Сценарий урока.

Тема: «Великая эпопея в жизни целого народа»

Класс: 7

Форма проведения: мастерская

Тип мастерской: обобщение и систематизация знаний по произведению Н.В.Гоголя

« Тарас Бульба».

Цель мастерской: создание условий для понимания учащимися идеи произведения, оценки отношений между героями, воспитания патриотизма; понимания истоков подвига и предательства- нравственного выбора посредством изучения произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Нетрадиционная цель: возможность представить изученный материал учителю-мастеру нестандартно, уйти от жестких рамок учебника, а детям — увидеть произведение Н.В.Гоголя с неожиданной стороны — соригинальничать.

Задачи: развивающие- развить творческих способностей, уметь выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать и систематизировать.

Обучающие: показать особенности творчества Н.В.Гоголя на примере его произведения «Тарас Бульба»;продолжить обучение анализу текста художественного произведения, приемам выразительного чтения, ответам на проблемные вопросы

Воспитательная: воспитать чувство патриотизма, долга, любви к Родине; учить строить отношения с окружающими, своей семьёй.

План мастерской(мастерская рассчитана на 2 часа):

1. Индукция (наведение): создание определенного настроя- эмоционального, интеллектуального( с опорой на зрительную, слуховую, моторную, эмоциональную память), включение подсознания, создание личного отношения к предмету обсуждения- Демонстрируются кадры из фильма «Тарас Бульба» (Степь),звучит украинская музыка. Чтец декламирует отрывок «Степь» из произведения «Тарас Бульба» ( 8 мин.)

2.Самоконструкция: слово мастера-учителя о необычности урока, постановка целей, задач. Анализ экспозиции рисунков детей, комментирование.(5мин.)

3.Социоконструкция: групповая работа по решению поставленных вопросов.(8мин.)

4.Социолизация: выступление учащихся из каждой группы (4 группы) и мастера-учителя с вариантами обсужденных решений.(40мин)

5.Афиширование: представление мини-проектов-4 группы.(20 мин)

6.Разрыв: внутреннее осознание каждым участником мастерской неполноты знаний, погружение в проблему, ее окончательного решения.(5 мин)

7.Рефлексия:размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.(4мин)

Ход урока: Демонстрируются кадры из фильма «Тарас Бульба» (Степь),звучит украинская музыка.

Чтец декламирует отрывок «Степь» из произведения «Тарас Бульба»

Мастер-учитель: Это отрывок из произведения, которое мог создать писатель, основательно изучивший избранную им историческую эпоху, овладевший всеми доступными источниками. Автор, по словам В. Г. Белинского “черпал в ней всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел её духовный образ: так ваятель уловляет в мраморе черты человека и даёт им бессмертную жизнь…”

Широта вольной степи, казацкая удаль, любовь к родине – все это нашло отражение в произведении Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Просьбы мои сегодня будут немного необычны. Мы продолжаем работу по технологии французских мастерских. Закон мастерской таков: «Делай все по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, контролируй себя сам».

Легче работать, объединив усилия: «ум, хорошо, а два лучше». Верите ли вы в это? Если да, то почему? Если нет, то тоже почему? (Ответы детей)

Итак, работаем по группам. Но, ребята, не забывайте, «когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, просто мука.» согласны? (Ответы) Друзья мои, мы продолжаем, работу по творчеству Н. В. Гоголя, продолжаем работу над повестью «Тарас Бульба», над «поэмой… великих страстей» (Н. В. Белинский), над «великой эпопеей в жизни целого народа»; будем анализировать, и обобщать, систематизировать и обобщать, систематизировать, оценивать и делать выводы.

Мастер: А теперь, давайте все потихоньку произнесём слово «родина»? Какие у вас возникают ассоциации? Звуковые? Зрительные (визуальные)?

Обратите внимание на экспозицию ваших рисунков, которая поможет вам

при ответах на поставленные вопросы. Комментирование рисунков; ответы.

Мастер: что же, обозначим круг проблем: Так какова же родина, породившая богатырские характеры? Какова общая картина патриотизма и самоотверженности запорожцев? Какова проблема нравственного выбора, через понимание истока подвига и предательства? Каково же художественное мастерство Н. В. Гоголя? (Время работы до 8 мин. в группах.)

Работа по группам ( Музыка звучит) 1 группа: Остап и Андре (Подвиг и предательство в повести).2 группа: Образ Тараса3группа:Художественные средства в повести.4 группа: Образ родины, породившей богатырские характеры.

1 группа. Выразительное чтение речи о товариществе.

Мастер: правда ли то, что Тарас «породнился с Андрием только по крови, а с Остапом и по душе и по крови?».

Дети: Да. Это действительно так. Анализируя двух героев: их поведение, отношения, учебу черты характера и многое другое, нас очень заинтересовал вопрос о том, как могло произойти, что сыновья одного отца оказались такими разным? Как так вышло, что один человек становится героем, а другой предателем? (Работа с текстом повести)

ЗАЩИТА МИНИ-ПРОЕКТА.

