи стали.
На букве Н я, как на лесенке, сижу и распеваю песенки.
Посмотри на колесо и увидишь букву О.
В старом дерево дупло ну совсем, как буква О.
На хоккее, на футболе буква П — ворота в поле.
Дрожу от страха до сих пор! — воскликнуло полено, похожа буква на топор,
Расколет непременно!
Полумесяц в небе тёмном буквой С повис над домом.
Буква Т стоит на крыше: телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась и на крыше очутилась.
Удобная буква, удобно в ней то,
Что можно на букву повесить пальто.
Филин, в книжку залетев, превратился в букву Ф.
Х – забавная игрушка, деревянная игрушка,
Деревянная вертушка, ветра вольного подружка.
Вот какая буква Ц: с коготочком на конце.
Коготок- царапка, как кошачья лапка.
Да, вы правильно решили: Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя!
Посмотри на букву Ш, буква очень хороша,
Потому что из неё можно сделать Е и Ё.
На расчёску Щ похожа, три зубца всего? Ну что же!
Из ведра не просто так нам воды напиться:
Нужен ковшик – Ъ, чтобы не облиться.
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы, все мы знать её должны.
Буква Р перевернулась, мягким знаком обернулась.
Буква Э на нас девится, словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка, только нету языка!
Чтобы О не укатилось, крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось: получилась буква Ю.
Я сказала про себя: Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит.
Гол! Закончен алфавит!
Учитель.
Пришла пора вам показать, что успели вы узнать.
Чтобы с азбукой проститься, всем нам надо потрудиться,
Испытания пройти, всем счастливого пути!
Ученики.
-
33 родных сестрички ростом невелички,
Если знаешь их секрет, то найдёшь на всё ответ!
-
Вот два столбика наискосок, между ними поясок,
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква …А.
-
Кто это такой, загородив дорогу, стоит с протянутой рукой,
Согнув баранкой ногу? (Б)
-
Ты с этой буквою знаком: стоят два колышка рядком,
А между ними поясок, протянутый наискосок. (И)
Учитель. Какая буква лишняя? (Буква б обозначает согласный звук)
Учитель.
На какие группы делятся буквы нашего алфавита? (гласные, согласные и буквы-помощники).
Работа в группах.
Разделите буквы из конверта на две группы.
1 группа: гласные, обозначающие твёрдость и мягкость согласных звуков.
2 группа: согласные всегда твёрдые и всегда мягкие.
3 группа: парные звонкие и глухие согласные.
Продолжение работы в группах.
Выполните слого-звуковой анализ слов яблочко, щавель, цапля.
Учитель.
Отгадайте загадку.
Белые, пушистые, в воздухе летают,
На ладошку сядут и сразу же растают.
Посмотрите на слово – отгадку. Что вы можете о нём сказать? (Оно написано неверно, жи-ши пиши с буквой и)
Физкультминутка.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Посмотрите на следующий слайд и скажите, что там написано?
Снежинки, холодную, на землю, тихо, пушистые, падают.
Что вы прочитали? (слова)
Что можно составить из этих слов? (предложение)
Что такое предложение? (Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу, предложение выражает законченную мысль).
Составьте предложение со словом снежинки:
Пушистые снежинки тихо падают на холодную землю.
Учитель.
Поиграем в игры.
«Запомни слова». Ученики читают слова, запоминают их, а потом называют по памяти.
«Живые слова». Ученики получают слоги из конверта, учитель произносит слово, ученики выходят со слогами хором прочитывают слова Маша, Анюта, Нина, Вера, Вова, Миша, Саша.
«Составь пословицу». 1 группа (4 человека) получает карточки с началом предложения, а 2 группа (4 человека) – концы предложений – пословиц. Ребятам надо найти друг друга, встать парами и прочитать предложения.
Молодцы! Вы заслужили оценку «отлично»!
Многому научились вы, читая «Русскую азбуку». А хорошо ли вы знаете, какие учебные принадлежности необходимы школьникам?
Дети показывают рисунки и читают стихи про учебные вещи: пенал, тетрадь, кисточку, ластик, закладку, линейку, карандаш.
Молодцы, ребята, хорошо читаете!
Дети (хором). За всё, чему ты нас учила, спасибо, азбука, тебе!
Ученик.
Учебник закрывается,
Пора с ним нам проститься.
Он верным другом был для нас.
Прощаясь с ним, грустит наш класс!
Но долго нам грустить нельзя:
Другие книги ждут нас, друзья!
Ученики с азбуками.
-
Сегодня праздник необычный,
Спасибо, азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе!
-
До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт!
Ученики.
-
Позади нелёгкий труд слогового чтения:
Нам сегодня выдают у-дос-то-ве-ре-ни-я!
-
В том, что мы букварь прочли,
Полный курс наук прошли,
И теперь без передышки мы прочтём любые книжки!
Учитель. В самом деле?
Все. Нет вопросов!
-
Михалков, Маршак и Носов,
Заходер, Барто, Чуковский,
Хармс, Бианки и Житков.
-
Паустовский, Маяковский,
Горький, Пришвин и Сладков.
-
Лев Кассиль и Лев Толстой,
Пушкин, Лермонтов…
-
Постой! Перечислить всех нельзя –
Все теперь наши друзья! (хором)
-
Теперь я буду знакомить вас со сказками, рассказами, стихами. Я младшая сестра «Азбуки». Меня зовут «Литературное чтение».
Песня «Чему учат в школе».
Вручение подарков и дипломов.