МОУ «Новоозерская сош»
Тальменского района Алтайского края
Проект урока литературы в 8 классе
Урок литературы в 8 классе
Своеобразие писательской манеры и авторская позиция в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Разработала
учитель русского языка и литературы
Феночкина Мария Ивановна
Ст. Озерки-2010
Тема урока: Своеобразие писательской манеры и авторская позиция в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».
Цели урока:
1.Отслеживание авторской позиции, раскрытие своеобразия писательской манеры Паустовского.
2. Развитие творческих способностей на основе анализа литературного текста, умение аргументировать.
3.Воспитание в детях уважительного отношения к людям.
Оформление:
1.Эпиграф:
При жизни надо радовать людей.
Ведь им порой совсем немного надо:
Поласковее взгляд, когда душа в беде,
И, может быть, цветы из собственного сада.
(Из стихотворения местного поэта П.В.Хитрина)
2.Картина художника В.М. Сидорова «Осенняя непогода»,1957г.
3.Портрет К.Г. Паустовского работы художницы А.Г.Кручининой.
4. Словарь. (Смотри приложение)
Оборудование:
1.Грамзапись. «Октябрь. Осенняя песня» П.И. Чайковского.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
I. Организационный момент.
| — У нас сегодня непростой урок. Это урок-раздумье о жизни человека. Я рассчитываю на ваше участие и взаимопонимание. | Учащиеся готовят материал для урока. |
II. Формирование мотивации. а) диалог; | Обратимся к словам Паустовского « Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца». Что вы можете сказать об отношении к родине Паустовского?
-Можно человеку прожить без сердца? -Какого человека мы называем бессердечным? -Какие фразеологизмы со словом «сердце» вы знаете?
-Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?
-Почему так озаглавил свои заметки П.?
|
-П. родился в Киеве, но самым дорогим местом на земле для него был Мещерский край, скромная неприметная красота которого покорила его сердце.
-Злого, жестокого, не умеющего делать добро. -Каменное сердце, сердце плачет, на сердце камень, с замиранием сердца и др.
-Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе. — Автор хотел, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце». |
III. Целеполагание. а) диалог;
б) монолог; | Прочтите тему урока. Чем мы будем заниматься сегодня на уроке? На какие вопросы предстоит ответить?
-Произведения, написанные «как бы для самого дорогого человека» влияют на читателя. Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл». Создатель этого кристалла — автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я». Постижение авторской позиции — дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке — проникнуть, говоря словами В.Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта — то, что принято называть творческой индивидуальностью. | В чем своеобразие писательской манеры П.? Что делает автор для того, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце»?
|
IV.Углубление восприятия произведения
а) полилог;
| -Ваше впечатление о «Телеграмме» К. Паустовского?
-О чём этот рассказ?
| — Грустно, печально. — Жаль старушку. — Берет досада на Настю
-Основная тема — взаимоотношения родителей и детей. Также в рассказе речь идёт об ответственности человека за свои поступки. |
б) работа с цитатным планом произведения, составленного на предыдущем уроке;
.
|
| 1 часть — Мать. «Эх, горе её горькое, страданье неписанное!» 2 часть — Дочь. «Эх ты, сорока!» 3 часть — Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой». Последняя (4 часть) –эпилог. |
V. Постижение авторской позиции. а) работа с текстом.
|
-Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Обратимся к тексту рассказа.
. -Сравним тональность звучания прозы и музыки. |
Перечитывают его начало (от слов «Октябрь был на редкость…» до слов «Из них назойливо сыпался дождь».) Перечитывают про себя, слушая одновременно музыкальную пьесу «Октябрь. Осенняя песня» П.И. Чайковского.
-Музыка также грустная, но в ней больше светлых нот, светлой грусти.
|
б) полилог; | Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
| -Пейзаж готовит нас к тому, что произойдет то-то печальное. -Природа умирает, так же как Катерина Петровна. -В жизни человека тоже поздняя осень. |
в) работа с текстом. | -Какие мысли автор передаёт через этот пейзаж?
— Подтвердите это фразами из текста.
| — Природа «умирает».
-Октябрь — «на редкость холодный», ветлы — «облетевшие», трава — «полегла», тучи «тащились», «цеплялись» и т.д.
|
-Каков, по-вашему, ритм прозы писателя?
| — Предложения короткие, только одно о подсолнечнике, который «всё доцветал и никак не мог доцвесть..» не похоже на остальные.
| |
-Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?
| — Что-то маленькое, беззащитное на сером холодном фоне. | |
г) работа с картиной «Осенняя непогода» художника В.М.Сидорова.
