Мармылёва Илона Евгеньевна
МБОУ гимназия №1 имени Н.М. Пржевальского
г. Смоленск
учитель начальных классов
Технологическая карта изучения темы «Н.Н. Носов «Шурик у дедушки»
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Урок составлен к учебнику В.Ю. Свиридова «Литературное чтение» 2 класс ч. I, система Л.В. Занкова
Автор: Мармылёва И.Е. учитель начальных классов МБОУ гимназии №1 им. Н.М.Пржевальского
Н.Н. Носов «Шурик у дедушки» | |
Цель | Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: ознакомление с понятиями «рассказ, проза, характеры и поступки героев» |
Задачи | Формировать образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные и др.) в предметной области литературного чтения по теме «Н.Н. Носов «Шурик у дедушки». Образовательные: направить действия учащихся на ознакомление с новым произведением Н.Н. Носова Способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, коллективной работе. |
Планируемый результат | Предметные: Уметь применять понятие «рассказ», «прозаическое произведение» умение выявлять особенности главных героев: речь, характер, поступки героев, отношения друг с другом. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Рассказ, проза, характеры и поступки героев. |
Межпредметные связи | Русский язык |
Ресурсы:
| В.Ю. Свиридова «Литературное чтение» 2 класс ч. I |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах. |
Условия | Учебно-материальные, морально-психологические. |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
Диагностируюшие задания |
Время | Методы, формы, приемы обучения, педагогические технологии |
Планируемые результаты УУД | |
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся | Проверяет подготовку рабочего места, приветствует гостей | Настраивает детей на работу. |
|
| 1мин | Приём: речь учителя | Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь организовывать свое рабочее место, проявлять вежливость по отношению к окружающим, настраиваться на работу (Личностные УУД) |
II этап. Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализиро вать требования к ученику со стороны учебной деятельности; — создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; — установить тематические рамки; — уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности. | Предполагает тип урока | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тип урока. | «Где есть желание, найдётся путь!» — Почему сегодня у нас такой девиз? (Наверно, мы будем открывать новые знания.) — Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия новых знаний, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности. — Вы готовы к работе? Тогда в путь.
|
| 1 мин | Метод: стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, наглядный. Приём: речь учителя. Средства: плакат с девизом | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
|
III этап. Проверка домашнего задания Цель: -проверить выполнение домашнего задания |
|
|
|
| 5-7мин |
|
|
IV этап. Актуализации и пробного учебного действия. Цель: — вспомнить известные произведения Носова | Работает с информацией, представленной в форме стихотворения. Участвует в обсуждении проблемных вопросов, формулирует собственное мнение и аргументирует его. | Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока
| Мы в путь за наукой сегодня пойдём, — Поиграем в игру «Угадай-ка!». — Угадайте, из каких произведений эти строки. — «У Бобки были замечательные штаны – зелёные, вернее сказать защитного цвета…» (Заплатка) -«Мишка стал перекладывать кашу из кастрюли в тарелки…» (Мишкина каша)
-Что можете сказать об этих произведениях?
(-Кто автор этих произведений? -Чем похожи эти произведения? -Чем отличаются?)
-Попробуйте предположить тему урока. -Какова цель урока? | -Какую роль играет знание предмета «Литературное чтение» в вашей жизни? — Для чего они вам нужны?
| 4 мин | Методы: игровой, проблемно-поисковый Приём: сравнения, сопоставления, целеполагания; речь учителя; широкая постановка вопроса Технология: игровая | Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, решать вопросы проблемного характера (Познавательные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
V этап. Изучение нового материала Цель: -познакомить с новым произведением Н.Н.Носова | Слушают рассказ, читают рассказ по вызову, по «цепочке», выборочно, самостоятельно Оценивать правильность выполнения заданий. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Организует работу по работе над рассказом Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов
| 1. Чтение учителем вступительного слова от авторов перед чтением рассказа.
2. Чтение 1-ой части рассказа учителем и хорошо читающими учащимися вслух.
Словарная работа
Работа по вопросам в конце первой части.
-Поработайте в парах, выполните задание вопроса №2 «Сколько игр можно придумать со старой калошей?»
3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА — Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнем. — Кто хочет провести физкультминутку?
4. -А теперь в группах обсудите ответ на вопрос «Сколько дел успел переделать Шурик?» — А его старший брат? -Почему так мало?
Подбор заголовка к 1-ой части
Проблемный вопрос
-Как вы думаете, к какому времени относятся события, описанные в этом рассказе?
5. Чтение 2-ой части рассказа детьми по «цепочке».
Словарная работа
Работа по вопросам в конце 2-ой части.
-Самостоятельно подберите и запишите заголовок ко 2-ой части |
| 30 мин | Формы: фронтальная; индивидуальная; коллектив ная, работа в малых группах Методы: словесный, проблемно-поисковый Приемы: определение закономерности; Технология Проблемного обучения, создание ситуации успеха, здоровьесбережения | Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, решать вопросы проблемного характера (Познавательные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД). |
IX этап. Домашнее задание. | Записывают домашнее задание, задают вопросы | Комментирует домашнее задание | 1 уровень – прочитать и озаглавить 3-ю часть 2 уровень – прочитать, озаглавить 3-ю часть и подготовит чтение по ролям 3 уровень – прочитать, озаглавить 3-ю часть и подготовит пересказ |
| 2 мин |
|
|
X этап. Рефлексия учебной деятельности Цель: подвести итог проделанной работе на уроке | Участвовать в подведении итога проделанной работе на уроке | Организовать подведение итога проделанной работе на уроке | — Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытия. — Вспомните, с каких слов мы начали урок? — Чему научились? — Какие затруднения испытывали? -Что хотелось бы выполнить еще раз? — Довольны ли вы своей работой? — Ваша самооценка совпала с моей. Молодцы. Спасибо за урок. |
| 2 мин |
| Уметь выражать свои мысли; использовать критерии для обоснования суждений. (Коммуникативные УУД) Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |