ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе

с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по теме:

«Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

ФИО (полностью)

Митряева Надежда Владимировна

Место работы

МОУ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Литература

Класс

10

Тема и номер урока в теме

«Русская литература 19 века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», урок № 5. Урок подготовительный при подготовке учебного проекта «Образ Петербурга произведениях Ф.М. Достоевского» (или «Образ Петербурга в произведениях русской литературы»)

Базовый учебник:

Г.С.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература (в 2 ч.) Учебник 10 кл., М: Русское слово, 2008

  1. Цель урока: Знакомство учащихся с образом Петербурга в романе

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

9. Задачи:

— обучающие: Познакомить учащихся с концепцией города Петербурга

Достоевского через работу над средствами выразительности.

-развивающие: Развивать у учащихся умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, развивать навыки сопоставления и обобщения.

-воспитательные: Воспитывать у учащихся читательскую культуру через развитие навыков осмысленного чтения.

  1. Тип урока: Объяснение нового материала.

  2. Формы работы

учащихся: интерактивная, индивидуальная, самостоятельная с ком пьютерными модулями.

  1. Необходимое техническое оборудование: ПК учителя, м/м проектор, экран или мм доска, ноутбуки для учащихся или ПК для каждого ученика, с загрузкой необходимого для ЭОРа плеера, учебная доска, листочки для учащихся, подготовленный учителем на основе ЭОР фоторяд г. Петербурга (или небольшая презентация), карточки-путеводители для д/з.

  2. Структура и ход урока:

Таблица 1.

ХОД И СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Время

1.Организационный

-Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь. Итак, урок литературы.

Организация.

Приветствие. Организует внимание учащихся.

1-2

2.

Актуализация

-Предлагаю посмотреть небольшой фоторяд (видеоряд) (Демонстрация фотографий г. Санкт-Петербурга)

ЭОР № 1

-Какой город перед нами?

-Да, это Петербург. Что мы знаем о Петербурге?

Сколько разного, даже противоречивого, мы о нем знаем.

Подбор эпитетов

-Какой Петербург? Подберем определения к П., который мы сейчас увидели.

-П. считается литературной столицей России. На страницах каких произведений и каких авторов встречается П.? …И, конечно же, у Ф.М. Достоевского.

Восприятие.

Интерактивная форма

(«Снежный ком»)

Отвечают на вопросы.

Интерактив.

Подбирают и фиксируют (на листках в столбик слева) определения.

(роскошный, блистательный, красивый…)

Отвечают на вопрос.

Использует материалы ЭОР № 1 как средство актуализации учащихся и подготовки для создания проблемной ситуации.

Задает вопросы учащимся.

Записывает на доске или экране слова.

Анализирует, корректирует ответы учеников.

Анализирует, корректирует ответы учеников.

5-7

3.

Формулирование цели и задачи урока.

-Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Откроем тетради и запишем ее.

-Что мы должны сделать на уроке?

Формулировка темы и задачи урока.

Фиксируют в тетрадях.

Корректирует ответы учащихся, фиксирует тему на доске или экране.

2

4.

Введение нового материала.

— Роман «Преступление и наказание» называют «петербургским романом», почему? Обратимся к содержанию электронного ресурса.

ЭОР 2. Сцены 2, 4

-Изучите самостоятельно предлагаемые материалы (тексты справа и видеофрагмент)

www.fcior.edu.ru:

http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

Восприятие информации в текстовой и аудио- визуальной форме, осмысление учащимися полученной информации

Определяет учебный ЭОР, формулирует задание.

12-15

5.Выполнение задания.

— Что говорят о Петербурге герои романа?

ЭОР 2. Сцена 3

Выполните предлагаемое задание.

Индивидуальный вид деятельности. Выполняют задания на сопоставление героя и его высказывания о П.

Анализирует

результаты выполнения учащимися заданий, ответы.

10

6. Закрепление материала и формулирование вывода.

Подбор эпитетов.

-Каким предстает Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание»?

Интерактивная форма.

Подбирают и фиксируют в столбик справа определения.

(пыльный, душный, грязный…)

Формулирование вывода. Фиксируют выводы.

Записывает на доске или экране слова.

Анализирует, корректирует ответы учеников.

Корректировка высказываний, помощь при обобщении, формулировании выводов.

5

7. Домашнее задание

-Выберите одну из групп: (на доске)

1.Интерьер (комната, квартира).

2. Улица (перекрестки, площади, мосты).

3. Трактир.

4. Цвет города.

Задание: по карточкам-путеводителям найдите отрывок из текста и подберите, используя ЭОРы, ЦОРы и пр., к ним иллюстрации художников, видеофрагменты и пр.

Знакомятся с

заданием, выбирают группу.

