5

Открытый урок учителя русского языка и литературы Михайловой Н.В..

Урок литературы 8 класс по теме : «Уильям Шекспир. Жизнь и творчество» (урок-семинар).

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с фактами биографии и творческого пути великого английского драматурга У.Шекспира.

  2. Приобщить учащихся к высоким образцам классической литературы.

  3. Поддержать и развить в учащихся стремление к самостоятельной (исследовательской) работе (доклад, эссе, видеопрезентация.

Задачи урока:

  1. Выявление историко-культурных и литературно- художественных связей (Шекспир и эпоха Возрождения, Шекспир и королева Елизавета, Шекспир и современность)

  2. Знакомство с историей английской классической драматургии. Значение творчества Шекспира для мировой литературы.

  3. Знакомство с историей театра и театрального быта. Актуализация знаний (инсценировка эпизода).

Инструментарий:

  1. Учебное пособие В.Коровина «Литература. 8 класс».

  2. Тетради для записей по литературе.

  3. Тексты докладов (для докладчиков).

  4. Мультимедийная доска для демонстрации слайдов. Компьютер.

  5. Принадлежности для инсценировки.

6. Магнитофон для фонового прослушивания средневековой музыки.

План урока.

  1. Приветствие. Подготовительный момент. (2-3 мин.)

  2. Вступительное слово учителя. (5 мин.)

  3. Сценка «У колыбели будущего гения». (5 мин.)

  4. Слово учителя (2-3 мин.)

  5. Доклад ученика №1. «Детские и юношеские годы У.Шекспира». (5-7 мин.)

  6. Беседа по вопросам (3 мин.)

  7. Доклад ученика №2 «У.Шекспир и театр «Глобус». (5-7мин.)

  8. Демонстрация слайдов на тему «Шекспир-драматург» (работа одного из учащихся). (5-7 мин.)

  9. Мини-викторина на знание пьес У.Шекспира. (5-7 мин.)

10.Закрепление пройденного. Домашнее задание ( 3 мин.)

Ход урока.

Учитель.

Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку. Нам понадобятся …(принадлежности). Вы готовы?…

Итак, сегодня у нас не совсем обычный урок . Нам, живущим в веке 21-м, предстоит совершить чудесное путешествие во времени и пространстве. Цель нашего путешествия – Англия. Время – 16-й век. А отправляемся мы в столь необычное турне за тем, чтобы познакомиться с жизнью и творчеством «Человека из Стретфорда», перевернувшего средневековое сознание европейцев и ставшего самым знаменитым драматургом всех времён и народов. Да, сегодня мы говорим о гениальном английском поэте Уильяме Шекспире.

Масштаб личности этого человека трудно переоценить : сын провинциального торговца, получивший начальное образование, приехавший в столицу на заработки, за десяток лет из актёра захудалого театра вырос до непревзойдённого автора популярных комедий, исторических трагедий, философских драм, изысканнейших сонетов.

А с чего всё начиналось? Представим себе небольшой, но уютный дом провинциального торговца. Мать и отец склонились над колыбелью своего первенца .О чём они думают?

(Инсценировка)

Мери Шекспир: Посмотри на него, как внимательно он нас разглядывает. Как будто изучает…

Джон Шекспир: Правильно, гляди, малыш Вилли, гляди во все глаза. А то нынче столько проходимцев развелось — каждый так и норовит обмануть, в карман к тебе залезть.

М.: Ну что ты заладил… обмануть, обмануть… Может быть, наш мальчик не будет стоять у прилавка, а выучится и станет причетником в церкви или же писцом. Гляди, какие у него длинные тонкие пальчики — в них только перо держать.

Д.: Нет, жена, такими пальцами хорошо монеты пересчитывать.

Знавал я одного человека, он на ощупь мог дублон от флорина отличить…

М.: Тише ты, видишь, он бровки нахмурил! Ну, не плачь, не плачь, малыш.

Д.: Не плачь, Вили! Гляди, какая монетка — блестит! Не хочешь?

М.: А я дам тебе пёрышко…оно мягкое,лёгкое…Смотри, Джон, он перестал плакать, за пёрышко ухватился, к себе тянет!

Д.: (со вздохом) Ну, что ж, быть писцом тоже неплохое ремесло…

Учитель: Откуда было Джону Шекспиру знать, что его маленький Вили станет самым известным драматургом всех времён и народов? Как могла угадать Мери Шекспир , что её первенец совершит переворот в литературе и вернёт зрителей в театр? Сами они вряд ли посещали балаганные представления заезжих артистов, а если и посещали, то потом долго и тщательно исповедывались в храме за свой грех.

