Урок чтения и развития речи в 3 классе
Ф. И. О. педагогов: Шалаганова Лариса Ивановна, учитель начальных классов, Кижапкина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы. ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Предмет: Чтение и развитие речи.
Класс: 3
Тип урока: комбинированный
Тема: Чтение рассказа О. Донченко «Телёнок».
Цель: формирование навыка сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения.
Задачи:
1.Коррекционно-образовательная.
К концу урока мои ученики будут знать:
будут уметь: устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, опираясь на собственный опыт
приобретут навыки сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения.
смогут поразмышлять о трудолюбии и заботливом отношении к животным.
2. Коррекционно-развивающая: корректировать аналитико – синтетическую деятельность; развивать устную речь учащихся; содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самоанализ и самокоррекцию учебной деятельности.
3. Коррекционно — воспитательная: формировать социальные представления об окружающем мире.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд-презентация; аудиозапись.
Дидактические материалы к учебному занятию: телевизор с «бегущей лентой», «Цветик-семицветик» (с диалогами), «Волшебная палочка», таблица Тоцкого, набор вопросов, у каждого ребенка вопросы без вопросительного слова.
Технологическая карта с дидактической структурой коррекционного урока
Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | ||||
Организационный момент. Слайд 1. «Солнышко» | Произносят звуки на выдохе: «А», «О», «У», «И», «Э», «Си»;
упражнение на зрительное восприятие
Чтение детьми хором стихотворения. | Приветствие. Речевая разминка!
Показывается картинка «Мои друзья». -Можно ли обозначить одним словом то, что изображено на картинке?
Учитель: — Прочитаем знакомое нам стихотворение хором, одновременно массируя кончики ушей.
| работа с таблицей Тоцкого М.П.; 1.Л Б В Г Л 2. Е Ё Ж И 3. Й К Л М Н 4. О П PC T 5. У Ф X Ц Ч 6. Ш Щ Ъ Ы Ь 7. Э Ю Я
Ответы детей. Можно, это домашние животные
Подготовительное чтение знакомого стихотворения по «бегущей ленте» с одновременным проговариванием и массажем ушей.
| Отработка речевых навыков, правильности произношения
Отработка навыков правильного чтения | Развитие артикуляции, фонематического слуха
Развитие зрительного восприятия
|
Проверка домашнего задания. Слайд 2. | Дети читают вслух пословицы. | Посмотрите на рисунки, которые вы нарисовали дома в нашей картинной галерее. У вас на столах лежат полоски бумаги с пословицами. Попробуйте к каждому рисунку подобрать пословицу, предварительно прочитайте вслух их. Учитель: — Какую тему мы изучаем? | Дети подбирают пословицы к рисункам.
Учимся трудиться
| Воспитание любви к труду | Развитие чувства вкуса, правильного чутья речи, кругозора |
Изучение нового материала. Слайд 3.
Слайд 4.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
Слайд 8.
Слайд 9. | Беседа.
Дети угадывают, что это бык.
Дети выполняют дразнилку с движением пальцев (2 раза).
Слушают образцовое чтение учителя.
Работа над содержанием. На заданные вопросы дети отвечают.
Релаксация. (Восстанавливает работоспособность.)
.
а) «ЭХО» чтение слов с объяснением смысла (на доске). ПИ-ТО-МЕЦ — тот, кого кормят, воспитывают, заботятся; ВЕ-ТЕ-РИ-НАР-НЫЙ врач — лечит животных; БЛА-ГО-ПО-ЛУЧ-НО — удачно, успешно; ОТ-ТОЛ К-НУВ-ШИСЬ — толчком от чего-то; ЗА-ВЕ-ДУ-Ю-ЩИЙ -заведует фермой; ОТ-ЧА-ЯН-НЫЙ — зов — безвыходный,
Сначала дети кричат тихо, по сигналу учителя: «громче, ещё громче», сила голоса увеличивается». Дети читают после учителя, обращая внимание на ударение, по слогам, а затем целым словом.
б) Чтение слов со стечением согласных.сла-слабый сто — стоял сде-сделал кре-крепкий при-прибавлял здо-здоровый сми-смирный Проговаривание с хлопками слов из словаря. ТЕ-ЛЕ-НОК, КО-РО-ВА, СА-ХАР
Ученики по желанию подходят к доске и срывают лепесток с диалогом, читают, соблюдая интонацию);
Дети (3 группы) по очереди разыгрывают сценку ««Мама и Митя».
Дети читают предложения по цепочке, передавая друг другу палочку. По сигналу учителя (стук карандаша или хлопок) меняется способ чтения).
Чтение с заданием.
Составляют картинный план.