Объясняет домашнее задание.

5

8. Подведение итогов и оценивание.

Подведение итогов и оценивание.

Подводит итоги урока, оценивает деятельность учащихся.

Приложение к технологической карте урока

по литературе ««Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», 10 кл.

Таблица 2.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Коллекция «Петербург — столица Российской империи»

информационный

Иллюстрации, фотографии

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/109349/?interface=themcol

2.

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

информационный

Электронный модуль

www.fcior.edu.ru:

http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

2 . КАРТОЧКИ-ПУТЕВОДИТЕЛИ для дз:

1.Интерьер (комната, квартира):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.2,

Ч. 1, гл. 2,

Ч.1, гл.3,

Ч.3, гл. 5,

Ч.4, гл.4,

Ч.4, гл.5.

2. Улица (перекрестки, площади, мосты):

Ч.1, гл.1,

Ч.1, гл.5,

Ч.2, гл.2,

Ч.2, гл.1,

Ч.2, гл.6,

Ч.5, гл 5,

Ч.6, гл.8

3. Трактир:

Ч.1,гл.1

Ч.1, гл 2

Ч.2, гл.6,

4. Цвет города: (желтый и красный)

По тексту (можно дать опережающим заданием для ученика с высокой учебной мотивацией)

  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ «В помощь учителю»:

Карточка ЭОР к теме: «Русская литература 19 века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №1.

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

ФЦИОР www.fcior.edu.ru:

http://www.fcior.edu.ru/card/28411/obraz-peterburga-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 8, 9 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №2.

Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28521/zhizn-i-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для изучения темы «Русская литература XIX века. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского».

ЭОР №3.

Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28484/roman-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Русская литература XIX века. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

ЭОР №4.

«Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28461/prestuplenie-i-nakazanie-kak-roman-tragediya-v-5-aktah-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Преступление и наказание» как роман-трагедия в 5 актах» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 11 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №5.

Контрольный тест «Литературный путь Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28463/kontrolnyy-test-literaturnyy-put-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Контрольный тест «Литературный путь Федора Михайловича Достоевского»» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Ф.М. Достоевский».

ЭОР №6.

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28499/kontrolnyy-test-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский. Преступление и наказание».

ЭОР №7.

Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского» (баз. изуч)

http://www.fcior.edu.ru/card/28456/kontrolnyy-test-tvorchestvo-fedora-mihaylovicha-dostoevskogo-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Контрольный тест «Творчество Федора Михайловича Достоевского»» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»».

ЭОР №8.

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» № 1 (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28422/kontrolnyy-test-po-romanu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-1-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание»» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Достоевский «Преступление и наказание»».

ЭОР №9.

Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание» (№ 2, базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28421/kontrolnyy-test-po-romanu-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-2-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Контрольный тест по роману Достоевского «Преступление и наказание»» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы для контроля знаний по теме «Русская литература XIX века. Роман Достоевского «Преступление и наказание»».

ЭОР №10.

Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/28441/evangelskie-motivy-v-romane-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Евангельские мотивы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» предназначен для использования в образовательных учреждениях на уроках литературы в 10 классе на этапе объяснения нового материала и закрепления пройденного по теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

ЭОР №11.

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов (углубленное изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/15814/sravnitelnaya-harakteristika-geroev-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-raskolnikov-i-m.html

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Мармеладов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №12.

Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович (углубленное изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/15816/sravnitelnaya-harakteristika-geroev-romana-f-m-dostoevskogo-prestuplenie-i-nakazanie-raskolnikov-i-p.html

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников и Порфирий Петрович» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №13.

Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов (базовое изучение)

http://www.fcior.edu.ru/card/15895/sravnitelnaya-harakteristika-raskolnikov-i-svidrigaylov-bazovoe-izuchenie.html

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №14.

Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин (углубленное изучение

http://www.fcior.edu.ru/card/15832/sravnitelnaya-harakteristika-trenazher-dlya-sravnitelnogo-analiza-geroev-romana-prestupleniya-i-naka.html

Электронный учебный модуль «Сравнительная характеристика. Тренажер для сравнительного анализа героев романа «Преступления и наказания». Раскольников и Лужин» предназначен для использования в образовательных учреждениях, на уроках литературы. Модуль содержит сведения для формирования знаний по теме «Русская литература XIX века. Достоевский».

ЭОР №15.

Коллекция «Петербург — столица Российской империи»

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/db088003-fb31-460e-8655-72657bdea10e/109349/?interface=themcol

Коллекция, посвященная Санкт-Петербургу, содержит фотографии основных архитектурных и исторических объектов города, историко-архитектурные справки об этих зданиях, подборку литературных произведений о Петербурге-Ленинграде

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here