2 группа. Нам бы хотелось начать свое выступление со слов В.Г.Белинского о том, что Тарас Бульба… любил свою родину Украину и ничего не знал Выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой капле крови своей. Свой долг Тарас Бульба видит в служении отечеству и православной вере. Так, в I главе говорится о том, что «он считал себя законным защитником православия». Первая сцена дает представление о характере Тараса: он рад, что сыновья сумеют дать отпор любому, кто их обидит. Читая описание светлицы /ЧИТАЕМ 1 ГЛАВУ/, можно сделать вывод о том, что все в светлице связано с тревожной кочевой жизнью Тараса.

Гоголь мастерски раскрывает полководческий талант Тараса. (Работа с текстом повести).Мне бы хотелось еще добавить то, что хотя Тарас резок и груб в обращении с близкими, как того требовал жестокий век, но он любит сыновей и гордится ими. Автор любит своего героя и гордится им. Так в сцене пленения Тараса: «выпала люлька с табаком», «набежала ватага, схватила под могучие плечи», «не старость была виною», «сила одолела силу». В этих выражениях Гоголь как бы оправдывает пленение Тараса, говорит о случайности происшедшего, о достойном сопротивлении старого казака. В сцене казни мы видим Т.Б. с непоколебимой стойкостью, с презрением относящегося к смерти: (работа с текстом)

Мастер: Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием. Верите ли вы в то, что Т.Б. – народный герой. Если да, то докажите, если нет, то также докажите.

Ученик: Да, так как в образе Т.Б. Гоголь воплотил самые яркие, самые сильные черты национального характера: возвышенную, бескорыстную любовь к родине, верность православной вере, готовность на подвиг, преданность товариществу и широту души. Одним словом, он воплотил в себе лучшие черты народа. ЗАЩИТА МИНИ-ПРОЕКТА.

3 группа. Ученик: Наши оппоненты уже заметили, что средства, которыми Гоголь описывает своих героев те же, что используются и в народных сказаниях, былинах, героических песнях.С первых же страниц повести мы отличаем необыкновенно яркий, сочный язык гоголевского произведения. Создавая героические образы, рисуя картины битвы он использует худ. приемы

выработанные УНТ. Троекратное повторение: в разговоре битвы Т. трижды перекликается с казаками.Эпические сравнения: «как плавающие в небе ястреб», «хлынула ручьем молодая кровь, подобно дорогому вину».Метафоры: кровь-вино.Гиперболы: «Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи».Ритм – напевный, напоминающий песенный стиль повествование кроме того, для языка повести характерна стилистика былин, внешнее и внутреннее сходство казаков с богатырями, повторы, ритмические восклицания. Автор здесь и очевидец событий, и их заинтересованный свидетель, и лирический комментатор.ЗАЩИТА МИНИ-ПРОЕКТА.

4 Группа.Мастер: Давайте вернемся в поэтический мир гоголевской повести. Неслучайно в начале мастерской прозвучало описание степи. Каков смысл метафоры: «степь приняла всех в свои зеленые объятия»!

Ученики: Степь – родина- мать и, как мать, принимает она их в свои объятия, чтобы утешить, предать жизненную силу и энергию. У нас было задание найти эпитеты, рисующие степные просторы. Сравнение степи с пустыней и морем создает впечатление того, что степь – безграничное пространство.(работа с текстом) С образом степи (большой родины) и образов казаков слит образ Запорожской Сечи, близкой и дорогой казаком. Вот что представляет собой Сечь, какие нравы там царили: работа с текстом «Сечь состояла из 60 … с лишком куреней». Мы считаем, что автор любит Сечь, которая для него стала воплощением родины и свободы. Остапа и Андрия встретила Сечь так: (работа с текстом повести) Обобщая, мы полагаем, что образ степи в повести – это и символ родины, и средство характеристики героев, и пейзаж, и выражение авторской позиции. Казачество и степь сливаются и становятся неотделимы друг от друга. Такая мощная природа должна была рождать богатырей. И это было так.Гоголь ведет нас, читателей, от стихии степи к стихии степи к стихии Запорожской Сечи, с ее свободой и широтой, к стихии боя.Так мы видим Остапа и Андрия в боевых действиях.А вот враги запорожцев стремятся к пестроте, театральности. Не бескорыстная любовь к отчизне, а желание личной славы, личного успеха руководит поляками. Автор боя под стенами Дубно как бы свидетель битвы. Он переживает за них. Показывает их воинское искусство, уверенность в победе. Авторские слова «Каждому привел случай показать себя», можно трактовать, рассказывая о подвигах запорожцах в бою. Особо нужно обратить внимание на последние предсмертные слова отважных казаков.(Работа с текстом повести) Ученик: Мы считаем, что смысл жизни заключен в подвиге во имя родины, своей веры в Христа.Очень много общего между запорожцами и былинными героями: служение одной цели – борьбе за независимость родины; Гоголь описывает своих героев теми же художественными средствами, что и народные сказания, былины, героические песни.Запорожцы беззаветно любят родную землю, в самые трагические минуты жизни они признаются в своей любви и преданности. Так их воспитала Запорожская Сечь: думать о родине и товарищах. И, несмотря на трагический исход битвы, рождается ощущение торжественности и веры в великое будущее родины!

