Урок обучения грамоте в 1 классе

УМК «Перспективная начальная школа»

Автор

Илюшкина Нэля Юрьевна

Класс

1 класс

Автор УМК (программы учебного курса)

Азбука.  Авторы: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. 1 класс. Под редакцией М.Л.Каленчук. М., Академкнига/учебник, 2011 год

Тема урока

Согласные глухие звуки /х/, /х,/, отличающиеся по признаку твёрдости – мягкости.

Тип урока

Открытие нового знания

Учебно-методические и информационно-методические условия

Учебник «Азбука», фишки-звуки, конверты для конструирования буквы, бабочки красного, зелёного, жёлтого цветов, проектор, доска Smart.

Технологическая карта и сценарий урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые действия

Формируемые способы познавательной деятельности

Формируемые способы коммуникативной деятельности

Формируемые способы регулятивной деятельности

Формируемые способы личностной деятельности

1

2

3

4

5

6

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Включение класса в деловой ритм посредством беседы.

— Вы верите в чудеса?

— И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не так часто, то мы создадим чудо в своём воображении.

Представьте, что вам на ладошку опустилось чудо, а какое, вы отгадаете сами.

Шевелились у цветка все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел.(БАБОЧКА)

— Да, действительно к нам на урок прилетели бабочки.

— А почему это чудо? (потому что красивая, и сейчас зима, а зимой бабочки не летают)

— У вас у каждого на столе по три бабочки: красная, жёлтая, зелёная. В конце урока одна из них опустится на классную доску.

Итак, вы готовы узнавать новое и поверить в чудо?

Подготовка класса к работе.

В ходе беседы отвечают на вопросы учителя

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Целеполагание

Самоопределение

Актуализация знаний и постановка учебной проблемы

Организует обсуждение стихотворения. Предлагает сформулировать главную проблему урока

— Полина расскажет стихотворение, а вы внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук встречается во многих словах этого стихотворения?

— Как вы думаете, почему именно это стихотворение прочитала Полина?

— Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

-Давайте вместе определим цели нашего урока.

Познакомиться с … (новой буквой и звуками.)

Охарактеризовать … (звуки [х] и [х’] и отличать их от других звуков.)

Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)

— Зачем нам нужно, ребята, знать буквы и звуки?

Слушают стихотворение.

В ходе фронтального обсуждения формулируют цель, тему урока, выделяют шаги (составляют план) по достижению цели и разрешению проблемы

Хмурый, хилый хнычет Хорь –

На Хоря напала хворь.

Чахнуть стал и сохнуть,

Ни вздохнуть, ни охнуть.

Дети выделяют часто повторяющийся звук [x],[x,].

— В нём часто встречаются звуки [x],[x,] и мы их сегодня будем изучать.

— Звуки [x],[x,] и буква, которая их обозначает.

Анализ объектов с целью выделения признаков

Самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении задач поискового характера.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи

Целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Планирование, прогнозирование. Составление плана и последовательности действий

Целеполагание

Жизненное самоопределение

Открытие нового знания

Организует работу в парах по учебнику.

— Вспомните и обсудите в парах правило чтения звуковых моделей и способ определения отдельного звука. Повторите способ проверки, правильно ли найден звук.

— Послушаем результаты ваших обсуждений в парах.

А кто может доказать правильность этих суждений?

— Прочитайте 1 слово под первым рисунком.

— Где слышится новый звук? (В середине)

— Какой он? (Согл.,глух.,тв.)

— Прочитайте 2 слово.

— В чём отличие двух звуков в двух словах? (Один мягкий, другой твёрдый)

Учитель вывешивает на доску букву, которая обозначает эти звуки.

— Звуки [х] и [х’] обозначаются на письме буквами «ха» — строчной (маленькой). ПОКАЖИТЕ в учебнике.

«Ха» — большой (заглавной).

— Зачем нужна заглавная буква?

Далее учитель просит сконструировать букву «ха»

— На что похожа буква Ха?(Даша В.., картинка.)

— Конструируйте в парах (1в. – большую, 2в. – маленькую)

Просит учеников свериться с образцом букв.

Определение места буквы «ха» в алфавите.

— Перед какой знакомой буквой находится буква «ха»? (перед «эф»)

— Как называют человека, который занимается опытами?

— Прочитайте.

(Химик)

— Сколько в слове слогов?

-какой слог ударный?

— Где слышится новый звук?

( В начале)

-Дайте ему характеристику.

— Назовите зверька на второй картинке. Его ещё называют хорьком.

-сколько слогов в этом слове?

— Где слышится новый звук?

-Дайте ему характеристику.

— В чём отличие звуков? (Один мягкий, другой твёрдый)

— Давайте докажем и сделаем вывод, какие по характеристике новые звуки.

1 ряд – доказывает, что они согласные.

2 ряд – глухие звуки.

3 ряд – тв., мягк.

ВЫВОД. Звуки [х], [х’] – согласные, всегда глухие, могут быть тв., мяг., непарный.

Рассматривают иллюстрации в учебнике на стр. 92, выделяют звуки на основе «чтения» слов-названий предметов по моделям под рисунками и дают им характеристику.

— Надо произнести всё слово, выделяя нужный звук и послушать его, затем произнести отдельно и дать характеристику

Дети рассказывают, к какому выводу они пришли.

.

Учащиеся выделяют звук и дают ему характеристику.

Ха – забавная игрушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

Дети конструируют в парах печатные буквы Х х

Двое учеников конструируют под камерой.

Работают по учебнику с 92.

Информационные: поиск нужной информации, работа со схемами, моделями, ориентироваться в книге, работать по ней.

Логические: анализ объекта с целью выделения существенных признаков.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Установление причинно-следственных связей.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи.

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Планирование, прогнозирование.

Осуществление контроля в форме сличения своей работы с эталоном, вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу.

Физкультминутка

Организует физкультминутку

— Потрудились, теперь отдохнём.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встаёт,

Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку.

Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное общение.

— Какие слова с новым звуком услышали в стихотворении про Хомку?

— Вернёмся к задачам урока.

— Решили мы первую задачу?

— Вторую задачу?

Переходим к решению 3 задачи.

Учитель просит прочитать слоги с буквой «ха» под моделями на с 92.

Даёт задание для групповой работы: сравнить столбики слогов и обсудить свои наблюдения.

-Что объединяет все слоги? (есть буква х)

— На какие две группы можно разделить слоги? (слоги, которые начинаются с гласной, слоги, которые начинаются с согласной)

— Чем похожи 1 и 2 столбик? (там слоги с твёрдым согласным [х])

— Чем различаются 2 и 3 столбик? (во 2 – твёрдый [х], А в третьем – мягкий [х’])

— А почему в 3 столбике звук [х’] читается мягко? (после него стоят гласные, которых показывают мягкость согласного)

Решают типовые задания.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Класс читает хором по сигналу учителя.

Обсуждение всем классом результатов сравнения.

Поиск и выделение необходимой информации, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, доказательство.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи

Умения высказывать свои предположения, осуществлять познавательную и личностную рефлесию.

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Включение нового знания в систему знаний и повторение

Чтение столбиков слов и слогов с новыми звуками.

На стр. 93 просит прочитать слоги и слова по цепочке.

— Прочитаем слова в столбиках. Те слова, в которых голубыми дугами выделены слоги, читаем отчётливо, по слогам. Слова, в которых гласные отмечены знаком ударения, читаем со звательной интонацией. Составляем схемы-модели к прочитанным словам.

Составление предложения

-Составьте предложение с прочитанными словами по картинке.

Учитель предлагает детям сыграть в игру «Хоккей».

— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Хоккей».

Поставьте на парту согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота. Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду называть слова, все они начинаются со звуков [х], [х’]. Эти слова вы должны пропустить через ворота, но я, конечно, постараюсь забросить «шайбу», т.е. слово, которое начинается с другого звука. Как только я попытаюсь забросить «шайбу» захлопывайте ворота.

Учащиеся читают слова по цепочке, составляют схемы-модели к прочитанным словам.

Составляют предложение, наиболее удачное моделируется на партах и на камере.

Контролируют правильность ответов товарищей.

Рефлексия учебной деятельности

Организует рефлексию.

— Какие задачи ставили?

— Удалось ли нам решить поставленные задачи?

Соотносят цель и

результаты, степень их

соответствия

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Рефлексия способов и условий действий.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации: владение монологической и диалогической формами речи

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить

Смолообразование, т.е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оценивание

Учитель предлагает обучающимся самостоятельно оценить свою деятельность на уроке

-Создадим в конце урока чудо, с которого начинали: бабочки разного цвета.

красная- если ты собой очень доволен, работал весь урок

зелёная- работал хорошо, но мог бы лучше

жёлтая- не доволен своей работой на уроке

Осуществляют самооценку

собственной учебной

деятельности.

Умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

Домашнее задание

На стр. 93 прочитать скороговорку и научится её быстро говорить.

Желающие могут прочитать загадки на этой стр. и отгадать их.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here