Да, во времена Шекспира театр и разного рода площадные зрелища считались делом, не достойным христианина, развратом и оскорблением для зрения и слуха. Да и пьесы, честно говоря, были неинтересными и однообразными.

Откуда же у нашего юного героя такая страсть к театру и всякого рода перевоплощениям? Будем искать ответ в его детстве.

Доклад №1. «Детские и юношеские годы У.Шекспира». (5-7 мин.)

Учитель: Итак, наш герой, уже семейный человек, отправляется в столицу на заработки. Но не только желание заработать влекло молодого Шекспира в Лондон. Давняя неутолённая страсть к волшебному миру театра звала его вперёд.

На тот период в Лондоне было 9 театров. Это были небольшие сооружения, рассчитанные на разного рода посетителей. Те, кто побогаче, сидели в ложах и второго и третьего этажей, а бедняки толпились непосредственно у сцены. Декорации и костюмы были достаточно примитивны, а размер сценического пространства очень мал. Одним из лучших заведений считался театр «Глобус» на окраине Лондона. Туда-то и попал наш юный герой.

Доклад ученика №2 «У.Шекспир и театр «Глобус». (5-7мин.)

Учитель : Природная наблюдательность, любопытство, феноменальная память, интерес к истории – вот,что помогло «человеку из Стрэтфорда» подняться на вершину литературного Олимпа. Творческое наследие Уильяма Шекспира составляет 37 пьес, 154 сонета, две поэмы. Невероятно! Кажется, он хотел успеть в этой жизни сделать всё!

Демонстрация слайдов на тему « Шекспир – драматург».

(сопровождается комментарием учителя или ученика)

Пьесы Шекспира не сходят с театральных подмостков вот уже более 400 лет. Ни один уважающий себя театр не может обойтись без хотя бы одной шекспировской постановки. Играть Шекспира — великая честь и ответственность для актёра. Гамлет, Отелло, Макбет, Ромео – сыграть эти роли мечтает любой актёр. Эти герои – переплетение противоречий, воплощение борьбы с общественным мнением и самим собой. «Человек — это звучит гордо!», сказал один из героев Горького, а подтвердил это английский драматург 400 лет тому назад. Эпоха Возрождения сама породила таких героев – свободных, гордых, рефлексирующих. Это уже не плоские герои средневековых «моралите», а сильные личности, способные на поступок. Именно этим они и интересны нам, современным читателям.

Ребята, давайте проведём небольшую викторину на знание героев пьес Шекспира. Победители будут награждены призами.

Викторина

Итак,

  1. Вопрос 1-й. Кто из героев Шекспира отличался болезненной ревностью? Его имя стало символом неконтролируемого гнева. (Ответ: Отелло (герой пьесы «Отелло»)

  2. Герой какой пьесы произносит слова «Чума на оба ваши дома!»? Назовите его имя. (Меркуцио из пьесы «Ромео и Джульетта»)

  3. Героиня какой пьесы умирает дважды ? (Джульетта из пьесы

«Ромео и Джульетта»)

  1. В какой пьесе главный герой не находит себе места, зная, что его мать вышла замуж за убийцу его отца, а отец его невесты соучастник этого преступления? («Гамлет»)

  2. В какой комедии Шекспира муж исправляет дурной нрав своей жены? («Укрощение строптивой»)

Учитель: Ну, что ж, я вижу, что с творчеством Шекспира вы неплохо знакомы. А значит, нам нетрудно будет продолжить разговор об одной из его самых замечательных пьес «Ромео и Джульетта». Пожалуйста, к следующему уроку прочитайте пьесу, приготовьтесь работать с текстом и отвечать на мои вопросы.

  1. История сюжета.

  2. Конфликт в пьесе.

  3. Образы главных героев.

  4. Проблематика пьесы.

  5. Жизнеутверждающий пафос пьесы.

  6. Сценическая история «Ромео и Джульетты» (постановки, экранизации)

Всем участникам сегодняшнего семинара спасибо. Вы хорошо поработали и получите высокие отметки за свой труд. Тех, кто сегодня не имел возможности высказаться, мы с удовольствием послушаем на следующем уроке по творчеству У.Шекспира.

Всем спасибо. До свидания.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here