Читают «про себя». | Детям показывается телевизор с бегущей лентой (рис. 2.1). — Что нужно, чтобы животные выросли? — Сейчас мы будем читать рассказ О. Донченко «Телёнок». (Выставляется иллюстрация к рассказу «Телёнок».
— Как можно назвать по-другому телёнка, когда у него появятся рога? (Бык, корова). -Давайте проговорим дразнилку-скороговорку бычка!
1. Чтение текста учителем. — Я буду читать текст, а вы подумайте, о ком говорится в этом рассказе после прочтения текста. — Найдите нужное вопросительное слово и прочитайте вопрос полностью. На заданные вопросы дети отвечают. (За правильность выполнения необходимо стимулировать детей жетоном.) — А теперь немного отдохнем
Словарная работа. А какие слова непонятны? На доске словарные слова , давайте их объясним, как вы их понимаете, а затем я открою створку на доске и мы узнаем, правильно ли мы думали.
«М-ма-э-э-э!» (За- Какие два слова обозначают одинаковый смысл. —
Два слова противоположные по смыслу (например: большой – маленький, написано на доске)
А теперь проговариваем слова при помощи хлопков.
IV. Логоритмическая физминутка «Курица и цыплята» а) игра «Цветик-семицветик»,
б) драматизация сцены «Мама и Митя». (театрально- игровая технология),
в) чтение по цепочке с «Волшебной палочкой»,
г) чтение по цепочке способом «2+2». Учитель, взяв палочку у последнего читающего, начинает читать два предложения, предварительно предупредив детей: -Читаем способом «2+2», продолжаем чтение.
е) составление картинного плана. — Восстановите последовательность событий. (Вывешивается отрывок из текста с замазанными окончаниями.) И стал маль[][][] ухажив[][][] за теленк[][]. Кормил его молок[][] из ложк[], в моло[][] прибавл[][] саха[]. . Два раза в день менял соломенн[][] подстилк[][] и, как ребенЦ], мыл тепл[][]вод[][]с мыл[][] — Прочитайте отрывок глазами без голоса. — К какой картинке относится отрывок? — Найдите ошибку. В этом отрывке имеется ошибка вместо слова «кормил телёнка из соски» написано слово «из ложки» | (Трудиться.)
Предлагается схема: I II I.)
Дразнилка-скороговорка: Бык, бык, тупогуб, тупогубенький бычок. У быка была губа тупа 1 раз — сидя, надавливая на подушечки всех пальцев большим «пальник здоровается», создавая ритм. 2 раз — это же движение выполняется с прыжками. III. Работа над новым текстом. Ответы детей. В рассказе говорится о мальчике Мите и теленке.
. У каждого ребенка на столе лежит вопросительное предложение без вопросительного слова У «слабых» — полное предложение. Слова-вопросы развешены и разложены по классу.
Одновременное сжимание кулачков и зажмуривание глаз с напряжением и задержкой дыхания (3 раза). безнадежный.
Объясняют
— Давайте крикнем отчаянно так же, как кричал телёнок.
.
После этой работы учитель закрывает левую часть и просит детей восстановить слова по памяти;
(После сцены дети хлопают, как в театре)
Учитель читает 2 предложения, ученик повторяет последнее и продолжает читать следующие 2 предложения, затем снова учитель и второй ученик и т.д. (Все дети должны прочитать по одному разу).
(По сигналу учителя начинается хоровое чтение с подчеркиванием слов карандашом на слово «стоп». По сигналу «стоп» нужно подчеркнуть слово и продолжать хоровое чтение дальше до определенного сигнала. Текст до конца читать не обязательно. В этом задании самому внимательному вручается жетон). (Выставляются 3 картинки по содержанию из текста) | Умение работать по схеме.
Умение правильно произносить звуки.
Умение подбирать вопросительное слово
Умение четко произносить слова.
Умение находить противоположные по смыслу слова
Работа над интонационной стороной речи
Работа по развитию и применению театральных жестов
Отработка навыков чтения
| коррекция зрительного и слухового восприятия.
Развитие артикуляции, коррекция пространственного мышления и двигательных навыков
Развитие речи
Развитие памяти
Развитие речи
Развитие ритма
Развитие речи
|
Закрепление нового материала. Слайд 10. |
| Что нового узнали? О чем расскажете родителям? |
|
|
|
Рефлексия. Слайд 11. | .
| Спасибо всем! -Я очень довольна. — Молодцы! — Давайте отметим лучших. — Подсчитаем количество жетонов. — Похлопаем победителям. |
|
|
|
V. Домашнее задание.
| 1. Найдите отрывок, относящийся к нашей странице, и выразительно его прочитайте. 2. Перескажите рассказ согласно нашему плану. |
|
|
|
|