МОУ «Новоозерская сош»

Тальменского района Алтайского края

Проект урока литературы в 8 классе

Урок литературы в 8 классе

Своеобразие писательской манеры и авторская позиция в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Разработала

учитель русского языка и литературы

Феночкина Мария Ивановна

Ст. Озерки-2010

Тема урока: Своеобразие писательской манеры и авторская позиция в рассказе К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Цели урока:

1.Отслеживание авторской позиции, раскрытие своеобразия писательской манеры Паустовского.

2. Развитие творческих способностей на основе анализа литературного текста, умение аргументировать.

3.Воспитание в детях уважительного отношения к людям.

Оформление:

1.Эпиграф:

При жизни надо радовать людей.

Ведь им порой совсем немного надо:

Поласковее взгляд, когда душа в беде,

И, может быть, цветы из собственного сада.

(Из стихотворения местного поэта П.В.Хитрина)

2.Картина художника В.М. Сидорова «Осенняя непогода»,1957г.

3.Портрет К.Г. Паустовского работы художницы А.Г.Кручининой.

4. Словарь. (Смотри приложение)

Оборудование:

1.Грамзапись. «Октябрь. Осенняя песня» П.И. Чайковского.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

— У нас сегодня непростой урок. Это урок-раздумье о жизни человека. Я рассчитываю на ваше участие и взаимопонимание.

Учащиеся готовят материал для урока.

II. Формирование мотивации.

а) диалог;

Обратимся к словам Паустовского « Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца».

Что вы можете сказать об отношении к родине Паустовского?

-Можно человеку прожить без сердца?

-Какого человека мы называем бессердечным?

-Какие фразеологизмы со словом «сердце» вы знаете?

-Как вы понимаете выражение «зарубки на сердце»?

-Почему так озаглавил свои заметки П.?

-П. родился в Киеве, но самым дорогим местом на земле для него был Мещерский край, скромная неприметная красота которого покорила его сердце.

-Злого, жестокого, не умеющего делать добро.

-Каменное сердце, сердце плачет, на сердце камень, с замиранием сердца и др.

-Что-то оставило неизгладимый, болезненный след в душе.

— Автор хотел, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце».

III. Целеполагание.

а) диалог;

б) монолог;

Прочтите тему урока.

Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

На какие вопросы предстоит ответить?

-Произведения, написанные «как бы для самого дорогого человека» влияют на читателя.

Произведение искусства, как говорил сам Паустовский, «прозрачный, сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь, кристалл».

Создатель этого кристалла — автор. Как писатель Паустовский своеобразен и самобытен. Рассказ «Телеграмма» (1946 год) даёт замечательную возможность проследить за емкостью слова писателя, сосредоточиться на авторском «я». Постижение авторской позиции — дело нелёгкое, особенно если голос автора, как в «Телеграмме», почти не слышен. Наша задача на уроке — проникнуть, говоря словами В.Г. Белинского, «в тайну личности» писателя, понять своеобразие его таланта — то, что принято называть творческой индивидуальностью.

В чем своеобразие писательской манеры П.? Что делает автор для того, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце»?

IV.Углубление восприятия произведения

а) полилог;

-Ваше впечатление о «Телеграмме» К. Паустовского?

-О чём этот рассказ?

— Грустно, печально.

— Жаль старушку.

— Берет досада на Настю

-Основная тема — взаимоотношения родителей и детей. Также в рассказе речь идёт об ответственности человека за свои поступки.

б) работа с цитатным планом произведения, составленного на предыдущем уроке;

.

1 часть — Мать. «Эх, горе её горькое, страданье неписанное!»

2 часть — Дочь. «Эх ты, сорока!»

3 часть — Телеграмма. «За добро плати добром, не будь пустельгой».

Последняя (4 часть) –эпилог.

V. Постижение авторской позиции. а) работа с текстом.

-Повествователь в «Телеграмме» как бы самоустраняется: он находится в позиции наблюдателя. Однако незримое его присутствие ощущается в каждом слове. Обратимся к тексту рассказа.

. -Сравним тональность звучания прозы и музыки.

Перечитывают его начало (от слов «Октябрь был на редкость…» до слов «Из них назойливо сыпался дождь».)

Перечитывают про себя, слушая одновременно музыкальную пьесу «Октябрь. Осенняя песня» П.И. Чайковского.

-Музыка также грустная, но в ней больше светлых нот, светлой грусти.

б) полилог;

Подумаем, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?

-Пейзаж готовит нас к тому, что произойдет то-то печальное.

-Природа умирает, так же как Катерина Петровна.

-В жизни человека тоже поздняя осень.

в) работа с текстом.

-Какие мысли автор передаёт через этот пейзаж?

— Подтвердите это фразами из текста.

— Природа «умирает».

-Октябрь — «на редкость холодный», ветлы — «облетевшие», трава — «полегла», тучи «тащились», «цеплялись» и т.д.

-Каков, по-вашему, ритм прозы писателя?

Предложения короткие, только одно о

подсолнечнике, который «всё доцветал и никак не мог доцвесть..» не похоже на остальные.

-Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

— Что-то маленькое, беззащитное на сером холодном фоне.

г) работа с картиной «Осенняя непогода» художника В.М.Сидорова.

д) полилог;

е) словарная работа;

ж) работа в группах;

— Какой предстает осень на картине?

Созвучна ли картина и отрывок текста?

-Как соответствует безотрадная картина внутреннему состоянию

Катерины Петровны?

-Выражает ли автор прямое сочувствие героине?

-Оно скрыто в характере повествователя. Сейчас я помогу вам понять, как автор

за простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывает глубокое сострадание к одиноко доживающей свой век женщине.

Предлагаю план

«Пути реализации авторской концепции».

  1. Роль художественных деталей в тексте.

  2. Интерьер как способ отображения авторской позиции.

  3. Внешний облик героини как отражение авторского сочувствия.

  4. Недосказанность – один из приемов концепции Паустовского.

Обратите внимание на лексическое значение слова концепция.

Приложение.

— Ситуация похожа.

Состояние природы соотносится с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человеческой, наступает медленное увядание

-Нет

Читают:

«Концепция – система взглядов на что-нибудь, основная мысль».

План записан на доске.

Учащиеся делятся на группы. Каждая выбирает один из пунктов плана и работает в данном направлении.

1-ая группа отмечает такие детали, как жестяной ящик – жестяная пустота, керосиновый ночник- «единственное живое существо» , старый клен с холодными мокрыми ветками. Все это указывает на бездушие, жестокость дочери,

подчеркивает безмерность одиночества героини, огонек сигнализирует о беде.

2-ая группа восстанавливает прошлое героини по предметам, ее окружавшим:

«сморщенные перчатки,

страусовые перья, стеклярусная черная шляпа», потускневший эскиз к «Неизвестной» Крамского и др. Все это говорит о том, что она живет только прошлым, а будущего у нее нет.

3-ья – подчеркивает во внешнем облике героини то, что она плохо видит, маленькая (беззащитная), сгорбленная.

Все это вызывает сочувствие.

Учащиеся 4-ой группы домысливали то, что’ осталось в подводном течении рассказа. Это стук, почудившийся старой женщине, то, что «ей стало труднее вставать по ночам», деньги, которые хранят аромат Настиных духов, мысли Тихона.

VI. Итог урока.

а) полилог;

-В чем своеобразие писательской манеры П.?

— Что делает автор для того, чтобы и у нас остались «зарубки на сердце»?

-Как реализуется авторская концепция?

-За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко дожива- ющей свой век женщине.

Повторяют пути реализации авторского отношения к проблеме.

VII. Подготовка восприятия домашнего задания.

-Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе.

Катерина Петровна написала Насте письмо.

Читаю письмо наизусть.

— Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери?

Почему и как пытается Катерина Петровна оправдать дочь?

-Слушают, сочувствуют.

-Нет, не было.

-«У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье. Лучше не мешать».

VIII. Домашнее задание.

Какими способами выражается авторская позиция в рассказе по отношению к Насте? «:

Почему рассказ К.Г. Паустовского называется «Телеграмма»?

Записывают вопросы в тетрадь.

IX. Рефлексия.

Что дал вам этот урок?

Что я понял, осознал?

Какие чувства я пережил?

Какие «зарубки на сердце» оставил у меня этот рассказ?

Обращение к эпиграфу. Согласны вы с мнением известного автора, нашего земляка?

Заканчиваю урок фразеологизмом:

-Не остудите свое сердце, дети.

-Нельзя черстветь сердцем.

-Я вспомнила свою бабушку.

задумался о том

-Да, надо относиться с уважением к людям.

-Надо вовремя говорить добрые слова и совершать добрые поступки, чтобы не опоздать.

Использованная литература.

1.Золотарева И.В., Крысова Т.А.. Поурочные разработки по литературе. 8класс.- М.: ВАКО, 2003.

2.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь.- М., Просвещение,1980.

3.С.И Ожегов и Н.Ю Шведова Толковый словарь русского языка.- Российская академия наук.- М., Азбуковник,1999.

При жизни надо радовать людей.

Ведь им порой совсем немного надо:

Поласковее взгляд, когда душа в беде,

И, может быть, цветы из собственного сада

«Свои рассказы я пишу как бы для самого дорогого человека».

К.Г. Паустовский

В.М.Сидоров «Осенняя непогода» (1956)

Выписки из толкового словаря С.И. Ожегова

к уроку по рассказу К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Деталь – мелкая подробность, частность.

Интерьер – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.

Концепция — система взглядов на что – нибудь, основная мысль.

Милосердие — готовность помочь кому – нибудь или готовность простить из сострадания, человеколюбия.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Проблема – 1. Задача, сложный вопрос, требующие разрешения, исследования.

2. перен. О чем – нибудь трудно разрешимом, осуществимом. (разговорн.)

Пустельга – 1. Хищная птица семейства соколиных.

2. Легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here