Мастер: Можно ли не любить эту землю, эту родину?

Ученик: Гоголь восхищается широтой, простором степи, родины. Восхищается людьми, так как и люди точно такие же: с широкой душой, вольные, необузданные, с широкой, любящей, христианской душой. ЗАЩИТА МИНИ-ПРОЕКТА.(презентация)

Мастер: Молодцы! Вы отлично потрудились! Наша мастерская должна дать не столько знания, сколько ощущение их безграничности. Каждый из вас должен развивать свои возможности, способности. Мастерская – это умение ставить вопросы и самостоятельно находить ответы. Задание: А сейчас в тетрадях самостоятельно запишите ответ на вопрос: так почему же, по-вашему, В.Г.Белинский назвал повесть «Тарас Бульба» (поэмой великих страстей) великой эпопеей в жизни целого народа.(Дети работают) Сейчас предлагаю всем поразмышлять о своем внутреннем состоянии, заняться самоанализом, для этого предлагаю мысленно проанализировать все то, что было вами проделано при подготовке мастерской и выхода из нее, и высказать свое отношение. А для меня напишите 1 слово, чем запомнилась вам сегодняшняя мастерская, что дала она вашему уму и сердцу. Благодарю за работу. Мы не ставим в своей работе точку, мы ставим многоточие…

ТСО: телевизор,DVD, компьютер.

Дидактические материалы: карты с заданиями ( по группам), тексты повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба», памятки анализа художественного текста,

Методическая литература: «Методические советы к учебнику- хрестоматии для 7 класса», М., Мнемозина,2000.Под ред.. М.А.Снежневской, Гуковский Г.А. «Реализм Гоголя», М.,1959,Белый А. «Мастерство Гоголя», М,1996.

Интернет- ресурсы: http://www.myspace.com/index.cfm?fuseaction=vids.individual&VideoID=54311710 .Видеозапись « Тарас Бульба». Слайдшоу»

http://www.rusedu.ru/files.php?cat=2&cmd=all&sort=name&order=asc&page=6

Раздел: Методика, планирование

Самоанализ урока: Сегодня вашему вниманию было предложено обобщающее занятие с использованием технологии французских мастерских.

Форма урока: мастерская. Тип мастерской: обобщение и систематизация знаний по произведению Н.В.Гоголя « Тарас Бульба». Цель мастерской: создание условий для понимания учащимися идеи произведения, оценки отношений между героями, воспитания патриотизма; понимания истоков подвига и предательства- нравственного выбора посредством изучения произведения Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» Нетрадиционная цель: возможность представить изученный материал учителю-мастеру нестандартно, уйти от жестких рамок учебника, а детям — увидеть произведение Н.В.Гоголя с неожиданной стороны — соригинальничать. Задачи: развивающие развить творческих способностей, уметь выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать и систематизировать. Обучающие: показать особенности творчества Н.В.Гоголя на примере его произведения «Тарас Бульба»;продолжить обучение анализу текста художественного произведения, приемам выразительного чтения, ответам на проблемные вопросы. Воспитательная: воспитать чувство патриотизма, долга, любви к Родине; учить строить отношения с окружающими, своей семьёй. Для успешного проведения технологии педагогической мастерской необходимо- 2 урока. Концепция, лежащая в основе этой технологии, предусматривает представление учащимся возможности выбора (выбора деятельности, способа представления результата, участников для общения в малой группе), создание условий, обеспечивающих равенство всех участников мастерской, включая учителя-мастера, так как все способны к творчеству, самосознанию, исследованию окружающего мира, безоценочное общение (отсутствие соперничества, соревнования, опора на самооценку, самокоррекцию, самовоспитание), высокий уровень мотивации, сотрудничества, сотворчества. Проведение мастерской помогает мне применить свои знания и умения, организовать целенаправленную, увлекательную, творческую работу учащихся, которая раскрепощает, улучшает настроение и всегда дает положительный результат. План мастерской я детализировала настолько, что это позволило предусмотреть и подготовить весь объем информации. Идея- каждый человек должен развивать свои возможности. Способности, а не контролировать кого-либо. Мастерская- это умение ставить вопросы, и, возможно, не на все из них в мастерской будет получен ответ. Это даст мне, мастеру, наметить перспективы своей деятельности. Любые точки зрения имеют право на существование, после их высказывания можно и нужно поразмышлять (что, и представлено в одном из этапов мастерской — «разрыв», «рефлексия».Моя задача — создать такие условия, при которых возможны свободные решения и «охота» за «кладом» отгадок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here