д) полилог;
е) словарная работа;
ж) работа в группах; | — Какой предстает осень на картине? Созвучна ли картина и отрывок текста?
-Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию Катерины Петровны?
-Выражает ли автор прямое сочувствие героине? -Оно скрыто в характере повествователя. Сейчас я помогу вам понять, как автор за простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывает глубокое сострадание к одиноко доживающей свой век женщине. Предлагаю план «Пути реализации авторской концепции».
Обратите внимание на лексическое значение слова концепция.
| Приложение. — Ситуация похожа.
Состояние природы соотносится с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание
-Нет
Читают: «Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль».
План записан на доске. Учащиеся делятся на группы. Каждая выбирает один из пунктов плана и работает в данном направлении. 1-ая группа отмечает такие детали, как жестяной ящик – жестяная пустота, керосиновый ночник- «единственное живое существо» , старый клен с холодными мокрыми ветками. Все это указывает на бездушие, жестокость дочери, подчеркивает безмерность одиночества героини, огонек сигнализирует о беде. 2-ая группа восстанавливает прошлое героини по предметам, ее окружавшим: «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусная черная шляпа», потускневший эскиз к «Неизвестной» Крамского и др. Все это говорит о том, что она живет только прошлым, а будущего у нее нет. 3-ья – подчеркивает во внешнем облике героини то, что она плохо видит, маленькая (беззащитная), сгорбленная. Все это вызывает сочувствие. Учащиеся 4-ой группы домысливали то, что’ осталось в подводном течении рассказа. Это стук, почудившийся старой женщине, то, что «ей стало труднее вставать по ночам», деньги, которые хранят аромат Настиных духов, мысли Тихона. |
VI. Итог урока. а) полилог; | -В чем своеобразие писательской манеры П.? — Что делает автор для того, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце»? -Как реализуется авторская концепция?
| -За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко дожива- ющей свой век женщине. Повторяют пути реализации авторского отношения к проблеме. |
VII. Подготовка восприятия домашнего задания. | -Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе. Катерина Петровна написала Насте письмо. Читаю письмо наизусть. — Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?
|
-Слушают, сочувствуют.
-Нет, не было.
-«У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать». |
VIII. Домашнее задание.
| Какими способами выражается авторская позиция в рассказе по отношению к Насте? «: Почему рассказ К.Г. Паустовского называется «Телеграмма»? | Записывают вопросы в тетрадь. |
IX. Рефлексия.
| Что дал вам этот урок? Что я понял, осознал? Какие чувства я пережил? Какие «зарубки на сердце» оставил у меня этот рассказ?
Обращение к эпиграфу. Согласны вы с мнением известного автора, нашего земляка? Заканчиваю урок фразеологизмом: -Не остудите свое сердце, дети. | -Нельзя черстветь сердцем. -Я вспомнила свою бабушку. -Я задумался о том… -Да, надо относиться с уважением к людям.
-Надо вовремя говорить добрые слова и совершать добрые поступки, чтобы не опоздать. |
Использованная литература.
1.Золотарева И.В., Крысова Т.А.. Поурочные разработки по литературе. 8класс.- М.: ВАКО, 2003.
2.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь.- М., Просвещение,1980.
3.С.И Ожегов и Н.Ю Шведова Толковый словарь русского языка.- Российская академия наук.- М., Азбуковник,1999.
При жизни надо радовать людей.
Ведь им порой совсем немного надо:
Поласковее взгляд, когда душа в беде,
И, может быть, цветы из собственного сада
«Свои рассказы я пишу как бы для самого дорогого человека».
К.Г. Паустовский
В.М.Сидоров «Осенняя непогода» (1956)
Выписки из толкового словаря С.И. Ожегова
к уроку по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».
Деталь – мелкая подробность, частность.
Интерьер – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Концепция — система взглядов на что – нибудь, основная мысль.
Милосердие — готовность помочь кому – нибудь или готовность простить из сострадания, человеколюбия.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.
Проблема – 1. Задача, сложный вопрос, требующие разрешения, исследования.
2. перен. О чем – нибудь трудно разрешимом, осуществимом. (разговорн.)
Пустельга – 1. Хищная птица семейства соколиных.
2. Легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит)