Открытый урок учителя русского языка и литературы Михайловой Н.В..
Урок литературы 8 класс по теме : «Уильям Шекспир. Жизнь и творчество» (урок-семинар).
Цели урока:
-
Познакомить учащихся с фактами биографии и творческого пути великого английского драматурга У.Шекспира.
-
Приобщить учащихся к высоким образцам классической литературы.
-
Поддержать и развить в учащихся стремление к самостоятельной (исследовательской) работе (доклад, эссе, видеопрезентация.
Задачи урока:
-
Выявление историко-культурных и литературно- художественных связей (Шекспир и эпоха Возрождения, Шекспир и королева Елизавета, Шекспир и современность)
-
Знакомство с историей английской классической драматургии. Значение творчества Шекспира для мировой литературы.
-
Знакомство с историей театра и театрального быта. Актуализация знаний (инсценировка эпизода).
Инструментарий:
-
Учебное пособие В.Коровина «Литература. 8 класс».
-
Тетради для записей по литературе.
-
Тексты докладов (для докладчиков).
-
Мультимедийная доска для демонстрации слайдов. Компьютер.
-
Принадлежности для инсценировки.
6. Магнитофон для фонового прослушивания средневековой музыки.
План урока.
-
Приветствие. Подготовительный момент. (2-3 мин.)
-
Вступительное слово учителя. (5 мин.)
-
Сценка «У колыбели будущего гения». (5 мин.)
-
Слово учителя (2-3 мин.)
-
Доклад ученика №1. «Детские и юношеские годы У.Шекспира». (5-7 мин.)
-
Беседа по вопросам (3 мин.)
-
Доклад ученика №2 «У.Шекспир и театр «Глобус». (5-7мин.)
-
Демонстрация слайдов на тему «Шекспир-драматург» (работа одного из учащихся). (5-7 мин.)
-
Мини-викторина на знание пьес У.Шекспира. (5-7 мин.)
10.Закрепление пройденного. Домашнее задание ( 3 мин.)
Ход урока.
Учитель.
Здравствуйте, ребята. Приготовьтесь к уроку. Нам понадобятся …(принадлежности). Вы готовы?…
Итак, сегодня у нас не совсем обычный урок . Нам, живущим в веке 21-м, предстоит совершить чудесное путешествие во времени и пространстве. Цель нашего путешествия – Англия. Время – 16-й век. А отправляемся мы в столь необычное турне за тем, чтобы познакомиться с жизнью и творчеством «Человека из Стретфорда», перевернувшего средневековое сознание европейцев и ставшего самым знаменитым драматургом всех времён и народов. Да, сегодня мы говорим о гениальном английском поэте Уильяме Шекспире.
Масштаб личности этого человека трудно переоценить : сын провинциального торговца, получивший начальное образование, приехавший в столицу на заработки, за десяток лет из актёра захудалого театра вырос до непревзойдённого автора популярных комедий, исторических трагедий, философских драм, изысканнейших сонетов.
А с чего всё начиналось? Представим себе небольшой, но уютный дом провинциального торговца. Мать и отец склонились над колыбелью своего первенца .О чём они думают?
(Инсценировка)
Мери Шекспир: Посмотри на него, как внимательно он нас разглядывает. Как будто изучает…
Джон Шекспир: Правильно, гляди, малыш Вилли, гляди во все глаза. А то нынче столько проходимцев развелось — каждый так и норовит обмануть, в карман к тебе залезть.
М.: Ну что ты заладил… обмануть, обмануть… Может быть, наш мальчик не будет стоять у прилавка, а выучится и станет причетником в церкви или же писцом. Гляди, какие у него длинные тонкие пальчики — в них только перо держать.
Д.: Нет, жена, такими пальцами хорошо монеты пересчитывать.
Знавал я одного человека, он на ощупь мог дублон от флорина отличить…
М.: Тише ты, видишь, он бровки нахмурил! Ну, не плачь, не плачь, малыш.
Д.: Не плачь, Вили! Гляди, какая монетка — блестит! Не хочешь?
М.: А я дам тебе пёрышко…оно мягкое,лёгкое…Смотри, Джон, он перестал плакать, за пёрышко ухватился, к себе тянет!
Д.: (со вздохом) Ну, что ж, быть писцом тоже неплохое ремесло…
Учитель: Откуда было Джону Шекспиру знать, что его маленький Вили станет самым известным драматургом всех времён и народов? Как могла угадать Мери Шекспир , что её первенец совершит переворот в литературе и вернёт зрителей в театр? Сами они вряд ли посещали балаганные представления заезжих артистов, а если и посещали, то потом долго и тщательно исповедывались в храме за свой грех.
Да, во времена Шекспира театр и разного рода площадные зрелища считались делом, не достойным христианина, развратом и оскорблением для зрения и слуха. Да и пьесы, честно говоря, были неинтересными и однообразными.
Откуда же у нашего юного героя такая страсть к театру и всякого рода перевоплощениям? Будем искать ответ в его детстве.
Доклад №1. «Детские и юношеские годы У.Шекспира». (5-7 мин.)
Учитель: Итак, наш герой, уже семейный человек, отправляется в столицу на заработки. Но не только желание заработать влекло молодого Шекспира в Лондон. Давняя неутолённая страсть к волшебному миру театра звала его вперёд.
На тот период в Лондоне было 9 театров. Это были небольшие сооружения, рассчитанные на разного рода посетителей. Те, кто побогаче, сидели в ложах и второго и третьего этажей, а бедняки толпились непосредственно у сцены. Декорации и костюмы были достаточно примитивны, а размер сценического пространства очень мал. Одним из лучших заведений считался театр «Глобус» на окраине Лондона. Туда-то и попал наш юный герой.
Доклад ученика №2 «У.Шекспир и театр «Глобус». (5-7мин.)
Учитель : Природная наблюдательность, любопытство, феноменальная память, интерес к истории – вот,что помогло «человеку из Стрэтфорда» подняться на вершину литературного Олимпа. Творческое наследие Уильяма Шекспира составляет 37 пьес, 154 сонета, две поэмы. Невероятно! Кажется, он хотел успеть в этой жизни сделать всё!
Демонстрация слайдов на тему « Шекспир – драматург».
(сопровождается комментарием учителя или ученика)
Пьесы Шекспира не сходят с театральных подмостков вот уже более 400 лет. Ни один уважающий себя театр не может обойтись без хотя бы одной шекспировской постановки. Играть Шекспира — великая честь и ответственность для актёра. Гамлет, Отелло, Макбет, Ромео – сыграть эти роли мечтает любой актёр. Эти герои – переплетение противоречий, воплощение борьбы с общественным мнением и самим собой. «Человек — это звучит гордо!», сказал один из героев Горького, а подтвердил это английский драматург 400 лет тому назад. Эпоха Возрождения сама породила таких героев – свободных, гордых, рефлексирующих. Это уже не плоские герои средневековых «моралите», а сильные личности, способные на поступок. Именно этим они и интересны нам, современным читателям.
Ребята, давайте проведём небольшую викторину на знание героев пьес Шекспира. Победители будут награждены призами.
Викторина
Итак,
-
Вопрос 1-й. Кто из героев Шекспира отличался болезненной ревностью? Его имя стало символом неконтролируемого гнева. (Ответ: Отелло (герой пьесы «Отелло»)
-
Герой какой пьесы произносит слова «Чума на оба ваши дома!»? Назовите его имя. (Меркуцио из пьесы «Ромео и Джульетта»)
-
Героиня какой пьесы умирает дважды ? (Джульетта из пьесы
«Ромео и Джульетта»)
-
В какой пьесе главный герой не находит себе места, зная, что его мать вышла замуж за убийцу его отца, а отец его невесты соучастник этого преступления? («Гамлет»)
-
В какой комедии Шекспира муж исправляет дурной нрав своей жены? («Укрощение строптивой»)
Учитель: Ну, что ж, я вижу, что с творчеством Шекспира вы неплохо знакомы. А значит, нам нетрудно будет продолжить разговор об одной из его самых замечательных пьес «Ромео и Джульетта». Пожалуйста, к следующему уроку прочитайте пьесу, приготовьтесь работать с текстом и отвечать на мои вопросы.
-
История сюжета.
-
Конфликт в пьесе.
-
Образы главных героев.
-
Проблематика пьесы.
-
Жизнеутверждающий пафос пьесы.
-
Сценическая история «Ромео и Джульетты» (постановки, экранизации)
Всем участникам сегодняшнего семинара спасибо. Вы хорошо поработали и получите высокие отметки за свой труд. Тех, кто сегодня не имел возможности высказаться, мы с удовольствием послушаем на следующем уроке по творчеству У.Шекспира.
Всем спасибо. До свидания.