Мармылёва Илона Евгеньевна

МБОУ гимназия №1 имени Н.М. Пржевальского

г. Смоленск

учитель начальных классов

Технологическая карта изучения темы «Н.Н. Носов «Шурик у дедушки»

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)

Урок составлен к учебнику В.Ю. Свиридова «Литературное чтение» 2 класс ч. I, система Л.В. Занкова

Автор: Мармылёва И.Е. учитель начальных классов МБОУ гимназии №1 им. Н.М.Пржевальского

Тема

Н.Н. Носов «Шурик у дедушки»

Цель

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: ознакомление с понятиями «рассказ, проза, характеры и поступки героев»

Задачи

Формировать образовательные компетенции (информационные, коммуникативные, рефлексивные и др.) в предметной области литературного чтения по теме «Н.Н. Носов «Шурик у дедушки». 

Образовательные: направить действия учащихся на ознакомление с новым произведением Н.Н. Носова

Способствовать развитию грамотной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной, коллективной работе.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь применять понятие «рассказ», «прозаическое произведение» умение выявлять особенности главных героев: речь, характер, поступки героев, отношения друг с другом.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Рассказ, проза, характеры и поступки героев.

Межпредметные связи

Русский язык

Ресурсы:

В.Ю. Свиридова «Литературное чтение» 2 класс ч. I

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Условия

Учебно-материальные, морально-психологические.

Технология проведения

Деятельность ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностируюшие задания

Время

Методы, формы, приемы обучения, педагогические технологии

Планируемые результаты

УУД

I этап. Организационный момент.

Цель активизация учащихся

Проверяет подготовку рабочего места, приветствует гостей

Настраивает детей на работу.

1мин

Приём: речь учителя

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь организовывать свое рабочее место, проявлять вежливость по отношению к окружающим, настраиваться на работу

(Личностные УУД)

II этап. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализиро

вать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

— создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

— установить тематические рамки;

— уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности.

Предполагает тип урока

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тип урока.

«Где есть желание, найдётся путь!»

— Почему сегодня у нас такой девиз?

(Наверно, мы будем открывать новые знания.)

— Да, вы угадали, сегодня у нас урок открытия новых знаний, а значит, мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

— Вы готовы к работе? Тогда в путь.

1 мин

Метод: стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, наглядный.

Приём: речь учителя.

Средства:

плакат с девизом

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

III этап. Проверка домашнего задания

Цель:

-проверить выполнение домашнего задания

5-7мин

IV этап. Актуализации и пробного учебного действия.

Цель:

— вспомнить известные произведения Носова

Работает с информацией, представленной в форме стихотворения.

Участвует в обсуждении проблемных вопросов, формулирует собственное мнение и аргументирует его.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока

Мы в путь за наукой сегодня пойдём,
Смекалку, фантазию нашу возьмём,
Дорогой с пути никуда не свернём.
И решение быстро найдем

— Поиграем в игру «Угадай-ка!».

— Угадайте, из каких произведений эти строки.

— «У Бобки были замечательные штаны – зелёные, вернее сказать защитного цвета…»

(Заплатка)

-«Мишка стал перекладывать кашу из кастрюли в тарелки…»

(Мишкина каша)

-Что можете сказать об этих произведениях?

(-Кто автор этих произведений?

-Чем похожи эти произведения?

-Чем отличаются?)

-Попробуйте предположить тему урока.

-Какова цель урока?

-Какую роль играет знание предмета «Литературное чтение» в вашей жизни?

— Для чего они вам нужны?

4 мин

Методы: игровой, проблемно-поисковый

Приём: сравнения, сопоставления, целеполагания; речь учителя; широкая постановка вопроса

Технология: игровая

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, решать вопросы проблемного характера (Познавательные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

V этап.

Изучение нового материала

Цель: -познакомить с новым произведением Н.Н.Носова

Слушают рассказ, читают рассказ по вызову, по «цепочке»,

выборочно, самостоятельно

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организует работу по работе над рассказом

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

1. Чтение учителем вступительного слова от авторов перед чтением рассказа.

2. Чтение 1-ой части рассказа учителем и хорошо читающими учащимися вслух.

Словарная работа

Работа по вопросам в конце первой части.

-Поработайте в парах, выполните задание вопроса №2 «Сколько игр можно придумать со старой калошей?»

3. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

— Вы хорошо трудились, а сейчас давайте немного отдохнем.

— Кто хочет провести физкультминутку?

4. -А теперь в группах обсудите ответ на вопрос «Сколько дел успел переделать Шурик?»

— А его старший брат?

-Почему так мало?

Подбор заголовка к 1-ой части

Проблемный вопрос

-Как вы думаете, к какому времени относятся события, описанные в этом рассказе?

5. Чтение 2-ой части рассказа детьми по «цепочке».

Словарная работа

Работа по вопросам в конце 2-ой части.

-Самостоятельно подберите и запишите заголовок ко 2-ой части

30 мин

Формы: фронтальная; индивидуальная; коллектив

ная, работа в малых группах

Методы: словесный,

проблемно-поисковый

Приемы:

определение закономерности;

Технология

Проблемного обучения,

создание ситуации успеха, здоровьесбережения

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую, решать вопросы проблемного характера (Познавательные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).

IX этап.

Домашнее задание.

Записывают домашнее задание, задают вопросы

Комментирует домашнее задание

1 уровень – прочитать и озаглавить 3-ю часть

2 уровень – прочитать, озаглавить 3-ю часть и подготовит чтение по ролям

3 уровень – прочитать, озаглавить 3-ю часть и подготовит пересказ

2 мин

X этап.

Рефлексия учебной деятельности

Цель:

подвести итог проделанной работе на уроке

Участвовать в подведении итога

проделанной работе на уроке

Организовать подведение итога проделанной работе на уроке

— Огромное трудолюбие и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на уроке открытия.

— Вспомните, с каких слов мы начали урок?

— Чему научились?

— Какие затруднения испытывали?

-Что хотелось бы выполнить еще раз?

— Довольны ли вы своей работой?

— Ваша самооценка совпала с моей. Молодцы. Спасибо за урок.

2 мин

Уметь выражать свои мысли;

использовать критерии для обоснования суждений.

(Коммуникативные УУД)

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here